Экономический аналог гудвилла как актив, используемый в оценочной деятельности и иных аналитических процедурах

Оценка бизнеса

Автор:
Источник: Журнал “Аудит” №2-2020
Опубликовано: 12 Марта 2020

Данная статья посвящена анализу такого экономического явления как экономический аналог гудвилла, который может быть определен и как неформальный актив, и как неформальное обязательство. Экономический аналог гудвилла не подлежит отражению в бухгалтерском учете и финансовой отчетности, однако может быть использован в таких сферах дисциплинах как оценочная деятельность, управленческий учет, финансовый анализ и иных аналитических процедурах.

Если не считать дореволюционный период и период НЭПа, то оценочной деятельности в России немногим более четверти века. Это и мало и много одновременно. Оценочная деятельность плотно вошла в современную экономическую жизнь общества. Потребность в услугах оценки достаточно высока. На основе определения стоимости имущества совершаются многие сделки, принимаются важные управленческие решения, осуществляются контрольные функции и т.д. [13].

Существующие в России принципы регулирования оценочной деятельности постоянно изменяются и трансформируются: Россия имеет в оценочной деятельности тенденции сближения с международными стандартами оценки [4].

В рамках данного исследования, прежде чем перейти к рассмотрению экономического аналога гудвилла, необходимо рассмотреть сам гудвилл.

Термин «Гудвилл» (Goodwill)  как экономическая категория пришел в российскую практику с переходом на рыночные отношения из стран, где рыночные отношения существовали значительно ранее, чем в современной России. В упрощенном понимании, гудвилл - нематериальный актив, возникающий при продаже компании.

Рассмотрим нормативно-правовые документы, регулирующие данное экономическое понятие.

Термин «гудвилл» иногда используют как синоним термина «деловая репутация», однако это не всегда верно.

Сами понятия «гудвилл», «деловая репутация» по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) и международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) в основе своей схожи, но все же имеют некоторое отличия. Отметим, что РСБУ в последние годы имеет тенденцию к сближению к МСФО, хотя и имеет свои отличия [14].

Отметим, что по РСБУ и МСФО гудвилл и деловая репутация могут быть как положительными, так и отрицательными.

Рассмотрим сами понятия более подробно.

Согласно РСБУ «Положительную деловую репутацию следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод в связи с приобретенными неидентифицируемыми активами, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта» [2].

«Для целей оценки при определении стоимости положительной деловой репутации (гудвилл) определяется любая будущая экономическая выгода, генерируемая бизнесом или активами, которые неотделимы от данного бизнеса или групп активов, входящих в его состав. Примерами таких выгод может быть увеличение эффективности, возникающее в результате объединения бизнесов (снижение операционных затрат и экономии от масштаба, не отраженные в стоимости других активов), организационный капитал (например, выгоды, возникающие благодаря созданной сети или возможности выхода на новые рынки и тому подобное)» [5].

А вот в Приказе Росстата от 31.05.2018 N 334 "Об утверждении официальной статистической методологии построения баланса активов и пассивов и счетов накопления Системы национальных счетов в части контрактов, договоров аренды, лицензий, гудвилла и маркетинговых активов" в отношении гудвилла даются два отличающихся определения.

В одной части документа указано, что «стоимость гудвилла и маркетинговых активов определяется как разница между стоимостью, выплаченной за действующее предприятие, и суммой его активов за вычетом суммы его обязательств, каждая статья которых отдельно идентифицирована и оценена.

Под маркетинговыми активами понимаются активы, возникающие в результате взаимоотношений организации с клиентами, поставщиками и подрядчиками, партнерами по инновационной деятельности, а также ресурсы, имеющие влияние на потенциальных работников, инвесторов и клиентов, если эти активы не могут быть идентифицированы… К маркетинговым активам относятся: бренды, торговые марки, логотипы и доменные имена» [9].

Далее в документе предоставляется следующая информация «Приобретенный гудвилл (деловая репутация организации) представляет собой разницу между стоимостью приобретенного предприятия и чистой стоимостью его отдельно идентифицированных и оцененных активов и обязательств».

