По материалам: Ассоциация бухгалтерских специалистов - Association of Accounting Technicians (AAT)
С оригиналом статьи можно ознакомиться здесь
Конечно, никто не требует от бухгалтеров и аудиторов становиться “супергероями”, и добрые дела – совсем не то, ради чего люди приходят в эту профессию. Однако одна из ведущих британских ассоциаций профессиональных бухгалтеров - Association of Accounting Technicians (AAT) - провела исследование, результаты которого демонстрируют, что аудиторы способны при желании заставить свои компании вести дела в соответствии с этическими принципами, платить по своим обязательствам и честно уплачивать налоги. Что важнее для самого бизнеса, это действительно идет ему на пользу - не только с позиции отсутствия претензий со стороны налоговых органов, но и с точки зрения клиентов, которые охотнее придут в компанию, известную своими строгими стандартами деловой этики. Это подчеркивает важную роль бухгалтеров и внутренних аудиторов, многие из которых, как принято думать, выполняют по большей части бэкофисные функции, но, несмотря на это, они способны сыграть ключевую роль в обеспечении благосостояния не только своей собственной организации, но потенциально и всей экономики в целом.
Как известно, на протяжении последних нескольких лет уклонение от уплаты налогов не сильно-то и сдало свои позиции, несмотря на жесточайшие меры многих правительств. В новостях часто можно прочитать о скандальных случаях. Следует различать уклонение и минимизацию. Сама по себе минимизация налогов, может, и не возбраняется, однако повторяющийся характер ее проявления свидетельствует, что в самых громких случаях не обошлось без злостного пренебрежения моральными принципами.
Сумма недополученных налогов – “tax gap” – это разница между суммой налогов, фактически собранных налоговой службой (британской HMRC, например), и суммой налогов, которую компании должны уплатить. Сегодня отрицательная (разумеется) разница составляет в Великобритании от 33 до 34 млрд. фунтов, причем на этом уровне она остается с 2009-2010 гг. Хотя доля невыполненных налоговых обязательств несколько упала с 8.4% в 2005-2006 гг. до 6.4% в 2013-2014, сумма недополученных налогов
все еще остается очень существенной как с позиции абсолютной величины, так и с точки зрения облегчения финансовой нагрузки на госсектор, если вдруг ее удастся нейтрализовать. Если представить, что недополученных налогов в 2013-2014 гг. не существовало бы вообще, чистые заимствования общественного сектора экономики за тот же период были бы на 36% ниже.
Как полагает Кей Аллен (Kay Allen) – основательница Trading for Good, компании, которая работает по довольно необычному направлению (они помогают малому бизнесу с ростом за счет того, что организуют публичное осветление той работы, которую бизнес ведет на благо общественности) – очень важно помогать другим постепенно закрывать “tax gap”, потому что если этого не сделать, будут негативные последствия в плане реализации важных для общественного благосостояния услуг. Она отмечает: “Налоговая выручка финансирует все необходимые социальные блага. Это простое уравнение, которое понимает большинство людей, и оно является важным элементом общественного договора, который мы все, будучи гражданами, подписали. Без общественных услуг общество не сможет обеспечить инфраструктуру, которой мы все ожидаем от системы здравоохранения, школ, дорог, соцуслуг. Будучи гражданами, мы ожидаем от общества, что оно будет заботиться о наших стариках и неполноценных. Большинство людей осознает, что постоянное проживание на взятые в долг деньги невозможно”.
Как бухгалтеры и аудиторы помогают с решением проблемы
Недополученные налоги возникают по причине множества действий, легальных и нелегальных. Среди них – “теневая” экономика, хакерские атаки, интерпретация законодательства, злостное уклонение, халатность, бухгалтерские ошибки. Хакерские атаки по статистике стоят на втором по значимости месте и отвечают за £5.1 млрд. в общей сумме недополученных в 2013-2014 гг. налогов.
Поскольку компании всех размеров (а также некоторые индивидуальные предприниматели) общаются с аудиторами, это создает возможность для профессиональных консультантов внедрить стратегии минимизации агрессивного уклонения от уплаты налогов. Собственное исследование AAT показало, что самыми активными “создателями” налоговой разницы (“tax gap”) являются малые и средние предприятия (£16.5 млрд. за тот же отчетный период). Вполне вероятно, по причине своего размера и ограниченности ресурсов такие компании более других нуждаются в обучении относительно наилучших практик налогового комплайенса.
Результаты также демонстрируют, что на первом месте среди всех других налогов в создании налоговой разницы стоит налог на доходы (£14 млрд.), а за ним идет НДС (£13.1 млрд.). С точки зрения простой общественности бухгалтерам хорошо платят за снижение “tax gap”: как показывает исследование, распространенным мнением является то, что бухгалтерско-аудиторский сектор экономики способен бороться с уклонением за счет своей осведомленности о создающих его факторах и совместной работе с теми, кто зависит от их услуг.
