Автор: Андрианова Э.А., юрисконсульт ООО «УК «БФА»
Источник: Журнал “Акционерное общество: вопросы корпоративного управления” №3-2014
Дата публикации: 17 Марта 2014
С целью обеспечения безопасности европейского финансового рынка 28.03.2003 г. была принята Директива 2003/6/ЕС, которая рассматривает торговлю, основанную на использовании инсайдерской информации, как разновидность недобросовестной рыночной практики, наряду с манипулированием рынком. Понятие инсайдерской информации, закрепленное Директивой, распространяется не только на ценные бумаги, но и на финансовые инструменты в целом, в том числе на деривативы. В последующем во исполнение Директивы 2003/6/ЕС был принят ряд директив, конкретизирующих отдельные ее положения и более подробно регулирующих отдельные вопросы публичного раскрытия инсайдерской информации, представления инвестиционных рекомендаций, составления списков инсайдеров и т. д.
В отечественном законодательстве институт инсайда существует относительно недавно, несмотря на то, что отсутствие правового регулирования негативно сказывалось на экономике в целом. В конце 90-х годов было подготовлено несколько вариантов проектов закона, из которых только один рассматривался Государственной Думой, но так и не был принят даже в первом чтении. Более 7 лет потребовалось для разработки действующего в настоящее время закона, и 2,5 года обсуждались и регулировались его отдельные нормы. Завершением такой длительной и глобальной работы стало принятие в 2010 году Федерального закона № 224 «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 224-ФЗ), основная задача которого заключалась в создании платформы для целой системы правовых механизмов, регулирующих эффективное и добросовестное развитие организованных финансовых и товарных рынков.
Функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства были возложены на регулятора финансового рынка — ныне упраздненную Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР России).
ФСФР России была создана по решению Президента России в 2004 году и представляла собой единственный государственный контролирующий орган, в компетенцию которого входил контроль над оборотом ценных бумаг на территории Российской Федерации и принятие нормативных правовых актов на законодательном уровне. Служба подчинялась непосредственно Правительству РФ и была подотчетна ему по всем вопросам, относящимся к состоянию финансовых рынков в России.
1 сентября 2013 года ФСФР России была упразднена, и ее функции перешли в ведение Банка России, на который возлагаются задачи качественного повышения уровня развития финансовых рынков и надзора за ними. Имея многолетний опыт, кадровый и технический потенциал, а также широкую региональную сеть, Банк России планирует уделять особое внимание повышению доверия потребителей финансовых услуг, а также переходу на безбумажные технологии.
За период своего существования ФСФР России были разработаны и введены в действие подзаконные нормативные акты, цель которых — развитие и конкретизация положений Закона № 224-ФЗ. В приведенной ниже таблице представлен перечень самых актуальных и необходимых для применения компаниями в текущей работе нормативных актов (см. таблицу 1 на стр. 26).
Закрепляя определения инсайдерской информации, инсайдеров, обязанностей инсайдеров, формулировки запретов на использование инсайдерской информации, правил раскрытия информации, а также иных норм и конструкций, Закон № 224-ФЗ имеет своей явной основой опыт регулирования вопросов инсайда зарубежных стран, закрепленный в директивах Европейского Союза.
Но Закон № 224-ФЗ имеет и свою специфику. Например, используя комплексный подход, законодатель предусмотрел противодействия нарушениям не только на финансовых рынках, включая валютный, но и на рынках товарных. Особенностью Закона является и то, что он одновременно регулирует использование инсайдерской информации и незаконное манипулирование рынком.
Термин «инсайдер» (от англ. inside — внутри) заимствован из иностранной нормативной лексики. Экономический словарь дает следующее определение:
«Инсайдер — любое лицо, имеющее доступ к конфиденциальной информации о делах фирмы благодаря своему служебному положению и родственным связям».
