26 апреля в здании Киево-Могилянской бизнес школы (образована в 1999 г. при Киево-Могилянской Академии, которая в свою очередь образовалась 396 лет назад прямо тут, на Подоле, историческом районе Киева, а впоследствии стала одним из крупнейших и старейших европейских университетов) прошла тематическая конференция по разработке и внедрению ключевых показателей эффективности. Организаторами мероприятия выступили издательство Companion Group и клуб «&ФИНАНСИСТ», при поддержке GAAP.RU.
Пожалуй, тема KPI не теряет популярности практически никогда. Почему так? Наверное, потому, что многие сравнивают эту область знаний с такой своего рода «финансовой алхимией» – замечает ведущий первой секции, беря вступительное слово. Вроде как, если найти «философские» KPI, то все проблемы с бизнесом сами собой отпадут. Разумеется, это не так, но важность ключевых показателей эффективности от этого не становится меньше. А мы переходим к выступлениям докладчиков.
Сергей Дубина, начальник отдела стратегического планирования компании «Астарта-Киев» Построение системы KPI для достижения единых целей организации
Основное направление деятельности компании, которую представляет Сергей – сельское хозяйство. Как известно, здесь в большинстве случаев имеют дело с очень длительным циклом производства, а KPI – один из основных инструментов, которые имеют долгосрочный характер. Эта система в компании является составной частью стратегического управления. Однако с точки зрения стратегического управления сложно установить какие-либо цели, не имея видения компании.
Таким образом, вся модель строится на следующих компонентах:
- Видение
- Стратегия
- EVA (это такой удобный, универсальный показатель)
- Бизнес-метриках (имеются в виду общие, их на самом деле очень много)
- KPI (а здесь мы уже говорим о конкретных метриках для установки целевых показателей для менеджмента, и они оказывают существенное влияние на бизнес)
- Наконец, процессы – основа «пирамиды» (что за пирамида – увидим дальше)
Остановимся подробнее на этих элементах… Итак, что такое видение?
Видение
- Это детальное и качественное описание организации
- Это еще не стратегия – скорее, намеки на нее, ориентиры
- Коллективный интеллект здесь – в помощь (кто-то может, например, напомнить о чем-то, что мы хотели сделать раньше, но потом забыли)
- Стратегемы визионера. Пример: в 2005 г. компания (здесь Сергей, судя по всему, говорит о своей собственной организации) собирается на биржу. Соответственно, она разрабатывает видение развития до 2012: например, стать «номером один» на рынке. Они понимают, что они ориентируются на сегмент b2b – соответственно, смотрят на то, как можно работать на этом сегменте (вертикальная интеграция, сырье)… С точки зрения KPI, такого «видения» на данном первом этапе уже вполне достаточно.
Далее, Стратегии
- Качество в количество (пример выше, связанный с вертикальной интеграцией b2b)
- Наводим фокус
- Балансируем инициативы
- Анализ по главе угла. У нас могут быть 2 набора KPI: промежуточные и стратегические, которые ведут к достижению целей. Хотя, наверное, говорить тут о «двух наборах KPI» будет слишком – скорее, это просто два набора значений одних и тех же KPI
- Не планы, а планирование. Мы не должны мыслить категориями «после нас хоть потоп» – мы должны оставить работающую компанию («going concern»). В этом отличие планов от планирования.
EVA. Универсальный измеритель, эквивалент того показателя, который характеризует финансовую успешность бизнеса. В основе всей стратегической инициативы лежат денежные потоки или иные удобные показатели. Все стратегии оцениваются с позиции успешности компании в определенном периоде. Это своего рода «финансовый KPI верхнего уровня».
