Фото: http://www.pressfoto.ru
После мирового финансового кризиса 2008 года практически все страны, в том числе и мировое сообщество, провозгласили о начале борьбы с офшорами. Это было обусловлено тем, что огромные объемы денежных средств выводятся из стран в офшоры, и тем самым сокращаются поступления в бюджет. Оценить общий объем потерь от офшоров крайне сложно. Так, по экспертным оценкам, Франция ежегодно теряет из-за офшоров 20 млрд евро, а национальные компании США разместили в офшорных зонах около 1,7 трлн долларов.
В апреле 2009 года ОЭСР опубликовал «черные», «серые» и «белые» списки стран, которые классифицируются в зависимости от их соответствия международным стандартам обмена финансовой информацией. После этого мировое сообщество заявило о своем намерении применить в отношении стран, попавших в «черные» и «серые» списки, санкции, направленные на ужесточение требований к раскрытию информации людьми, переводящими деньги в офшоры. Также мировое сообщество планировало направить просьбу в МВФ и Всемирный банк, заключающуюся в отказе от инвестиционных проектов в офшорных зонах.
Страны на это среагировали очень быстро – «черный» список исчез практически сразу, а в «сером» списке вместо 38 стран остались только Ниуэ и Науру. Наряду с этим пополнился «белый» список стран. Так, по данным ОЭСР, по состоянию на начало апреля 2009 года всего в списках значилось 82 страны, из которых 4 входили в «черный» список, 38 стран – в «серый» список, 40 – в «белый» список, однако к концу 2012 года список стран увеличился до 92, причем в «черном» списке не значилось ни одной страны, а в «серый» список входило всего 2 государства.
В последнее время многие страны развернули борьбу с выводом денежных средств в офшоры. США в 2010 году принимает закон о зарубежных счетах (Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA)), который предполагает, что финансовые организации во всем мире обязаны раскрывать информацию о счетах американцев и компаний, которые контролируют граждане Америки либо прямо, либо на 10%. Несоблюдение требований FATCA грозит для банков комиссией в размере 30% от любых транзакций, осуществляемых через США, а также закрытием счетов в финучреждениях США. Если клиент не раскрывает о себе информацию, то банки, присоединившиеся к FATCA, смогут взимать с них те же 30%. В результате после принятия FATCA многие финучреждения отказывают американским гражданам и компаниям в открытии счетов.
Россия также долгое время вела переговоры с США о присоединении к FATCA, однако они были заморожены ввиду кризиса вокруг Украины. И как отметил в мае 2014 года министр финансов США Дэниел Глейзер, американское министерство не имеет намерений возобновлять данные переговоры с РФ.
В середине 2012 года Франция вводит налог на финансовые транзакции, а в след за ней в 2013 году подобный налог с разрешения Еврокомиссии вводят Германия, Австрия, Бельгия, Греция, Португалия, Словения, Италия, Испания, Словакия и Эстония. Сумма налога составляет 0,1% для сделок по приобретению акций и облигаций и 0,01% для сделок с производными инструментами. По оценкам Еврокомиссии, если налог будет применяться по всей Европе, то его сумма может составить 57 млрд евро.
Наряду с действиями международного сообщества по борьбе с отмыванием средств, сами офшоры, правда под давлением, также вносят изменения в свое законодательство, направленные на усиление прозрачности своей деятельности. Так, в 2013 году Каймановы острова заявили о намерении раскрыть информацию об управляющих и номинальных директорах хедж-фондов. А в феврале 2013 года Швейцария вводит в действие закон «О международной административной помощи по налоговым делам», который в принципе отменил швейцарскую банковскую тайну.
Еще одним механизмом борьбы в офшорами является общественное недовольство налоговыми уклонистами. В начале прошлого года Международный консорциум расследовательской журналистики (ICIJ) заявил, что планирует опубликовать в сети информацию о 130 тыс. офшорных компаниях и трастов из более чем 170 юрисдикций. В данном исследовании приняли участие более 80 журналистов из 46 стран, которые работают в таких крупных изданиях как The Guardian, BBC, Le Monde, Süddeutsche Zeitung, Washington Post, CBC, Le Soir и другие.
