Изменения валютного законодательства: рекомендации Банка России о выявлении банками "сомнительных" операций клиентов при осуществлении валютных операций

Банковский бизнес в России и зарубежом

Автор:
Источник: Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ
Опубликовано: 15 сентября 2015

В связи с существенным ужесточением в последнее время контроля со стороны Банка России за деятельностью уполномоченных банков резидентам, планирующим или проводящим валютные операции, важно знать об актуальных требованиях, которые предъявляются российским законодательством в области валютного регулирования и финансового мониторинга. Рассмотрим последние изменения валютного законодательства и рекомендации Банка России кредитным организациям о повышении внимания к отдельным операциям клиентов.

Сегодня ограничения при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами по общему правилу отсутствуют (ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"; далее – закон о валютном регулировании). Хотя в последнее время экспертное сообщество все чаще обсуждает возможность ограничения такого вида операций с иностранной валютой и иностранными ценными бумагами как валютные операции, связанные с движением капитала.

Напомним, ранее действовавший закон, на смену которому и пришел в 2004 году закон о валютном регулировании в действующей редакции, относил к операциям движения капитала, в частности, приобретение ценных бумаг, вклады в уставный капитал, а также приобретение недвижимого имущества, получение и предоставление кредитов на срок свыше 180 дней (п. 10 ст. 1 Закона РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле"). Сегодня же закон о валютном регулировании не содержит определения операций, относящихся к движению капитала, и возможности ограничения их осуществления.

Для введения таких ограничений потребуется внесение значительных принципиальных изменений в закон о валютном регулировании.

В настоящее же время законодатель идет по пути уточнения прав и обязанностей резидентов в отношении валюты РФ и внутренних ценных бумаг за пределами территории РФ, режима счетов резидентов в банках за пределами РФ, а также проведения валютных операций между резидентами.

В частности, последние изменения закона о валютном регулировании, которые вступят в силу 28 декабря текущего года, касаются введения возможности расчетов в иностранной валюте между резидентами по договорам факторинга (Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 181-ФЗ). Поправки установили, что такие операции осуществляются без ограничений. В связи с этим урегулированы также требования закона о валютном регулировании в части репатриации иностранной валюты и валюты РФ. Так, обязанность резидента по репатриации экспортной выручки признается исполненной, если он обеспечил в сроки, установленные соответствующим внешнеторговым договором, получение от нерезидента иностранной валюты или валюты РФ финансовым агентом (фактором) по договору факторинга.

Но при отсутствии ограничений со стороны валютного законодательства существуют серьезные ограничения при осуществлении внешнеэкономической деятельности и проведении валютных операций, обусловленные регулированием в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ).

Операции клиентов рассматриваются с точки зрения соответствия действующей оценке Банком России этих операций как сомнительных, целями которых являются легализация доходов, полученных преступным путем, и уклонение от уплаты налогов.

Критерии сомнительности касаются как субъектного состава сделки (юрисдикций контрагентов-участников ВЭД, банков), так и целых видов деятельности, занятие которыми может сделать клиента подозрительным в глазах банка – например, брокерская деятельность, работа с ценными бумагами, деятельность платежных агентов (письмо Банка России № 172-Т от 4 сентября 2013 г.).

За последний год Банком России также были приняты многочисленные рекомендации уполномоченным банкам по выявлению сомнительных операций их клиентов и дальнейшим действиям, сводящимся к отказу в выполнении операций, прекращению обслуживания данных клиентов и необходимости сообщения об их операциях контролирующим органам (в частности, Росфинмониторингу).

Основным направлением контроля Банка России в настоящее время является контроль за проведением клиентами уполномоченных банков транзитных операций и пресечение их осуществления (письмо Банка России № 236-Т от 31 декабря 2014 г.).

Критериями таких операций признаны:

  • зачисление денежных средств от большого количества других резидентов с последующим списанием;
  • регулярность;
  • небольшой срок между зачислением и списанием;
  • проведение операций в течение длительного времени;
  • минимальность обязательств по уплате налогов при осуществлении деятельности клиента;
  • незначительный объем налоговых или иных обязательных платежей, осуществляемых по счету.

На практике два последних признака является определяющими.

В июле 2015 года усилилась тенденция на ужесточение контроля за операциями с ценными бумагами. Так, одновременно были выпущены методические рекомендации Банка России о повышении внимания к отдельным операциям кредитных организаций (письмо Банка России № 17-МР от 15 июля 2015 г.), брокеров (письмо Банка России № 18-МР от 15 июля 2015 г.) и депозитариев (письмо Банка России № 16-МР от 15 июля 2015 г.), которыми установлены критерии для признания операций не имеющими очевидного экономического смысла, возможными действительными целями которых могут являться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные цели.

К операциям, требующим повышенного внимания, были отнесены расчеты по приобретению у нерезидента или российской кредитной организации внешних ценных бумаг (например, еврооблигаций), местом хранения сертификатов которых является иностранный депозитарий, и (или) внутренних ценных бумаг, характеризующиеся хотя бы двумя из следующих признаков:

  • регулярность;
  • один и тот же состав участников;
  • односторонняя направленность (только приобретение ценных бумаг, но не отчуждение);
  • отсутствие фактического движения денежных средств (встречное представление других активов, особенно товаров, ввезенных из государств-членов Таможенного союза, либо зачет встречных требований);
  • критериям необычного характера сделки в соответствии с правилами, установленными в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. В качестве примеров можно привести следующие операции: "дробление операции" (поступающие и быстро списываемые за короткий период по одному основанию суммы, составляющие в итоге 600 тыс. руб. и более), переводы в пользу нерезидента в случае несовпадения юрисдикций получателя и банка-получателя, многократная купля-продажа одного и того же инструмента в сделках с одной и той же стороной, приобретение профессиональным участником (как от своего имени и за свой счет, так и по поручению или за счет клиента) иностранных ценных бумаг у нерезидента на сумму, равную или свыше 600 тыс. руб., приобретение профессиональным участником рынка ценных бумаг за счет клиента ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, не на организованных торгах.