В первом случае анализируемого документа под разницей между стоимостью приобретенной организации и величиной чистых активов понимается «гудвилл и маркетинговые активы», а во втором – только гудвилл (маркетинговых активов). В данном аспекте необходимо понимать, что маркетинговые активы (бренды, торговые марки, логотипы и доменные имена) могут быть могут обладать всеми признаками активов (имеются в наличии (реальны), имеют документальное оформление (право собственности) как самостоятельные объекты, учтены как нематериальные активы и имеют соответствующую адекватную стоимость), что, в свою очередь, говорит о том, что они должны будут учтены при расчете чистых активов (как отдельно идентифицированные и оцененные активы). Но в отдельных случаях маркетинговые активы (или их часть) могут не обладать всеми признаками актива, т. е. по правоустанавливающим документам не выделены в самостоятельные объекты. Вероятно, по мнению автора, в указанном контексте предусматривается именно этот случай, иначе нарушается целостность документа, его логичность и сопоставимость с другими нормативно-правовыми источниками.

Российское законодательство, опирающееся на принципы МСФО, в отношении деловой репутации дает следующие формулировки.

«Деловая репутация - актив, представляющий собой будущие экономические выгоды от объединения бизнеса, которые не могут быть определены и признаны отдельно от других активов. Будущие экономические выгоды от объединения бизнеса могут возникнуть в результате эффекта от совместного использования приобретенных идентифицируемых активов или возникнуть от активов, которые по отдельности не удовлетворяют критериям признания в финансовой отчетности» [3].

Согласно принципам МСФО, гудвилл определяется по принципам МСФО как разница между величиной справедливой стоимости за приобретенную организацию и/или любой неконтролирующей доли и/или справедливой стоимости ранее имевшейся доли приобретателя в капитале объекта приобретения (при объединении бизнесов, осуществляемом поэтапно) и чистая сумма идентифицируемых приобретенных активов за вычетом принятых обязательств [6].

Схоже по указанным принципам понятие «гудвилл» (деловая репутация) присутствует и в других документах, регламентирующих применение МСФО в Росси [3,7,8].

Если не считать в качестве отличия принципы определения активов и обязательств по РСБУ и МСФО, в МСФО (в отличии от РСБУ) учитываются при определении гудвилла не только вся организация, но и ее доли (в случае сделки с долью организации (в соответствующей пропорции)).

Отметим, что деловая репутация может иметь отрицательное значение, которое «в полной сумме относится на финансовые результаты организации в качестве прочих доходов» [1,2].

Проанализировав экономическую категорию как разность между величиной рыночной стоимости организации и величиной ее чистых активов (как положительное, так и отрицательное значение), можно с уверенностью утверждать, что существующие нормы законодательства, регулирующие бухгалтерский учет по РСБУ и МСФО, определяют гудвилл и деловую репутацию как нематериальный актив, имеющий все признаки актива и подлежащий отражению в бухгалтерском учете и финансовой отчетности организации.

Отметим, что по РСБУ и МСФО появление нематериального актива в форме гудвилла и деловой репутации происходит исключительно при осуществлении сделки купли-продажи компании (хозяйствующего субъекта).

Анализ действующих правил бухгалтерского учета позволил сделать вывод, что отсутствие сделки купли-продажи компании (хозяйствующего субъекта) не позволяет квалифицировать деловую репутацию общества как нематериальный актив.

«Хотя гудвилл, вероятно, будет присутствовать в большинстве корпораций, с целью обеспечения точности измерения он отражается в СНС только тогда, когда его стоимость подтверждается рыночной сделкой, обычно в результате продажи корпорации в целом» [9].

Аналогичная по своей сути имеется норма и в МСФО. «В некоторых случаях затраты осуществляются с целью создания будущих экономических выгод, но не приводят к созданию нематериального актива, удовлетворяющего критериям признания… Гудвил, созданный внутри организации, не подлежит признанию в качестве актива, поскольку он не является идентифицируемым ресурсом, который контролируется организацией и может быть надежно оценен по первоначальной стоимости» [8].

Соответственно, РСБУ и МСФО не признают активом деловую репутацию хозяйствующего субъекта (вне зависимости от самого факта наличия деловой репутации у организации) при отсутствии документально подтвержденного размера данного актива, определенного сделкой купли-продажи компании.

Возвращаясь более плотно к теме исследования, отметим, что положительный или отрицательный гудвилл существует у подавляющего большинства хозяйствующих субъектов (как частный случай, нулевое значение гудвилла может быть в отдельном, конкретном случае, но это скорее исключение, а не правило).

Но разница между величиной рыночной стоимостью компании и величиной ее чистых активов будет присутствовать в практически любой момент времени у организации. И для определения такой разницы целесообразно использовать такой термин как «экономический аналог гудвилла».

С учетом изложенного, можно с уверенностью утверждать, что такое экономическое явление как экономический аналог гудвилла разумно, целесообразно и обоснованно определять, оценивать величину и использовать в таких экономических направлениях как оценочная деятельность, управленческий учет, финансовый анализ, бизнес планирование и т. д.

