Чем отметился май в работе Совета по МСФО

Обзор МСФО
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 1 Июня 2021


По материалам: IFRS

24-27 мая, как практически каждый месяц в году, заседал за обсуждением текущих проектов Совет по международным стандартам финансовой отчетности (в результате в рабочие планы, как обычно, были внесены некоторые уточнения). В этот раз его обсуждения затронули следующие важные темы:

  • Динамическое управление рисками
  • Финансовые инструменты с характеристиками капитала
  • Гудвилл и обесценение
  • Основные формы отчетности
  • Второй полноценный пересмотр стандарта “IFRS for SMEs”
  • “Инициатива по раскрытиям” – дочерние предприятия на МСФО, принадлежащие категории малого и среднего бизнеса

Несколько отдельно упомянуты новые будущие поправки к IFRS 17 – их авторы МСФО рассматривают в рамках категории проектов, направленных на улучшение и обеспечение последовательности применения стандартов, но уже не разработки.

Рассмотрим чуть подробнее, что в этот раз получилось – конечно, при наличии существенных деталей. В случае с динамическим управлением рисками таковых, к сожалению, немного. Обсуждения в этот раз затронули в основном рабочий план, а точнее – обсуждение основных проблем, которые удалось выявить в ходе публичных консультаций с представителями банковской отрасли. В этот раз никаких решений не принималось, а на одной из следующих встреч IASB будет думать над способами решения выявленных проблем, начиная с определения взаимосвязи лимитов по рискам и целевых риск-профилей.

Чуть больше полезной информации по давнему проекту финансовых инструментов с характеристиками капитала. Разработчики продолжили рассматривать вероятное обновление представленных несколько лет назад предложений по требованиям к раскрытию информации, касающейся приоритета погашения обязательств при ликвидации предприятия. Наиболее вероятно, что обязательными могут сделать два дополнительных вида раскрытий, которые в этом случае добавят в стандарт IFRS 7 “Финансовые инструменты: раскрытие информации”.

1. Раскрытие характера и приоритета требований к ликвидируемой организации

Здесь предварительно было решено потребовать от организаций раскрывать по категориям требования по финансовым инструментам, так чтобы это отражало собой различия в их природе и приоритете исполнения, разделяя при этом, как минимум:

  • обеспеченные и необеспеченные финансовые инструменты;
  • субординированные и несубординированные по условиям договора финансовые инструменты;
  • выпущенные материнской организацией / выпущенные дочерним предприятием.

Эти раскрытия сделают обязательными по всем финансовым обязательствам и инструментам капитала в рамках стандарта IAS 32 “Финансовые инструменты: представление”.

2. Раскрытие договорных условий и обстоятельств, определяющих приоритет требований к ликвидируемой организации, в т.ч. по определенным финансовым инструментам

От составителей отчетности предварительно потребовали раскрывать в примечаниях:

  • Договорные условия и обстоятельства, указывающие на приоритет требований при ликвидации;
  • Договорные условия и обстоятельства, способные изменить приоритет требований при ликвидации;
  • Определенные финансовые инструменты, у которых более чем один уровень субординации по договору. Как пример, какие-то обязательства по договору могут быть субординированы по отношению к другим, также субординированым обязательствам;
  • Описательного рода информацию в случае, если организация столкнулась с существенной неопределенностью с применением законов и правил регулирования, определяющих приоритет требований при ликвидации;
  • Детали внутригрупповых соглашений (например, гарантий), способных повлиять на приоритет требований при ликвидации.

Эти требования будут обязательны для всех финансовых инструментов с характеристиками долговых обязательств и капитала, в том числе для сложных инструментов, но исключая при этом самостоятельные (не встроенные) производные инструменты.

Обсуждение проекта “Гудвилл и обесценение” (в контексте отзывов на дискуссионный документ прошлого года) затронули такие важные темы как:

  • эффективность теста на обесценение единиц, генерирующих денежные средства, которые содержат гудвилл;
  • Последующий учет гудвилла;
  • Упрощение теста на обесценение единиц, генерирующих денежные средства, которые содержат гудвилл;
  •  Прочие темы в дискуссионном документе.

Хотя конкретных решений 27 мая не принималось, Совет по МСФО обсуждает возможность пересмотра некоторых высказанных больше года назад предварительных взглядов. Насколько это будет реализовано, станет яснее уже на следующем заседании.

