Экологическая компонента в проектном управлении: сущность, оценка, использование

Оценка бизнеса

Автор:
Источник: Журнал “Учет и контроль” №9-2017
Опубликовано: 16 Октября 2017

Значительная часть разрабатываемых и реализуемых проектов идентифицируется как проекты развития, которые направлены на формирование или развитие потенциала, способного приносить системе будущие экономические выгоды в виде прибыли или прироста стоимости (капитализации), что соответствует стратегическим целям и императивно предопределяет необходимость учета не только экономических и социальных аспектов, но и экологическую составляющую. Экологический потенциал, экологическая устойчивость формируют инвестиционную привлекательность и подлежат расчету и измерению (оценке) в процессе проектного управления. Пониманию сущности данных категорий, методике расчета и использования в проектном управлении посвящена данная статья.

Термин “проект” происходит от латинского слова projectus, что в буквальном переводе означает “брошенный вперед”. Методология проектного управления ориентирована на будущее состояние системы, соответствующее, как правило, стратегическим целям и задачам развития хозяйственной системы того или иного уровня.

Значительная часть всех разрабатываемых проектов классифицируется как проекты развития, под которыми рассматриваются проектные решения, направленные на формирование или развитие потенциала системы, способного приносить ей будущие экономические выгоды в виде прибыли или прироста стоимости (капитализации). Разработка и обоснование таких проектов — решения стратегического характера, ориентированные на устойчивое развитие систем макро-, мезо- или микроуровня. Устойчивое развитие, равно как и разработка проектов развития, рассматривается с позиции социальной, экономической и экологической составляющих. Если экономическая и социальная составляющие проектного управления имеют широкому круг изысканий, то экологическая пока не находит должного внимания. Экологический потенциал и экологическая устойчивость — базовые категории, требующие теоретико-методологических изысканий и практического использования в проектном управлении, особенно в условиях современной глобальной экономики, когда стираются национальные границы.

Под экологическим потенциалом принято понимать взаимосвязанную совокупность ресурсов живой природы на определенной территории. В естественно-историческом аспекте экологический потенциал определяет все многообразие живой и неживой природы, а в экономической плоскости он является составной частью национального богатства. Поскольку с экономических позиций экологический потенциал рассматривается в качестве одного из элементов, формирующих национальное богатство, его необходимо оценивать с применением универсального денежного измерителя, что, по заключению автора, не представляется возможным. Оценке подлежит только природно-ресурсный потенциал, который выступает одним из составных элементов экологической системы и используется в хозяйственной деятельности человека. Экологический потенциал — биосфера Земли, выступающая основой жизнеспособности и жизнедеятельности человека и, если вторую составляющую можно подвергнуть денежной оценке, то первую следует рассматривать в качестве условия жизнеспособности живых организмов, в том числе и человека.

Для оценки и управления развитием социально-экономических систем макро-, мезо- и микроуровня предлагается экологический потенциал (биосферу Земли) дифференцировать по двум составляющим:

  • потенциал жизнеобеспечения живой природы;
  • потенциал жизнедеятельности человека.   

Экологический потенциал России отличается значительной емкостью и разнообразием экологической системы, неравномерностью ее распределения по территории страны (в хорошо освоенных районах наблюдается истощение природно-ресурсных запасов и наиболее благоприятные для проживания природные условия, а в районах со сложными природными условиями — с наибольшей концентрацией природно-ресурсных запасов), при этом продолжает оставаться недостаточно изученным и неоцененным. Величина экологического потенциала жизнедеятельности человека представляет собой сумму потенциалов отдельных видов природных ресурсов, независимо от характера их использования. Оценивая общую емкость данного потенциала необходимо учитывать качественно-количественные параметры экологической системы, к которым следует отнести:

  • продуктивность ресурса (PRR);
  • содержание полезного компонента (PCR);
  • количество (объемы) запасов (Q).

