2.4 Особенности в учете отдельных объектов бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами

Учебное пособие по МСФО и...

Автор:
Опубликовано: 20 Сентября 2010

Внеоборотные активы (Fixed assets )

Внеоборотные активы представляют собой средства, которые используются длительное время в деятельности предприятия. Земля, предназначенная для перепродажи, а также здания, не используемые в процессе производства, относятся в другую группу – к инвестициям.

Основным вопросом учета внеоборотных активов является определение экономической эффективности их использования. Они обладают функциональной полезностью. (у автомобиля – это величина пробега за возможный срок эксплуатации; у станка – количество деталей, которые можно выпустить). Практически, приобретая объекты внеоборотных активов фирма заранее оплачивает мили, штуки и т.д. Таким образом, внеоборотные активы – это долгосрочные расходы будущих периодов.

Внеоборотные активы делят на две категории:

  • материальные активы – земля, здания, природные ресурсы и т.д.,
  • нематериальные активы.

Существует две важные задачи в области учета внеоборотных активов.Первая состоит в том, что необходимо определить какая часть их стоимости будет списана на издержки в текущем отчетном перироде; вторая – в подсчете остаточной стоимости, показываемой в балансе.

Для разрешения этих проблем следует ответить на следующие вопросы:

  1. Как определить первоначальную стоимость объекта (Пс), т..е. разрешить проблему оценки;
  2. Как списать часть стоимости объекта на расход периода;
  3. Как вести учет расходов, связанных с обслуживанием и эксплуатацией, ремонтами;
  4. Как отражать в учете выбытие объектов?

Материальные активы имеют физическую натуральную форму, к ним относится и земля. Однако земля не имеет срока службы, в отличие от других объектов ОС. В связи с этим износ на землю не начисляется, в то время как все остальные объекты ОС подлежат амортизации.

Первоначальная стоимость ОС исчисляется по принципу полной фактической себестоимости. При приобретении за наличные – это сумма всех произведенных проплат, при приобретении в кредит в Пс не включаются %% уплаченные. Эти %% являются текущим расходом. Исключение составляет строительство: %% по кредиту, полученному на эти цели, следует включать в Пс объекта.

Земля не включает в Пс затраты по обустройству территории: подъездные пути, парковка, ограды и т.д., так как они имеют ограниченный срок использования и должны отражаться на отдельном счете « Обустройство».

Паушальный платеж – сумма, уплаченная не за отдельный объект, а за их комплекс. При этом из документов не видна цена отдельных объектов.

Паушальный платеж должен быть разделен на стоимость земли и зданий, т.к. на землю износ не начисляется.

Капитальные и некапитальные расходы.

К капитальным расходам относят не только расходы на приобретение ОС, но и на увеличение будущих экономических выгод от объекта, которые выражены в:

  • продлении срока эксплуатации
  • увеличении производительности
  • улучшении качества
  • приросте

Приростом считается физическое расширение производственных мощностей.Капитальный ремонт влияет на расчетную ликвидационную стоимость или на срок эксплуатации. Затраты на капремонт отражаются по Дебету счета «Накопленный износ» и, следовательно, увеличивают остаточную стоимость.Таким образом, износ должен начисляться на новую стоимость.Текущий ремонт является текущими расходами.

Амортизация – это процесс распределения, а не оценки.

Есть несколько существенных моментов, которые следует учесть:

  • Объекты имеют ограниченный срок использования по причинам физического и морального износов,
  • Износ трактуется не как уменьшение рыночной стоимости, а как списание стоимости активов на издержки,
  • бухгалтерские записи ведут в соответствии с принципом себестоимости. Они не служат индикатором уровня рыночных цен. Даже если рыночная стоимость повышается, износ начисляется исходя из Пс, так как является следствием распределения ранее понесенных затрат.

Для расчета во внимание принимают целые месяцы. Амортизация начисляется раз в год/полгода, корректирующими записями. В случае выбытия суммы начисляются вплоть до даты продажи.

