Частно-государственное акционерное партнерство

Зарубежный опыт

Автор:
Источник: “Экономическая газета”
Опубликовано: 7 Мая 2012

Акционеры в зависимости от размера своего пакета обладают разными возможностями получения благ от владения собственностью. Миноритарии могут надеяться только на доход в виде дивидендов и рост курса ценных бумаг. Обладатели крупных пакетов, кроме перспектив доходности, имеют возможность контроля над акционерным обществом (АО). Однако к этим общим правилам нужно сделать поправку на статус акционера: является он частным или государственным. Государство как инвестор обладает рядом специфических черт, которые остальным акционерам нужно принимать во внимание, как решаясь на вложение денег в АО с долей госсобственности, так и участвуя в дальнейшем в управлении таким обществом.

Со времен СССР, когда государству принадлежало практически все, кроме профсоюзных объектов, в Беларуси мало что изменилось. Процесс приватизации у нас, в отличие от остальных постсоциалистических стран, не был столь массовым. Значительная часть предприятий остались полностью государственными даже после преобразования в акционерные общества, а во многих сохранилась в той или иной степени доля собственности государства. Все они составляют государственный портфель акций.

Формально государство как собственник и частные акционеры обладают равными правами в акционерном обществе. Это следует как из общего принципа, провозглашенного ст. 13 Конституции Республики Беларусь, согласно которой «государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности», так и из не менее общих норм Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) и Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон N 2020-XII), не предусматривающих каких-либо преимуществ для отдельных категорий акционеров в связи с формой их собственности.

В п. 1 ст. 64 ГК и ч. 8 ст. 13 Закона N 2020-XII приводится общий перечень ключевых прав участников хозяйственного общества. Таким образом, участник вправе: участвовать в управлении деятельностью общества; получать информацию об его деятельности, знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией; принимать участие в распределении прибыли; получать в случае ликвидации хозяйственного общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость. В то же время согласно ч. 4 ст. 13 Закона N 2020-XII государственные органы, органы местного управления и самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ, если иное не установлено законодательством. Однако акции как вид имущества могут быть закреплены на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за республиканскими юридическими лицами, подчиненными республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь. При этом на такие акции распространяются нормы Указа Президента Республики Беларусь от 14.09.2006 N 575 «О порядке распоряжения государственным имуществом».

Ряд АО с долей собственности государства привлекателен для инвесторов, их акции имеют или могли бы иметь ликвидный рынок. Однако формирование цен на такие акции имеет свои отличия. С одной стороны, данные бумаги выглядят более надежными: ведь участие государства в акционерном обществе предполагает стабильность его развития и служит, во всяком случае отчасти, гарантией от банкротства и резких изменений. Но плата за такое «спокойствие» – ограничение возможности контролировать предприятие для остальных акционеров, снижение шансов на получение прибыли как в виде дивидендов, так и от изменения стоимости акций. Рынок таких бумаг менее волатилен, чем других акций.

Государственный портфель акций состоит из тех акций, которые принадлежали государству и не были переданы в частные руки. При этом Закон Республики Беларусь от 15.07.2010 N 169-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» в целях защиты общегосударственных интересов, обеспечения территориальной целостности государства, национальной, экономической и энергетической безопасности, социальной защищенности населения, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, сохранения историко-культурного и духовного наследия содержит перечень объектов, находящихся только в собственности государства, и видов деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства.

Поскольку процесс приватизации по-прежнему идет со скрипом, в государственном портфеле остается весьма значительный пакет акций множества ОАО, как «стратегических», так и менее важных. В случае ускорения приватизации они вполне могут оказаться на рынке, что существенно снизит рыночную цену пакетов акций, принадлежащих иным акционерам. Зато на упавшем рынке легче докупить акции и завладеть контролем в обществе. Такой вариант подходит для тех, кто от инвестирования стремится перейти к ведению бизнеса. Следовательно, для инвестирования средств в компании с долей государства нужно пристально наблюдать за перечнем стратегических предприятий и текущим государственным планом приватизации.

