CEO LUKASFILM Джордж Лукас победил во всех шести эпизодов своих звездных войн и стал настоящим императором кинобизнеса

Интервью, материалы прессы

Автор:
Источник: Журнал “CEO” №5-2012
Опубликовано: 28 мая 2012

Фото: 1kino.com

Человек дождя

В юности он и не помышлял о кино, полностью отдавшись другой страсти – автогонкам. И, вполне вероятно, мы сейчас знали бы его как прославленного ветерана NASCAR и многократного победителя Daytona 500. Не было бы для поклонников его кинематографического таланта счастья, да несчастье помогло. 12 июня 1962 года, за несколько дней до выпускных экзаменов, Джордж Лукас попал в страшную аварию и чудом остался в живых. Больше он к этому опасному виду шоу-бизнеса не возвращался.

Получив диплом бакалавра искусств в частной школе кинематографии и телевидения при University of Southern California и избежав призыва на вьетнамскую войну по медицинским показаниям (врачи диагностировали у него сахарный диабет), Лукас сосредоточился на кинематографе.

Первую известность он получил еще студентом. Его короткометражный фильм-антиутопия THX-1138 завоевал гран-при на Национальном студенческом кинофестивале. Стажировался Джордж Лукас на студии Warner Brothers у Фрэнсиса Копполы, работавшего над фильмом «Люди дождя». По ходу стажировки Лукас снял документальную ленту об этой картине, а также запечатлел на кинопленку концерт The Rolling Stones.

Все отмечали его прекрасную операторскую работу, основанную на прекрасном чувстве ракурса и динамики действия. Лукас необычно обращался с камерой: то держал ее у бедра, то словно стрелял из нее, как из автомата. Так в нем пробуждалась страсть к спецэффектам.

Копполе понравилось работать с Лукасом, и он предложил основать совместный бизнес. Первым продуктом кинокомпании American Zoetrope стал полнометражный вариант THX-1138, повествующий об ужасах тоталитаризма в XXV веке. Бюджет был небольшим, однако фильм встретили хорошо. А группа Queen даже сняла по его мотивам клип Calling All Girls.

Потом Коппола приступил к эпопее «Крестный отец», готовясь стать суперзвездой планетарного масштаба. А Лукас в 1971 году основал компанию Lucasfilm Ltd., которая первоначально базировалась в Голливуде, а затем переехала в Сан-Франциско. Джордж Лукас – бессменный СЕО и председатель совета директоров этой компании.

Первый продукт компании – фильм «Американские граффити», вышедший на экраны в 1973 году. Сценаристом и режиссером этой молодежной комедии, рассказывающей о недавнем американском прошлом, выступил сам Джордж Лукас. Продюсировал картину Коппола.

Лукас экономил буквально на всем, включая исполнителей главных ролей, которыми стали начинающие актеры. Пресса на предварительном просмотре еле сдерживала смех. И не потому что ее так увлек комедийный сюжет. То был смех издевательский – картине пророчили полный кассовый провал.

Однако «Американские граффити» были выдвинуты на «Оскар» в пяти номинациях, включая сценарий и режиссуру, и получили премию «Золотой глобус» в категории «лучшая комедия». Ну, а американский зритель еще больше оценил картину, проголосовав долларом. Кассовые сборы достигли $115 млн., а к концу ХХ века эта сумма превысила $200 млн.

Свет и волшебство

Замысел «Звездных войн» возник у Лукаса еще в 1970 году под влиянием книги «Герой с тысячью лиц» американского ученого Джозефа Кэмпбелла, заочного ученика Карла Густава Юнга, занимавшегося изучением мифов народов мира и выявлением их ключевых архетипических моментов, присущих всем мировым культурам. Воспользовавшись этим мощным научным инструментом, Лукас произвел продукт, который не оставит равнодушным ни одного человека, вне зависимости от цвета кожи, образования, вероисповедания, социального статуса и прочих социальных личностных надстроек.

В 1973 году Лукас приступил к сценарию шести эпизодов космической саги. И стал подыскивать кинокомпанию, которая взялась бы за реализацию грандиозного проекта. Всюду получал категорический отказ: «дорого и неинтересно, зрителю не понравится». И лишь XX Century Fox, переживавшая нелегкие времена, решила пойти ва-банк. Долго перебирая шесть готовых сценариев, и не испытывая при этом особого восторга, руководители компании остановили свой выбор на четвертом эпизоде, «Новая надежда», выделив бюджет в $10 млн.