Способы начисления износа: равномерный, функциональный, суммы годовых чисел, уменьшения Пс.

Выбытие основных средств

Основные средства выбывают тремя способами: ликвидируются, продаются, обмениваются. Прибыли-убытки от выбытия основных средств отражаются в Отчете о прибылях и убытках как прочие доходы и расходы.

Обмен основных средств

Неденежный обмен. Обмен неденежных активов может принять две основные формы: обмен неоднородных активов и обмен однородных активов. Если обмен завершает процесс получения прибыли, то прибыль или убыток отражается. Если обмен не считается завершением процесса получения прибыли, то реализованная прибыль не отражается.

Неоднородные активы. Обмен завершает процесс получения прибыли. Принято оценивать операцию по рыночной стоимости отданного актива ( если только рыночная стоимость полученного актива не будет более явной). Отражается прибыль или убыток.

Однородные активы. Это активы, которые используются в одинаковых целях, одного типа и используются в одном секторе бизнеса. Такие активы обмениваются в результате технологических усовершенствований или в связи с их износом. При обмене однородных активов с получением прибыли принято оценивать операцию по балансовой стоимости отданного актива. Таким образом, прибыль откладывается и распределяется по всему сроку жизни нового актива путем допущения меньшей суммы годовой амортизации.

Исключением правила неотражения прибыли от обмена однородных активов является ситуация, когда одновременно денежный и неденежный активы меняются на подобный неденежный актив. В этом случае денежная часть обмена называется доплатой. Когда доплата составляет как минимум 25% рыночной цены, операция считается денежной и обе стороны должны отражать обмен по рыночной цене. Когда доплата менеее 25%, завершенной считается только доплаченная часть процесса получения прибыли. Часть прибыли, соответствующая доплате, должна отражаться при определении чистой прибыли периода, в котором произошел обмен.

Реализованная прибыль исчисляется по следующей формуле:

Доплата    Общая
_____________________________
Доплата + Рыночная стоимость
Полученного неденежного актива
   X    Общая
указанная
прибыль

Балансовая прибыль полученного объекта = балансовая стоимость старого объекта – сумма полученной доплаты + реализованная прибыль.

Если в результате обмена однородных активов получен убыток, то считается завершенным процесс получения прибыли. Убыток отражается. Для принятия решения используют принцип консерватизма. До тех пор, пока процесс получения прибыли при обмене однородных активов не считается завершенным, отражать актив в сумме сколько-нибудь большей рыночной стоимости было бы неразумным.

В некоторых случаях рыночная стоимость актива не может быть определена. Если рыночную стоимость определить невозможно, для оценки используют балансовую стоимость.

Существует несколько правил определения (признания) убытка или прибыли, которые зависят от характера обмениваемых предметов.

Обмен Убытки Прибыли
Финансовая отчетность    
 – однородные активы да да
 – неоднородные активы да нет
Налогообложение прибыли    
 – однородные активы нет нет
 – неоднородные активы да да

Природные ресурсы и их истощение.

Природные ресурсы отличаются в экономическом смысле от земли тем, что добываются и перерабатываются в качестве исходного сырья для производства продуктов; от ОС – тем, что подвержены истощению, а не износу. Это означает их постепенное убывание вследствие добычи, вырубки, откачки и т.д. Главный момент – определение способа распределения стоимости природных ресурсов между отчетными периодами.

Отражаются в балансе по отдельным статьям в оценке по фактической себестоимости, которая включает:

  • стоимость приобретения,
  • затраты на исследования,
  • затраты на развитие.

Затраты на исследования могут быть определены либо по методу полной стоимости, либо по методу успешных усилий ( когда капитализируются только затраты по проектам, признанным как успешные).

Затраты на развитие делят на материальные – затраты на тяжелое оборудование и нематериальные – затраты на тоннели, шахты…)

Расчет истощения осуществляется по функциональному методу с использованием ставки истощения. Для этого используют оценочное количество единиц запаса природного ресурса. Расход на истощение записывается только в году, когда произошла реализация ресурсов природных ископаемых.