Однако контроль и участие государства в управлении отдельными обществами не ограничивается владением пакетами акций. Помимо норм корпоративного права для этого есть много других возможностей.

Управление

На первый взгляд законодательство не предусматривает каких-либо привилегий для отдельных категорий акционеров. По общему правилу число голосов пропорционально вкладу учредителя, подлежащему внесению в уставный фонд (ч. 5 ст. 12 Закона N 2020-XII). Правда, в договоре о создании хозяйственного общества либо протоколе собрания учредителей может быть установлено иное число голосов, принадлежащих учредителям. Однако при создании АО число принадлежащих учредителям голосов определяется пропорционально количеству подлежащих распределению среди них акций (ч. 4 ст. 68 Закона N 2020-XII).

В зависимости от уровня важности предприятия часть его акций принадлежит самой Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам. Согласно ст. 26 Закона Республики Беларусь от 19.01.1993 N 2103-XII «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» (далее – Закон N 2103-XII) республиканский орган государственного управления по управлению государственным имуществом (Госкомимущество) осуществляет владение и распоряжение принадлежащими Республике Беларусь акциями ОАО, передает эти акции в управление других государственных органов, госорганизаций в соответствии с актами законодательства, которые назначают прошедших специальную подготовку лиц представителями государства в органах управления ОАО. Полномочия этих государственных органов и организаций по управлению акциями определяются актами законодательства. При этом Госкомимущество обеспечивает специальную подготовку лиц на право быть назначенными представителями государства в органах управления ОАО.

Местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют владение и распоряжение принадлежащими административно-территориальным единицам акциями ОАО в порядке, определенном соответствующими местными Советами депутатов.

Согласно ч. 1 ст. 51 Закона N 2020-XII совет директоров (наблюдательный совет) хозяйственного общества образуется в случаях, предусмотренных Законом N 2020-XII и (или) уставом общества. Однако в ОАО, акции которых принадлежат Республике Беларусь и (или) административно-территориальной единице, исходя из норм ст. 26 Закона N 2103-XII совет директоров (наблюдательный совет) создается всегда. В его состав назначаются представители государства от Республики Беларусь и (или) административно-территориальной единицы на основании решений органов, осуществляющих владельческий надзор, принимаемых до проведения общего собрания акционеров, в повестку дня которого включен вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета). При этом орган, осуществляющий владельческий надзор, вправе в любое время заменить одного назначенного представителя другим. Полномочия представителя государства по участию в работе органов управления ОАО определяются актами законодательства, решениями органа, осуществляющего владельческий надзор, и доверенностью, выданной этим органом. В период, когда Республике Беларусь или административно-территориальной единице принадлежит 100% акций ОАО, решением общего собрания акционеров является решение органа, осуществляющего владельческий надзор. Таким образом, институт независимых директоров, популярный в зарубежной практике корпоративного управления, в Беларуси, по сути, отсутствует.

Права и обязанности представителей государства, изложенные в Положении о представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2008 N 694 «О представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам» (далее – Положение), весьма обширны. Они участвуют в работе общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) (при его наличии), а в случае ликвидации общества и назначения представителя государства в ликвидационную комиссию – в работе этой комиссии.

Представитель государства может принимать участие в обсуждении иных вопросов у руководителя общества, участвует в принятии решений органов управления общества на основании законодательства и учредительных документов общества, исходя из необходимости защиты экономических интересов государства в деятельности общества, обеспечения его эффективной работы, и руководствуется при этом письменными указаниями органа, осуществляющего владельческий надзор, в случаях, установленных Положением. Представитель государства обязан согласовывать письменно с органом, осуществляющим владельческий надзор, свою позицию по выносимым на рассмотрение совета директоров и общего собрания участников общества, в уставном фонде которого более 50% акций (долей) принадлежит Республике Беларусь и (или) административно-территориальной единице, вопросам:

· изменения размера уставного фонда общества, товарищества, в которых общество является участником, в т.ч. увеличения размера уставного фонда за счет источников собственных средств и средств участников;

· приобретения акций, в т.ч. подписки на акции дополнительного выпуска, АО, в котором общество является участником, отказа от приобретения этих акций.