При том, что в Законе № 224-ФЗ отсутствует четкое определение понятия «инсайдер», статья 4 Закона содержит перечень лиц, признаваемых инсайдерами, и включает:
1. Лиц, создающих внутреннюю информацию компании или обладающих ею в силу выполнения своих служебных полномочий на руководящих должностях. Ими являются:
ТАБЛИЦА 1. Нормативные акты, разработанные ФСФР РФ в целях развития и конкретизации положений Закона № 224-ФЗ
России разъяснила, что эмитенты, эмиссионные ценные бумаги которых не допущены к обращению на организованных торгах или в отношении которых не подавалась заявка о допуске к обращению на указанных торгах, к инсайдерам не относятся; хозяйствующие субъекты, включенные в предусмотренный ст. 23 Закона «О защите конкуренции» реестр и занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах РФ (п. 2 ст. 4); организаторы торгов, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торгов (п. 3 ст. 4); профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, получившие инсайдерскую информацию от клиентов (п. 4 ст. 4);
2. Лиц, получивших доступ к инсайдерской информации в процессе участия в органах управления компаний, действующих на основании договоров, а также являющихся собственниками определенного количества акций (долей) компании. Это:
1) руководители федеральных органов исполнительной власти;
2) руководители исполнительных органов государственной власти субъектов РФ;
3) имеющие доступ к инсайдерской информации выборные должностные лица местного самоуправления;
4) государственные служащие и муниципальные служащие федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
5) работники органов и организаций, осуществляющих функции федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
6) работники органов управления государственных внебюджетных фондов;
7) служащие (работники) Банка России;
8) члены Национального банковского совета;
Перечень инсайдеров, сформулированный Законом как исчерпывающий, на самом деле таковым не является. Например, пунктом 5 статьи 4 Закона № 224-ФЗ к инсайдерам отнесены конкретные лица, имеющие доступ к инсайдерской информации на основании заключенных договоров — аудиторы (аудиторские организации); оценщики (юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры), профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные организации, страховые организации. Но те или иные услуги, которые могут быть оказаны инсайдерам сторонними организациями, едва ли можно перечислить в Законе.
Определение термина «инсайдерская информация» дано Законом № 224-ФЗ. Это
«точная и конкретная информация, которая не была распространена или представлена <…>, распространение или представление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов <… > и входящая в прописанный Банком России исчерпывающий перечень инсайдерской информации».
И, несмотря на то, что российский законодатель проигнорировал опыт деления инсайдеров на первичных и вторичных, имеющийся в законодательстве об инсайде других стран, содержание инсайдерской информации сформулировано статьей 3 Закона № 224-ФЗ относительно различных категорий инсайдеров.
Поскольку при совершении сделок инсайдерская информация играет важную роль, среди юристов, экономистов и представителей биржевой торговли не прекращаются дискуссии по вопросу, причиняют ли инсайдерские сделки ущерб финансовой системе или наоборот — информированность участников способствует более эффективному ценообразованию. Но это теория… На практике действующее законодательство всех развитых стран установило запрет инсайдерских сделок и манипулирование рынками, стремясь обеспечить справедливое ценообразование на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, равенство инвесторов и укрепление их доверия.
Не стало исключением и российское законодательство. Запрещено использовать инсайдерскую информацию для осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, которых касается инсайдерская информация, за свой счет или за счет третьего лица. Этот запрет не распространяется на операции, совершенные в рамках исполнения обязательства по покупке или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, срок исполнения которого наступил, если такое обязательство возникло в результате операции, проведенной до того, как лицу стала известна инсайдерская информация.
Во-вторых, запрещено передавать инсайдерскую информацию другому лицу. Из этого правила также есть исключения: передача инсайдерской информации допускается лицу, включенному в список инсайдеров, в связи с исполнением обязанностей, установленных федеральными законами, либо же в связи с исполнением трудовых обязанностей или исполнением договора, и в случае передачи инсайдерской информации для ее опубликования редакции СМИ, ее главному редактору, журналисту и иному работнику. При этом установлено, что передача инсайдерской информации для опубликования, а равно само опубликование не освобождает от ответственности за незаконное получение, использование, разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, налоговую, коммерческую и др.), а также от соблюдения обязанности по раскрытию или предоставлению инсайдерской информации.
Помимо прямых запретов, установленных законодателем и перечисленных выше, инсайдер обязывается уведомлять своего работодателя (инсайдера, внесшего его в список инсайдеров) об осуществленных им операциях, которые могут быть связаны с инсайдерской информацией, подтверждая тем самым добросовестное использование известной ему инсайдерской информации.
В целях контроля за действиями инсайдеров Закон № 224-ФЗ определяет следующие обязательства для инсайдеров – юридических лиц:
(1) обязанность эмитентов, управляющих компаний, организаторов торговли и других лиц разработать и утвердить порядок доступа к инсайдерской информации, правила охраны ее конфиденциальности, а также создать (определить, назначить) структурное подразделение (должностное лицо), отвечающее за осуществление такого контроля (ст. 11 Закона № 224-ФЗ);
(2) обязанность организаторов торговли установить правила предотвращения, выявления и пресечения случаев неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком, включающих критерии нестандартных сделок (заявок).