Нематериальные активы

Объекты, не имеющие вещной основы. Их назначение заключается в том, что в большинстве случаев они служат легализацией прав собственников или поддерживают их преимущества, вытекающие из прав собственности.

Как и ОС, подвержены износу. В учете такие объекты делят на группы по нескольким критериям:

  • определяемость: актив может отдельно не определяться, например «гудвилл»
  • способ приобретения: актив приобретен сам по себе, в группах, произведен внутрифирменно
  • предполагаемый период получения выгоды: актив имеет юридические и контрактные ограничения, связанные с человеческими и экономическими факторами или связан с неопределенным или неустановленным сроком действия
  • степень отчуждаемости: права на актив могут быть переданы без юридической процедуры, проданы либо неотделимы.

По объектам, имеющим определенный срок службы, износ начисляется в течение этого срока аналогично равномерному методу начисления износа по ОС. По объектам, не имеющим лимита сроков службы амортизация начисляется в течение разумного времени, но не более 40 лет.

При этом записи, отражающие начисленные суммы, сразу уменьшают счет нематериального актива, по которому начислен износ. В этом отличие от учета амортизации других внеоборотных активов, по которым суммы амортизации собираются на отдельных контрарных счетах. Если нематериальный актив теряет свою практическую ценность до своей полной амортизации, остаточная стоимость списывается на убытки.

Goodwill или цена фирмы – самый нематериальный из всех нематериальных активов. Этот термин обозначает репутацию фирмы и с точки зрения финансовой отчетности является неотражаемым активом. Такой актив включает следующие факторы: превосходная команда менеджеров, хороший климат в коллективе, стратегически выгодное местоположение фирмы. Все это позволяет компании иметь большую по сравнению с текущей рыночной норму прибыли.

Однако сделать оценку перечисленных факторов в денежном выражении не представляется возможным. В балансе гудвилл отражается только как превышение или занижение (бэдвилл ) покупной цены над стоимостью активов всего предприятия (100% приобретение другого предприятия), приобретаемого компанией. Если гудвилл разработан внутри компании, затраты по нему не могут быть капитализированы этой компанией.

Запасы

Основной проблемой в учете запасов материальных ценностей является проблема определения величины конечных остатков. Стоимость материальных запасов на конец периода зависит от двух факторов: количества и цены.

По крайней мере один раз в год необходимо проводить инвентаризацию фактических запасов. В запасы включают все товаро-материальные ценности, которыми владеет фирма, в том числе и запасы в пути, если ценности отгружены поставщиком на условиях ФОБ-станция назначения.

Однако, могут быть запасы, которые не следует инвентаризировать – подготовленные к продажам и оплаченные; запасы на консигнации.

Оценка запасов является наиболее интересной и широко обсуждаемой темой в бухгалтерском учете.

Ошибка в оценке является значимой, поскольку оказывает нежелательные последствия на величину чистой прибыли как в текущем, так и в последующем году.

Существует ряд способов оценить остаток запасов на конец периода для финансовой отчетности. Основная часть из них основана либо на себестоимости (или наименьшей ее величине), либо на рыночной цене.

И тот и другой подход приемлем для определения прибыли и суммы подоходного налога на прибыль.

Определение стоимости. Первичной основой учета является себестоимость, в целом определяемая как уплаченная цена или выданная компенсация при приобретении ценностей. Таким образом, себестоимость материальных запасов включает:

  • сумму счета-фактуры за вычетом скидок на покупку,
  • стоимость фрахта, включая стоимость страхования в пути,
  • соответствующие налоги и тарифы.

Другие расходы, связанные с приобретением, приемом, складированием, в принципе тоже должны включаться в себестоимость запасов, однако на практике такие расходы настолько сложно распределить между отдельными группами запасов, что в большинстве случаев они учитываются как расходы периода, а не как элементы себестоимости материальных запасов.

Методы оценки запасов. В течение года цены на большую часть запасов изменяются. Часто при приобретении и использовании одних и тех же запасов невозможно определить: какая часть конкретных запасов уже потреблена, а какая еще находится в составе материальных запасов.