Экологический потенциал жизнедеятельности человека (EPJZ) можно представить функцией:

                         EPJZ = f (PRR; PCR; Q)                                   (1)

Россия сильна своими регионами, и количественную оценку экологического потенциала жизнедеятельности человека автор произвел по данным одного из динамично развивающихся регионов России — Сахалинской области, которая входит в состав Дальневосточного федерального округа и на территории которой реализуются транснациональные нефтегазовые проекты. Базовыми составляющими экологического потенциала жизнедеятельности человека островного региона являются углеводородные, водно-биологические, лесные и рекреационные ресурсы, параметрические характеристики которых, необходимые для количественной оценки, представлены в таблице 1.

                                                                                               Таблица 1

Допущения, используемые при расчете экологического потенциала жизнедеятельности человека в Сахалинской области (по основным видам природных ресурсов) *

Виды природных ресурсов

Продуктивность, коэффициент

Полезный компонент, отображающий качественное состояние, коэффициент

Сложившийся уровень мировых цен за единицу ресурса, USD

1. Нефть (баррель)

0,85

0,47

55,5

2. Газ (1000 куб. м)

0,75

0,39

200

3. Уголь (1 т)

0,76

0,58

80

4. Морские биоресурсы (1 т)

0,78

0,84

58,5

5.Лесные ресурсы (1 куб. м)

0,70

0,71

270


* определены автором на основании экспертных оценок

Ряд солидных зарубежных изданий исходит из того, что в тонне российской нефти в среднем содержится 7,35 – 7,36 барреля, но для упрощения расчетов российскую нефть пересчитывают из системы в систему с коэффициентом 7,3 барреля на тонну.

Исходя из оценки запасов природных ресурсов Сахалинской области по состоянию на 01.01.2012 года произведена экономическая оценка экологического потенциала жизнедеятельности человека в регионе (табл. 2).

Таблица 2

Экономическая оценка экологического потенциала жизнедеятельности человека Сахалинской области

Виды природных ресурсов

Оцененные запасы

Коэффициент продуктивности

Полезный компонент, отображающий качественное состояние, коэффициент

Сложившийся уровень мировых цен за единицу ресурса, USD

Экономическая оценка, млрд USD

1. Нефть

3,8 млрд тонн/27,74 млрд баррелей

0,85

0,47

55,50 за баррель

615,06

2.Газ

4 млрд тонн

0,75

0,39

200

234,00

3.Уголь

9,6 млрд тонн

0,76

0,58

80

332,70

4.Морские биоресурсы

Около 6,0 млн тонн

0,78

0,84

58,5

229,98

5.Лесные ресурсы

615 млн куб. м

0,67

0,71

270

78,99

ИТОГО млрд USD





1490,73

ИТОГО

млрд руб.





85910,77


Экономическая оценка экологического потенциала жизнедеятельности человека в регионе: Сахалинская область составляет 85910,77 млрд российских рублей, или 986,35 млрд рублей на 1 тыс. кв. км (общая площадь региона составляет 87,1 тыс. кв. км) или 176,3 млн рублей на одного жителя островного региона (численность населения, проживающего в Сахалинской области по состоянию на 01.01.2017 года — 487 344 чел.).

Биосфера Земли (экологический потенциал жизнедеятельности человека) имеет пределы хозяйственной емкости, превышение которой может привести к необратимым последствиям.

В своей книге “Пределы роста”, вышедшей в свет в 1972 году, Д. Медоуз сделал следующие выводы:

  • если современные тенденции роста численности населения, индустриализации, загрязнения природной среды, производства продовольствия и истощения ресурсов будут продолжаться, в течение текущего столетия мир подойдет к пределам роста, в результате чего, скорее всего, произойдет неожиданный и неконтролируемый спад численности населения и объема производства;
  • есть возможность изменить тенденции роста и прийти к устойчивой и долговременной перспективе экономической и экологической стабильности, установив между ними глобальное равновесие на таком уровне, который позволит удовлетворить основные материальные потребности каждого человека и дает ему равные возможности реализации личного потенциала [1, 2].

