Формируем план счетов по МСФО

Подготовка международной...

Автор:
Источник: Журнал “Актуальная бухгалтерия”
Опубликовано: 20 Мая 2013

Структура плана счетов зависит от того, какими средствами готовят отчетность по МСФО — при помощи средств MS Office (в частности MS Excel) или специализированными программными продуктами.

С 2012 года круг компаний, обязанных составлять консолидированную финансовую отчетность по МСФО, расширен, а сроки ее подготовки законодательно закреплены. В связи с этим некоторые компании будут готовить отчетность по международным стандартам в первый раз. В то же время другие компании, которые в настоящее время уже составляют финансовую отчетность по МСФО средствами MS Excel и/или Access, могут принять решение об автоматизации процесса ее подготовки в специализированных программных продуктах. Все они столкнутся с задачей разработки плана счетов на основе МСФО (далее — план счетов). Официально утвержденного плана счетов нет, поэтому компания разрабатывает и утверждает его самостоятельно. В данной статье мы рассмотрим основные факторы, которые влияют на структуру и наполнение плана счетов, а также принципы его кодировки.

Факторы, влияющие на наполнение

Наполнение плана счетов (какие показатели и в разрезе каких признаков должны в нем содержаться) зависит от нескольких факторов. Рассмотрим основные из них.

1. Направления бизнеса компании (группы компаний) и существенность отдельных показателей. На плане счетов должны быть выделены все существенные виды активов и обязательств, доходов и расходов (с учетом раскрытия информации о них в финансовой отчетности).

2. Выбранная учетная политика и принятые подходы и допущения. План счетов должен предусматривать возможность отражения не только текущих остатков и операций, но и тех операций, возникновение которых в будущем весьма вероятно. В то же время не следует перегружать его излишней информацией. Например, счетом переоценки основных средств, если выбрана модель учета по фактическим затратам, или расшифровкой нематериальных активов по видам, если они признаны несущественными.

Для автоматизированных систем подготовки отчетности очень важно, чтобы информация, необходимая для выполнения поправок в автоматическом режиме, была выделена на плане счетов МСФО.

3. Сформированный прообраз отчетности по МСФО (структура основных отчетных форм и примечаний к ним).

4. Текущая система учета и выбранный подход к формированию финансовой отчетности по МСФО:

  • если подготовка отчетности предусматривает автоматическую привязку к данным, полученным на основе РСБУ, то структура и кодировка плана счетов по МСФО, как правило, совпадают или близки к кодировке плана счетов по РСБУ. Автоматическая привязка возникает как при подготовке отчетности методом параллельного учета, так и при подготовке отчетности методом «трансформации» в случае загрузки данных в автоматизированную систему подготовки отчетности напрямую из учетной системы;
  • если исходными данными для «трансформации» отчетности по РСБУ в отчетность по МСФО являются формы сбора (заполняемые в формате MS Excel или через Web-интерфейс), то структура и кодировка плана счетов МСФО чаще всего не привязана к плану счетов РСБУ.

5. Цели и задачи, которые предполагается решать одновременно с подготовкой отчетности по МСФО. Если план счетов предназначен не только для целей формирования отчетности по МСФО, но и управленческой, аналитической отчетности или прогнозных показателей, то он должен быть разработан с учетом их требований. Данный фактор в особенной мере касается плана счетов в специализированном программном продукте.

План счетов и программный продукт

Структура плана счетов зависит от того, будут ли готовить отчетность по МСФО средствами MS Office (в частности MS Excel) или специализированными программными продуктами. План счетов в специализированном программном продукте предполагает бóльшую аналитичность данных, чем в MS Excel. Это обусловлено возможностями такой системы.

План счетов в MS Excel имеет плоскую структуру: каждой единице информации соответствует один счет плана счетов. Такая структура имеет свои ограничения. Основным из них является необходимость определения некоего разумного количества счетов, которое будет удобным для работы. В конечном итоге количество счетов в MS Excel должно быть необходимым и достаточным для обеспечения прозрачности выполняемых поправок и подготовки как минимум отчета о финансовом положении, отчета о совокупном доходе и некоторых примечаний к ним. Вся дополнительная информация, необходимая для подготовки отчета об изменениях в капитале, отчета о движении денежных средств и оставшейся части примечаний к основным отчетным формам, не выносится (или выносится не в полном объеме) на план счетов в MS Excel и формируется в отдельных файлах.

К плану счетов в специализированном программном продукте предъявляется больше требований, так как целью его внедрения является упрощение процесса подготовки финансовой отчетности по МСФО. План счетов представляет собой совокупность счетов и аналитик в количестве, необходимом и достаточном для обеспечения прозрачности выполняемых поправок и формирования основных отчетных форм, а также всех (или большей части) примечаний к ним.