Так как предполагаемый порядок потребления запасов может не совпадать с фактическим, то это предположение является скорее информацией о движении стоимостей, чем о физическом движении.

Термин движение стоимостей означает увязку затрат с предполагаемым потоком запасов. Стандарт допускает несколько вариантов информации о движении стоимости:

  • метод сплошной идентификации,
  • метод средней стоимости,
  • метод оценки по ценам первых закупок (FIFO),
  • метод оценки по ценам последних закупок (LIFO ),
  • метод оценки запасов по правилу «минимальной оценки» (LCM).

Оценка запасов по правилу «минимальной оценки». Несмотря на то, что себестоимость является наиболее подходящей базой для оценки запасов, иногда они могут быть показаны в отчетности по цене ниже себестоимости. Если по причине физической порчи, устаревания или падения цен на рынке уровень оценки запасов по рыночным ценам падает ниже себестоимости их приобретения, то возникают убытки. Такие убытки могут быть понижены путем уценки запасов до рыночной стоимости. При этом под рыночной в данном случае понимается цена замещения.

В этой ситуации применяется метод оценки запасов по наименьшей из себестоимости и рыночной стоимости.

Его можно применить либо постатейно, либо по основным группам, торговые компании могут применить его и для общего уровня запасов.

Для принятия решения об оценке следует установить значение нижней и верхней границ. Если цена замещения попадает в установленные рамки, то запасы могут быть оценены по рыночной цене. Под верхним пределом понимают чистую стоимость реализации (продажная цена минус затраты на продажи), а под нижним – разницу между чистой реализацией и обычной нормой прибыли.

Метод применяется независимо от того, какой метод использовался для определения себестоимости, за одним исключением: метод LCM не совместим для налогообложения с методом LIFO.

Учет дебиторской задолженности.

Счета к получению.

Счета к получению – это право предприятия на получение, товаров или услуг от клиентов. Счета к получению бывают двух видов: задолженность покупателей и заказчиков и задолженность прочих дебиторов.

Задолженность покупателей и заказчиков возникает в ходе обычной деятельности предприятия и представляет собой суммы, причитающиеся предприятию от клиентов за реализованные им товары или оказанные им услуги.

Задолженность покупателей и заказчиков можно разделить на: дебиторскую задолженность и векселя к получению.

Дебиторская задолженность – это устные обещания уплатить за товары или услуги в течение короткого срока, обычно от 30 до 60 дней.

Векселя к получению – это письменные обещания уплатить определенные суммы денег в определенный день в будущем. Векселя к получению возникают в результате операций по финансированию и реализации. Векселя могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными.

Задолженность прочих дебиторов не связана напрямую с реализацией товаров и услуг. Она возникает в результате ссуд, выданных должностным лицам и работникам предприятия, ссуд дочерним предприятиям, дивидендов и процентов к получению и так далее. Задолженность прочих дебиторов в балансе отражается отдельно.

Дебиторская задолженность.

Дебиторская задолженность возникает в результате реализации в кредит. Предприятие продает товары и услуги в кредит с целью увеличения объема реализации. Реализация в кредит создает необходимость оценки кредитоспособности, утверждения заявок на получение кредита, получения денег по просроченным счетам, чем и занимается отдел изучения кредитоспособности клиентов.

Предприятию, реализующему товары в кредит, необходимо создать систему внутреннего контроля. Система будет включать в себя заказы на покупку, которые требуют утверждения кредита, заранее пронумерованные счета-фактуры реализации для учета реализации в кредит, погрузочные документы и прочую документацию. Функция реализации и функция получения денежных средств должны быть разделены.

Скидки.

Торговые скидки. Обычно предприятия демонстрируют свои товары в каталогах, в которых указаны цены по каталогу. Так как цены часто изменяются, предприятие часто печатает список торговых скидок, суммы которых вычитаются из цены по каталогу. Таким образом, нет необходимости перепечатывать каталог каждый раз, когда меняется цена. Если цена по каталогу равна $500 и торговая скидка 20%, то фактурная цена составит $400. В записях по реализации отражается фактурная цена.