Своей жизнедеятельностью (физиологической и хозяйственной) человек превысил допустимый порог возмущения биосферы (экологический предел), что подтверждают имеющие место изменения во всех природных средах (воздушной, водной, почвенной), а также исчезновение биологических видов. Кроме того, перестали естественно воспроизводиться в прежнем виде возобновляемые ресурсы.

Значимыми индикаторами оценки использования экологического потенциала являются:

  • Коэффициент экологически чистой продукции, определяемый как отношение стоимости экологически чистой (или сертифицированной) продукции к ВВП страны;
  • Уровень удельных загрязнений, определяемый отношением объема выбросов в окружающую среду от производственно-хозяйственной деятельности в общей величине конечного продукта (или к общему объему потребленных природных ресурсов).

Современная глобальная экономика стирает национальные границы, имеет многоаспектный характер и, без какого-либо оспаривания, обеспечение ее устойчивого развития должно быть ориентировано на:

  • обеспечение экологически безопасных условий, определяющих качество жизни населения;
  • обеспечение сохранности необходимого объема и качества природных ресурсов, в том числе и вовлеченных непосредственно в производственные процессы;
  • обеспечение сокращения негативного воздействия на окружающую среду;
  • обеспечение мотивации экологизации хозяйственной деятельности [3].

Экологическая устойчивость — способность экологической системы сохранять свою структуру и функции в процессе воздействия на нее внешних и внутренних факторов. Уровень экологической устойчивости страны количественно оценивают по соответствующему индексу, основанному на расчете и агрегировании 76 индикаторов, отображающих состояние экосистемы, экологические аспекты здоровья населения, институциональные и социальные возможности, экологические стрессы и др.

Индикаторы оценки экологической устойчивости рассматриваются в формате устойчивого развития, при этом выделяют:

  • систему индикаторов, состоящую из 132 индикаторов, разработанную Комиссией ООН по устойчивому развитию;
  • систему интегрированных экологических и экономических национальных счетов, предложенную Статистическим отделом ООН (System for Integrated Environmental and Economic Accounting);
  • программа экологических индикаторов ОЭСР (Организация стран экономического сотрудничества и развития);
  • показатель «истинных сбережений» (genuine savings), разработанный Всемирным Банком [4].

Одной из наиболее полных систем индикаторов экологического аспекта устойчивого развития, включающей характеристики суши, воды, атмосферы, отходов и других природных ресурсов, является система, разработанная Комиссией ООН по устойчивому развитию, при этом с учетом целевой направленности все индикаторы разбиты на три группы — индикаторы — движущая сила, индикаторы состояния, индикаторы реагирования (табл. 3).

Таблица 3

Экологические индикаторы оценки устойчивого развития

Раздел, актуальный для 21 века

Индикаторы —движущая сила

Индикаторы текущего состояния

Индикаторы реагирования

1. ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ

1.1.Защита запасов и качества пресной воды

1. Ежегодное изъятие подземных и поверхностных вод, в % от доступного объема.

2. Потребление воды на душу населения.

1. Запасы подземных вод (куб. м).

2. Концентрация фекальных Coli-форм в источниках пресной воды (число на 100 мл.).

3. Показатели биохимического и химического потребления кислорода по водным источникам.

1. Обработка сточных вод (% обслуживаемого населения всего и по типам обработки).

1.2. Защита океанов, морей и береговых зон

1. Вылов морских организмов (т).

2. Прирост населения в береговых зонах (%).

3. Выбросы нефти в прибрежные зоны (т).

4. Накопление соединений азота и фосфора в прибрежных водах (т).

1. Отклонение запасов морских организмов от уровня, обеспечивающего устойчивое воспроизводство (%).

2. Отношение этого отклонения к реальным запасам.

3. Индекс развития морских водорослей.

1. Участие в соглашениях, качающихся морей (да/нет).

2. ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

2.1.Интегрированный подход к планированию и использованию земельных ресурсов

1. Используемые земли (кв. км).

1. Земли, подверженные эрозии почвы (кв. км).

1.Реформирование земельной политики (да/нет).

2.2. Управление уязвимыми экосистемами, борьба с опустыниванием и засухами

1. Потребление древесины на отопление на душу населения (куб. м).

2. Численность домашнего скота на 1 кв. км в засушливых зонах.

3. Население в засушливых зонах, живущее ниже уровня бедности (%).

1. Земли, затронутые опустыниванием (кв. км).

2. Частота засух.

1. Затраты на восстановление экосистем.

2.3. Содействие устойчивости сельского хозяйства и местного развития

1. Использование сельскохозяйственных пестицидов (т/кв. км).

2. Использование удобрений (т/кв.км).

3. Количество пахотных земель на душу населения (га).

4. Орошаемые земли (%).

1. Количество земель, затронутых засолением и заболачиванием (кв. км).

1. Затраты на поддержание сельского хозяйства и исследования в этой области.

2.Площадь восстановленных земель (кв. км).

3. ДРУГИЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

3.1. Борьба с обезлесением

1. Темпы обезлесения (кв. км в год).

2. Годовое производство кругляка (куб. м).

1. Запасы древесины (куб. м).

2. Площадь лесов (кв. км).

3. Потребление древесины в % от потребления энергии.

1. Темпы восстановления лесов (кв. км в год).

2. Доля защищаемых лесов.

3.2. Сохранение биологического равновесия


1. Число видов в угрожаемом состоянии и исчезнувших видов.

1. Площадь заповедных территорий, в % от общей территории.

4. АТМОСФЕРА

4.1. Защита атмосферы

1. Выбросы СО2 (т).

2. Выбросы оксидов серы и азота (т).

3. Потребление озоноразрушающих веществ (т).

1. Концентрация SO2, CO, оксидов азота, озона и взвешенных частиц в атмосфере городов.

1. Расходы на сокращение загрязненности атмосферы.

2. Сокращение выбросов СО2, оксидов серы и азота (в % за год).

5. ОТХОДЫ

5.1. Управление отходами

1. Объемы производственных и муниципальных отходов (т в год).

2. Объем опасных отходов (т).

3. Импорт и экспорт опасных отходов (т).

1. Объем отходов на душу населения (т).

2. Площадь земель, загрязненных отходами (кв. км).

1. Расходы на сбор и обработку отходов.

2. Доля утилизируемых отходов (%).

3. Утилизация муниципальных отходов (т на душу населения).

4. Темпы уменьшения отходов на единицу ВНП (т/год).

5. Расходы на переработку опасных отходов.

Индикаторы — движущая сила отображают человеческую деятельность, процессы и характеристики, влияющие на устойчивое развитие.

Индикаторы состояния отображают текущее состояние различных аспектов устойчивого развития.

Индикаторы реагирования позволяют оценить способ реагирования на изменение текущего состояния.

Для эколого-экономического учета Статистическим отделом Секретариата ООН в 1993 году была предложена система СЭЭУ (А System for Integrated Environ­mental and Economic Accounting), целью которой является обеспечение учета экологического фактора в национальных статистиках [5]. В основе экологической трансформации национальных счетов находится экологически адаптированный чистый внутренний продукт (Environmentally adjusted net domestic product — EDP), расчет которого производят следующим образом:

- во-первых, из чистого внутреннего продукта (NDP) вычитают стоимостную оценку истощения природных ресурсов (DPNA): добыча нефти, газа, минерального сырья, вылов море и рыбопродуктов, вырубка леса и др.;

- во-вторых, из полученного показателя вычитается стоимостная оценка экологического ущерба (DGNA): загрязнение воздуха, воды, истощение почвы, размещение отходов, использование подземных вод и др.