Представитель государства в органах управления хозобществ, в уставных фондах которых более 50% акций (долей) принадлежит Республике Беларусь, вправе голосовать по вопросам отчуждения находящихся в собственности этих обществ капстроений (зданий, сооружений), изолированных помещений, незавершенных законсервированных и незавершенных незаконсервированных капитальных строений, расположенных в г. Минске и областных центрах, стоимость каждого из которых превышает 10 тыс. базовых величин, только в соответствии с позицией, определенной Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь на основании предложения органа, осуществляющего владельческий надзор.

Орган, осуществляющий владельческий надзор, вправе поручать представителю государства голосовать за изменение размера уставного фонда общества, совершение сделок, влекущих отчуждение имущества общества, являющихся в соответствии со ст. 58 Закона N 2020-XII крупными сделками (кроме сделок, указанных выше, и сделок по реализации обществом товаров (работ, услуг) собственного производства), реорганизацию и ликвидацию общества только после получения на это согласия Госкомимущества.

Представитель государства представляет в орган, осуществляющий владельческий надзор, предложения о своей позиции по указанным вопросам не позднее 10 дней до даты проведения общего собрания участников общества, заседания совета директоров (наблюдательного совета), а по вопросам, требующим согласования с Госкомимуществом, – не позднее 20 дней до даты их проведения.

Среди обязанностей представителя государства значится принятие мер по защите экономических интересов государства при осуществлении деятельности общества, контроль за сроками и полнотой перечисления в бюджет дивидендов. Представитель государства вправе в порядке, предусмотренном законодательством и уставом общества, требовать проведения общего собрания его участников, заседания совета директоров (наблюдательного совета), а также внеплановой ревизии или аудита деятельности общества, получать от органов управления общества информацию о его деятельности, данные о конъюнктуре рынка выпускаемой продукции (выполняемых работах, оказываемых услугах), потребляемом сырье (работах, услугах) и другие документы.

В некоторых сферах деятельности имеются свои особенности. Так, представитель государства в банке участвует в работе общего собрания акционеров банка, совета директоров (наблюдательного совета) банка и принятии решений данными органами управления банка на основании законодательства и устава банка, исходя из необходимости защиты экономических интересов государства в деятельности банка, обеспечения его эффективной работы, принципов безопасного и ликвидного функционирования банка, соблюдения нормативов безопасного функционирования и иных пруденциальных требований, а также выполнения банками индикативных параметров, предусмотренных Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемыми Президентом Республики Беларусь. Представитель также вправе в порядке, предусмотренном законодательством и уставом банка, требовать проведения общего собрания его акционеров, заседания совета директоров (наблюдательного совета) и аудита в банке, получать от органов управления банка информацию о его деятельности, а также несет персональную ответственность за невыполнение этих требований.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19.02.2008 N 100 «О некоторых вопросах владельческого надзора» (далее – Указ N 100) представителям государства в органах управления хозяйственных обществ, если иное не предусмотрено законодательными актами, вознаграждение выплачивается ежеквартально за счет чистой прибыли этих обществ за отчетный период (квартал, год) в размерах, определенных в соответствии с уставами обществ, но не более установленных Указом N 100.

Представитель государства должен иметь высшее образование и стаж работы не менее 3 лет, пройти специальную подготовку и аттестацию на право осуществлять полномочия представителя государства в порядке, определенном Госкомимуществом. Он выполняет свои полномочия на основании трудового договора (контракта) по основному месту работы или на основании гражданско-правового договора, заключенного им с органом, осуществляющим владельческий надзор. Таким образом, интересы государства представляют лица, которые в известной мере подготовлены к выполнению таких функций, получают за это плату, возмещение расходов при служебных командировках и несут ответственность за результаты.

