Источник: IFRS
По традиции, с деталями прошедшего в июне заседания руководства Совета по МСФО слушателей знакомят председатель IASB Ханс Хугерворст (Hans Hoogervorst – H.H.), вице-председательница этой организации Сью Ллойд (Sue Lloyd – S.L.) и глава образовательного направления Мэтт Тиллинг (Matt Tilling – M.T.). Запись была сделана по ходу ежегодной европейской конференции Фонда МСФО в Амстердаме.
Ханс Хугерворст рассказывает о роли, которую данное мероприятие играет в плане оказания помощи стейкхолдерам с внедрением новых стандартов, а также дает обзор июньским обсуждениям проекта по основным формам отчетности – в частности, в отношении возможного введения дополнительных промежуточных строк в отчет о финансовых результатах. Также он касается темы тарифного регулирования.
Со своей стороны Сью Ллойд подводит итог проведенным обсуждениям некоторых изменений в стандартах – в частности, в IAS 8, в ситуации с добровольными изменениями учетной политики и отражением сего факта в отчетности. Также она рассказывает о точечных корректировках к IFRS 9 по теме финансовых активов с досрочной оплатой в условиях отрицательной компенсации.
- (M.T.) Добро пожаловать на подкаст Фонда МСФО, на котором мы обсудим июньское заседание Совета по международным стандартам финансовой отчетности. Встреча прошла в Лондоне 21-22 июня 2017 г. Меня зовут Мэтт Тиллинг, и я глава образовательного направления в Фонде МСФО. Со мной сегодня председатель Совета Ханс Хугерворст и вице-председательница Сью Ллойд. Мы записываем в Амстердаме на ежегодной европейской конференции Фонда МСФО… Хорошая тема, чтобы начать, Ханс. Почему мы здесь, и почему эта конференция настолько важна?
- (H.H.) Да, такие конференции важны. С нами здесь сегодня около трехсот участников из более чем пятидесяти стран, поэтому это действительно очень удобный способ для нас обратиться к нашим стейкхолдерам. Как известно, сегодня Совет по МСФО в очень значительной степени сфокусирован на оказании поддержки с внедрением новых стандартов. Конференции, подобные этой, очень важны для реализации этого. Мы общаемся со стейкхолдерами, информируем их о недавно выпущенных стандартах. Также мы даем им представление, что у нас идет по плану дальше. Кроме того, мы приглашаем и сторонних людей поделиться своим мнением по поводу учета. У нас запланированы очень интересные панельные дискуссии по теме расширенной корпоративной отчетности будущего и выступление бывшего премьер-министра Нидерландов Яна Петера Балкененде (Jan Peter Balkenende), который является специалистом в области корпоративного управления и расширенной корпоративной отчетности. Думаю, он сможет дать нашим участникам очень интересный обзор со своей перспективы.
- (M.T.) …Но это не единственный наш способ “достучаться”, ведь у нас также есть вебинары, которые мы используем для оказания помощи с внедрением новых стандартов.
- (H.H.) Да, в самом деле. На нашем сайте – который мы, кстати, недавно улучшили, и он теперь стал намного более интерактивным, чем был раньше – у нас есть разделы, посвященные внедрению новых стандартов, таких как IFRS 9 “Финансовые инструменты”, IFRS 15 по признанию выручки или IFRS 16 “Аренда”, а также недавно опубликованный стандарт IFRS 17 по страховым контрактам. Мы публикуем эти вебинары, чтобы рассмотреть различные аспекты стандартов, и это один из способов оказания поддержки с внедрением. Помимо этого у нас есть тематические разделы на новом сайте, посвященные новым стандартам, где люди могут найти полезную аналитику и т.п.
- (M.T.) Будет правильным, Сью - поскольку мы на конференции – поговорить о некоторых грядущих мероприятиях. У нас таких целый ряд, организуемых совместно с национальными разработчиками стандартов.
- (S.L.) Да, это так, следующая конференция ожидается в сентябре в Куала-Лумпуре, совместная с Малазийским Советом по стандартам финансовой отчетности. А позднее – в ноябре в Торонто, которую мы проведем с CPA Canada (канадским объединением сертифицированных бухгалтеров – GAAP.RU).
- (M.T.) Да, мне кажется важным отметить, что это региональные события, поскольку нам в равной мере полезно встречаться с людьми из разных регионов… Ханс, давайте перейдем к июньским обсуждениям Совета. Проект по основным формам отчетности отличался, вероятно, самыми продолжительными обсуждениями на июньской встрече?