Приведем непосредственно термин экономического аналога гудвилла.

Экономический аналог гудвилла определяется как разница между величиной рыночной стоимости хозяйствующего субъекта (компании) и суммой отдельно идентифицированных и оцененных активов за вычетом суммы обязательств данного хозяйствующего субъекта (вне факта сделки купли-продажи компании). Экономический аналог гудвилла не отвечает всем критериям актива для целей бухгалтерского учета и не подлежит бухгалтерскому учету, но в рамках соответствующей экономической науки, дисциплины или направления имеет достаточные признаки для признания активом и может быть использован для оценочных процедур, управленческого учета, финансового анализа, бизнес-планирования и иных аналитических процедур, не регулируемых правилами бухгалтерского учета.

         Экономический аналог гудвилла может иметь как положительное, так и отрицательное значение.

         Рассмотрим сначала причины появления положительного значения экономического аналога гудвилла.

         Положительное значение экономического аналога гудвилла в рамках оценочной деятельности, управленческого учета и иных аналитических процедур можно рассматривать неформальный актив. Для более полного осмысления рассмотрим это понятие.

Неформальные активы – экономические выгоды, которые не в полной мере отвечают всем требованиям, предъявляемым к понятию «актив». Понятие «неформальный актив» имеет достаточно широкие границы, включающие термины «условный актив», не подлежащий отражению и оценки в бухгалтерском учете, а также такие экономические категории как «скрытый актив», «мнимый актив», «имущество (имущественные права), не имеющие правоустанавливающих документов и / или соответствующей государственной регистрации)», «экономический аналог актива», «вероятностный актив» и иные фактические, предполагаемые и вероятностные экономические выгоды, не обладающие всеми признаками актива. Неформальные активы определяются с точки зрения существующих правил бухгалтерского учета и не подлежат отражению в бухгалтерском учете и финансовой (бухгалтерской) отчетности, однако существует разумная уверенность, что подобное имущество, имущественные права и экономические выгоды (неформальные активы, с точки зрения существующих правил бухгалтерского учета) имеют достаточные признаки в рамках соответствующей экономической науки, дисциплины или направления для признания активом и могут быть использованы для оценочных процедур, управленческого учета, финансового анализа, бизнес-планирования и иных аналитических процедур, не регулируемых правилами бухгалтерского учета.

Наличие положительного значения экономического аналога гудвилла может быть обусловлено имеющимися у организации скрытых активов [15] и/или мнимых обязательств[17].

Теперь перейдем к более детальному анализу отрицательного значения экономического аналога гудвилла.

         Отрицательное значение экономического аналога гудвилла в рамках оценочной деятельности, управленческого учета и иных аналитических процедур можно рассматривать неформальное обязательство. Рассмотрим и это понятие.

Неформальные обязательства – существующая или вероятностная обязанность хозяйствующего субъекта (возникающая из прошлых событий, урегулирование (гашение) которой приведет или может привести к выбытию из организации ресурсов, содержащих экономические выгоды), которая не в полной мере отвечают всем требованиям, предъявляемым к понятию «обязательство».

Понятие «неформальное обязательство» имеет достаточно широкие границы, включающие термины «обязательство с неопределенной величиной и/или сроком исполнения» («оценочное обязательство»), «условное обязательство», не подлежащее отражению и оценки в бухгалтерском учете, а также такие экономические категории как «скрытое обязательство», «мнимое обязательство», «экономический аналог обязательства», «вероятностное обязательство» и иные обязательства и обязанности, не обладающие всеми признаками обязательства. Неформальные обязательства определяются с точки зрения существующих правил бухгалтерского учета и не подлежат отражению в бухгалтерском учете и финансовой (бухгалтерской) отчетности, однако существует разумная уверенность, что подобные обязательства (неформальные обязательства, с точки зрения существующих правил бухгалтерского учета) имеют достаточные признаки в рамках соответствующей экономической науки, дисциплины или направления для признания обязательством и могут быть использованы для оценочных процедур, управленческого учета, финансового анализа, бизнес-планирования и иных аналитических процедур, не регулируемых правилами бухгалтерского учета.

Наличие отрицательного значения экономического аналога гудвилла может быть обусловлено имеющимися у организации мнимых активов [16] и/или скрытых обязательств[18].