Надо понимать, что представитель государства должен ставить себе целью достижение предприятием тех результатов, которые необходимы государству, в т.ч. параметров прогноза социально-экономического развития. Прежде всего, это стабильный или увеличивающийся уровень производства и экспорта, причем порой тех товаров, которые экономически не выгодны. Однако ни о какой переориентации речи быть не может: государству требуются эти изделия, и именно для обеспечения их производства государство и владеет акциями предприятия. Если акционеры-частники, желая повысить эффективность АО или изменить направление его развития, объединятся, но их чаяния не совпадут с соблюдением государственных интересов (как их понимают чиновники), представитель государства никогда не встанет на их сторону и заблокирует любое решение. Это – риск, свойственный вложению в такие бумаги.

Если же миноритарием является государство, то целей, которые не обеспечиваются в рамках корпоративных процедур, оно добивается в качестве регулятора. Так, если государство не может понудить предприятие к каким-либо решениям через собрание акционеров, то их можно прямо закрепить в нормативном правовом акте или установить необходимость согласования тех или иных действий с органами государственной власти. Например, любой белорусский банк или страховая компания, даже не имеющая доли госсобственности, обязана согласовывать (через аттестацию) кандидатуры своих руководителей с государством в лице соответствующих органов, хотя назначение единоличного исполнительного органа – прерогатива собственников. Точно так же без согласования не удастся стать и мажоритарным акционером в кредитной организации.

Показательным также является подп. 2.2 п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.12.2010 N 1874 «Об утверждении показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 год», в соответствии с которым утвержденные им показатели прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 год определяются республиканским органам государственного управления и иным госорганизациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Мингорисполкому по подчиненным (входящим в состав) организациям и иным хозяйственным обществам, в которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами или обществами, пользующимися государственной финансовой поддержкой. Кроме того, широко используется включение предприятий с долей госсобственности в различные госпрограммы, планы. Таким образом, все такие предприятия активно выполняют предписанную им в том или ином глобальном проекте государства роль. Зачастую это кажется весьма выгодным: появляется дополнительная возможность получать государственное финансирование, госзаказы и иные преференции. Все это так, но будет ли сопровождаться данный процесс созданием стоимости, долю которой получит частный акционер?

Потенциал роста госдоли

Один из важнейших аспектов рассматриваемой темы – дополнительный выпуск акций, изменяющий соотношение долей.

Согласно подп. 1.13 п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 20.03.1998 N 3 «О приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» вторая и последующие эмиссии акций ОАО, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, созданных в процессе приватизации объектов, находившихся в государственной собственности, проводятся по согласованию с Президентом Республики Беларусь, других ОАО с долей собственности государства в уставном фонде, включенных в перечень юридических лиц, обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности, утверждаемый Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, созданных в процессе приватизации объектов, находившихся в республиканской собственности, – с согласия Госкомимущества, а созданных в процессе приватизации объектов, находившихся в коммунальной собственности, – с согласия соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов. Перечень открытых акционерных обществ, обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.12.2008 N 1927.

Разумеется, эти формальности не требуются, если эмиссия увеличивает долю государства.

С другой стороны, у самого государства, в отличие от прочих акционеров, есть немало возможностей увеличить свою долю в уставном фонде многих предприятий. Так, в соответствии с Положением о реструктуризации задолженности хозяйственных обществ по платежам в республиканский и местные бюджеты и по кредитам, выданным государственными банками, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16.02.2004 N 88 «О реструктуризации задолженности хозяйственных обществ по платежам в республиканский и местные бюджеты и по кредитам, выданным государственными банками» (далее – Указ N 88), погашение задолженности хозяйственного общества, которое не имеет возможности погасить ее и ликвидация которого нецелесообразна, может производиться посредством реструктуризации путем увеличения его уставного фонда в пределах имеющихся у него источников собственных средств с передачей доли (акций) на сумму, соответствующую сумме задолженности, в собственность государства либо банка. При недостатке таких источников разрабатывается инвестиционный проект, в котором предусматривается их восполнение, который должен пройти государственную комплексную экспертизу. Другой вариант – передача участниками хозобщества своих долей (акций) государству или банку в счет задолженности. Доли (акции), приобретенные в процессе приватизации у государства, могут передаваться только в собственность Республики Беларусь и (или) административно-территориальной единицы в счет задолженности этого общества перед соответствующим бюджетом. Интересно, что погашение задолженности общества перед другими акционерами или третьими лицами таким путем невозможно: освобождение участника ООО (п. 2 ст. 89 ГК) и акционера АО (п. 2 ст. 99 ГК) от обязанности внесения вклада в уставный фонд и соответственно оплаты акций общества, в т.ч. путем зачета требований к обществу, за исключением случаев, установленных законодательными актами, не допускается.