Бизнес-метрики
- Оценка стратегии. В принципе, можно выбрать хоть полторы сотни стратегий, но это сложно, нудно и быстро надоедает. А можно ограничиться и пятью – к такому выводу постепенно приходишь и сам. Что мы обязательно должны измерить, так это то, на чем зарабатываем деньги! В конце концов, такова главная цель любого коммерческого предприятия. Все остальное уже опционально, а это – обязательно. Что измеряем, тем и управлениям
- Заполняем «белые пятна». Бизнес метрики позволяют понять, что мы пропустили
- Оценка стратегии
Финансовая модель компании – основа система KPI! Есть вся компания, и на ее уровне находятся только финансовые показатели – EVA. Ниже идет уровень корпоративного центра, который уже может содержать и нефинансовые показатели: финансовые KPI и нефинансовые KPI. Следующий ниже уровень – стратегические бизнес-единицы. Тут уже следуют преимущественно нефинансовые KPI. Ну а самый низший уровень – функциональные подразделения, процессы. Тут превалируют нефинансовые показатели.
KPI. На уровне финансовой модели мы уже имеем какой-то набор KPI, и они уже являются показателями для топ-менеджмента: он видит цели на год, на 5 лет и так далее. Если в планах стоит увеличение производства – менеджер знает, что нам хорошо бы для этого выделить дополнительную нишу на рынке, ибо мы не сможем «распихать» готовую продукцию по текущим мощностям. Главное, о чем нужно помнить – что мы не можем разрабатывать KPI и под него искать человека (ресурсы вообще). Принцип: максимально соединить личное и безличное – это делает систему более стабильной. А KPI всегда разрабатываются под конкретные обстоятельства.
Наш подход к системе KPI: «Философия»
Что такое KPI?
KPI сотрудника (подразделения) = [KPI компании / Специфика сотрудника (подразделения)] x Условия выполнения
Такая вот формула. «Спустимся» на уровень отдельного подразделения. Чуть выше мы отмечали, что там намного меньше финансовых показателей – больше будет нефинансовых. Там также больше количественных и качественных. С качественными показателями очень сложно. Сергей тут признался, что впервые на этот уровень они вынуждены были спуститься в 2008 году: шел кризис, возникла необходимость урезать расходы. Банки не финансировали никого, и нужно было искать финансирование у себя самих. Компания залезла в бюджетные статьи, откуда пришло понимание, что, мол, живем плохо, концы с концами еле сводим. Встала необходимость урезать бюджетные расходы, но делать это осторожно: слишком «пережимать пружину» бюджетных статей было опасно, так как народ был готов в любой момент… свалить. Задумались, как управление KPI может помочь решить проблему. По итогу решили модифицировать модель трансфертного ценообразования.
- Определили требования к услугам, которые предоставляет подразделение
- С другой стороны, подразделение выставляет и свои требования. А все это нужно уместить в одну «матрицу», так как подразделений было несколько
Важный момент здесь – подбор правильных KPI (вклад в достижение целей компании, уникальность функции бизнес-процессов и т.д.).
Процессы – последняя шестая компонента из названных в начале выступления. Что с ними? Этот тот «краеугольный камень», к которому нужно прикладывать усилия. Как выполняется процесс? Почему именно так, а не иначе? Как его улучшить, чтобы выполнялся KPI? Процессы – это основа системы. Но не забываем и о роли человека в ней.
______________________________________________________
Владимир Савчук, преподаватель финансов kmbs, управляющий партнер компании «Стратегический партнер»; Дмитрий Ковалев, руководитель компании «Стратегический партнер». Пять факторов эффективного внедрения BSC: отечественная критика
Несмотря на то, что у данной презентации было заявлено два докладчика, по большей части выступал именно Владимир Савчук. С самого начала он поведал аудитории о том, что у них – компании « Стратегический партнер» – за плечами уже 12 крупных проектов, и об опыте их внедрения он собирается рассказать присутствующим.
Но сначала, по традиции, определения. Что такое KPI? Это тот самый «детский» вопрос, на который почему-то очень трудно ответить. Это также и не очень уместный вопрос. Давайте пока просто решим, что KPI – это некая «оцифрованная цель». Какой у меня KPI? Например, cash flow (зарплата) – и я буду работать, чтобы его получать.