Таким образом, экологически адаптированный чистый внутренний продукт равен:

                           EDP = (NDP - DPNA) – DGNA                            (2)

Расчет и сравнительная оценка экологически адаптированного внутреннего продукта целесообразны к использованию в проектном управлении, наряду с расчетом и оценкой таких индикаторов, как NPV (Net Present Value) — чистая приведенная стоимость и IRR (Internal Rate of Return) — внутренняя норма доходности, когда речь идет о проекте развития с привлечением природно-сырьевых ресурсов.

Предельно ясно, что устойчивое развитие разноуровневых хозяйственных систем предопределяет сохранение неиссякаемой емкости биоты, обеспечение экологической устойчивости, сохранение благоприятной окружающей среды для будущих поколений, что достигается только в условиях согласованного развития экологической, социальной и экономической компоненты. Сбой или рассогласованность в развитии одной их компонент может не только не обеспечить развитие системы, но и вызвать регрессные процессы. Данное обстоятельство требует должного внимания в проектном управлении, когда разработка, обоснование и выбор для последующей реализации проекта развития затрагивают не только экономические и социальные, но экологические аспекты.


Список литературы

1.Meadows D. H., Meadows D. L., Randers J. and Behrens III William W. The Limits to Growth. New York: Universe Books, 1972.

2.Медоуз Д. Х., Медоуз Д. Л., Рэндерс Й., Беренс В. Пределы роста. М.: Изд-воМГУ, 1991. — 208 с.

3.3. Тарасова Н.П., Кручина Е.Б. Индикаторы и индексы устойчивого развития // Устойчивое развитие: природа, общество, человек. Статьи победителей конкурса. — 2006. — Т. 2. — С. 127–144. URL: http://www.mnr.gov.ru/files/part/8048_indikator.doc .

4.Татаркин А.И., Гершанок Г.А. Методология оценки устойчивого развития локальных территорий на основе измерения их социально-экономической и экологической емкости // Мир экономики и управления. — 2006. — Т. 6. — № 1. — С. 40–48.

5.Титов В.Н., Жанабекова Е.И., Хасанова Р.М. Роль экологических факторов в оценке качества жизни населения // Наука и общество. — 2013. — № 2 (11). — С. 100–102.

6.Костина Н.В., Розенберг А.Г., Розенберг Г.С., Хасаев Г.Р. Показатель экологического следа и его взаимосвязь с другими индексами устойчивого развития экономики региона // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2014. — № 9 (119). — С. 34–41.

7.Костина Н.В., Розенберг Г.С. Анализ некоторых индексов и индикаторов устойчивого развития на примере территорий Волжского бассейна // В сборнике: Формирование и становление рынка интеллектуальной собственности как основного фактора создания инновационной экономики и обеспечения устойчивого развития регионов в условиях кризиса Сборник научных статей международной научно-практической конференции. Научные редакторы З.Ф. Мазур, Г.Э. Кудинова. — 2015. — С. 37–42.

8.Sustainable Development Indicators. Departament for Environmen Food and Rural Affairs (Defra). — July 2013. — 100 p. (www.gov.uk/defra).

9.Van Vuuren D.P., Smeets E.M.W. Ecological footprints of Benin, Bhutan, Costa Rica and the Netherlands // Ecol. Economics. — 2000. — V. 34. —рр. 115–130.

10.Wan Luhe; Zhang Yuwei; Qi Shaoqun; et al. A study of regional sustainable evelopment based on GIS/RS and SD model — Case of Hadaqi industrial corridor // Journal of cleaner production. — 2017. — V. 142. — pp. 654–662.

11.Zhao Jingzhu, Liu Xin, Dong Rencai et al. Landsenses ecology and ecological planning toward sustainable development // International journal of sustainable development and world ecology. —2016. —V. 23. № 4. —pp. 293–297.

Автор:

Теги: экологическая составляющая  экологическая устойчивость  проектное управление  инвестиционная привлекательность  due diligence  устойчивое развитие  экологический потенциал  продуктивность ресурса  содержание полезного компонента  экологический потенциал ж