Еще один вариант увеличения доли государства – господдержка. Согласно п. 2 Положения о порядке предоставления из республиканского бюджета финансовой помощи, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28.03.2006 N 182 «О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям» (далее – Указ N 182), финансовая помощь негосударственным юридическим лицам (за исключением организаций потребительской кооперации и сельскохозяйственных производственных кооперативов (колхозов)) производится с увеличением (образованием) доли Республики Беларусь в уставных фондах этих юридических лиц и при условии нераспределения (неотчисления) части прибыли (дивидендов), полученной со дня вступления в силу решений о предоставлении этим юридическим лицам финансовой помощи, до увеличения (образования) доли Республики Беларусь в их уставных фондах. Заметим, что в указанном Положении под финансовой помощью понимается предоставление финансовых средств на безвозвратной и безвозмездной основе. Оказывается, в определенных ситуациях «безвозвратность» и «безвозмездность» носят вполне возвратный и возмездный характер. Безвозвратно утрачивается лишь доля прежних акционеров, уменьшающаяся пропорционально увеличению или образованию доли государства.

На таких же условиях осуществляется возмещение из средств республиканского бюджета части процентов за пользование банковскими кредитами негосударственным юридическим лицам (за исключением организаций потребкооперации и колхозов в соответствии с Положением о порядке и условиях возмещения юридическим лицам части процентов за пользование банковскими кредитами, утвержденным Указом N 182).

Отметим, что согласно п. 2 Указа N 88 дивиденды, начисляемые хозяйственным обществом на долю в уставном фонде (акции), переданную (переданные) государству при реструктуризации задолженности этого общества согласно Указу N 88, не подлежат обложению налогом на доходы и в полном объеме зачисляются в соответствующий бюджет. Это естественно: государству ни к чему лишний раз перекладывать деньги из одного бюджетного кармана в другой. А потому приняты меры, чтобы сделать изъятие этих денег у предприятия более комфортным.

Право на выкуп

Ограничены и возможности частных акционеров в продаже принадлежащих им акций некоторых ОАО. Так, согласно подп. 1.4 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16.11.2006 N 677 «О некоторых вопросах распоряжения имуществом, находящимся в коммунальной собственности, и приобретения имущества в собственность административно-территориальных единиц», если иное не определено Президентом Республики Беларусь, облисполкомы, Мингорисполком имеют преимущественное право на приобретение акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ, включенных в перечень юридических лиц, обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности, утверждаемый Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь в соответствии с законодательством о приватизации, и акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ, перерабатывающих сельхозпродукцию, расположенных на территории соответствующей области, г. Минска, приобретенных гражданами Республики Беларусь у государства за денежные средства на льготных условиях (по цене на 20% ниже номинальной стоимости) и в обмен на чеки «Имущество», полученных взамен их долей в имуществе арендных и коллективных (народных) предприятий при преобразовании их в АО, а также переданных хозяйственным обществам по номинальной стоимости с оплатой в рассрочку. Указанная норма и механизм ее реализации обеспечивают государству дополнительные возможности влияния на ОАО на случай, если в них может появиться нежелательный инвестор. Ведь исполкому отводится 3 месяца, чтобы обдумать, стоит ли воспользоваться своим преимущественным правом: срок слишком большой для принятия решения и достаточный, чтобы другой претендент охладел к сделке. Интересно, что перечень хозяйственных обществ, на которые распространяются данные требования, существует в свободном доступе лишь в виде пресс-релиза на сайте Министерства финансов Республики Беларусь и на сайтах некоторых исполкомов.