Особо успеха никто не ждал. Поэтому кинокомпания с легкостью, достойной лучшего применения, оставила Лукасу лицензионные права на коммерческое использование образов и символов «Звездных войн» на футболках, в игрушках, в компьютерных играх, литературе и в прочих сопутствующих товарах. Эта уступка была сделана в обмен на согласие Лукаса урезать свой гонорар на полмиллиона. Лукас до сих пор получает дивиденды от продажи товаров с символикой «Звездных войн».

Поскольку для реализации задуманного в Голливуде просто не было необходимых технологий, Лукас создал собственную студию Industrial Light & Magic – дочернее предприятие Lucasfilm. В студию набрали талантливую молодежь, университетских выпускников и старшекурсников, прекрасно ориентирующихся в новейших на тот момент компьютерных технологиях. Купили мейнфрейм IBM с достаточной для серьезной работы производительностью. В штат также ввели художников и дизайнеров, специализировавшихся на производстве компьютерных игр.

И съемочная машина заработала. Продукт получился отменным. В XX Century Fox глазам своим не верили: семь «Оскаров»! Касса – $400 млн! (Напомним – при бюджете $10 млн). Компания XX Century Fox была спасена от банкротства. А Лукас получил полную финансовую свободу для развития проекта.

Съемки сильно вымотали Джорджа Лукаса. Поэтому в двух следующих картинах он участвовал лишь в качестве сценариста и продюсера. Режиссером следующего фильма – «Эпизод V: Империя наносит ответный удар», вышедшего в 1980 году, стал Ирвин Кершнер. Три года спустя режиссер Ричард Маркванд снял «Эпизод VI: Возвращение Джедая».

Секрет ошеломительного успеха проекта в том, что «Звездные войны» были абсолютно инновационным продуктом. Благодаря вдохновенной работе специалистов Industrial Light & Magic в Голливуде наступила эра компьютерного кино.

Возвращение джедая

Затем появился Стивен Спилберг со своим Индианой Джонсом. Лукас продюсировал все фильмы эпопеи о бесстрашном археологе, превратившем эту академическую дисциплину в невероятный экшн. Снова «Оскары», снова рекорды кассовых сборов.

Проект «Звездный войны» дождался своего завершения на рубеже веков. У Лукаса к тому времени появилась еще одна компания спецэффектов – Skywalker Sound, да и компьютерные технологии заметно шагнули вперед.

Используя всю технологическую мощь своих компаний, Лукас в 1997 году выпустил усовершенствованные версии «Звездных войн», обогащенные дополнительными звуковыми и визуальными эффектами, а также рядом фрагментов, не вошедших в первоначальный монтаж. А затем доснял всю сагу – то есть первые три эпизода, которые, таким образом, оказались «приквелами». Им сопутствовал столь же глобальный успех – человечество уже не мыслило себя без ярких образов, созданных Джорджем Лукасом, и с восторгом вернулось к любимой сказке.

Премьера последнего фильма эпопеи, «Эпизод III: Месть ситхов», состоялась в 2005 году на Каннском кинофестивале, где Джордж Лукас был удостоен специального приза.

Обладающий колоссальным авторитетом в мировом кинематографе, Джордж Лукас воспринимается прежде всего как непревзойденный организатор «индустрии виртуальности», фабрики грез на основе высоких технологий. Его заслуги в режиссуре, конечно, велики. Однако количество фильмов, в которых он выступил в этом амплуа, не так уж велико – их шесть: THX1168, «Американские граффити» и четыре эпизода «Звездных войн» (от первого до четвертого). Существенно больше он работал как сценарист. В качестве продюсера Лукас выпустил в свет более тридцати работ – как в кино, так и на телевидении.

А вот в качестве СЕО Лукас принял участие в создании более 300 кинолент. В начале 1970-х его компания создавала спецэффекты для 4-5 фильмов в год. Сейчас – до 30. Спецэффекты в таких хитах как «Терминатор», «Парк Юрского периода», «Гарри Поттер», «Индиана Джонс», «Пираты Карибского моря», «Миссия невыполнима», «Аватар», «Последнее искушение Христа», «Список Шиндлера», «Титаник», «Мумия», «Планета обезьян» – работа специалистов Джорджа Лукаса.