Если брать частности, то это может найти отражение в большей прозрачности зарубежных счетов и транзакций у компании, большей стандартизации опубликованной отчетности, большей осведомленности широкой публики относительно того, какие вообще бывают стратегии уклонения от уплаты налогов, а также публичном разглашении имен злостных уклонистов.
Последняя мысль находит отражение у Марка Фаррара (Mark Farrar), исполнительного директора AAT, который говорит, что не только публичное “бичевание” самых злостных уклонистов, но и выделение тех, кто, напротив, всегда платит в налогах справедливую долю своих прибылей, может быть эффективным способом борьбы с уклонением. Он говорит: “Выживание и процветание всех компаний зависит от хорошей репутации. Называние по именам и осуждение могут и время от времени уже играют роль отпугивающего фактора. Общественность раздражает агрессивное уклонение от уплаты налогов. Это тема, в отношении которой у людей имеются общие строгие взгляды. Все чаще мы наблюдаем примеры компаний, активно продвигающих свое стремление к честному налогообложению в качестве инструмента маркетинга, потому что они знают, что это служит их экономическим интересам в долгосрочном периоде, так как клиенты становятся лояльным к брендам, относительно которых они уверены, что те стараются действовать честно и в общественных интересах”.
Фаррар считает, что бухгалтеры уже играют активную роль в образовании и поддержке МСП касательно важности уплаты справедливой части налогов и исполнения обязанностей всех налогоплательщиков. При этом он видит возможности дальнейшего расширения этой роли путем более явного позиционирования этического поведения и объяснения этого клиентам компании, а также продвижения Кодекса поведения от AAT, где он оговаривает вопросы налогообложения. Association of Accounting Technicians требует от всех своих членов исключительно ответственного применения законодательных требований в целях минимизации налоговых отчислений.
Хотя, по мнению Фаррара, одним из основных положительных моментов всех этих новостных историй по теме уклонения от уплаты налогов является то, что люди начинают видеть общественную пользу честной уплаты и получают более четкое представление обо всех преимуществах налоговой системы, малый и средний бизнес все еще может чувствовать себя несправедливо обделенным, наблюдая за “налоговыми сделками” крупного бизнеса с регуляторами. “Основной проблемой в секторе МСП является сохраняющееся ощущение несправедливости личных сделок, которые HMRC заключает с крупными компаниями. Хотя в абсолютных терминах их вклад очень высок, если рассматривать процент с их прибылей, это намного меньше. Это создает впечатление несправедливых условий уплаты, а сама тема справедливости приобретает эмоциональный окрас в любых обстоятельствах. Казначейство и HMRC должны разрешить дилемму и восстановить ощущение справедливости в этой критически важной области”.
Значение качественной отчетности и этики
Еще одной причиной для компаний прилагать свои усилия для того, чтобы выполнять налоговые обязательства как следует, являются предпочтения стейкхолдеров, желающих иметь дело с бизнесом, демонстрирующим этическое и справедливое поведение.
Профессиональная этика имеет фундаментальную важность для бухгалтерско-аудиторской профессии по причине общественной ее направленности и роли в обеспечении доверия. Все члены AAT связаны требованиями Кодекса профессиональной этики этой организации, который основан на Кодексе этики для профессиональных бухгалтеров от Совета по международным стандартам бухгалтерской этики (IESBA). Он оговаривает пять ключевых принципов, следовать которым обязан любой участник Ассоциации начиная со студента и заканчивая полноценным членом.
Кроме этого, AAT также запустила исследование с целью выяснить, в какой степени этическое поведение бизнеса позитивно сказывается на решениях клиентов о приобретении товаров или услуг. Результаты показали, что 43% респондентов считают неучастие в уклонении от уплаты налогов существенным фактором, влияющим на решение вступать или же не вступать в деловые отношения с таким бизнесом. А если смотреть в целом, то 70% участников заявили, что этическое поведение определяет их решение, стоит ли иметь дело с бизнесом.
Прочие этические факторы, также названные среди важных для принятия решения, включают: максимальную прозрачность корпоративной отчетности (36% респондентов отметили это), строгое этическое поведение по отношению к поставщикам (39%), осторожность в обращении с конфиденциальными персональными сведениями (43%).
Прозрачность корпоративной отчетности – это, очевидно, еще одна важная область, где бухгалтеры и аудиторы имеют влияние. Это может выражаться, например, в точном отражении прибылей и убытков, равно как и просто в желании раскрыть чуть больше информации общественности. Упомянутая выше Кей Аллен полагает, что бухгалтеры способствуют улучшению прозрачности в отношении информации, описывающей заботу бизнеса об окружающей среде, сотрудниках и обществе в целом. Она говорит: “Эти меры необходимо объяснять людям, но не в комплексной терминологии типа “фактические углеродные выбросы” или “углеродная нейтральность”, а на простых практических примерах. Это может включать инвестиции в обучение персонала, инвестиции в пенсии, равенство зарплат или количество дней, которое уходит на оплату небольших поставщиков”.