Также, по мнению Владимира, несколько неправильно, когда аудитория с самого начала настраивается на «технику». Это не очень верно: сначала нужно сформулировать цель, а уж потом думать о технических аспектах.
5 факторов эффективного внедрения BSC
- Адаптация компании к современным условиям. Это не техническая, а скорее уж мировоззренческая задача
- Четкие цели внедрения
- Эффективная команда
- Технология
- Проектное управление
Все это вместе взятое может породить как положительный, так и отрицательный опыт. Чтобы отрицательного опыта избежать, необходимо более четко разбираться в сути вопроса, а для этого не лишним будет взглянуть на вопрос в более… глобальной, мировоззренческой перспективе.
Касательно адаптации к современным условиям – подумаем, каковы особенности современного мира? Новые технологии и «диджитализация» – цифровой формат для всего. Изменения везде – они непрерывные, быстрые и комплексные, создают непредсказуемость и снижают существующую предсказуемость. Все чаще можно слышать, как говорят о прилете «Черного лебедя» – так говорят о рисках возникновения ситуаций, оценить и подготовиться к которым невозможно – например, разлив нефти в Мексиканском заливе или революционные восстания. Ну и третий момент – глобализация везде, в том числе в R&D, НИОКР, технологиях, финансах и т.д.
Изменение парадигмы развития бизнеса
Раньше главной целью для предприятия было «сохранять построенное». В 80-е годы на смену этой установке пришло «реорганизовывать в ходе проектов» и «непрерывно совершенствовать». Теперь мы говорим о «быстро изменяться». Бурно меняющаяся внешняя среда – это реальность, с которой не поспоришь, и чтобы из нее не выпасть, нужно меняться вместе с ней.
Сегодня уже можно говорить о Новой эре, не больше и не меньше. Это Новая эра знаний как главной производительной силы экономики. Знания – это интеллектуальный капитал, который является стратегическим фактором. Знания – это интегрированная способность к инновациям и принятию решений в условиях неопределенности.
«Эры» (мы говорим условно, разумеется):
Кочевая → Индустриальная (промышленная) → Информационная → Эра знаний (сейчас)
Природа экономики знаний
Если раньше ключевыми движущими факторами были крупные компании (GM, Ford, General Electric и т.д.), то теперь это инновационные компании (Facebook, Google). Само предприятие становится подверженным гораздо большему количеству факторов. Теперь это не просто деньги – теперь это гораздо более сильное влияние людей. В самом деле, нужно еще как постараться, чтобы сегодня обеспечить лояльность персонала при очень коротком бизнес-цикле (а сейчас они короткие). Система мотивации в BSC имеет теперь иное значение.
Люди – это теперь не «рабочая сила». «Затраты на персонал» – взгляд устаревший. Теперь мы говорим об инвестициях в персонал, и нам нужно измерять его лояльность.
Каков главный драйвер роста? Инновации, основанные на знаниях, являются главным драйвером и источником конкурентной силы. Главная проблема: найти правильный фокус инновации и затем умело ее использовать, повышая результативность бизнеса.
Какие были инновации в прошлом веке? Маркетинговые инновации, которые привели к «сверхпотреблению». Были финансовые инновации, и они привели к финансовым пузырям. Все вместе – первые и вторые – привели к глобальному кризису.
Архитектура инноваций. Они делятся на процессные (повышение эффективности бизнеса), продуктовые инновации (повышение ценности для потребителя) и стратегические (повышение стоимости бизнеса). Однако все вместе они базируются на научно-технических инновациях.
Бывший премьер-министр Израиля Шимон Перес, выступая на Восьмой Ялтинской ежегодной конференции, произнес следующую речь, которая вызвала продолжительные стоячие овации: «Старый тип экономики базировался на аккумуляции и увеличении богатства. И экономисты в своих трудах пытались анализировать, что может сделать человека богатым и, соответственно, счастливым. Но сейчас такой анализ уже неактуален. Знания, а не материальные ресурсы, не деньги, не вода, а именно знания определяют будущее мира. Если хотите заглянуть в будущее, не ходите на биржи – ходите в лаборатории».