Скидки за срочность оплаты. Многие предприятия предлагают такие скидки, чтобы стимулировать своевременную оплату. Эти скидки могут предоставляться на условиях 2/10, n/30 (скидка 2%, если оплата произведена в течение 10 дней, полная сумма в течение 30 дней) или 2/10, Е.О.М. (скидка 2%, если оплата произведена в течение 10 дней после окончания месяца).

Так как многие клиенты пользуются системой скидок, можно утверждать, что сумму задолженности следует определять не по фактурной цене, а по окончательной цене. Окончательная цена – это фактурная цена минус предполагаемая сумма скидки за срочность оплаты.

В учете принято определять сумму дебиторской задолженности по фактурной цене. Однако, если клиенты пользуются скидками, то для определения чистой реализации в отчете о прибылях и убытках сумма скидок вычитается из суммы реализации вместе с суммой возврата реализованной продукции.

Например:

Валовый объем реализации =150,000
Минус (-) Возврат реализованной продукции =5,400
Скидки за срочность оплаты = 8,600
Чистая реализация =136,000

Главная Книга и Книга дебиторской задолженности.

В Главной Книге содержится счет под названием «Дебиторская задолженность». Этот счет называется контрольным счетом, так как сальдо по этому счету равно сумме итоговых сальдо по счетам клиентов, представленных в отдельной книге, которая носит название вспомогательной книги. Переносы на счета индивидуальных клиентов осуществляются в течение месяца на момент операций, а на контрольный счет переносятся итоговые суммы в конце каждого месяца. В конце месяца счета выглядят следующим образом:

Главная Книга

Дебиторская задолженность
         
  Сальдо 4,000 Денежные средства зачтены 5,700
  Реализация 6,200    
         

Книга дебиторской задолженности

Джон Смит
         
  Сальдо 1,200 Денежные средства зачтены 1,700
  Реализация 2,500    
         


Генри Томас
         
  Сальдо 1,800 Денежные средства зачтены 2,500
  Реализация 1,700    
         


Джеймс Уильямс
         
  Сальдо 1,000 Денежные средства зачтены 1,500
  Реализация 2,000    
         

Безнадежные долги.

При реализации товаров в кредит может возникнуть ситуация, когда некоторые клиенты не в состоянии погасить долг. Суммы, которые не могут быть получены с клиентов, называют безнадежными долгами. Эти суммы представляют собой расход, связанный с осуществлением операций в кредит.

Проводка, отражающая безнадежный долг, выглядит следующим образом:

Расходы на безнадежные долги = 500 Дебиторская задолженость (John Scott) =500

Списан счет безнадежной задолженности

Соотнесение расходов на безнадежные долги и реализации.

По возможности необходимо соблюдать принцип соответствия. В течение года предприятие реализует товары, но не знает, какие суммы станут безнадежными долгами. Хотя и в конце года предприятие не может назвать суммы, которые не будут погашены, можно сделать предположение на основе имеющегося опыта: сколько процентов от суммы чистой реализации станут безнадежными долгами.

На основе опыта прошлых лет предположим, что 2% от суммы чистой реализации станут безнадежными долгами. Если в этом случае сумма чистой реализации за год составляет $750,000, то предположительная сумма безнадежных долгов составляет $15,000. Сделав следующую проводку в конце отчетного периода, можно отразить предположительную сумму расходов на безнадежные долги в том же году, когда и была осуществлена реализация:

31 дек.

Расходы на безнадежные долги = 15,00 Резерв по счетам на безнадежной задолженности = 15,000

Отражена предположительная сумма безнадежных долгов

Сумма резерва по счетам безнадежной задолженности вычитается из суммы дебиторской задолженности в разделе баланса «Оборотные средства».

