Инвестиции в стартапы: на что обратить внимание?

Личные финансы

Автор:
Источник: ИК "Первый доверительный управляющий"
Опубликовано: 8 августа 2013

За рубежом инвестирование в новые компании, имеющие очень короткую историю существования, но реализующие или пытающиеся реализовать одну или несколько перспективных идей, является достаточно распространенным среди частных инвесторов, склонных к высокому уровню риска.

Как правило, специалисты называют такие компании стартапами (от английского слова to start up – запускать, начинать), причем подавляющее большинство из них относится к высокотехнологичному сектору (в частности, очень много стартапов создается в сфере информационных технологий, интернет-проектов, телекоммуникаций, биотехнологий и пр.).

Основное преимущество стартапов, объясняющее их привлекательность в глазах инвесторов, – очень высокая доходность на инвестированный капитал (обычно инвесторы ориентируются на доходность порядка 30-50% годовых, но «выстреливший» стартап способен обеспечить прирост капитала на уровне 100% годовых и более). Естественно, риск инвестирования в этой сфере чрезвычайно высок: согласно исследованиям экономистов, в среднем из 1000 перспективных идей финансирование удается привлечь только 30-50 проектам, из которых оказываются успешными не более 10.

Смещение же акцентов с пользу «высоких технологий» объясняется интенсивным развитием этого сегмента в течение нескольких последних десятилетий, а также тем, что львиная доля стартапов в этой области требует значительно меньше инвестиций на первоначальном этапе по сравнению с «традиционными» отраслями (например, по сравнению с организацией промышленного или сельскохозяйственного производства).

В нашей стране инвестирование в стартапы только начинает развиваться, причем в подавляющем большинстве случаев инициаторы стартапов пытаются развивать их самостоятельно или привлекать финансирование напрямую, стремясь найти своего «бизнес-ангела» (так называются инвесторы, специализирующиеся на инвестировании в стартапы).

В большинстве развитых стран непосредственный поиск конкретного инвестора для развития стартапа рассматривается лишь как одна из возможных альтернатив привлечения капитала. Например, бизнес-ангелы нередко объединяются в пулы, которые вкладывают средства в несколько стартапов, находящихся на разных стадиях развития, в целях диверсификации и, соответственно, снижения рисков. Отличительной особенностью работы пула таких инвесторов выступает их готовность рассматривать достаточно широкий круг стартапов в самых разных отраслях экономики и возможность реализовать даже весьма капиталоемкие проекты (в развитых странах пулы бизнес-ангелов нередко оперируют суммами порядка 300-500 млн. долл.).

Наконец, инвестировать в стартапы можно через инструменты коллективного инвестирования, в частности, разнообразные инвестиционные фонды (венчурные фонды, хедж-фонды, некоторые узкоспециализированные паевые фонды и пр.) или путем приобретения акций подобных компаний (при частном или публичном размещении).

Пожалуй, в российских условиях с учетом весьма низкого уровня развития коллективных форм инвестирования в стартапы наиболее приемлемым вариантом вложения капитала для частного инвестора является последний вариант, предполагающий покупку акций и не подразумевающий его участия в операционной деятельности компании.

Для принятия обоснованного решения о вложении денег в стартап инвестору необходимо обратить внимание на несколько ключевых моментов.

Прежде всего, он должен оценить основную идею стартапа, лежащую в основе его бизнеса: эта идея должна быть простой, понятной, востребованной на рынке и одновременно – достаточно оригинальной, причем все эти «компоненты» идеи должны быть хорошо сбалансированы. Например, слишком простой и очевидный стартап, скорее всего, столкнется с высоким уровнем конкуренции со стороны аналогичных проектов и, в лучше случае, со временем будет приобретен одним из более успешных конкурентов (в худшем же случае он обанкротится).

Кроме того, частный инвестор обязательно должен обратить внимание на то, является ли продукция, выпуск которой предполагается в рамках реализации стартап-проекта, принципиально новой или нет.

Здесь нужно отметить, что нередко новизна и уникальность продукции преподносится инициаторами стартапа инвесторам в качестве одного из ключевых преимуществ. Как свидетельствует зарубежный опыт, подобные стартапы имеют две важных особенности, а именно:

1) более длительный срок окупаемости за счет значительных затрат на продвижение продукции (фактически речь идет о создании нового рынка, а такой процесс по объективным причинам не может произойти мгновенно);

2) высокий риск невостребованности предлагаемых товаров (рынок сбыта новых товаров может оказаться относительно небольшим, а при негативном сценарии новый товар, не смотря на всю свою уникальность, может быть просто проигнорирован потребителями).

Что же касается стартапов, нацеленных на улучшение уже существующей продукции (в частности, за счет повышения ее качественных характеристики или удешевления), то их шансы на успех значительно выше, так как они ориентированы на уже существующий рынок.

Помимо основной идеи, инвестору необходимо обратить внимание на команду, непосредственно занимающуюся реализацией стартапа. Безусловно, частному инвестору крайне сложно оперативно оценить профессионализм менеджмента, однако он вполне может ознакомиться с биографией руководителей компании (хотя бы краткой) и материалами их публичных выступлений (презентациями, записями), в том числе посвященными конкретному стартап-проекту и оценке его перспектив.

Стоит отметить один интересный факт: обязательным требованием большинства хедж-фондов, профессионально инвестирующих в стартапы, является встреча с менеджментом. Только в том случае, если встреча представителей хедж-фонда с руководством стартапа прошла успешно, начинается более детальный анализ перспектив проекта.

Еще один чрезвычайно важный момент – это реалистичность прогнозов, озвучиваемые топ-менеджментом стартапа, относительно темпов и характера его дальнейшего развития. Безусловно, «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», однако все прогнозы (маркетинговые, финансовые и т. д.) должны отталкиваться от фактических возможностей и ресурсов компании и быть предельно четко обоснованы. Очень важно, чтобы при их составлении максимально учитывались все риски (как общие, так и специфические), присущие конкретному проекту. Пожалуй, переоценка собственных возможностей при одновременной недооценке рисков может считаться одной из самых распространенных ошибок при прогнозировании будущего стартапа.

И последний момент – цена «входа» в стартап. Корректно оценить «справедливую цену» стартапа очень сложно, так как традиционные способы оценки акций в данном случае не эффективны: как правило, такие компании не имеет на балансе серьезных материальных или нематериальных активов и приносят символическую прибыль или вообще убыточны.

Практически инвестор должен опираться только на свое представление о компании и прогнозные оценки ее будущей прибыли. В этом случае очень приблизительную оценку стоимости стартапа можно получить, воспользовавшись методом сравнительных коэффициентов (мультипликаторов). Для этого инвестор должен взять наиболее консервативную оценку темпов роста финансовых показателей стартапа и среднее значение какого-либо мультипликатора (или нескольких мультипликаторов) у сопоставимых компаний.

Например, если через 2 года чистая прибыль стартапа ожидается на уровне 100 млн. рублей, а среднее значение мультипликатора Рыночная капитализация/Чистая прибыть по сопоставимым компаниям равно 5, то рыночная капитализация стартапа должна составлять 500 млн. рублей. Соответственно, для обеспечения доходности в размере 30% годовых оценка стартапа на момент инвестирования не должна превышать 296 млн. рублей.

Автор:

Теги: стартапы  инвестирование в новые компании  частные инвесторы  информационные технологии  инвестиции в стартапы  риск инвестирования  прирост капитала  высокие технологии  бизнес-ангелы  привлечение капитала  инструменты коллективного инвестирования