В отличие от MS Excel в автоматизированной системе подготовки отчетности единице информации соответствует два признака: счет и аналитика. Аналитика представляет собой справочник, создаваемый при формировании плана счетов и содержащий определенный перечень возможных значений, присваиваемых соответствующему счету (аналог субконто).

Основным критерием принятия решения о выделении дополнительного счета является его использование для раскрытия в основных формах отчетности и примечаниях к ним. Основным критерием для принятия решения о выделении дополнительного аналитического признака является его повторяемость. Часто повторяющиеся на счетах расшифровки целесообразно выносить на уровень аналитики.

Пример:

Примерами аналитик могут служить справочники: «Валюта», «Контрагент», «Страна», «Характер задолженности», «Виды доходов».

Параметры конкретного программного продукта также влияют на структуру плана счетов. Стандартная функциональность может содержать ограничения на количество аналитик. Как правило, ограничения, предусмотренные стандартной функциональностью, могут быть преодолены. Однако это требует дополнительных усилий в части настройки системы и ее последующего поддержания.

Пример:

Стандартная функциональность программного продукта 1

Для одного информационного куба стандартной функциональностью предусмотрено до 13 аналитик, из которых 4 являются системными, т. е. обязательными всегда («Категория данных», «Счет», «Период» и «Компания»). Если средствами системы автоматизируется подготовка консолидированной отчетности, то еще 4 аналитики также становятся обязательными («Контрагент», «Вид движения», «Иерархия компаний», «Источник данных»). В результате для справочников, создаваемых составителем отчетности (например, «Вид доходов», «Характер задолженности»), остается всего 5 аналитик. Дальнейшая потребность в аналитичности показателей в рассматриваемом программном продукте решается с помощью добавления новых счетов, объединения нескольких справочников в один или созданием дополнительного информационного куба.

Таким образом, приняв решение о том, в каком программном продукте будет производиться подготовка финансовой отчетности по МСФО, необходимо изучить его особенности, логику работы и возможности, чтобы получить полную информацию об инструменте, посредством которого будет создаваться план счетов. Проиллюстрируем различия в подходах к формированию плана счетов в MS Excel и в специализированном программном продукте на примере.

Пример:

Дебиторская задолженность (ДЗ) покупателей и заказчиков должна быть расшифрована по характерам задолженности: за продукцию, за товары, за работы, за услуги (см. «Формирование счетов дебиторской задолженности»).

Формирование счетов дебиторской задолженности

Реализация в MS Excel

Реализация в программном продукте

Номер счета

Наименование счета

Номер счета

Наименование счета

Аналитика «Характер задолженности»

Счет 1

ДЗ покупателей и заказчиков: за продукцию

Счет 1

ДЗ покупателей и заказчиков

1 — За продукцию

Счет 2

ДЗ покупателей и заказчиков: за товары



2 — За товары

Счет 3

ДЗ покупателей и заказчиков: за работы



3 — За работы

Счет 4

ДЗ покупателей и заказчиков: за услуги



4 — За услуги

Таким образом, различие заключается не в объеме информации, а в структурировании его загрузки и хранения на плане счетов.

Типы счетов

Счета плана счетов можно сгруппировать по типам:

  • балансовые счета (формируют отчет о финансовом положении, отчет об изменениях в капитале и часть примечаний к ним);
  • счета отчета о прибылях и убытках (формируют отчет о совокупном доходе и часть примечаний к нему);
  • «статистические» счета (формируют отчет о движении денежных средств и частично примечания к основным отчетным формам или выполняют другие функции);
  • «проверочные» счета (вспомогательные счета для контроля за выполнением поправок).

При подготовке отчетности по МСФО средствами MS Office вместо «статистических» счетов чаще всего выступают отдельные расчетные файлы (таблицы) и своды форм исходных данных или выгрузок из учетных систем. «Статистические» счета используют при автоматизации подготовки отчетности по МСФО для целей:

  • хранения и обработки дополнительной информации к показателям на балансовых счетах или счетах отчета о прибылях и убытках (ожидаемые сроки погашения задолженности по договору, финансовые активы и обязательства по валютам, активы и обязательства по сегментам и прочее);
  • формирования отчета о движении денежных средств;
  • хранения промежуточных расчетов, реализации автоматических мероприятий и других целей.

«Проверочные» счета могут быть предназначены для первоначального «мэппинга» РСБУ-показателей для их последующего разнесения по МСФО-счетам, а также для контроля за правильностью выполнения определенных поправок.

Такого рода счета вводятся с целью акцентировать внимание составителя отчетности на необходимости классификации определенных показателей с точки зрения МСФО или необходимости выполнения определенных поправок. Их равенство нулю будет свидетельствовать о завершении указанных работ.

