Если из всего многообразия вариантов применения имеющихся у Вас временно свободных средств выбрано приобретение ценных бумаг, то совсем немаловажным является то, где и на каких условиях они будут храниться. Ведь потеря бумаг перечеркнёт всю потенциальную доходность и обратит потраченные на покупку бумаг средства в убытки. Москва семимильными шагами идет к тому, чтобы стать мировым финансовым центром. В целесообразности этого шага, в том, что мы действительно идем в этом направлении, кто-то сомневается, кто-то – абсолютно уверен. Мы не будем сегодня делать выводов обо всем глобальном реформировании финансового рынка, сосредоточимся лишь на одном конкретном аспекте. В настоящее время постепенно вступает в свои права институт центрального депозитария, одновременно реформируется вся система депозитарного учета. Что это значит для инвестора в рамках его операционной деятельности? Об этом и поговорим.
Для начала изучим, как условия осуществления депозитарной деятельности определяет ныне действующее законодательство. Основным регламентирующим документом является закон «О рынке ценных бумаг», здесь определены основополагающие аспекты рассматриваемого вида деятельности.
Депозитарная деятельность – оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и учету и переходу прав на ценные бумаги. Договор между депозитарием и его клиентами-депонентом, регулирующий их отношения в процессе депозитарной деятельности, должен быть заключен в письменной форме. Заключение депозитарного договора не влечет переход к депозитарию права собственности на ценные бумаги. Депозитарий не вправе распоряжаться ценными бумагами депонентов, ограничивать в депозитарном договоре совокупность прав, дающихся владельцу ценной бумаги. Взыскание по обязательствам депозитария не может быть обращено на ценные бумаги депонента.
Если депозитарный договор не содержит запрещения, депозитарий для исполнения своих обязательств вправе привлекать иные депозитарии, выступая во вновь заключаемых договорах депонентом. Предполагается предоставление депозитарию от депозитария-депонента информации о своих депонентах в части тех бумаг, которые передаются (или учет прав на которые осуществляется) в данный депозитарий. Депозитарий обязан незамедлительно передать клиенту принадлежащие ему ценные бумаги по его первому требованию, а также в случаях прекращения действия депозитарного договора или ликвидации депозитария.
Депозитарий имеет право регистрироваться у иного депозитария или у регистратора в качестве номинального держателя. Депозитарий несет ответственность за полноту и правильность записей по счетам депо, а также за ненадлежащее исполнение своих обязательств. В случае оказания депонентам услуг, связанных с получением доходов по ценным бумагам, денежные средства хранятся на отдельном банковском счете, открываемом депозитарием в кредитной организации. Депозитарий обязан вести учет находящихся на специальном депозитарном счете денежных средств каждого депонента и отчитываться перед ним. При работе с ценными бумагами, ограниченными в обороте, депозитарий должен зачислять эти бумаги на соответствующие счета лишь в случае, если их владелец соответствует установленным для таких бумаг требованиям.
Так было до не давнего времени. Одноуровневая система депозитарного учета справлялась с поставленными перед ней задачами. Но справлялась она «с переменным успехом». Следует признать, что уровень защищенности инвесторов достаточно невысок. Случаи, когда депозитарий ликвидируется, а бумаги со счетов депо исчезают – не единичны. Для оптимизации системы хранения ценных бумаг и приведения ее в соответствие отечественному фондовому рынку, имеющему фактически лишь одну биржу, принят закон « О центральном депозитарии». Большая часть его положений уже вступило в силу, окончательно он вступит в свои права с началом 2013 года. Итак, о чем же речь?
Фактически, устанавливается двухуровневая система хранения ценных бумаг. Есть центральный депозитарий, есть – все остальные. Стоит признать, что закон писался «с натуры». Во многом у нас уже сформировалась искомая двухуровневость. Виной тому уже упоминавшаяся одна биржа и, соответственно, «родной» для нее один, крупнейший в стране, депозитарий. Поэтому-то некоторые из норм безотносительно к фактическому лидеру рынка выглядят по меньшей мере странно. Итак, законом установлено следующее.
Центральный депозитарий – депозитарий, который является небанковской кредитной организацией и которому присвоен статус центрального депозитария. Центральным депозитарием может являться только акционерное общество, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации. Акционерами центрального депозитария могут быть российские юридические лица, являющиеся управляющими компаниями паевых инвестиционных фондов, акционерных инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, организаторами торговли и клиринговыми организациями, и иные лица, если это предусмотрено уставом центрального депозитария. Акции центрального депозитария не могут быть переданы в доверительное управление. В случае если акционер центрального депозитария не соответствует установленным требованиям, он обязан продать принадлежащие ему акции с соблюдением требований законодательства не позднее одного года с даты, в которую он узнал или должен был узнать о таком несоответствии.