Дивиденды дивидендам рознь

По общему правилу (абз. 4 ч. 8 ст. 13 Закона N 2020-XII) участники хозяйственного общества вправе принимать участие в распределении прибыли хозяйственного общества, в частности акционеры АО – владельцы простых (обыкновенных) акций – на получение части прибыли АО в виде дивидендов (абз. 2 ч. 1 ст. 71 Закона N 2020-XII). При этом в ч. 3 ст. 72 Закона N 2020-XII указано, что порядок объявления и выплаты дивидендов определяется уставом АО, за исключением срока выплаты дивидендов, который может быть определен решением общего собрания акционеров, принятым большинством не менее 2/3 от числа голосов лиц, принимающих участие в этом собрании. Если уставом АО либо решением общего собрания акционеров срок выплаты дивидендов не определен, он не должен превышать 60 дней со дня принятия решения об объявлении и выплате дивидендов. Если срок выплаты дивидендов по простым (обыкновенным) акциям, определенный уставом АО или решением общего собрания акционеров, составляет более 60 дней, в случае досрочной выплаты дивидендов (в полном объеме или частично) дивиденды выплачиваются одновременно всем акционерам – владельцам простых (обыкновенных) акций пропорционально количеству принадлежащих им акций. Интересно, что в отношении начисления дивидендов, т.е. распределения прибыли между акционерами АО, в Законе N 2020-XII требования пропорциональности нет, в отличие от обществ с ограниченной ответственностью (ст. 96 Закона N 2020-XII) и полного товарищества (ст. 71 ГК), в которых прибыль распределяется между участниками пропорционально размерам их долей в уставном фонде общества, если иное не установлено учредительными документами.

К тому же в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28.12.2005 N 637 «О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития» (далее – Указ N 637) хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими обществами, обязаны перечислять в бюджет часть прибыли (дохода) – по установленным нормативам от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) пропорционально доле государства и административно-территориальных единиц в их уставных фондах.

Таким образом, государство получает гарантированные (при наличии прибыли) дивиденды на принадлежащие ему акции, что превращает их в своеобразную разновидность привилегированных бумаг. Это также создает неравенство государства и частных акционеров, которые могут рассчитывать на дивиденды лишь в том случае, если соответствующее решение будет принято общим собранием участников АО. При этом в Инструкции о порядке исчисления, отражения в бухгалтерском учете, перечисления, возврата (зачета) излишне перечисленной (взысканной) части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, и доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.01.2006 N 2, указано, что часть дохода, исчисляемая в соответствии с Указом N 637, является минимальной обязательной частью дивидендов на доли государства и административно-территориальных единиц в их уставных фондах. Если общим собранием участников хозяйственного общества принято решение о выплате дивидендов в расчете на одну акцию (долю в уставном фонде) в размере, превышающем размер отчислений, установленных Указом N 637, то в бюджет следует перечислить дивиденды в размере, указанном в решении собрания.

Заметим, что Указ N 637 не предусматривает возможность освобождения АО от обязанности перечислять часть прибыли в бюджет в случаях, когда в соответствии со ст. 72 Закона N 2020-XII акционерное общество не вправе принимать решения об объявлении и выплате дивидендов, а также выплачивать их (если уставный фонд оплачен не полностью; стоимость чистых активов АО меньше суммы его уставного фонда и резервных фондов либо станет меньше их суммы в результате выплаты дивидендов; имеется устойчивый характер неплатежеспособности или он получится в результате выплаты дивидендов; если не завершен выкуп акций по требованию его акционеров).

Проверка без вариантов

Несоизмеримы возможности государства и частных акционеров в контроле за деятельностью АО, участниками которых они являются.

С одной стороны, согласно ст. 61 Закона N 2020-XII для проведения проверки бухучета, бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов, а при необходимости – и (или) проверки деятельности хозяйственного общества, его филиалов и представительств, хозяйственное общество вправе, а в случаях и порядке, установленных Законом N 2020-XII и иным законодательством, обязано привлечь аудиторскую организацию (аудитора – индивидуального предпринимателя). Напомним, ОАО в соответствии со ст. 3 Закона Республики Беларусь от 08.11.1994 N 3373-XII «Об аудиторской деятельности» подлежит обязательному аудиту.

