Инвестиции или бизнес: банковский аспект

Российский опыт

Автор:
Источник: ИК «Первый доверительный управляющий»
Опубликовано: 11 апреля 2013

Если верить огромному количеству тематической литературы, по большому счету нужно определиться лишь с одним параметром – толерантностью к риску. Сколько Вы готовы потерять? В зависимости от ответа на этот вопрос и следует подбирать инвестиционные инструменты. Полагаю, что этот вопрос очень важен, но в ряду первоочередных он не единственный. Уверен, что судьбоносным будет и то, сколько времени Вы готовы уделять инвестированию. Классическое определение инвестирования предполагает, что ваша задача заключается в передаче денежных средств. Однако на практике все совсем по-другому. Например, если речь идет о приобретении ликвидных ценных бумаг в нестратегических целях, наблюдать за рыночной ситуацией и совершать сделки купли-продажи в обе стороны придется практически круглосуточно. Если речь идет о недвижимости, можно почти ничего не делать по нескольку лет, но в какой-то момент придется забросить все дела и несколько недель, а то и месяцев заниматься поиском покупателей или объектов.

Грань между инвестированием и бизнесом – где она? Все зависит от Вашего отношения. И сегодня мы поговорим о ситуации, при которой инвестированию Вы готовы отдать все свое время. Очевидно, что такой подход справедливее уже называть ведением бизнеса. На что же обратить свой взор? Отраслей очень много. Положительным моментом ведения бизнеса является то, что, в отличие от «пассивного» инвестирования, ограничений для Вас практически не существует. Если Вы инвестируете на рынке ценных бумаг, в зависимости от Ваших финансовых возможностей для Вас предназначены вполне определенные инструменты. Так, имея несколько тысяч рублей, ничего кроме паев паевых инвестиционных фондов рассматривать смысла не имеет, инвестируя миллион и больше вполне возможно обращение к индивидуальному доверительному управляющему, имея десятки миллионов, имеет смысл сформировать несколько диверсифицированных портфелей с помощью нескольких профессионалов финансового рынка.

А вот в бизнесе ограничения куда менее жесткие. Например, для какой-то отрасли нужно иметь шестьдесят миллионов стартового капитала. У Вас есть тридцать пять. Вам закрыт доступ к этому бизнесу? Нет, и еще раз нет. Есть «палочка-выручалочка», которая практически не применяется при инвестировании, но без которой почти никогда не обходятся при ведении бизнеса – речь идет о кредитовании. Уместно говорить о кредитовании так называемого «малого» и «среднего» бизнеса – именно они являются первичной альтернативой инвестирования в классическом понимании этого термина.

Какой бизнес называется малым? Основные критерии субъектов малого и среднего бизнеса определяет закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». К малым относятся предприятия с численностью сотрудников до ста человек и годовой выручкой до четырехсот миллионов рублей. Выручка средних предприятий превышает четыреста миллионов.

Вместе с тем, все банки по-разному определяют субъекты малого бизнеса ‑ все зависит от стратегии конкретного банка. Главная причина, по которой сейчас банки разрабатывают специализированные продукты для малого бизнеса – потребность в диверсификация портфеля. Если кредитный портфель состоит из нескольких крупных клиентов, и один из них вдруг выходит на просрочку, то это приводит к проблемам у банка. Если просрочка возникает у заемщика того банка, портфель которого состоит из тысяч клиентов, то это событие уже не станет критичным.

Важный вопрос, как проводимый банком финансовый анализ коррелирует с применяемыми малым бизнесом методами учета – бухгалтерского и налогового. Ведь зачастую кредитоваться «боятся» именно из-за необходимости подготовки большого количества специальных документов. Крупные банки используют управленческие отчеты, анализируют книгу доходов и расходов, применяют иные технологии для того, чтобы понять его кредитоспособность. Кроме этого, конечно, сотрудники банка выезжают на место ведения бизнеса. Ведь важно понять, как и где работает потенциальный заемщик, как ведется учет материальных ценностей, насколько успешно реализуется продукция. Банк использует все механизмы проверки кредитоспособности заемщика, включая данные регистрирующих, регулирующих органов, а также информацию бюро кредитных историй. Причем проверке подлежит не только сама компания, но и ее основные владельцы, руководители. Это связано с тем, что вот уже много лет зачастую кредиты на малый бизнес берутся не от лица фирмы, а о лица ее владельца, как потребительские. Если такие кредиты не возвращаются, то ни владельцев фирмы, ни саму фирму кредитовать уже никто не будет. Если уж принимается решение об использовании заемных денежных средств, нужно приложить все усилия, чтобы отдать их вовремя.