Логика корпоративной стратегии: стратегическая пирамида или стратегическое напряжение?
Пирамида (имеет структуру «сверху-вниз»): Миссия → Видение цели → Стратегии → Тактика → План действий. Это, по сути, традиционная модель развития бизнеса. Эффективна в стабильных условиях, она базируется на существующих компетенциях
Стратегическое напряжение (и «сверху-вниз» и «снизу-вверх»). Стратегические намерения ↔ Вызовы ↔ Возможности. Это модель развития бизнеса, основанная на поиске новых возможностей. Эффективна в нестабильных условиях, она базируются на новых концепциях
Сбалансированность выработки стратегии: сочетание взглядов «извне – вовнутрь» и «изнутри – вовне»
Извне – вовнутрь: что происходит в окружающем мире?
- Что происходит в рыночном пространстве?
- Как изменились потребности?
- Каковы причины этих изменений?
- Какие в результате появляются новые возможности?
Изнутри-вовне: Что происходит в компании?
- Какие потребности мы удовлетворяем сейчас? Какие мы могли бы удовлетворить сейчас и в будущем?
- Каков временной разрыв между ними?
- Какие преимущества и возможности у нас сейчас есть? Какие необходимо создать?
- Какие старые компетенции стоит использовать?
Декларируемые цели внедрения BSC
- Формализовать стратегию компании и описать ее в виде измеримых целей
- Создать навигационную систему измерителей стратегической и операционной эффективности компании
- Транслировать полномочия и ответственность за достижение стратегических целей на все уровни управления компанией
- Реорганизовать систему стимулирования (в частности, премирования) персонала
- Повысить эффективность стратегического управления предприятием путем активации инициативы менеджмента и персонала всех уровней
Кроме того, существуют также и недекларируемые цели внедрения BSC
- Сформировать у высшего менеджмента комплексное видение бизнеса с целью более эффективного управления компанией. Позитивные примеры: гендиректором некой компании назначают человека, который до этого руководил подразделением продаж. Ему теперь нужно разобраться в тонкостях взаимодействия различных элементов бизнес-системы. Проект динамично развивается и завершается к запланированному сроку (причем это реальный пример неназванной украинской компании)
- Повысить стоимость компании в глазах иностранного инвестора (разработать, но не внедрять). Негативный пример: данная цель, будучи озвученной в кулуарах, снизила мотивацию участников проектной группы, что значительно усложнило процесс разработки. Это также реальный пример некой неназванной компании
- «Навести порядок» в системе управленческого учета. Тут очень много данных, которые нужно время от времени «причесывать»
- Другие специфические цели: «растормошить» заскучавших работников, предотвратить надвигающийся застой развития, и т.д.
Выбор способа разработки BSC
- Самостоятельно Плюсы: учимся на своих ошибках, горды за свою исключительность. Минусы: большая продолжительность полного цикла внедрения, текучка «заедает», в итоге можно и не справиться
- Экспертное консультирование. Плюсы: минимум проблем на стадии разработки. Минусы: разработка «по шаблону» на выходе может дать инородный для компании продукт
- Процессное консультирование. Плюсы: в компании остается знание и навыки в лице «родных и верных» работников. Минусы: проблемы с формированием проектных команд из представителей разных миров: консалтингового и реального бизнеса.
Технология разработки BSC:
- Анализ текущего состояния бизнеса
- Определение (пересмотр) стратегических целей
- Оцифровка целей и разработка системы KPI
- Описание KPI и определение текущих значений
- Установление целевых значений KPI
- Каскадирование целей и показателей
- Разработка стратегических мероприятий
- Разработка системы стратегической управленческой отчетности
- Разработка материального стимулирования
Если мы не дойдем до 9 этапа, то перед нами не BSC, а просто хорошая «игрушка» в глазах финансистов!