Точно так же IASB планирует пересмотреть хотя бы часть предложений, высказанных им в другом дискуссионном документе по представлению и раскрытию информации в основных формах отчетности (которые, мы помним по некоторым отзывам, получились неоднозначными – GAAP.RU). Например, по промежуточным статьям и категориям раздела отчета о прибылях и убытках, относящегося к финансированию, решено было не добавлять уточнение к определению финансовой деятельности по IAS 7 “Отчет о движении денежных средств”.

Кроме того, Совет по МСФО может предложить еще один вариант представления информации, согласно которому организациям придется классифицировать в отчете о прибылях и убытках (в разделе по финансовой деятельности) все доходы и расходы по обязательствам в рамках транзакций, приводящих исключительно к привлечению финансирования, а также раскрывать процентные доходы и расходы по прочим обязательствам.

Что касается предложенной в дискуссионном документе новой обязательной статьи промежуточного характера (речь идет о прибыли до финансирования и налога на доходы), то здесь IASB предварительно решил:

  • Оставить в силе предложение о введении отдельных инвестиционной и финансовой категорий статей в составе отчета о прибылях и убытках;
  • Оставить в силе предложение формально определить промежуточный показатель “прибыль до финансирования и налога на доходы” и сделать его обязательным к представлению;
  • Потребовать от составителей отчетности классифицировать доходы и расходы от денежных средств и их эквивалентов в составе инвестиционного, а не финансового раздела статей отчета о прибылях и убытках.

26 мая члены Совета по МСФО обсудили результаты проведенных интервью с представителями малого и среднего бизнеса, которым близка тема IFRS for SMEs” и второго по счету пересмотра отдельного для них стандарта МСФО. Обсуждения привели к принятию некоторых конкретных решений – например, о сохранении действующего Раздела 2 с названием “Концепции и основные принципы”.

Кроме того, предварительно было решено предложить:

  • Согласовать этот второй раздел с “Концептуальными основами МСФО” действующей версии 2018 года, но при этом четко оговорить, что требования всех прочих разделов “IFRS for SMEs” имеют более высокий приоритет по сравнению с тем, что гласит Раздел 2, в случае расхождений (концепции – это базовые основы, на которых строятся более конкретные требования, имеющие более высокий приоритет – GAAP.RU);
  • Провести изучение возможных источников расхождений, с учетом будущего обновления Раздела 2, с другими разделами “IFRS for SMEs”;
  • Сохранить в стандарте концепцию “чрезмерных затрат или усилий”.

Кроме того, разработчики МСФО предварительно решили обновить примеры Раздела 11 “Основные финансовые инструменты” с учетом принципа классификации финансовых инструментов на основе характеристик их денежных потоков.

Проект по теме дочерних предприятий на МСФО, относящихся к категории малого и среднего бизнеса находится уже на финальных стадиях разработки, поскольку члены Совета по МСФО обговорили в этот раз остаточные вопросы, выявленные уже при написании текста предварительного варианта будущего стандарта. Так, решено было предложить организациям раскрывать не существенные учетные политики, а существенную информацию по учетным политикам. Это уточнение отвечает изменениям в IAS 1 “Представление финансовой отчетности”, которые вышли в феврале этого года, вместе со связанными корректировками к параграфу 21 IFRS 7 “Финансовые инструменты: раскрытие информации”.

Также было предложено в будущем предварительном варианте стандарта:

  • Предложить раскрывать изменения в стратегиях управления рисками в результате перехода на альтернативные эталонные ставки (согласно параграфу 24J(c) IFRS 7);
  • Включить в предварительный вариант будущего стандарта приложение с перечнем всех требований к раскрытию информации в стандартах МСФО, которые не распространяются на организации на сокращенном варианте раскрытий.

Предварительный вариант нового стандарта обещан в третьем квартале этого года.

Ну, а что именно было решено по теме дополнительных корректировок к IFRS 17 “Договоры страхования”, уже рассказывалось в новостях. Никаких более конкретных формулировок в этот раз не озвучивалось – лишь согласие внести исправления, которые помогут с устранением расхождений в учете при первом применении IFRS 17 и IFRS 9.

Теги: Совет по МСФО  IASB  динамическое управление рисками  финансовые инструменты с характеристиками капитала  гудвилл и обесценение  основные формы отчетности  IFRS for SMEs  инициатива по раскрытиям  малый и средний бизнес  МСФО  дочерние предприятия  догово