В связи с этим она также полагает, что для бизнеса очень важно серьезно воспринимать вопросы этики, поскольку этика важна, в конечном итоге, для улучшения прибыльности. “Иметь прочную репутацию, оплачивая услуги поставщиков вовремя, придерживаться этичного привлечения ресурсов и ответственного поведения в обществе – все это необходимо показать, чтобы легко улучшить результаты бизнеса”.
Ей вторит Марк Фаррар, который также рассматривает прозрачность в качестве меры, на которую можно ориентироваться клиентам при принятии деловых решений. “Клиенты сейчас как никогда в курсе делового поведения и того, как это влияет на их решения о покупке. Люди все более рационально тратят свои деньги, и они хотят быть уверенными в своем выборе. Большая прозрачность дает уверенность, что их деньги попадут в организацию, отвечающую их собственным ценностям”.
При этом он допускает, что бухгалтеры и аудиторы могут быть ограничены в своей способности сделать бизнес более прозрачным по причине такого явления как клиентская тайна. Это означает, что их задача в том, чтобы способствовать большей прозрачности, а не нести прямую ответственность за нее.
Готовность купить и заплатить больше
Дополнительным преимуществом демонстрации этических принципов является то, что клиенты охотнее готовы вести с вами бизнес и даже могут заплатить дополнительную премию, если вы придерживаетесь высоких стандартов. Это лишь подтверждает, что демонстрация этичного поведения для компаний имеет и репутационное, и коммерческое значение.
Исследование AAT также показало, что 31% клиентов готовы заплатить больше за товары или услуги компании, которая хорошо относится к своим сотрудникам. А неучастие в агрессивных схемах налогового планирования и максимальная прозрачность были названы самыми важными факторами, определяющими готовность клиентов уплатить дополнительную премию, в 23% и 22% случаев, соответственно.
Хотя аудиторы имеют возможность давать рекомендации компаниям-клиентам по выбору политики в отношении двух вышеназванных факторов, чтобы это положительно сказалось на поведении потребителей, остается одна проблема: эти два элемента обычно воспринимаются менее важными по сравнению с хорошим отношением к работникам и вниманием к защите окружающей среды. Кроме того, еще одно стороннее исследование только подтвердило это: оказалось, что клиенты готовы платить на 3% больше тем компаниям, кто по-человечески относится к своей рабочей силе, но только на 2% больше тем, кто просто не использует агрессивных схем налоговой минимизации.
Уже дважды упомянутая в этот статье Кей Аллен полагает, что основная причина, почему клиенты готовы больше платить компаниям, демонстрирующим этичную линию поведения, является их стремление вознаградить их за такой позитив. Она говорит: “Клиенты, отдающие свои собственные тяжело заработанные деньги за товары и услуги, ожидают распространения того уже уровня справедливости на их покупательную способность. Клиенты выбирают “этичные” бренды с хорошей репутацией, поскольку, будучи простыми индивидуумами, они не хотят ощущать себя косвенно ассоциированными с неэтичными практиками”.
Примером одной такой компании, которой удалось нарастить прибыли, демонстрируя этичное поведение, является Lush Cosmetics. Среди прочего, это выражается в регулярной публикации на вебсайте сведений о налоговой политике и политике в отношении окружающей среде и реализации программы The Charity Pot, в рамках которой 100% торговой выручки уходит в благотворительные общественные фонды.
В 2014 году компания сделала публичное заявление, гласящее, что, по их мнению, им нет нужды соваться в “сложные налоговые лазейки, чтобы получить преимущество вроде бы легальных, но по сути своей неоднозначных налоговых схем”. Приверженность этическим принципам принесло Lush коммерческую пользу, что нашло отражение в увеличении прибылей за 2015 год на 35% - до £31.3 млн.
Исследование показывает, что строгий кодекс корпоративной этики и неучастие в агрессивных схемах налоговой оптимизации могут привести к увеличению прибыли для бизнеса и снижению суммы недополученных налогов (“tax gap”), поскольку клиенты охотнее идут на сделку с теми, кто показывает себя законопослушным гражданином корпоративного сектора. А это несет пользу и правительству в виде снижения недополученных налогов – следовательно, больших объемах доступных средств и меньшего давления на общественный сектор.
Бухгалтерско-аудиторская профессия имеет прекрасную позицию для действий в условиях растущего спроса на прозрачность и этичное поведение. Это действительно сильное практическое обоснование рекомендациям относительно того, почему важно платить налоги, быть прозрачными и придерживаться высоких стандартов корпоративной этики.