Для целей подготовки консолидированной финансовой отчетности по МСФО в качестве «проверочных» счетов могут выступать счета внутригрупповых сальдо и операций. В плане счетов в MS Excel «проверочные» счета, как правило, выделяют с целью упрощения переноса РСБУ-данных, а также для обеспечения контроля. В плане счетов в автоматизированной системе «проверочные» счета играют не такую важную роль в связи с тем, что система позволяет формировать широкий перечень отчетов для обеспечения контрольной функции (например, для контроля исключения внутригрупповых сальдо и операций). В то же время при подготовке консолидированной отчетности в автоматизированной системе возникает вопрос, связанный с сохранением равенства актива и пассива каждой отдельной компании после исключения внутригрупповых сальдо и операций. Мы рекомендуем сохранять это равенство на протяжении всего процесса подготовки отчетности. Именно поэтому для выполнения консолидационных проводок вводится «проверочный» счет, который выступает в качестве «балансирующего»: он восстанавливает указанное равенство при выполнении поправок между компаниями. В результате, даже после исключения внутригрупповых сальдо и операций в каждой отдельной компании, сохраняется равенство актива и пассива. На уровне группы балансирующий счет будет равен нулю.

В автоматизированных системах подготовки отчетности каждому счету присваивают тип (активный/пассивный). А также тип счета по виду данных: остаток («позиция»)/оборот («поток»). В разных системах это реализуют по-разному.

Пример:

В программном продукте 1 каждому счету присваивают один из 4 типов счета: актив, пассив, доход, расход;

в программном продукте 2 каждому счету присваивают два признака типа счета: актив/пассив и позиция/поток.

В программном продукте 2 виды движения (т. е. поступления, выбытия) обладают такой характеристикой, как знак вида движения, который в сочетании с типом счета (актив/пассив) определяет знак показателя (положительный/отрицательный). В программном продукте 1 такой характеристики нет.

Иерархия плана счетов. Методы кодирования счетов и аналитик

Иерархия плана счетов — структурированное представление счетов, показывающее их подчиненность (вложенность) для целей составления финансовой отчетности по МСФО. По уровню включения в иерархию счета могут быть:

  • листовыми (счета нижнего уровня, по которым производится «мэппинг» исходных данных и выполнение поправок);
  • узловыми (счета, имеющие подчиненные листовые и/или узловые счета).

Классификация некоторых объектов учета по статьям отчета о финансовом положении и отчета о совокупном доходе в РСБУ и МСФО различается. Иерархия плана счетов по МСФО должна учитывать классификацию активов и обязательств, доходов и расходов с точки зрения МСФО и соответствовать формату отчетности: узловые счета должны соответствовать строкам отчета о финансовом положении и отчета о совокупном доходе.

Пример:

Займы, выданные под процент, отражаются в балансе по РСБУ по строке «Финансовые вложения». В отчетности по МСФО такие займы включаются в состав строки «Дебиторская задолженность».

На плане счетов по МСФО листовые счета для учета займов выданных следует включить в узловой счет «Займы и дебиторская задолженность».

При наличии различий в классификации объектов учета по РСБУ и по МСФО при создании автоматизированной системы возникает вопрос, следует ли делать переклассификацию при «мэппинге» исходных данных или выполнить реклассификацию в качестве поправки. На поставленный вопрос нет однозначного ответа: все зависит от конкретной поправки, конкретных исходных данных, прозрачности алгоритма переклассификации для составителя отчетности и аудитора. В первом случае необходим один счет (в классификации по МСФО). Во втором — два счета в составе разных статей отчетности (один в классификации по РСБУ, другой — по МСФО). Первый вариант является предпочтительным с точки зрения оптимизации количества счетов и автоматизируемых поправок, в то время как второй — с точки зрения прозрачности выполняемых в системе реклассификаций.

Вариантов кодирования счетов в плане счетов множество, и не может быть единого мнения относительного того, какой из них лучше с точки зрения логики построения и удобства в использовании. Все зависит от конкретной компании, конкретного сотрудника. Однако можно говорить о некоторых ключевых моментах при выборе варианта кодировки.

Наш опыт показывает, что сотрудники компаний обычно тяготеют к привычным им понятиям и кодируют счета на основании нумерации счетов по РСБУ (согласно Плану счетов (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н)) и/или кода строки форм отчетности по РСБУ (согласно приложению 4 к приказу Минфина России № 66н от 02.07.2010). Такая кодировка обеспечивает связку данных РСБУ — МСФО и удобна для пользователей плана счетов, которые только начинают осваивать МСФО. Однако этот подход имеет ряд минусов: кодировка подвержена изменениям в российском законодательстве, она не обеспечивает полного покрытия (например, счета для деловой репутации и неконтролирующей доли участия), непрозрачна для иностранных дочерних компаний.