При этом Банк России также указал признаки клиентов, совершающих указанные операции с ценными бумагами, к которым требуется проявить дополнительное внимание: минимальный размер уставного капитала, выполнение одним и тем же лицом функций учредителя, руководителя и бухгалтера, регистрация организации по адресу "массовой регистрации", а также отсутствие исполнительного органа по месту нахождения организации.

Повышенный интерес регулятора с конца 2014 года также вызывают сделки с резидентами Республики Казахстан, предусматривающие ввоз товаров на территорию РФ, и перевод средств в банки Республики Казахстан. По таким сделкам Банк России рекомендует запрашивать у клиентов дополнительные документы, подтверждающие регистрацию сделки в налоговом органе и уплату налогов, и проверять данную информацию на сайте ФНС России (письмо Банка России №168-Т от 3 октября 2014 г., письмо Банка России № 216-Т от 22 декабря 2014 г.).

Ранее порядок осуществления внешнеторговых сделок с резидентами стран Таможенного союза, предусматривающих ввоз товаров на территорию РФ с территорий Республики Беларусь или Республики Казахстан, предусматривал только требование о предоставлении резидентом в уполномоченный банк дополнительно к товарно-транспортным документам статистической формы учета перемещения товара (подп. 9.1.2. Инструкции Банка России № 138-И от 4 июня 2012 г.). А не имеющими очевидного экономического смысла и очевидной законной цели признавались – и признаются сегодня – переводы денежных средств на счета, открытые в банках других стран (не Казахстана или Белоруссии) (письмо Банка России № 104-Т от 10 июня 2013 г., письмо Банка России № 110-Т от 19 июня 2013 г., письмо Банка России № 150-Т от 7 августа 2013 г.).

Также за последнее время Банк России усовершенствовал систему сбора информации от уполномоченных банков и ее обработки. В частности, информация о структуре и объемах осуществляемых клиентами банка валютных операций с июля 2015 года направляется в Банк России каждые 10 дней (ранее – ежемесячно). Состав этой информации позволяет главному банку страны анализировать операции в разрезе юрисдикций контрагентов, банков и содержания операций. На основании этого анализа Банк России регулярно запрашивает у банков большие объемы подробных данных о клиентах и проводимых ими операциях.

В рамках обмена информацией с ФТС России организована регулярная передача этим ведомством в уполномоченные банки данных о завышении стоимости ввозимых на территорию РФ товаров относительно рыночной. При получения от клиента требования об оплате указанных товаров Банк России рекомендует банкам отказывать в совершении таких операций и расторгать договор банковского счета.

Так как неисполнение или недостаточно тщательное исполнение рекомендаций грозит банку дополнительными проверками, сплошным контролем операций, ограничениями или даже прекращением деятельности, ужесточение контроля со стороны Банка России привело к следующему. Сегодня банки оценивают сделки с ценными бумагами, работу с брокерами, физическими лицами, внешнеторговые сделки (импорт товаров) своих клиентов с резидентами Республики Казахстан и прочие сделки, дополнительно регулируемые в соответствии с рекомендациями регулятора, изначально как рискованные и требующие дополнительного внимания.

Как следствие, банки пересматривают внутреннюю систему контроля и усиливают контроль за клиентом в целом и его внешнеторговыми контрактами, иногда предпочитая избавиться от потенциально рискованного клиента, не принимая во внимание особенности его бизнеса, – даже при наличии доказательств реальности его деятельности.

Поэтому важной задачей при планировании резидентом внешнеэкономической деятельности и расчетов с нерезидентами является анализ сделки с позиции следующих факторов:

  • принципиальная возможность проведения операции с точки зрения действующего валютного законодательства;
  • условия валютного контроля (требования банков, контролирующих органов, соотношение выгодности планируемой сделки и возможных осложнений);
  • требования, предъявляемые к нерезиденту-контрагенту по сделке и банку-нерезиденту, через который планируется осуществление расчетов (с точки зрения возможности и оперативности расчетов и вопросов, которые могут появиться у уполномоченного банка);
  • документарное оформление сделки (соответствие контракта и сопутствующих документов современным требованиям учета и законодательства);
  • выбор российского уполномоченного банка, позволяющего обеспечить надежное и эффективное обслуживание клиента – необходимо обратить внимание, в частности, на техническую возможность оперативно осуществлять требуемые клиенту расчеты, уровень квалификации сотрудников, достаточный для правильной оценки проводимых клиентом нестандартных операций, а также наличие качественной обратной связи с клиентом для верной комплексной оценки его деятельности.

Тщательная проверка указанных обстоятельств и понимание актуальных требований действующего российского законодательства, в том числе требований к кредитным организациям со стороны Банка России, позволят значительно снизить риски возникновения проблем (таких, как отказ банка в осуществлении расчетов по счетам клиентов) при проведении резидентом валютных операций.

Автор:

Теги: валютное законодательство  Банк России  "сомнительные" операции  валютные операции  валютное регулирование  финансовый мониторинг  валютный контроль  движение капитала  расчеты в иностранной валюте  иностранная валюта  репатриация экспортной выручки  лега