Дебиторская задолженность = 195,000

Минус: Резерв по счетам безнадежной задолженности =15,000

Чистая сумма инкассируемой дебиторской задолженности = 180,000

Списание безнадежных долгов.

В течение следующего года отдельные суммы будут определены как неинкассируемые. Когда подобное имеет место, делается следующая проводка:

Резерв по счетам безнадежная задолженность =700 Дебиторская задолженность (Joe Lee)= 700

Списан счет безнадежной задолженности

Вместо счета расходов на безнадежные долги дебетуется резервный счет.

Поступления в счет погашения безнадежного долга.

Может случиться, что клиент вновь стал платежеспособен и погасил свой долг. Тогда делается следующая проводка:

Дебиторская задолженности (Joe Lee) =700 Резерв по счетам безнадежной задолженности =700

Восстановлен счет, списанный как безнадежная задолженность.

А в журнале поступлений денежных средств необходимо сделать проводку:

Денежные средства = 700 Дебиторская. Задолженность =700

Погашена задолженность по счету

Недооценка резерва по счетам безнадежной задолженности.

Может случиться так, что сальдо по счету резерва по счетам безнадежной задолженности до исправительных проводок имеет дебетовый остаток $200, а необходимый остаток по счету резерва установлен в размере $17,900. Поэтому сумма, отнесенная на расходы по безнадежным долгам, составит $18,100 ($17,900 необходимый остаток + $200 дебетовое сальдо).

Расходы на безнадежные долги =18,100 Резерв по счетам безнадежной .задолженности= 18,100

Восстановление счета резерва по безнадежным долгам до $17,900

В конце года Вы можете рассмотреть возможность изменения метода оценки предположительных безнадежных долгов.

Переоценка резерва по счетам безнадежной задолженности.

Может случиться так, что в конце года на счете резерва по счетам безнадежной задолженности осталось сальдо, так как лишь небольшое количество долгов не было погашено, например, в сумме $1,740. Скажем, резерв на безнадежные долги определен в размере $3,740.Следовательно, необходимо сделать дополнительную запись по кредиту в сумме $2,000 на резервный счет.

Расходы на безнадежные долги = 2,000 Резерв по счетам на безнадежной задолженности= 2,000

Восстановлен резервный счет до размера 5% дебиторской задолженности

Условные обязательства.

Условное обязательство не является фактическим обязательством до того момента, когда имеет место некоторое событие. К этой категории можно отнести гарантию качества изделия, так как изделие не требует расходов на обслуживание до момента его поломки. Гарантия качества изделия – это обещание, данное продавцом покупателю на определенный срок, в течение которого продавец обязуется оплачивать замену запчастей и покрывать прочие ремонтные расходы. А так как вероятен определенный процент поломок, то с некоторой долей уверенности можно подсчитать сумму обязательства. Сумма гарантийного обязательства рассчитывается как процент от реализации, а именно:

31 дек.

Расход по гарантийному обязательству = 5,000 Предположит. сумма гарантийного .обязательства =5,000

Отражен расход по гарантийному обязательству в размере 2% от суммы реализации $250,000

Предположим, что необходимо отремонтировать клиенту его компьютер в течение срока гарантии. Посредническая фирма выполняет все работы по замене запчастей стоимостью $120 и выставляет клиенту счет за свою работу на сумму $150. Оплата клиента и работы согласно гарантийному договору будут отражены проводкой:

15 янв.

Денежные средства =150 Предположительно сумма гарантийных Обязательств = 120

Запасы запчастей =120 Доходы от ремонтных работ =150

Отражены работы по гарантийному обслуживанию и доход

Обратите внимание на то, что затраты или расходы отражаются в том же году, что и реализация. Счет обязательств дебетуется каждый раз, когда клиенту необходимо заменить запчасти в срок гарантийного обслуживания. Более подходящим примером условных обязательств могут послужить возможные судебные разбирательства или гарантии по возмещению долгов третьей стороны. Все условные обязательства отражаются в приложениях к финансовой отчетности.

Классификация дебиторской задолженности по срокам оплаты.

