Госкомпании должны будут хранить деньги в госбанках

Российский опыт

Автор:
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 21 июля 2014

Фото: www.pressfoto.ru

В конце июня Министерство финансов представило поправки к законам «О банках» и «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем», а также к Кодексу об административных правонарушениях, согласно которым госкомпаниям и стратегически важным организациям запрещается иметь счета в зарубежных банках, а также в мелких российских кредитных учреждениях, капитал которых составляет менее 16,5 млрд. руб. (см. «Минфин не признает иностранные и мелкие российские банки»). К стратегически важным компаниям относятся предприятия, осуществляющие свою деятельность в сфере обеспечения обороны и безопасности страны, а также крупные компании по добыче ресурсов и компании телекоммуникационной отрасли.

В случае, если вышеуказанные предприятия имеют счета в иностранных банках, то они должны будут закрыть их в течение года. За нарушение данных условий должностные лица будут оштрафованы на сумму в размере от 100 тыс. до 1 млн руб., а юридические лица – от 10 млн до 60 млн руб.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов отметил, что данная инициатива правительством не поддерживается и в таком виде не будет принята. А глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев заявил, что введение запрета для государственных компаний иметь счета в иностранных банках будет противоречить обязательствам РФ перед ВТО, так как это можно истолковать как дискриминацию участников рынка.

Однако Министр финансов РФ Антон Силуанов на встрече с журналистами пояснил, что разработанные поправки не повлекут за собой запретов на работу стратегически важных компаний с иностранными банками и на осуществление расчетов по внешнеэкономическим операциям (см. «Силуанов: Никакого запрета на счета в иностранных банках не будет»). По данным Силуанова, будет определен перечень стратегических компаний, а также перечень операций, которые банки ведут с такими организациями. К тому же проект поправок предусматривает, что Центробанк совместно с правительством определит ряд критериев, согласно которым средства государственных компаний и стратегически важных для страны предприятий будут сохранены в «надежных кредитных организациях».

Некоторые государственные компании еще в мае начали отказываться от счетов в зарубежных банках ввиду введения санкций в отношении России из-за украинского кризиса. Так, например, Объединенная авиационная корпорация (ОАК) и Ростех ввели запрет для своих «дочек» иметь счета в подконтрольных иностранным гражданам банках, а также в мелких российских банках. Многие другие крупные госкомпании давно размещают свои средства в крупных государственных банках, а также предъявляют жесткие требования к частным банкам. Сегодня около 14% от суммы средств, размещенных на банковских счетах всеми компаниями, приходится на 13 самых крупных российских государственных компаний.

«Инициатива ограничить число банков, в которых госкомпании могут иметь счета, размером капитала, обусловлена вполне понятными мотивами: государство хочет контролировать финансовые потоки госкомпаний – считает руководитель Управления корпоративного и розничного бизнеса РОСАВТОБАНКа Черепанова Надежда. – «И эти действия вполне объяснимы, ведь деятельность всей страны – это тоже бизнес, только в других масштабах, и государство поступает так, как поступил бы любой другой собственник бизнеса – сохраняет и приумножает».

Вторым немаловажным вопросом является безопасность. Безопасность не только финансовая, но и информационная. Так, наряду с финансовыми потерями, в связи с отзывами лицензий неустойчивых банков серьезно стоит вопрос о репутационных рисках госкомпаний. Ведь они несут ответственность по своим обязательствам государственным бюджетом, им доверяют его освоение. И этот аспект требует тщательного подхода к выбору финансового партнера (банка) для государственных учреждений.

Что же касается информационной безопасности, то предоставление информации о стратегической деятельности госкомпаний может быть использовано ненадлежащим образом неблагонадежными банками. А в случае с иностранными банками информация о финансовом состоянии отечественных госкомпаний приобретает политический характер.

Наряду с этим, президент банка «ТРАСТ» Федор Поспелов считает, что наличие лицензии и постоянный надзор со стороны ЦБ подразумевают, что любой ее обладатель признается дееспособным в качестве кредитной организации, и что все эти финансовые учреждения, по сути, одинаково хороши. Поскольку ко всем банкам предъявляются одинаковые требования, нелогично выделять подгруппы по принципу «лучше или хуже». Если в рядах банковского сообщества есть организации с больной экономикой, необходимо «вычищать» систему, но оставшиеся на рынке учреждения должны быть равны в своих правах. В том числе с точки зрения доступа к средствам бюджета и к средствам государственных компаний или компаний с государственным участием. Если подобный общий подход по какой-либо причине не приемлем, тогда следует рассматривать ситуацию на другом уровне. Возникает вопрос: каким образом определять круг банков для тех или иных целей? С этой позиции можно приветствовать инициативу Минэкономразвития по установлению формализованных критериев такого отбора. Размер капитала – это некий формализованный, публичный и понятный критерий.

Управляющий по исследованиям и анализу долговых рынков Промсвязьбанка Елена Федоткова полагает, что ограничения по капиталу в 16,5 млрд руб. существенно ограничит число банков, которые могу обслуживать госкомпании. Только около 50 банков удовлетворяет данному условию. С другой стороны, на них приходится более 4/5 активов банковской системы. Таким образом, стремление перевести счета госкомпаний в крупные более устойчивые банки понятно. Однако стоит обратить внимание, что отсекается ряд банков, которые имеют уже давно сформированные связи с госкомпаниями (Банк Пересвет, где в составе акционеров присутствует ТПП, НОТА-Банк и т.д.), но не удовлетворяют озвученным условиям. Причем в их случае уход контрагентов такого уровня будет чувствительным. Поэтому при принятии данной меры должны быть введены разумные сроки для перевода счетов. Инициатива ввести ограничение по акционерному признаку, «резидент-нерезидент», может как осложнить жизнь предприятиям – в частности ведущим внешнеторговую деятельность – так и вызвать напряжение в отношениях с крупными финансовыми зарубежными структурами в целом.

Данная инициатива приведет к усилению роли крупных кредитных учреждений. Если стоит задача постепенно укрупнять игроков банковского сектора, то в рамках такого подхода инициатива, несомненно, является значимой. Если же говорить о развитии конкуренции и конкурентной среды на финансовом рынке, можно отметить, что подобные инициативы ведут к ее ограничению, считает президент банка «ТРАСТ» Федор Поспелов.

Автор:

Теги: госкомпании  Министерство финансов  легализация доходов  полученных преступным путем  Кодексу об административных правонарушениях  зарубежные банки  стратегически важные компании  иностранные банки  Силуанов  Шувалов  Улюкаев  стратегически важные организ