Система «фильтров» для KPI
- Описание KPI
- Расчет текущего значения KPI
- Формирование целевого значения KPI
- Включение KPI в систему премирования
Этапы внедрение BSC
- Обеспечить работу BSC как информационной системы: сбор данных, расчет показателей, оценка показателей, анализ ситуации
- Интегрировать BSC в систему менеджмента: стратегическое управление, финансовое планирование, управление персоналом, информационная система компании
- Оценивать эффективность и фиксировать опыт: диагностика основных параметров, внесение изменений, архивирование и хранение информации
________________________________________
Юрий Полищук, финансовый директор «Аптека Доброго дня»: Роль нефинансовых показателей в управлении бизнесом на основании KPI. Влияние нефинансовых показателей на достижение финансовых результатов
Как признался Юрий с самого же начала, главная цель его сегодняшнего доклада – «провести агитацию» в пользу использования новых показателей, не традиционных, а тех, которые остаются за границей внимания. Они не основные, и их тяжело измерить. Чтобы получить по ним результат, нужно что-то дополнительно внедрять. Но совсем про них забывать все же не стоит, ведь по данным E&Y, 35% решений основаны на нефинансовых показателях! Инвесторы сегодня также обращают внимание не только на прибыль, но и на другие показатели.
Изменилась бизнес среда: если раньше конкурировали производители, то теперь идет конкуренция за потребителя. Раньше «решали» материальные активы, теперь все определяют нематериальные активы и инновации. Раньше все было «стабильно», теперь скорость изменения очень высокая. Наконец, если раньше мы говорили в основном об уменьшении затрат, то теперь – о будущих прибылях. В результате смещается акцент с финансовых показателей и ROI на нефинансовые показатели.
Показатели бывают запаздывающие и опережающие.
Запаздывающие: показывают результат, сигнализируют о достижении стратегических целей. Как правило, это именно финансовые показатели.
Опережающие: показывают факторы, определяющие результат. Измеряют тенденцию деятельности, а не результат. Показывают, что нужно сделать для получения стоимости завтра. И они, как правило, нефинансовые.
Показатели BSC
Финансы. Тут у нас финансовое отражение прошлых результатов, и они всегда запаздывающие
Клиенты. Как правило, нефинансовые показатели. Как правило, запаздывающие
Процессы. Как правило, нефинансовые, и как правило, опережающие
Обучение: Как правило, нефинансовые. Как запаздывающие, так и опережающие.
Посмотрим, какими конкретно они могут быть.
Ключевые показатели/финансы
Финансовые:
- Прибыль
- Рентабельность капитала
- Рентабельность каналов сбыта
- Рентабельность продуктов
- Маржинальный доход
- Дополнительные доходы.
Нефинансовые:
- Доля новых клиентов
- Доля новых продуктов
Ключевые показатели/клиенты
Финансовые:
- Доход от одного клиента
- Стоимость привлечения нового клиента
- Стоимость удержания старого клиента
Нефинансовые:
- Доля на рынке
- Количество клиентов
- Индекс лояльности клиентов
- Доля потерянных клиентов
- Коэффициент претензий по услуге
- Узнаваемость торговой марки
Ключевые показатели/процессы
Финансовые:
- Норматив затрат
- Себестоимость единицы продукции
- Эффективность оборотного капитала (оборачиваемость, финансовый цикл)
- Уровень затрат на логистику
Нефинансовые
- Время обслуживания одного клиента
- Время вывода нового продукта
- Время доставки
- Производительность
- Количество ошибок
Ключевые показатели/обучение и персонал
Финансовые:
- Затраты на обучение сотрудников
- Затраты на новую информационную систему
- Соотношение зарплат сотрудников к среднерыночным
- Затраты на исследование и разработки
- затраты на мотивацию
Нефинансовые
- Оперативность инфо
- Оценка по «таинственному покупателю»
- Удовлетворенность сотрудников
- Текучесть кадров
- % охвата материальной мотивацией
- Оценка по аттестации сотрудников
- % охвата сотрудников обучением
- Кросс-оценки
- Кадровый резерв
- Количество рацпредложений