Согласно этому методу проверяются все счета задолженности с целью определения счетов, которые могут стать неинкассируемыми. При использовании этого метода предполагается, что остаток, который остается непогашенным в течение длительного срока, может стать неинкассируемым. Таким образом, можно предварительно подсчитать сумму безнадежных долгов путем классификации дебиторской задолженнгости по срокам оплаты.

Для подсчета применяется следующая форма:

Johnson Corporation

Классификация дебиторской задолженности по срокам оплаты

31 декабря 1998 года

Клиент С-до на 31/12/98 До 60 дней 60-120 дней 121-150 дней 150-200 дней
John Anderson Co. 52,400 40,200 12,200    
Howard Baker Co. 15,300       15,300
Colson Co. 72,680 42,300 25,600 4,780  
Jones Max Inc. 48,400 32,400 16,000    
Stevens Co. 28,600 15,200 13,400    
Итог 217,380 130,100 67,200 4,780 15,300

Предположительная сумма по сомнительным счетам.

Срок оплаты Сумма Предположительный процент сомнительных счетов Предположительная сумма по сомнительным счетам
До 60 дней 130,100 2% 2,602
60 – 120 дней 67,200 7% 4,704
121 – 150 дней 4,780 21% 1,004
150 – 200 дней 15,300 40% 6,120
Итог 217,380   14,430

Обращение дебиторской задолженности в денежные средства.

В ходе обычной деятельности предприятия счета к получению обращаются в денежные средства тогда, когда клиенты отсылают предприятию чеки в оплату сумм задолженности. Однако

Дебиторскую задолженность можно обратить в денежные средства быстрее путем их продажи (этот процесс носит название факторинга) или путем получения кредита под залог этих денежных средств.

Получение кредита под залог счетов к получению – это достаточно формальная передача актива кредитному учреждению. Кредитор изучает счета к получению, предлагаемые в качестве залога, и одобряет те из них, которые считает достойным обеспечением. Иногда соглашение о получении кредита под залог счетов к получению требует, чтобы средства, поступающие в счет погашения этих счетов, были немедленно переданы кредитору. Однако, заемщик является основным должником и обязан своевременно делать платежи в счет погашения кредита независимо от того, погашаются счета к получению как ожидалось или нет.

Поскольку кредитор знает, что заемщик не получит средства по всем счетам к получению своевременно, заемщику в качестве кредита предоставляется только часть номинальной стоимости счетов к получению. Обычно эта сумма составляет от 70 до 90%, в зависимости от кредитной истории и опыта заемщика по сбору средств по счетам к получению. Заложенные счета к получению остаются активами заемщика и продолжают отражаться в его финансовой отчетности с соответствующими разъяснениями о получении кредита под залог этих счетов.

Пример отражения заложенных счетов к получению.

Текущие активы: Счета к получению, без учета резерва по безнадежным долгам в размере $600,000 ($3,500,000 из которых было заложено в качестве обеспечения банковских ссуд) $ 8,450,000

Текущие обязательства: Банковские ссуды к оплате (обеспеченные заложенными счетами к получению) $2,700,000

Чаще всего эта информация приводится в примечаниях к финансовой отчетности.

Факторинг счетов к получению.

Традиционно факторинг предполагает непосредственную продажу счетов к получению финансовому учреждению известному как фактор-компания.

Этот процесс включает: уведомление клиента о передаче им будущих платежей фактор-компании и передачу счетов к получению без права регресса.

Фактор-компания принимает на себя риск сбора средств в счет погашения счетов к получению. Таким образом, после заключения соглашения о факторинге компания более не имеет отношения к счетам к получению, за исключением случаев возврата проданной по ним продукции.

Классическая разновидность факторинга оказывает предприятию два вида финансовых услуг: позволяет предприятию раньше получить денежные средства и передать риск по безнадежным долгам фактор-компании.

Фактор-компания получает компенсацию. Процент взимается исходя из предполагаемого промежутка времени между датой совершения факторинга и ожидаемой датой сбора средств в счет погашения проданных счетов к получению. Плата взимается исходя из предполагаемых убытков по безнадежным долгам фактор-компании.

