Источник: IFRS
22-23 июля Совет по МСФО провел очередное заседание (снова в режиме онлайн), на котором обсуждались следующие актуальные на сегодня темы:
- Реформа базовых ставок и ее влияние на финансовую отчетность (“Фаза 2” соответствующего проекта)
- “Инициатива по раскрытиям” - Учетные политики
- Обновление “Таксономии МСФО”
- Улучшение стандартов МСФО и их последовательное применение
- Добывающие отрасли
- “Комментарии руководства” (проект обновления Practice Statement 1 по управленческой отчетности)
“IBOR”
Разговор стал продолжением весьма развернутых июньских обсуждений, о содержании которых мы детально рассказывали в прошлый раз. Разработчики продолжили обсуждать комментарии, полученные на апрельскую публикацию будущих изменений к пяти стандартам МСФО: IFRS 9 “Финансовые инструменты”, IAS 39 “Финансовые инструменты: признание и измерение”, IFRS 7 “Финансовые инструменты: раскрытие информации”, IFRS 4 “Договоры страхования” и IFRS 16 “Аренда”.
Ключевым в этот раз стал вопрос под номером 3 в предварительной версии, который касался учета хеджирования (параграфы 6.9.11-6.9.15 предварительной версии изменений к IFRS 9 и параграфы 102S-102X предварительной версии изменений к IAS 39). Речь там идет о применении требований обоих стандартов в случае переоценки инструмента хеджирования и хеджируемого элемента с учетом альтернативной базовой ставки.
Совет по МСФО постановил разрешать (а не требовать) организациям обнулять совокупные изменения справедливой стоимости для ретроспективной оценки эффективности хеджирования, как это предложено в параграфе 102S. Все остальные положения в предварительной версии одобрены в неизменном виде.
Новый параграф 102S в IAS 39 ссылается на параграф 88(е), который гласит, что “хеджирование оценивается на постоянной основе, и эффективность хеджирования оценивается по всем отчетным периодам, для которых определяется хеджирование”. Но в предварительной версии будущих изменений говорилось, что организации должны устанавливать на нулевом значении совокупные изменения справедливой стоимости хеджируемого элемента и инструмента хеджирования и должны делать это немедленно, как только прекращают применение параграфа 102G (это тоже новый, добавленный в рамках “Фазы 1” параграф, который гласит, что организация не обязана прекращать отношения хеджирования вследствие неопределенности базовой ставки).
На этом обсуждения будущих изменений в рамках “Фазы 2” можно считать завершенными, поэтому в окончательном варианте они будут представлены уже в августе.
Учетные политики
Члены Совета по МСФО обсуждали в этот раз переходные требования и сроки вступления в силу IAS 1* и обновленного руководства по суждениям о существенности (Practice Statement 2). В этой же теме обсуждалась дата вступления в силу еще одного стандарта - IAS 8.
*Речь идет не о тех поправках к IAS 1 по классификации обязательств в качестве краткосрочных и долгосрочных, с которыми все и так понятно (недавно их формально отложили на 1 января 2023 г.). Речь идет о поправках к данному стандарту по представлению финансовой отчетности, которые выходили в августе прошлого года.
Совет по МСФО на заседании принял решение потребовать от организаций раскрывать в отчетности за период, когда эти изменения применяются впервые, любую существенную информацию по учетным политикам за этот период. При этом IASB отметил, что, согласно параграфу 38 IAS 1, сравнительная информация тут будет необходима, только если без нее затруднено понимание отчетности ее пользователями.
Также было решено установить 1 января 2023 года в качестве даты начала обязательного применения этих изменений к IAS 1. Сроки вступления в силу изменений к IAS 8 в рамках проекта по учетным политикам были перенесены на эту же дату. В обоих случаях досрочное применение разрешается.
Выход измененных версий IAS 1 и практического руководства по существенности PS 2 запланирован на четвертый квартал этого года.
“Таксономия МСФО”
Напомним, совсем недавно к “Таксономии” были добавлены важные изменения по стандартам IFRS 4, IFRS 17 (стандарты по учету договоров страхования) и IAS 16 “Основные средства”. Но на прошедшем заседании обсуждались вовсе не они, а изменения, связанные с послаблениями в стандарте IFRS 16 “Аренда” в связи с коронавирусом, которые были окончательно одобрены в самом конце мая. Никаких конкретных решений Совет по МСФО в этот раз не принимал, условившись лишь о выходе обновлений к “Таксономии” по теме коронавирусных послаблений в следующем месяце.
Проекты, связанные с улучшением стандартов
К стандарту IAS 21 “Влияние изменений валютных курсов” готовятся небольшие, но важные корректировки, решающие проблему учета ограничений на обмен валют. В стандарте готовятся дать формальное определение возможности обмена (следовательно - и отсутствие этого, то есть присутствие ограничений на обмен), а также оговорить определение обменного курса в ситуации, когда обмен действительно затруднен. Определение при этом будет соответствовать формулировке, содержащейся в параграфе D27(b) стандарта МСФО (IFRS) 1. Он звучит следующим образом: “...отсутствие возможности обмена между этой валютой и относительно устойчивой иностранной валютой”.
В ходе июльского заседания участники обсуждали переходные требования и возможность досрочного применения. Если организации уже на МСФО, в их случае применение изменений на практике осуществляется на проспективной основе с начала годового отчетного периода (компаниям, которые применяют МСФО впервые, никаких особых условий решено не предоставлять - они будут следовать новым требованиям IAS 21 вместе со всеми). Сравнительная информация при этом не пересоставляется.