Необходимо отметить, что финансовое положение организации может изменяться в различных стадиях развития хозяйственного субъекта, что будет влиять на итоги оценки компании [12]. Ярким примрем подобного явления может быть процесс банкротства. Признаки банкротства могут определяться различными методами и аналитическими инструментами [10,11]. К примеру, в ходе конкурсного банкротства отдельные активы, по мнению автора, могут перестать отвечать признакам актива и подлежат списанию на финансовый результат, например: лицензии и разрешения; активы, отчуждение которых не предусмотрено действующим законодательством; гудвилл (и его экономический аналог) и т.д.

         Анализируя отрицательное значение экономического аналога гудвилла, можно поставить под сомнение целесообразность эффективного собственника продавать функционирующий бизнес в форме действующего хозяйствующего субъекта по стоимости, величина которой ниже величины чистых активов организации (с учетом допущения, что все активы и обязательства, отраженные в учете, стоят именно данную, указанную в бухгалтерском учете и отчетности, стоимость). Однако целесообразность подобных действий может быть. Это обусловлено наличием у организации, в отдоенных случаях, активов, отчуждение которых от хозяйствующего субъекта за разумную стоимость невозможно по действующим нормам законодательства, и/или обязательств, досрочное гашение которых запрещено действующим законодательством.

         Рассмотрим оба этих термина.

Актив, отчуждение которого от хозяйствующего субъекта за разумную стоимость невозможно по действующим нормам законодательства, - актив, в отношении которого по действующему законодательству невозможны сделки по продаже или иные эффективные способы (кроме аннулирования или списания) отчуждения имущества, имущественных прав (например: отложенные налоговые активы; членство в саморегулируемой организации; разрешения или лицензии, передача которых третьим лицам не предусмотрена (запрещена) действующими правилами и т.д.)

Обязательство, досрочное гашение которого запрещено действующим законодательством, - обязанность по осуществлению расходования материальных и иных ресурсов на протяжении длительного периода времени в соответствии с действующим законодательством (например: выплаты физическим лицам в следствие причинения вреда здоровью; осуществление природоохранных мероприятий на протяжении длительного периода; обязанность по поддержанию государственного памятника в надлежащем состоянии и т.д.).

         Для наглядности рассмотрим пример существования отрицательного значения экономического аналога гудвилла.

В данном примере все активы и обязательства соответствуют своему значению, указанному в бухгалтерском балансе на анализируемую дату.

Бухгалтерский баланс (по данным бухгалтерской отчетности)

Актив

Сумма, тыс. руб.

Лицензия, отчуждение которой третьим лицам запрещено законодательством

7 000

Основные средства

43 000

Материалы

10 000

Дебиторская задолженность

35 000

Денежные средства

5 000

Итого активов

100 000

Пассив

Уставный капитал

10 000

Нераспределенная прибыль

20 000

Кредиторская задолженность, в т.ч. перед поставщиками, по выплате заработной плате, налогам и сборам

70 000

Итого пассивов

100 000

С учетом сложившейся системы управления, тенденций развития в течение последних лет, многочисленного количества конкурентов, по итогам маркетингового анализа определено, что данная компания может быть продана в разумные сроки за 25 000 тыс. рублей.

         Используя аналитические процедуры, определим величину экономического аналога гудвилла:

         - величина активов по данным бухгалтерского учета: 100 000 тыс. рублей;

         - величина активов, которые могут быть реализованы на открытом рынке: 93 000 тыс. рублей;

         - величина активов, которые не могут быть реализованы (и подлежат списанию на финансовый результат в случае распродажи активов пообъектно, а не как компания): 7 000 тыс. рублей;

- величина обязательств: 70 000 тыс. рублей;

- величина чистых активов (по данным бухгалтерского учета): 30 000 тыс. рублей;

- предполагаемая величина реализации компании: 95 000 тыс. рублей;

         - расчетное значение экономического аналогагудвилла: - (минус) 5 000 тыс. рублей.

         Если собственник будет продавать компанию целиком, то сможет получить 25 000 тыс. рублей за компанию.

         Если собственник распродаст все активы (за 93 000 тыс. рублей), погасит обязательства (70 000 тыс. рублей), аннулирует лицензию и спишет ее остаточную стоимость на финансовый результат (7 000 тыс. рублей), то у него останется в ходе ликвидации организации и реализации имущества пообъектно 23 000 тыс. рублей (93 000 тыс. рублей - 70 000 тыс. рублей), что менее выгодно, если продать компанию целиком как действующий бизнес.

         В описанном примере расчетное значение экономического аналога гудвилла составило - (минус) 5 000 тыс. рублей, а величина неформального обязательства составляет 5 000 тыс. рублей. С учетом проведенных аналитических процедур, после осуществления соответствующих корректировок, с целью оценочной деятельности, финансового анализа или иных аналитических процедур баланс организации целесообразно представить в следующем виде.