При факторинге происходит передача юридического права собственности. Если право регресса не предусмотрено, то списание этих счетов с баланса заемщика гарантировано.

Ответственность за возврат проданной продукции обычно лежит на первоначальном продавце, который затем должен произвести соответствующий расчет с фактор-компанией. Часто, чтобы обеспечить защиту от возможных возвратов проданной продукции, которые уменьшают общую сумму счетов к получению, соглашение о факторинге не предусматривает выплату всей суммы переданных счетов к получению (минус любые проценты и вычеты по плате за факторинг). Вместо этого, фактор-компания сохраняет определенную часть от всех поступлений, соответствующих той части проданного товара, которая, как ожидается будет возвращена клиентами. Эта сумма называется удержанием фактор-компании. Когда товар возвращается заемщику, делается проводка по уменьшению суммы счетов к получению фактор-компании. По истечении срока возможного возврата реализованной продукции все оставшиеся удержания превращаются в задолженность и подлежат выплате заемщику.

Примеры журнальных проводок заемщика при факторинге.

  1. 1-го июля 1998 г. компания Star Corp. заключила соглашение с компанией Rich, по которому продает ей ряд счетов к получению без права регресса. Общая номинальная стоимость счетов к получению $200,000 (против которых был создан 5% резерв). Фактор-компания взимает 20% исходя из средневзвешенного срока до погашения счетов к получению (36 дней) плюс 3% комиссионных. Кроме того, удерживается еще 5%.
  2. Клиенты компании Star вернули товар, приобретеный в кредит на сумму $4,800.
  3. Срок, в течение которого клиентр может вернуть товар, истекает, и оставшаяся сумма удержания возвращается компании Star.

Необходимо сделать следующие проводки:

1. Денежные средства = 180,055
Резерв на безнадежные долги (200,000 * 0.05) = 10,000
Расход на выплату процентов (или предоплата) 200,000 * .20 * 36/365) = 3,945
Комиссия по факторингу (200,000 * 0.03) = 6,000
Удержание фактор-компании к получению (200,000 * 0.05) = 10,000
Расход по безнадежным долгам =10,000
Счета к получению =200,000

2.Возврат реализованной продукции и скидки=4,800
Удержание фактор-компании к получению= 4,800

3. Денежные средства = 5,200
Удержание фактор-компании к получению = 5,200

Другой разновидностью факторинга является факторинг с правом регресса. Некоторые предприятия имеют настолько печальный опыт в отношении безнадежных долгов, что фактор-компания согласна приобрести их счета к получению, только если риск будет компенсирован значительными комиссионными. Если компания полагает, что счета к получению несколько лучшего качества, для того, чтобы избежать высоких комиссионных по факторингу, она может продать эти счета к получению с правом регресса.

Такая разновидность факторинга на самом деле является получением кредита под залог счетов к получению с уведомлением об этом клиентов.

Компания, приобретающая счета к получению, имеет право на их возврат в большом ряде случаев, помимо случаев несоблюдения договоров.

В таком случае заемщик делает следующую проводку:

Денежные средства = 180,055
Расход на выплату процентов (или предоплата) = 3,945
Комиссия по факторингу = 6,000
Задолженность фактор-компании по займу = 190,000

Счета к получению остаются в книгах заемщика. Как счета к получению, так и задолженность фактор-компании по займу должны быть взаимосопоставлены в балансе.

Автор:

 

Все статьи цикла «Часть II. Международная практика бухгалтерского учета»

(состоит из 5 статей)

2.1 Обзор основных международных стандартов бухгалтерского учета (20 Сентября 2010)

2.2 Учетная процедура (20 Сентября 2010)

2.3 Практический пример выполнения учетной процедуры (20 Сентября 2010)

2.4 Особенности в учете отдельных объектов бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами (20 Сентября 2010)

Практические задания к разделу 2.4 (20 Сентября 2010)