Спецэффектный СЕО

За три десятилетия своего существования компания Lukasfilm обросла дочерними фирмами. Главные – Industrial Light & Magic (визуальные эффекты) и Skywalker Sound (звуковые эффекты). В холдинг также входят:

  • LucasArts – компания, производящая игры;
  • Lucas Licensing – лицензирование и мерчендайзинг;
  • Lucas Learning – обучение специалистов и составление обучающих программ;
  • Lucas Books – издательская деятельность;
  • Lucasfilm Animation – анимационная студия;
  • Lucas Online – компания, развивающая интернет-проекты.

В Lucasfilm была и еще одна анимационная студия – Pixar Animation Studios. Но в 1986 году ее приобрел Стив Джобс, а сейчас эта, наверное, самая знаменитая анимационная студия в мире – дочерняя компания гиганта семейных развлечений The Walt Disney Company.

Лукас, будучи человеком творческим, прекрасно понимает, что для создания кинопродукции высшего качества, в компании должна царить атмосфера полного взаимопонимания и нацеленности каждого сотрудника на достижение общих целей. Это достигается как демократичностью самого СЕО, так и созданием идеальных условий для творческой работы.

Компания Lucasfilm расположена на нескольких территориях. Центральная – та, где размещены многочисленные павильоны Industrial Light & Magic, Skywalker Sound и LucasArts. Этот высокотехнологический центр, занимающий площадь в 10 гектаров, был открыт в 2005 году на территории национального парка Presidio в Сан-Франциско. Комплекс, обошедшийся в $350 млн., получил название Letterman Digital Arts Center, по названию военного госпиталя прежде здесь располагавшегося.

Вполне понятно, что здесь установлена самая современная и самая мощная в индустрии развлечений компьютерная и прочая техника. Этой техники столько, что в случае необходимости Letterman Digital Arts Center сможет на время подменить вычислительный центр NASA – так космическая фантастика смыкается с космической реальностью. Многочисленные серверы и рабочие станции связаны между собой и с высокопроизводительным суперкомпьютерным кластером скоростными волоконнооптическими линиями общей длиной свыше 1000 км.

Lucasfilm представляет собой не только «промзону», но и городок, в котором проживают лукасфильмовцы. Тут есть все, что необходимо не только для производительной работы, но и для отдыха. Для специалистов, которые днюют и ночуют у своих рабочих мониторов, увлеченно реализуя фантастические проекты, предусмотрены спальни. Есть и все прочее, что необходимо для жизни, включая тренажерный зал, кафе и рестораны, магазины, парикмахерские… Для внутренних расчетов используются свои деньги – система электронных платежей.

На открытии комплекса Джордж Лукас сказал, что через пару десятков лет Letterman Digital Arts Center станет реликвией, памятником ранней цифровой эры, напоминающим потомкам, как все начиналось. А сам он уже опять заглядывает в будущее.

СЕО-урок N
При создании и брендировании продукта массового потребления необходимо опираться на архетипические культурные коды – причем не только в индустрии развлечений.

С НИМ ВСЕГДА ПРЕБУДЕТ СИЛА – И В ИСКУССТВЕ, И В БИЗНЕСЕ

  • 1944 14 мая. Родился в калифорнийском городе Модесто
  • 1964 Окончил Modesto Junior College
  • 1966 Получил диплом бакалавра искусств частной школы кинематографии и телевидения при University of Southern California
  • 1969 Совместно с Фрэнсисом Копполой основывает студию American Zoetrope
  • 1971 Основана компании Lucasfilm
  • 1973 Выпуск фильма «Американские граффити». «Золотой глобус» в категории «лучшая комедия»
  • 1975 Создание студии визуальных эффектов Industrial Light & Magic
  • 1977 Первый фильм «Звездных войн» – «Эпизод IV: Новая надежда»
  • 1980 «Эпизод V: Империя наносит ответный удар»
  • 1983 «Эпизод VI: Возвращение Джедая»
  • 1999 «Эпизод I: Скрытая угроза»
  • 2001 Премия Стэнли Кубрика Британской академии кинематографических и телевизионных искусств
  • 2002 «Эпизод II: Атака клонов»
  • 2005 «Эпизод III: Месть ситхов». Премия Каннского фестиваля. Премия Американского института кинематографии. Открытие Letterman Digital Arts Center
  • 2008 Запуск мультсериала The Clone Wars по мотивам «Звездных войн»

Автор:

Теги: Джордж Лукас  Industrial Light & Magic  Lukasfilm  Звездные войны