Хроника португальского падения.
В последние годы Португалия, наряду с Грецией и Испанией (рис. 1), уже прочно стала ассоциироваться у многих инвесторов с головной болью, поскольку именно эти три страны являются главными «грузилами» тянущими экономику Европейского Союза ко дну.
Рис. 1. Наиболее быстрорастущие и наиболее быстро падающие экономики мира 2013 года. Источник: Economist Intelligence Unit (EIU).
При этом учитывая существенно большие размеры Португалии, чем Греции, многие эксперты и инвесторы рассматривают восстановление португальской экономики, как один из ключевых факторов роста ВВП всего ЕС, и уже не первый год с нетерпением ожидают, когда же Португалия достигнет своего дна и начнет движение вверх, а не вниз.
Ещё в декабре 2011 года прогноз МВФ предполагал, что Португалия готова к росту, при этом предполагалось, что уже к концу 2013 года Португалия полностью преодолеет последствия кризиса и стабилизирует дисбаланс в национальной экономике, а португальские облигации снова займут свои места на финансовых рынках.
В настоящий момент, на конец текущего года, мы можем с уверенностью сказать, что эти прогнозы оказались избыточно оптимистичными и полностью не сбылись.
Более того мы видим продолжение падения португальской экономики (рис. 2) и несмотря на неплохие результаты второго квартала 2013 года прервавшего затяжную рецессию продлившуюся десять кварталов подряд.
Рис. 2. Динамика изменения ВВП Португалии в 2011-2013 гг. Источник: Instituto nacional de estatistica.
Таким образом, на сегодняшний день, несомненно, ещё рано говорить о том, что Португалия готова продемонстрировать Европе и всему миру хоть какой-нибудь уверенный рост.
Причины и следствия.
Почему же не сбылись прогнозы экспертов МВФ?
Как известно, кризисные явления на рынках отдельных стран, как правило, формируются под влиянием долгосрочных факторов.
Если посмотреть динамику инвестиций в Португалию за последние 30 лет, то становится очевидно, что по показателю валовых инвестиций и валовых инвестиций на душу населения Португалия начала терять свои позиции ещё в 90-х гг. прошлого века (рис. 3,4), а мировой финансовый кризис 2008 года лишь усугубил уже существовавшее критическое положение дел.
Рис. 3. Валовые инвестиции Португалии, 1970-2011 гг. Источник: Отчет «Валовые инвестиции Португалии, 1970-2011 гг.», Институт экономики и права И. Кушнира.
Рис. 4. Валовые инвестиции на душу населения в Португалии, долларов, 1970-2011 гг. Источник: Отчет «Валовые инвестиции Португалии, 1970-2011 гг.», Институт экономики и права И. Кушнира.
Фактически еще начиная с середины 70-х годов Португалия демонстрировала все признаки неэффективного государственного управления.
В страну привлекались многочисленные консалтинговые агентства, причем далеко не лучшие, постоянно реализовывались сырые и необдуманные пакеты реформ, в которых явно не хватало системности и преемственности. Кроме того, постоянно наблюдался перерасход бюджетных средств, регулярно в различных отраслях и регионах возникали финансовые пузыри, наблюдался непропорциональный рост доходов топ-менеджмента частных корпораций и государственных служащих высшего эшелона власти.
Существенные средства выделялись посредством системы госзаказов при этом сами госзаказы выполнялись с нарушением сроков работ и с низким качеством. Более 35 лет шло постоянное наращивание числа чиновников, при этом к управлению государственными финансами допускались некомпетентные лица и из средств государства кредитовалось большое количество высоко рискованных и экономически необоснованных проектов.
Поэтому вполне логично, что в новое тысячелетие страна вошла в период кризиса причем португальский кризис формально начался раньше существенно раньше, чем общемировой. Но когда в 2011 году страна оказалась на гране банкротства и стала представлять опасность для единства Евросоюза и еврозоны, то на проблемы Португалии обратили внимание, как международные финансовые структуры, так и частные и корпоративные инвесторы.
Очевидно, что проблемы Португалии носят глубокий системный характер и потому крайне маловероятно, что Португалия сможет выйти из кризиса без кардинальной перестройки системы власти и снятия с ключевых должностей засидевшихся там неэффективных руководителей.