Статус центрального депозитария может быть присвоен юридическому лицу, которое соответствует требованиям законодательства, имеет лицензию на осуществление депозитарной деятельности и которое на момент подачи заявления о присвоении статуса центрального депозитария не менее трех лет осуществляло функции расчетного депозитария. Решение об отказе в присвоении статуса центрального депозитария принимается в случае присвоения статуса центрального депозитария иному юридическому лицу. Это требование в совокупности с требованием к уставному капиталу и статусу небанковской кредитной организации надолго лишает нынешний крупнейший депозитарий какой-либо конкуренции за свой статус – никакая другая организация просто не соответствует уставленным законом требованиям.
Как уже упоминалось, изменения вносятся во всю систему депозитарного учета. Так, новшества коснулись видов открываемых счетов. Установлено, что лицевой счет номинального держателя центрального депозитария в реестре может быть открыт только центральному депозитарию. При этом в реестрах крупных акционерных обществ могут быть открыты только лицевые счета номинального держателя центрального депозитария. Иные лицевые счета номинального держателя не открываются. В реестре владельцев инвестиционных паев открывается лицевой счет номинального держателя центрального депозитария, если предусмотрена возможность обращения таких ценных бумаг на организованных торгах. Центральный депозитарий открывает счета депо владельцев ценных бумаг:
- Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в лице соответствующих уполномоченных органов или организаций;
- Банку России;
- профессиональным участникам рынка ценных бумаг;
- управляющим компаниям акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
- иным лицам при условии, что полномочия по подаче поручений на проведение операций по соответствующему счету депо предоставлены профессиональному участнику рынка ценных бумаг.
Центральный депозитарий открывает счета депо доверительного управляющего ценными бумагами:
- Банку России;
- профессиональным участникам рынка ценных бумаг, осуществляющим деятельность по управлению ценными бумагами;
- управляющим компаниям акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.
Также законом установлены ограничения, связанные с недопущением участия центрального депозитария в торгах. Прочими видами деятельности центрального депозитария могут быть клиринговая деятельность и сопутствующие услуги типа раскрытия информации клиентов. Деятельность, в той части, которая не регулируется особо, осуществляется в рамках общих требований к депозитариям.
В качестве тех новшеств, которые сразу и напрямую затронут большое количество людей, полагаю возможным выделить два. Первое – запрещение прямого взаимодействия центрального депозитария с клиентами-непрофессионалами. Если у Вас уже есть брокер или доверительный управляющий – проблема невелика. Думается, что передача поручения не будет предполагать большого объема комиссионного вознаграждения для профессиональных финансовых посредников. А что же делать, если услугами профессионала Вы не пользуетесь, торгуя самостоятельно? Так или иначе, придется найти профессионального участника рынка ценных бумаг, который поможет Вам в общении с центральным депозитарием.
Второе – изменения номенклатуры счетов депо. Так, упразднён счет залогодержателя. Все бумаги теперь должны находиться на счетах собственников с записью об обременениях. Фактически, ничего не изменяется ни для депозитариев, ни для их клиентов. Так или иначе, заложенные бумаги в тайне продать не удастся, запись об обременении никто не отменял. Однако необходимо отследить корректность перевода бумаг, если вы залогодержатель или залогодатель и обсудить с контрагентом условия оплаты комиссий депозитария – ведь теперь она ляжет на залогодателя, хотя раньше ее платил залогодержатель (в случае заклада, а не залога).
Мы рассмотрели основные характеристики зарождающегося, нового института отечественного фондового рынка – центрального депозитария. Что даст его создание рядовым инвесторам? Во-первых, в большинстве случаев ваши бумаги будут уже после покупки лежать именно в центральном депозитарии. Тогда нет никаких причин для беспокойства. В ином случае надо всерьез задумать о надежности места их хранения.
Закон о центральном депозитарии принят. На фоне этого до сих пор существуют конторы на десять человек, которые регистрируются в качестве депозитария, а затем исчезают вместе с клиентскими бумагами. Хочется верить, что двухуровневая система депозитарного учета будет куда менее подвержена подобным рискам. Слабые депозитарии закроются, сильные и честные будут в рамках своей компетенции создавать систему депозитарного учета, которой инвесторы смогут безоговорочно доверять.