Но если утверждение аудиторской организации (аудитора – индивидуального предпринимателя) и условий договора с ними отнесено абз. 12 ст. 85 Закона N 2020-XII к исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета), то назначение налоговых и иных проверок – вопрос соответствующих государственных органов (в рамках, определенных Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ N 510)). Кроме того, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 22.06.2010 N 325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь» (далее – Указ N 325) государственные органы и иные государственные организации, республиканские государственно-общественные объединения могут иметь в своем составе ведомственные контрольные службы или структурные подразделения, в обязанности которых входит проверка подчиненных таким органам и организациям предприятий. При этом согласно подп. 2.18 п. 2 Указа N 325 подведомственные организации освобождаются от обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный период, в котором была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности, – в случаях, предусмотренных законодательными актами, а также за два отчетных периода, начиная с года, в котором была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности в рамках ведомственного контроля, – при неустановлении по результатам этой проверки нарушений актов законодательства или соблюдении условий, предусмотренных в п. 18 Указа N 510 (незначительность административных правонарушений, устранение нарушений и возмещение вреда в 3-дневный срок).

Таким образом, государство располагает своими инструментами контроля, действующими в его интересах, независимо от интересов и желания остальных акционеров. Правда, те могут ознакомиться с результатами изысканий государственных ревизоров: все участники хозобществ вправе получать информацию о деятельности хозяйственного общества и знакомиться с его документацией в объеме и порядке, установленных уставом (абз. 3 ч. 8 ст. 13 Закона N 2020-XII). Напомним, ст. 63 Закона N 2020-XII относит к документам хозяйственного общества, среди прочего, заключения ревизионной комиссии (ревизора) хозяйственного общества, аудиторские заключения, а также акты (справки) контролирующих органов. Но последние по своим целям и задачам, а следовательно, и содержанию существенно отличаются от аудиторских отчетов и заключений. Поэтому подмена независимого аудита государственным ведомственным контролем – это не лучшая особенность белорусских корпоративных отношений.

В качестве «противовеса» можно предложить только право акционеров, владеющих в совокупности 10 или более процентами акций, в любое время потребовать проведения аудита деятельности акционерного общества, в т.ч. и не обязанного публиковать для всеобщего сведения годовой отчет (ч. 4 ст. 86 Закона N 2020-XII). Но тут возникает одна проблема: Закон N 2020-XII не определяет для таких случаев ни особый, отличный от упомянутого абз. 12 ст. 85, порядок утверждения аудитора, ни источник выплаты ему вознаграждения. Правда, Налоговый кодекс Республики Беларусь не содержит теперь ограничений по отнесению на затраты расходов на аудит – как обязательный, так и инициативный. Но в отношении последнего весьма спорным представляется вопрос его связи с производством и реализацией продукции, а стало быть, и возможности включения расходов на него в затраты АО как для целей бухгалтерского, так и для целей налогового учета. А оплачивать услуги аудиторов «за свои» смогут далеко не все миноритарии.

Итак, хотя институт «золотой акции» отменен в Беларуси несколько лет назад, но у государства сохраняется весьма разнообразный спектр мер нерыночного воздействия на отдельные предприятия, позволяющих осуществлять над ними контроль. Поэтому, инвестируя средства в компании, выполняющие достаточно весомые социальные и, тем более, стратегические, функции, надо четко понимать, что доходность таких инвестиций может стать высокой, только если это не будет противоречить интересам страны (как их понимают наши чиновники). Так что здесь уместнее говорить о социальном инвестировании, которое важно для государства, но не всегда сулит прибыль частным инвесторам.

Особенности, с которыми придется столкнуться при вложении средств в акции компаний с государственным участием или находящихся под контролем государства, существенно влияют на стоимость акций. Поскольку действия властей довольно трудно предугадать, возникают дополнительные риски, которые нужно принимать во внимание, прежде чем приобретать такие бумаги.

Автор:

Теги: миноритарии  акционерное общество  АО  Беларусь  хозяйственное общество  реструктуризация задолженности  частно-государственное партнерство