Декларация на товары и вычет НДС

Практические советы
Источник: Журнал “Учет и контроль” №8-2016
Опубликовано: 6 Сентября 2016

Таможенные органы часто отказывают организациям в их просьбе получить копию декларации на товары со всеми необходимыми отметками на бумажном носителе. О том, какие риски по НДС поджидают организаций-налогоплательщиков, расскажем в этой статье.

Согласно положениям п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, подлежат вычетам в случае использования этих товаров для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, после принятия их на учет и при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров.

Исходя из ч. 1 ст. 204 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Закон № 311-ФЗ) декларация на товары подается в электронной форме.

Приказом ФТС России от 17 сентября 2013 г. № 1761, вступившим в силу 12 ноября 2014 года, утвержден Порядок использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля (далее — Порядок).

В связи с вступлением в силу вышеуказанного Приказа ФТС России утратил силу Приказ ГТК России от 30.03.2004 № 395 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме» (далее — Инструкция), который содержал норму (п. 22 Инструкции) о том, что таможенные органы могут распечатывать копии электронных деклараций на бумажном носителе (листы формата A4 по форме бланков грузовой таможенной декларации) после помещения товаров под определенный таможенный режим в определенных случаях, в частности по желанию декларанта.

Однако п. 2 Порядка, вступившего в силу с 12.11.2014, предусмотрено, что взаимодействие декларантов с таможенными органами при таможенном декларировании и выпуске товаров с учетом Порядка осуществляется посредством электронного способа обмена информацией.

Согласно п. 26 Порядка после выпуска (условного выпуска) или отказа в выпуске товаров декларанту с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов направляется авторизованное сообщение, содержащее принятое таможенным органом декларирования решение по декларации на товары, поданной в виде электронного документа (далее — ЭДТ), а также ЭДТ с соответствующими таможенными отметками.

На основании пп. «а» п. 39 Порядка таможенные органы распечатывают копии электронных документов, в том числе ЭДТ, авторизованные сообщения и протоколы информационного взаимодействия лиц на бумажных носителях после выпуска или отказа в выпуске товаров по обращению декларанта в порядке, определенном правилами ведения делопроизводства в таможенных органах.При формальном прочтении указанного положения п. 29 Порядка норма о проставлении отметок в графах декларации на товары на бумажном носителе отсутствует.

В частных разъяснениях Минфина России (например, письма от 02.03.2015 № 03-07-08/10484, № 03-07-08/10606, № 03-07-08/10586, № 03-07-08/10578) указано, что наличие у налогоплательщика копии ЭДТ на бумажном носителе, подтверждающей ввоз товаров на территорию Российской Федерации, полученной от таможенных органов в соответствии с Порядком, не препятствует реализации права на вычет сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных таможенным органам по ввезенным товарам при соблюдении вышеуказанных положений НК РФ.

Таким образом, учитывая позицию Минфина России, организация имеет право на получение вычета по НДС, уплаченного таможенным органам по ввезенным товарам, при наличии копии ЭДТ на бумажном носителе, подтверждающей ввоз товаров на территорию Российской Федерации, полученной от таможенных органов в соответствии с Порядком.

Вместе с тем из совокупного анализа разъяснений контролирующих органов, представленных в письмах Минфина России, (например, в письмах от 18 мая 2015 г. № 03-0708/28231, от 29 мая 2015 г. № 03-07-15/31200, от 12 марта 2015 г. № 03-07-08/12941, от 11 марта 2015 г. № 03-07-08/12854) следует, что по сообщению ФТС России в случае, предусмотренном подпунктом «а» пункта 39 Порядка, при распечатывании на бумажном носителе электронных копий деклараций на товары производится внесение (проставление) отметок, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Так, статьей 195 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа путем внесения (проставления) соответствующих отметок в (на) таможенную декларацию и (или) коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, а также соответствующих сведений в информационные системы таможенного органа. Внесение (проставление) отметок производится согласно положениям Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257 (далее — Решение № 257) и Порядка регистрации, отказа в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 262.

Так, согласно Решению № 257 в графе «C» основного и добавочного листов декларации на товары под соответствующими номерами проставляются отметки о принятом решении таможенного органа в отношении товаров, сведения о которых заявлены в этой декларации, о проведении таможенного контроля. Под номером 1 указывается цифровыми символами дата (XXXXXX — день, месяц, две последние цифры года), до которой продлевается срок выпуска товаров, если на основании п. 4 статьи 196 ТК РФ принято решение о продлении срока выпуска товаров, с проставлением подписи должностного лица. Под номером 2 указываются цифровыми символами дата выпуска товаров либо отказа в выпуске (XXXXXX — день, месяц, две последние цифры года), а также регистрационный номер выпуска товаров, если его проставление предусмотрено законодательством государства-члена Союза, с внесением (проставлением) соответствующей отметки (штампа в виде оттиска) «Выпуск разрешен» либо «Отказано в выпуске», подписи должностного лица и оттиска личной номерной печати.

Таким образом, наличие у налогоплательщика копии ЭДТ на бумажном носителе, подтверждающей ввоз товаров на территорию РФ, полученной от таможенных органов в соответствии с Порядком (не содержащим требование о наличии отметок «Выпуск разрешен» и пр.) не препятствует реализации права на вычет сумм НДС. Однако, учитывая разъяснения Минфина России и положения действующего в настоящее время Решения № 257, полностью исключить риск возможности формального подхода к перечню необходимых отметок в данном случае контролирующих органов не представляется возможным.

Также п. 4 ст. 117 Закона № 311-ФЗ установлено, что по требованию налогоплательщика таможенные органы обязаны выдать подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов в письменной форме. Форма такого подтверждения установлена Приложением 1 к Приказу ФТС России от 23 декабря 2010 г. № 2554. Поэтому документом, подтверждающим фактическую уплату НДС по ввезенным товарам в целях его принятия к вычету налогоплательщиком, является указанное подтверждение, выданное таможенным органом.

Таким образом, правомерность вычета сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком по товарам, ввезенным в Российскую Федерацию для использования в операциях, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, обосновывается наличием у налогоплательщика вышеназванных документов, подтверждающих ввоз и фактическую уплату налога по этим товарам на бумажных носителях. Данная позиция также разъяснена в Письме Минфина РФ от 11 июня 2015 г. № 03-07-08/33992.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»
  2. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015; приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17)
  3. Приказ ФТС России от 17.09.2013 № 1761 «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля» (зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2014 № 31465)
  4. Письмо Минфина РФ от 11 июня 2015 г. № 03-07-08/33992
Теги: вычет НДС  НДС  налог на добавленную стоимость  таможенное регулирование  таможенное декларирование  таможенный контроль  электронный документ  ЭДТ  Таможенный кодекс  Таможенный союз  ввоз товаров на территорию РФ  копия на бумажном носителе  таможенные