В России проблема деофшоризации экономики обсуждается давно, однако конкретные действия начали предприниматься только недавно, после того, как в конце прошлого года в послании Федеральному собранию президент Владимир Путин заявил, что в России необходимо разработать и реализовать систему мер по деофшоризации экономики.
Сегодня практически половина из 50 крупнейших российских частных компаний, не являющихся дочерними структурами иностранных корпораций, зарегистрированы в офшорах или спарринг-офшорах, причем у некоторых там располагается центр прибыли или центр принятия решений.
Согласно данным Росстата, по состоянию на начало 2013 года около 26% иностранных инвестиций были направлены из России в Нидерланды, около 25% – на Кипр, 6,8% – в Швейцарию, 6,6% – в США, 5% – в Великобританию. Остальная доля иностранных инвестиций была направлена в Беларусь, Люксембург, Британские Виргинские острова, Австрию и Украину. Что касается иностранных инвестиций в Россию, то боле 21% приходится на инвестиции с Кипра, 17% – на Нидерланды, около 12% – на Люксембург, 7,7% – на Китай, 7,4% – на Великобританию, 6,9% – на Германию, 3,9% – на Ирландию, 3,5% – на Британские Виргинские острова, 3% – на Японию, 2,7% – на Францию.
По оценкам экспертов, 90% сделок, совершаемых крупными корпоративными структурами, не контролируются российскими законами. Это касается и сделок, совершаемых госкорпорациями. Например, 11 дочерних компаний Роснефти зарегистрированы в Голландии, Кипре, Великобритании, Люксембурге, Ирландии. Газпром разместил часть своих активов в спарринг-офшорных юрисдикциях, а контрольным пакетом акций АвтоВАЗа владеет компания, зарегистрированная в Нидерландах.
В период с 2002 по 2012 г. 40 российских компаний разместили за рубежом свои акции на сумму порядка 14 млрд руб. Наиболее излюбленным офшором среди российских компаний является Кипр. Там зарегистрировано более 30% всех российских «дочек» иностранных компаний. В 2013 году около 20% всего российского экспорта прошла через офшоры и полуофшоры.
Согласно исследованию, проведенному компанией Boston Consulting Group (BCG), по состоянию на конец 2008 года российскими миллионерами было размещено более трети активов в офшорах. При этом в США данный показатель составляет около 2-3%, а в мире – менее 8%.
В 2013 году были утверждены ряд законопроектов, направленных на борьбу с финансовыми злоупотреблениями, а также на деофшоризацию экономики. Так в мае 2013 года был утвержден закон, запрещающий чиновникам иметь счета в зарубежным банках и активы в зарубежных компаниях. В июне 2013 года ФЗ-№134 вводит понятие «бенефициарный владелец», определяет ответственность за незаконные финансовые операции и расширяет доступ налоговой службы к банковской информации. Федеральный закон №248 от 23.07.2013 предусматривает блокировку счетов за неполучение электронных уведомлений ФНС в случае невозможности открыть счет в другом банке. Закон о блокировке счетов вызвал шквал недовольства. Предприниматели недовольны тем, что решения о блокировке счетов принимаются произвольно, к тому же при этом прекращается и практическая деятельность фирмы. В будущем жизнь предпринимателей усложнится, если будет принят законопроект, запрещающий открывать счета в других банках, при блокировке в одном.
Минфин подготовил проект закона, согласно которому порог владения физическими и юридическими лицами в офшорных компаниях может быть установлен на уровне 10%. Бизнес сообщество было возмущено такой инициативой Минфина и предложило поднять данный показатель хотя бы до уровня 25%.
Согласно законопроекту, компания будет уплачивать налог с части нераспределенной прибыли, приходящейся на российского резидента в случае, если доходы не возвращаются в РФ в виде дивидендов. По оценкам экспертов, для юридических лиц налог будет установлен в размере 20%, а для физлиц – 13%. На дивиденды будет установлен налог в размере 9%, однако, если дивиденды идут не из офшоров, они не будут облагаться налогом.
Прогнозируется, что деофшоризация российской экономики принесет бюджету несколько десятков миллиардов рублей. Однако, по оценкам экспертов, России не стоит совсем отказываться от офшоров, так как это может в несколько раз снизить объем иностранных инвестиций в нашу страну.