Для специалистов, знакомых с МСФО-терминологией, для кодировки плана счетов могут использоваться англоязычные термины. В случае автоматизированной загрузки исходных данных из учетной системы наиболее удобным будет использование кодировки, применяемой в такой учетной системе. Такой подход упростит «мэппинг» исходных данных и отслеживание их полноты и корректности.

При кодировке счетов и значений аналитик необходимо учитывать особенности выбранного программного продукта.

Пример:

В программном продукте 1 код вида движения не может начинаться с 0, а коды счетов и справочников в программном продукте 2 должны начинаться с буквы.

Методы кодировки могут быть классифицированы по следующим типам (см. схему «Классификация методов кодировки счетов»:

При кодировке счетов компании чаще всего отдают предпочтение вложенному цифровому или смешанному коду. Такие коды более удобны для запоминания и несут в себе информацию об уровне детализации и расшифровываемой статье отчетности. При цифровой и смешанной кодировке мы рекомендуем кодировать счета и/или элементы справочника со значением «прочие…» с использованием цифры «9». Это позволяет сохранить свободными коды для значений, добавляемых в будущем, при этом «прочие…» всегда будут стоять
последним элементом в логическом ряду.

Пример:

Вложенный цифровой код без разделителей:

10000 АКТИВЫ

11000 Оборотные активы

11100 Денежные средства и их эквиваленты

11110 Денежные средства без ограничения к использованию

11120 Денежные средства с ограничением к использованию

11200 Краткосрочные финансовые вложения

11900 Прочие оборотные активы

12000 Внеоборотные активы

Вложенный смешанный код с разделителями:

AST.00 (Assets) АКТИВЫ

CTA.00 (Current Assets) Оборотные активы

CSH.00 (Cash) Денежные средства и их эквиваленты

CSH.01 Денежные средства без ограничения к использованию

CSH.02 Денежные средства с ограничением к использованию

SFA.00 (Short-term Financial Assets) Краткосрочные финансовые вложения

OCA.99 (Other Current Assets) Прочие оборотные активы

NCA.00 (Non-current Assets) Внеоборотные активы

При кодировке значений справочников наиболее распространенным является вложенный цифровой код. Количество знаков в нем определяется количеством значений в справочнике и потребностью в группировке значений внутри справочника для работы с ним.

Пример:

Вложенное кодирование значений справочника:

NML, где:

N — порядковый номер группы,

M — порядковый номер подгруппы,

L — порядковый номер значения в группе.

Справочник «Характер задолженности»

Группа 100 «задолженность по основным видам деятельности»:

Задолженность за проданную продукцию, товары/приобретенные товары — подгруппа 110:

за газ — значение 111;

за нефть — значение 112;

за прочую продукцию/товары — значение 119.

Задолженность за произведенные работы — подгруппа 120:

за строительные работы — значение 121;

за прочие работы — значение 129.

Группа 200 «прочая задолженность»:

Задолженность по договорам финансовой и прочей аренды (подгруппа 210):

по финансовой аренде (лизингу) — значение 211;

по операционной аренде — значение 212.

Задолженность по расчетам с персоналом (подгруппа 220):

по заработной плате — значение 221;

по прочим расчетам с персоналом — значение 229.

Прочие виды задолженности (подгруппа 290):

прочая задолженность — значение 299.

В заключение отметим, что разработка плана счетов является одной из основополагающих задач как на этапе подготовки к формированию финансовой отчетности по МСФО впервые, так и на этапе подготовки к автоматизации ее составления в специализированных программных продуктах. При этом компании, имеющие историю по подготовке отчетности по МСФО, оказываются в более выгодном положении в связи с тем, что структура и объем необходимых для формирования отчетности данных уже известны. Компании, готовящие финансовую отчетность по МСФО первый раз, начинают работу с формирования учетной политики и прообраза своей будущей отчетности, применяемых методологических допущений и определения уровня существенности.

К определению структуры и принципам кодировки плана счетов компания должна подходить особенно тщательно. На него будут «завязаны» алгоритмы выполнения поправок (в том числе в автоматическом режиме) и формирование основных форм отчетности и примечаний к ним (полностью или частично). Изменение в структуре плана счетов приведет к необходимости актуализации зависящих от него алгоритмов, что особенно трудоемко в случае автоматизации процесса подготовки отчетности в специализированных программных продуктах.

Автор:

Теги: МСФО  план счетов  консолидированная финансовая отчетность  MS Excel  финансовая отчетность  учетная политика  основные средства  РСБУ  балансовые счета  отчет о прибылях и убытках  отчетные формы  статистические счета  автоматизация подготовки отчетности