- (H.H.) Да, самыми продолжительными и, наверно, самыми непростыми обсуждениями. Как вы знаете, проект по основным формам отчетности является ключевой составляющей нашей работы, которую мы озаглавили “Проект улучшения коммуникаций в финансовой отчетности”. Обсуждения в этом месяце фокусировались на возможном внедрении двух дополнительных промежуточных показателей в отчет о финансовых результатах. Когда инвесторы сегодня смотрят на отчет о доходах, перед ними две основные линии, по которым они строят суждение о финансовых результатах. Они желают видеть различие между операционным доходом и тем, что они воспринимают как финансовую деятельность интересующей их компании. Таким образом, это первый промежуточный итог, над которым мы работаем. Мы прорабатываем определение выручки до уплаты процентов и налогов, которая даст инвесторам нужный базис для различия операционного и финансового дохода.
Кроме того, инвесторы – да и составители отчетности также – очень заинтересованы в понимании того, какая часть отчета о доходах в высокой степени будет повторяться, что очень важно для прогнозирования будущей выручки. Для этого мы работаем над управленческими показателями, позволяющими компаниям показывать данные способом, исключающим необычные или нечасто встречающиеся элементы. Это очень непросто делать, ведь нам хотелось бы сохранить хоть какой-то порядок в плане представления, и очень непросто определить, что является постоянным, а что нет, что является частым, а что нет. Предстоит проделать еще много работы, но мне кажется, результаты обнадеживают.
- (M.T.) Еще одна тема, удостоившаяся внимания Совета – тарифное регулирование, которое также заняло значительную часть программы. На какой стадии находится данный проект?
- (H.H.) Да, мы обсуждали потенциальную новую модель учета деятельности на тарифном регулировании. Примерами такой деятельности являются услуги водоснабжения – своего рода естественные монополии, в которых регулятор требует от поставщика раз в год проводить корректировку в тарифах, чтобы отразить тем самым транзакции или события, имевшие место в другом годовом периоде – в предыдущем году, как правило. Мы обсудили модель, которая признает активы и обязательства, отражающие права и обязанности, которые возникают в результате этой корректировки тарифов. Мы отдельно рассмотрели несколько традиционных примеров корректировки тарифов различного типа, чтобы получить лучшее представление, будет наша модель работать или нет, и мы собираемся продолжить обсуждения на следующем заседании Совета.
- (M.T.) Сью, в июне также было много обсуждений вопросов, связанных с внедрением?
- (S.L.) Так и есть. Мы продолжили обсуждение изменений, вносимых сегодня в IAS 28, которые подтверждают тот факт, что долгосрочные инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия, хотя и подпадают под IAS 28, также регулируются и требованиями IFRS 9 – например, моделью ожидаемых кредитных потерь. В июне мы говорили о том, какими должны быть переходные требования для тех, кто применяет стандарты МСФО впервые – Совет решил, что нам не нужно дополнительных переходных требований в дополнение к тем, что уже есть в IFRS 1.
Еще одна вещь, которую мы обсудили – это потенциальные изменения в IAS 8. Это были обсуждения добровольных изменений в учетной политике. Среди прочего, Совет обсуждал тест по определению того, нужно или не нужно отражать добровольные изменения в учетной политике ретроспективно – то есть нужно ли будет показывать своего рода сравнительную отчетность. На данный момент добровольные изменения в учетной политике нужно применять ретроспективно, если только это не является практически нецелесообразным, а это очень жесткое требование. Поэтому Совет обсуждал, не нужно ли применять более “мягкий” тест вроде анализа с позиции выгод и издержек в отношении ретроспективного отражения добровольных изменений, в особенности если источником их являются решения Комитета по Интерпретациям.
- (M.T.) Какое отношение это имеет к другому проекту изменений в IAS 8?
- (S.L.) Это непросто - проводить множественные изменения в рамках одного стандарта. Другие изменения, которые мы предлагаем к IAS 8 (и которые скоро станут темой грядущей промежуточной версии) – это прояснение того, что является учетной политикой в противовес тому, что является учетной оценкой. Мы смотрим на определения этих двух составляющих и пытаемся их прояснить – опять-таки, во многом из-за того, что изменения в учетной политике необходимо применять ретроспективно, а изменения в учетных оценках – это изменения на будущее, и мы стараемся это прояснить.
- (M.T.) Еще одна связанная с внедрением тема обсуждений была посвящена предложенным изменений к IFRS 9, опубликованным в апреле…
- (S.L.) Да, это были предложения, выдвинутые Советом в рамках промежуточной версии чуть ранее в этом году по итогу обсуждений Комитета по Интерпретациям. Предложения касаются внесения целевых корректировок в IFRS 9, чтобы позволить в случае с определенными финансовыми инструментами с, как мы это называем, “отрицательной компенсацией” проводить оценку на основе амортизированной стоимости, что в рамках IFRS 9 в настоящий момент невозможно. Период представления комментариев истек в конце мая, поэтому в июне мы просто провели предварительные обсуждения того отклика, который мы услышали из писем и проведенных публичных мероприятий – в целом положительного. Однако на этой сессии решений не принималось, и на заседании в июле мы будем уже обсуждать следующие шаги Совета в ответ на полученный отклик.