Бухгалтерский баланс (после проведения аналитических корректировок, для целей оценочной деятельности или финансового анализа по реальному финансовому положению организации).

Актив

Сумма, тыс. руб.

Лицензия, отчуждение которой третьим лицам запрещено законодательством

7 000

Основные средства

43 000

Материалы

10 000

Дебиторская задолженность

35 000

Денежные средства

5 000

Итого активов

100 000

Пассив

Уставный капитал

10 000

Нераспределенная прибыль

15 000

Кредиторская задолженность, в т.ч. перед поставщиками, по выплате заработной плате, налогам и сборам

70 000

Неформальные обязательства

5 000

Итого пассивов

100 000

Величина чистых активов (собственных средств) равна величине рыночной стоимости компании и составляет 25 000 тыс. рублей.

         Завершая рассмотрение примера, повторим мысль, что скорректированный баланс не может быть использован для бухгалтерских целей, а может быть использован исключительно для аналитических процедур.

         Подводя итоги данного исследования, автор обращает внимание, что для целей одних научных направлений (в частности, в экономике) могут использоваться принципы и приемы, применение которых недопустимо в иных направлениях научной мысли. Вместе с этим, проработка и применение подобных приемов способствует развитию соответствующего инструментария и методологии. Автор надеется, что результаты исследований окажут содействие в развитии научной мысли в оценочной деятельности, управленческом учете, финансовом анализе и прочим экономическим направлениям, не связанным ограничениями правил бухгалтерского учета.

         Библиографический список       

1.     Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.1998 N 1598).

2.     Приказ Минфина России от 27.12.2007 N 153н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.01.2008 N 10975).

3.     Письмо Банка России от 21.07.2011 N 110-Т "О Методических рекомендациях "О признании, оценке, представлении и раскрытии информации о деловой репутации при составлении кредитными организациями финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности".

4.     Распоряжение Минэкономразвития России от 16.06.2014 N 132Р-УА "Об утверждении концепции формирования системы стандартов, правил и требований в сфере оценочной деятельности с учетом международных стандартов оценки".

5.     Приказ Минэкономразвития России от 22.06.2015 N 385 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности (ФСО N 11)".

6.     "Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 3 "Объединения бизнесов" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н).

7.     "Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 36 "Обесценение активов" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н).

8.     "Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 38 "Нематериальные активы" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н).

9.     Приказ Росстата от 31.05.2018 N 334 "Об утверждении официальной статистической методологии построения баланса активов и пассивов и счетов накопления Системы национальных счетов в части контрактов, договоров аренды, лицензий, гудвилла и маркетинговых активов".

10.                       Демич И.Е., Буглова П.А. Сравнительный анализ методик оценки потенциального банкротства // Политика, экономика и инновации. 2018. №3 (20). С.16; [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35267841.

11.                       Кобозева Н.В. Банкротство: учет, анализ, аудит: практич. пособие/ Н.В.Кобозева. -М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. -208 с. 

12.                       Ревуцкий Л.Д. Виды и методические особенности определения стоимости предприятий на разных стадиях их экономического развития [Текст] / Л.Д. Ревуцкий // Аудит и финансовый анализ. ‒ 2009. ‒ №3. – С. 34-41.

13.                       Федорова Т.А.Федорова Е.А. Роль оценочной деятельности в реформировании экономики России//Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2018. №6., стр. 46.

14.                       Чая В.Т., Чичерина К.Н. Сравнительная оценка принципов РСБУ и МСФО // Международный бухгалтерский учет. 2009. N 5., с. 29-38.

15.                       Щепотьев А.В «Скрытые» активы, учитываемые при исчислении чистых активов организации. // Управленческий учет №12. 2010. – с. 28-38.

16.                       Щепотьев А.В «Мнимые» активы, учитываемые при исчислении чистых активов организации. // Управленческий учет №11. 2011., с. 55-66.

17.                       Щепотьев А.В «Мнимые» обязательства, учитываемые при исчислении чистых активов организации.// Управленческий учет №10. 2012., с. 82-92.

18.                       Щепотьев А.В. «Скрытые» обязательства, учитываемые при исчислении чистых активов организации.// Управленческий учет №5. 2013., с. 58-67.


Автор:

Теги: гудвилл  экономический аналог гудвилла  бухгалтерский учет  финансовая отчетность  оценочная деятельность  управленческий учет  финансовый анализ  международные стандарты оценки  нематериальный актив  российские стандарты бухгалтерского учета  РСБУ  между