В продолжение недавней новости. Мы спросили экспертов, что определяет качество аудита конкретно для них, российских аудиторов и в российских же условиях, и как поменялся бы ответ, если бы они работали за рубежом. Применительно же к российским условиям мы дополнительно поинтересовались, изменился бы их ответ, если бы речь шла о частных компаниях и компаниях госсектора
(в самом деле, совсем недавно мы писали в новостях о дополнительных требованиях к аудиторам госпредприятий, планы на которые вынашивают финансовые регуляторы, и о том, как на них уже успели отреагировать участники рынка).
Игорь Шестаков, руководитель проектов, ФинЭкспертиза:
Для меня качество аудита – это работа, выполненная по стандартам с соблюдением установленных требований. Главный критерий – это достижение стабильного результата по всем проектам. Качество должно обеспечивать пользователей отчетности уверенностью в том, что информация, раскрытая в бухгалтерской отчетности, действительно достоверна. Пользователь отчетности доверяет аудитору (как в других отраслях потребитель доверяет определенному бренду) в проведенной работе.
В случае работы за пределами территории РФ критерии качества сохраняются, отличие заключается только в требованиях к процедурным аспектам его достижения. Аудиторские компании за рубежом сталкиваются с аналогичными проблемами, что и российские аудиторские компании. Если говорить о преимуществах иностранных аудиторов, то здесь можно отметить значительную наработанную практику решения возникающих вопросов.
Что же касается вопросов аудита компаний оборонного и государственного сектора, то новых требований по обеспечению качества проведения работы аудитора законодатель не выдвигает, основной упор делается на ограничение доступа иностранных бенефициаров к получению информации по аудируемым лицам. В данном аспекте повышение требований выглядит обоснованно, поскольку аудитор имеет доступ к важной информации, утечка которой может в значительной мере оказывать влияние как на коммерческую деятельность предприятий, так и на обороноспособность страны в целом.
Анна Кунегина, заместитель генерального директора ООО “Нексиа Пачоли”:
Как старик свою старуху
Променял на молодуху –
Это не чудачество,
А борьба за качество!
Народная частушка
Давать определение качеству аудита, как и любому явлению, не имеющему материального воплощения, сложно. Однако с этой задачей уже давно справились авторы стандартов аудита. Под качественным аудитом следует понимать аудит, проведенный в соответствии с требованиями законодательства, аудиторских стандартов и еще двух таких документов как Кодекс профессиональной этики и Правила независимости. И я думаю, мы должны быть благодарны этим людям, потому что без этого определения мы до сих пор продолжали бы спорить, кто делает качественный, а кто – некачественный аудит. Исходя из этого определения, можно выстраивать всевозможные логические цепочки, пытаться определить, кому же легче обеспечить соблюдение стандартов и этических требований – крупным компаниям, способным направлять значительные средства на создание и поддержание системы внутреннего контроля, или небольшим компаниям, обычно не располагающим свободными средствами на развитие.
Кроме того, хотелось бы заметить, что обеспечивать качество аудита – это не добровольный выбор аудиторских компаний и аудиторов, и совсем даже не ответ на запрос качественного аудита пользователями аудиторских услуг, а однозначное требование законодательства, без соблюдения которого аудиторская компания или аудитор будут признаны не вправе осуществлять аудиторскую деятельность.
Поэтому сколько бы мы не пытались дать свое определение качеству аудита, как бы много взглядов и мнений не собирали, это остается “изобретением велосипеда”. Определение качеству аудита дано, и вряд ли оно будет пересматриваться в ближайшее время.
Виктория Языкова, заместитель руководителя департамента аудита КСК групп:
Качественный аудит в России – больше, чем аудит!
Понятие “качество аудита”, которое установлено международной практикой, – это выполнение задания, полученного от заказчика аудита, с учетом Федерального закона “Об аудиторской деятельности”, всех существующих федеральных правил (стандартов) аудита, а также с учетом Кодекса этики аудиторов. При этом, исходя из своего 15-летнего опыта работы аудитором, я могу вывести формулу качества аудита, которую для себя определили заказчики аудита – российские компании (и я не говорю сейчас о налоговом аудите или выполнении работ по специальному заданию). Так, для заказчиков понятие “качество аудита” связано по большей части с тем, что аудиторы должны быть не просто независимыми экспертами, выражающими мнение в отношении достоверности показателей бухгалтерской отчетности аудируемого лица, а помощниками, которые могут любую сложную и рисковую ситуацию разобрать на составляющие таким образом, чтобы все выявленные нарушения и несоответствия можно было исключить или переработать, и все эти мероприятия укладывались бы в рамки действующего законодательства.
Безусловно, реалии российского бизнеса таковы, что для того, чтобы аудит был востребован, аудитор должен быть в первую очередь консультантом, который не только выявляет все узкие моменты, но и дает корректные, применимые на практике, рекомендации по их устранению, а также должен являться для клиента путеводителем по “дебрям” бухгалтерского и налогового законодательства. Но при этом аудитор в любой ситуации обязан соблюдать установленные принципы (честность, объективность, профессиональная компетентность и должная тщательность, конфиденциальность, профессиональное поведение).
Опыт работы с международными компаниями и российскими компаниями с иностранным капиталом показывает, что для таких заказчиков качество аудита – это не больше чем подтверждение логики бизнеса. Без дополнительного анализа рисков (имущественных, налоговых), без необходимости выведения формул безопасности для минимизации рисков. Данная ситуация связана с особенностями формирования отчетности по международным стандартам. При этом принципы работы аудиторов-международников такие же, как и у российских аудиторов. Таким образом, именно практика ведения бизнеса и особенности ведения бизнеса в России диктуют российским аудиторам критерии, которым они должны соответствовать, чтобы их работа была признана качественной.
Официальная позиция заключается в том, что данные мероприятия направлены как раз на повышение качества услуг, оказываемых аудиторами, укрепление доверия к аудиту со стороны общественности.
Мое мнение в отношении нововведений – они хороши, но в меру.
Так, часть требований, которые в настоящее время существуют, ограничивают
возможности небольших аудиторских компаний в части выбора клиентов. И это, на
мой взгляд, неправильно. Идти по пути создания нескольких крупных аудиторских
конгломератов будет невыгодным и для заказчиков аудита – среднего бизнеса, тем,
которые хотели бы провести аудит именно для того, чтобы получить ответы на все
свои вопросы. И в итоге сложившаяся ситуация может привести к тому, что
аудироваться будут компании, которые попадают под критерии обязательного аудита, а аудировать их смогут только несколько
аудиторских организаций, которые будут отвечать установленным законодателем
критериям.
Указанное приведет к тому, что, с одной стороны,
оказываемые услуги ограничатся классическим понятием “аудит”, а с другой
стороны - увеличит стоимость аудиторских
услуг.