Банкиры отмечают, что сейчас ответственность заемщиков очень выросла – независимо от того, физическое это или юридическое лицо. Во-первых, сами предприниматели уже понимают, что развиваться без кредитования сложно. При этом они знают, что сейчас все банки имеют доступ к базе бюро кредитных историй, которая очень сильно ими используется. Во-вторых, растет информационное пространство. Информация в Интернете – это та информация, которую никогда невозможно стереть. Она тиражируется за счет огромного количества сайтов, ссылок с одного ресурса на другой. Если ты хочешь найти информацию о любом человеке, компании, то, выйдя в Интернет, ты обязательно найдешь ее. Все прекрасно понимают сейчас, что любое неисполнение обязательств скрыть не получится, и людям важно не испортить свою репутацию.

Принципиальным вопросом при принятии решения о вступлении на непростую дорогу кредитования является цена кредита – процентная ставка. Представители малого бизнеса нередко жалуются на высокую стоимость кредитных средств. На самом деле, существуют более и менее дорогие деньги. Совсем небольшие компании кредитуют на очень простой основе, то есть с минимальным пакетом документов, короткими сроками рассмотрения заявки. Для более крупных фирм разработаны другие банковские продукты, которые подразумевают определенное залоговое обеспечение, выезд на предприятие, проверку деятельности заемщика. При этом ставка будет несколько ниже. Наиболее же дорого деньги обойдутся начинающим бизнесменам, которым пока еще нечего продолжить банку в залог.

Вообще, говоря о стартапах, следует отметить, что на поддержку банков им рассчитывать не приходится – кредиты компаниям, не проработавшим даже года, практически никогда не выдают. Если имеющихся денег не хватит даже на такой период развития компании в наличии нет, лучше, как мы уже говорили, заняться инвестициями в классическом их понимании.

Поддержка малого бизнеса является весьма приоритетным направлением государственной политики. На новый бизнес можно получить субсидию. Но это подходит, скорее для тех, для кого собственный бизнес – это возможность независимо заниматься собственной профессией. Если же бизнес ведется именно как вариант вложения денежных средств, такой помощью лучше не пользоваться – она не столь уж велика по объему, а пользуясь ею, Вы лишите единственного шанса кого-то другого, кому такая помощь куда нужнее. Другой возможностью – поручительством гарантийного фонда – воспользоваться вполне можно. Сейчас в восьмидесяти из восьмидесяти трех регионов есть гарантийные фонды. Допустим, компании нужен кредит в размере пяти миллионов, а залог, необходимый для получения этой суммы, отсутствует. Тогда поручителем за нее выступает гарантийный фонд, и банк выдает кредит в полном объеме. Куда охотнее банки сотрудничают с теми фондами, которые используют модель субсидиарной ответственности.

Стоит сказать, что помимо банков малый бизнес кредитуют и микрофинансовые организации. В связи с недостаточностью предоставления услуг банковским сообществом микрофинансирование сейчас развивается очень активно. Кредитуя, под большие проценты, микрофинансовые организации берут на себя высокие риски невозврата. Также следует учитывать, что эти деньги выдаются на короткие сроки: день, два, месяц. При этом они выдают «моментальный» кредит – то есть тогда, когда предпринимателю срочно нужны деньги. Если речь идет об угрозе всему бизнесу, имеет смысл потратиться на большие и даже очень большие проценты.

Если Вы начинаете бизнес, не обойтись без надежного банка – ведь помимо обсуждаемого кредитования нужны и другие услуги. Какой банк выбрать? Вероятно, представителям стартующего бизнеса, которым нужно только расчетно-кассовое обслуживание, имеет смысл пойти в банк, который находится рядом, за углом. Но когда бизнес вырастет, понадобятся и внешнеэкономическая деятельность, и гарантии для участия в конкурсах, и валютный контроль, и многое-многое другое. Вот тогда бизнесмен и обратится в более дорогой, но качественный банк. Естественно, требований к заемщикам у этих банков больше. Для получения кредита потребуются больше документов, более доработанные уставы и учредительные документы, а не бумаги, заверенные непонятно кем. Но взамен клиент получит куда более качественные услуги.

Начинать ли свой бизнес или по-прежнему инвестировать в чужой? Решать Вам. Однако прежде чем принимать решение, семь раз отмерьте. Если уж отрежете, да еще и за счет кредитных денег – права на ошибку у Вас уже не будет. Ведь кредиты – лишь для успешных заемщиков.

Автор:

Теги: инвестиции  толерантность к риску  инвестирование  малый и средний бизнес  малое и среднее предпринимательство  субъекты малого бизнеса  малый бизнес  финансовый анализ  управленческие отчеты  кредитоспособность  микрофинансовые организации  риск невозвра