Однако, этого пока не происходит. Поэтому вполне логично, что в последнее время в стране продолжает наблюдаться падение ВВП, значительное падение производства, рост безработицы (превысивший показатель в 15 %), рост бюджетного дефицита и внешней задолженности.
По итогам прошлого года внешний долг Португалии составлял 123,6 % от ВВП и поэтому показателю Португалия значительно обгоняет другие страны ЕС (рис. 5).
Рис. 5. Динамика изменения долгов Португалии в сравнении со странами ЕС группы ЕС-17 и ЕС-27. Источник: Macrobond, Eurostat.
Положительным моментом можно считать наблюдающееся в последнее время уменьшение разрыва между импортом и экспортом, однако на текущий момент португальский импорт все также превосходить португальский экспорт более чем на 10 млрд. долларов США в год. Таким образом, на фоне падающего ВВП страна не может получить финансовую подпитку от своей внешнеторговой деятельности.
Дело в том, что, несмотря на относительно низкий уровень заработной платы (минимальная оплата труда в Португалии всего 475,00 ?) в целом конкурентоспособность португальской экономики невысока. Причем в последнюю пару лет в стране начался активный отток квалифицированных специалистов (инженеров, архитекторов, врачей, медицинских сестер и т.д.) за рубеж, в частности в Бразилию. И снижение трудового потенциала Португалии в условиях кризиса вряд ли будет способствовать его разрешению.
Зачем же вкладывать??
В тоже время с инвестиционной точки зрения рассматривать Португалию в качестве абсолютно бесполезной страны все-таки не стоит.
С одной стороны, приобретение бизнеса в Португалии или инвестирование в недвижимость с целью получения прибыли на текущий момент нельзя считать самым разумным поступком. Большие риски, много проблем, низкая покупательная способность населения. В общем – ничего хорошего.
Поэтому мысль о покупке в Португалии кафе или ресторана в существующих условиях следует рассматривать, как не очень разумную. Также стоит с крайней осторожностью подходить и к другим португальским бизнес-проектам.
С другой стороны, сегодня Португалия как никто другой заинтересована в привлечении инвесторов. В результате, начиная с осени прошлого года, в Португалии была введена упрощенная схема получения вида на жительство для лиц заинтересованных в инвестиционной деятельности на территории этой страны.
При этом под закон попадают инвесторы осуществляющие вложение средств как в качестве физических лиц, так и посредством создаваемых на территории Португалии коммерческих организаций.
Также для иностранцев занимающихся бизнесом и проживающих на территории Португалии существует особый налоговый режим, позволяющий иностранцу (в том числе россиянам) получить значительные налоговые льготы.
В рамках этого режима иностранный гражданин может получить статус «необычного резидента», согласно которому в отношении определенных видов деятельности имеющих наибольшую ценность для Португалии иностранный работник или инвестор имеет право существенно уменьшить ставку на полученные им доходы.
Доходы «необычных резидентов» облагаются по ставке 20%, в то время как к местным жителям применяется ставка в 46,5%. При этом доходы таких иностранцев полученных за границей Португалии могут не облагаться вообще никаким налогом, в соответствии с налоговыми льготами предусмотренными для граждан Португалии.
Иначе говоря, в Португалии у инвестора есть возможность пользоваться существенными налоговыми льготами превышающими размер налоговых льгот предусмотренных для граждан ЕС, при этом избегая двойного налогообложения со стороны других стран, в частности России, Украины и т. д.
Особо ценными видами деятельности в Португалии считаются архитектурная деятельность, медицинская, инженерная деятельность, образовательная, IT — деятельность, инвестиционная и т.д., а статус «необычного резидента» предоставляется сроком на десять лет.
Еще один важный нюанс, привлекающий к Португалии внимание инвесторов из Германии, Франции, Китая, России и ряда других стран – это наличие уникальной возможности покупки за бесценок стремительно дешевеющих активно португальских государственных организаций и частных корпораций.
Причем приобретение госсобственности, которую активно распродает португальское правительство в надежде покрыть свои гигантские долги, представляет собой наиболее «вкусное» направление инвестиционной деятельности на территории Португалии. В частности, в текущем году чрезвычайно выгодные приобретения были сделаны германскими и китайскими инвесторами в банковском секторе, в металлургии, в секторе морских перевозок и т.д.