Организации, которые представляют в отчетности иностранную функциональную валюту, обязаны будут:
- На дату первоначального применения пересчитать денежные суммы в иностранной валюте и неденежные суммы в иностранной валюте по справедливой стоимости по оцененному обменному курсу на эту дату;
- Любые эффекты от этого необходимо отнести к статье нераспределенной прибыли на дату открытия.
Организации, у которых валюта отчетности отличается от функциональной иностранной валюты (как вариант - если они просто пересчитывают в валюту отчетности операции своего офиса за рубежом), обязаны будут:
- Пересчитать все активы и обязательства на дату первоначального применения, ориентируясь на оцененный обменный курс на эту дату;
- Пересчитать все элементы капитала на дату первоначального применения, ориентируясь на оцененный обменный курс на эту дату - при условии, что функциональная валюта принадлежит гиперинфляционной экономике;
- Любые эффекты от этого необходимо отнести к корректировкам в совокупной величине курсовых разниц в составе капитала.
Пока что ничего нельзя сказать о сроках выхода предварительной версии, зато известно, что консультации по ней продлятся не менее 120 дней.
Добывающие отрасли
Члены Совета по МСФО продолжили начатые в прошлый раз обсуждения результатов исследовательских наработок по теме учета добычи полезных ископаемых, что потенциально может привести к изменениям в стандарте IFRS 6 “Разведка и оценка запасов минеральных ресурсов” или даже вообще новому стандарту ему на смену. При этом особое внимание разработчиков привлекли исследования, посвященные учету подпадающей под охват IFRS 6 деятельности в гипотетической ситуации, когда самого стандарта нет (в этом случае можно было бы использовать IAS 16 “Основные средства” и IAS 38 “Нематериальные активы”). Никаких выводов в этот раз сделано не было, так же как и по итогам обзора академической литературы по актуальным для IFRS 6 темам.
Совет по МСФО продолжит - возможно, уже в следующий раз - обсуждения результатов других исследований и проведет затем образовательные сессии для систематизации этих знаний.
Менеджерские отчеты
По этой большой теме Совет по МСФО обсудил на днях вспомогательное руководство, которое могут добавить в текст Practice Statement 1. Оно касается менеджерских комментариев по получению и распределению финансовых ресурсов. Впрочем, никаких решений в этот раз не принималось.
Что можно сказать о текущем этапе работы? Из основного стоит выделить, что члены IASB сходятся во мнении: цели раскрытия информации по бизнес-моделям, стратегиям развития, ресурсам, рискам и деловому окружению предполагают, что руководство компаний будет раскрывать в своей управленческой отчетности существенные факты, связанные с принятыми в означенных областях решениями.
Помимо этого, Совет по МСФО сформулирует цели раскрытий по финансовым результатам и финансовому состоянию организаций. Сделает он это таким образом, что управленческая отчетность компаний поможет инвесторам, кредиторам и другим пользователям информации с пониманием финансового положения и финансовых результатов. Как именно? Пользователи отчетности будут использовать эту дополнительную информацию для оценки:
- Ключевых факторов, обеспечивающих финансовые результаты или объясняющих финансовое состояние;
- Того, в какой степени отчеты о финансовом состоянии (“баланс”) и финансовых результатах (“P&L”) в действительности отражают способность компании к долгосрочному созданию стоимости и генерации денежных потоков в будущем;
- Того, в какой степени сегодняшние отчеты о финансовом состоянии и финансовых результатах соответствуют прежним ожиданиям.
При этом информация о финансовой позиции и финансовых результатах должна охватывать в первую очередь их ключевые аспекты (или составляющие), то, как менеджеры отслеживают эти аспекты, какие из них фактически оказали влияние в текущем периоде или способны оказать влияние в будущем, в том числе в долгосрочной перспективе, и как отраженные в отчетности финансовые результаты и финансовая позиция соответствуют прежним ожиданиям. В PS 1 будет оговорено, что эти “аспекты” представляют собой факторы, отражающие способность организации создавать стоимость и генерировать наличность, то есть все то, на что обращают внимание менеджеры, когда их интересует вопрос долгосрочной устойчивости.
Совет по МСФО также сошелся на том, чтобы в целях раскрытия информации по финансовой позиции и финансовым результатам, а также в дополнительном руководстве по этой части (если оно вообще будет - окончательно еще не решено) явно прописать, что отправной точкой для подготовки такой дополнительной информации должны быть суммы, отраженные в самой финансовой отчетности.
Еще одно важное направление работы - менеджерские оценки и показатели. В PS 1 могут добавить и такое руководство, которое оговорит необходимость раскрывать все используемые менеджерами оценки и показатели в управленческой отчетности, равно как и любую разъясняющую информацию о них. Пока что это лишь возможность, и решения не принято.
В связи с коронавирусом сроки выхода предварительного варианта обновленного руководства были пересмотрены - теперь это февраль следующего года. За оставшееся время (уже на следующем заседании в августе) члены IASB собираются обсудить ряд также немаловажных тем. Например, таких как одобрение менеджерских отчетов внутри компании, или то, в какой мере до сих пор ими были охвачены темы, способные представлять для современных стейкхолдеров большой интерес (социальная политика бизнеса, вопросы охраны окружающей среды, эффективность управления). Если ничего особо существенно помимо всего, что уже успели оговорить, в Practice Statement 1 добавляться не будет, то вполне может быть, что в ближайшие один-два месяца техническая команда засядет за написание документа, и дальнейших задержек с выходом уже не будет.