МСФО шагают по планете

Обзор МСФО
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 9 сентября 2015

В продолжение новости: Глобальный переход на МСФО – статья Пола Пактера

 

Источник: IFRS

Перевод: GAAP.RU


Пол Пактер - PhD, CPA (квалификация на данный момент неактивна), бывший член Совета по МСФО – управляет сегодня исследованиями Фонда МСФО по теме глобального применения международных стандартов финансовой отчетности. С 1973 по 2010 гг. был членом сначала американского FASB, затем IASC (предшественника IASB), а под конец и самого Совета по МСФО. Кроме того, он входит в редакторский совет CPA Journal. Эта статья (в чуть удлиненном варианте) изначально вышла как раз в CPA Journal в июле этого года.

Главная задача: единый набор глобальных стандартов финансовой отчетности

МСФО разрабатываются Советом по международным стандартам финансовой отчетности (IASB), функционирующим под надзором Фонда МСФО. Задачей IASB и Фонда МСФО является создание единого набора глобальных стандартов финансовой отчетности, которые принесут прозрачность, подотчетность и эффективность финансовым рынкам по всему миру. Стандарты эти служат общественным интересам, стимулируя доверие, рост и долгосрочную стабильность мировой экономики.

Эта задача именно в такой формулировке была подтверждена Попечителями Фонда МСФО в их стратегическом отчете за 2012 год. Попечители признали тот факт, что пути принятия МСФО могут различаться в разных юрисдикциях, и какие-то из них могут посчитать за необходимость проводить конвергенцию своих национальных стандартов с МСФО в качестве промежуточного шага перед окончательным принятием. Но принятие все равно остается конечной целью. И вне зависимости от реализации процесса от компаний все равно потребуется безоговорочно признавать свое соответствие МСФО в том виде, в каком они выпускаются IASB.


Оценка прогресса

В конце 2012 года Попечители Фонда МСФО запустили проект оценки прогресса на пути к главной цели - созданию глобальных учетных стандартов. Важной составной частью этого процесса стала идентификация юрисдикций, уже использующих МСФО, и того, как они это делают:

  • Требуются ли МСФО на обязательной основе, или же просто разрешены?
  • Они только для публичных компаний, или же для всех или хотя бы некоторых частных?
  • Они используются для составления только консолидированной отчетности, или же для отдельной финансовой отчетности также?
  • Каков прогресс с внедрением?

Второй, но оттого не менее важной задачей в рамках данного проекта стала перепроверка часто встречающихся обвинений юрисдикций на МСФО в многочисленных модификациях, которые те вносят перед принятием международных стандартов у себя, что в результате приводит к возникновению систем МСФО с “национальным колоритом” по всему миру. Мол, некоторые из таких дополнительных модификаций несовместимы с понятием единых глобальных стандартов и подрывают сопоставимость. Вопрос в следующем: справедливы ли эти обвинения, или это просто миф?

Профили 140 юрисдикций

Профили МСФО на данный момент готовы для 140 стран, представляющих все регионы мира. Подробнее с ними можно ознакомиться на отдельной странице с профилями на сайте IFRS.

В таблице внизу приводятся 140 юрисдикций, для которых профили уже готовы. Из них 116 требуют МСФО для всех или большинства компаний с публичной отчетностью (компании с листингом плюс финансовые институты). Они выделены синим цветом.

Юрисдикции на МСФО и их статус:

Афганистан

Дания

Латвия

Руанда

Албания

Доминика

Лесото

Сент-Люсия

Ангола

Доминиканская республика

Лихтенштейн

Саудовская Аравия

Ангилья

Эквадор

Литва

Сербия

Антигуа и Барбуда

Египет

Люксембург

Сьерра-Леоне

Аргентина

Эль-Сальвадор

Макао

Сингапур

Армения

Эстония

Македония

Словакия

Австралия

Европейский Союз

Мадагаскар

Словения

Австрия

Фиджи

Малайзия

Южная Африка

Азербайджан

Финляндия

Мальдивы

Испания

Багамы

Франция

Мальта

Шри-Ланка

Бахрейн

Грузия

Маврикий

Сент-Китс и Невис

Бангладеш

Германия

Мексика

Сент-Винсент и Гренадины

Барбадос

Гана

Молдова

Суринам

Бельгия

Греция

Монголия

Свазиленд

Беларусь

Гренада

Монтсеррат

Швеция

Белиз

Гватемала

Мьянма

Швейцария

Бермудские острова

Гвинея-Бисау

Непал

Сирия

Бутан

Гайана

Нидерланды

Тайвань

Боливия

Гондурас

Новая Зеландия

Танзания

Босния и Герцеговина

Гонконг

Никарагуа

Тайланд

Ботсвана

Венгрия

Нигер

Тринидад и Тобаго

Бразилия

Исландия

Нигерия

Турция

Бруней Даруссалам

Индия

Норвегия

Уганда

Болгария

Индонезия

Оман

Украина

Камбоджа

Ирак

Пакистан

Объединенные Арабские эмираты

Канада

Ирландия

Палестина

Великобритания

Каймановы острова

Израиль

Панама

Соединенные Штаты

Чили

Италия

Парагвай

Уругвай

Китай

Ямайка

Перу

Узбекистан

Колумбия

Япония

Филиппины

Венесуэла

Коста-Рика

Иордания

Польша

Вьетнам

Хорватия

Кения

Португалия

Йемен

Кипр

Корея

Румыния

Замбия

Чешская республика

Косово

Россия

Зимбабве

  • 116 юрисдикций на синем фоне требуют МСФО для всех или большинства национальных компаний с публичной отчетностью (имеющих листинг либо относящихся к финансовым институтам)
  • Юрисдикции, которые разрешают либо требуют МСФО хотя бы для некоторых категорий своих национальных компаний, выделены серым
  • Юрисдикции, не требующие и не разрешающие МСФО ни для кого из своих национальных компаний, не выделены ничем (стандартный черный цвет по умолчанию)

Наблюдения

Почти все юрисдикции (93%) сделали публичное заявление о своей поддержки единого набора качественных глобальных стандартов финансовой отчетности. Имеющие к этому отношение ведомства практически во всех этих юрисдикциях (в 94% случаев) сделали публичное заявление о своей поддержке именно МСФО в качестве такой единой системы глобальных стандартов отчетности. И примерно в половине даже тех немногочисленных стран, где публичной поддержки МСФО пока еще не выразили, международные стандарты финансовой отчетности часто используются компаниями с публичной отчетностью.

Среди 24 юрисдикций, не требующих МСФО для всех или почти всех компаний с публичной отчетностью, 14 уже разрешают или требуют их хотя бы для некоторых таких компаний. Лишь 10 стран в настоящее время не разрешают и не требуют международные стандарты ни от кого из своих национальных компаний. Но одна из таких стран (Тайланд) просто находится в процессе полного принятия МСФО, а в случае с другой страной (Индонезия) речь идет о конвергенции национальных стандартов с МСФО в весьма значительной мере, хотя и не стопроцентно.

Оставшиеся восемь государств используют только национальные или региональные стандарты: Боливия, Китай, Египет, Гвинея-Бисау, Макао, Нигер, Соединенные Штаты и Вьетнам. Впрочем, Фонду МСФО недавно сообщили, что вьетнамское правительство начало обсуждения возможности принятия у себя МСФО.

Юрисдикции, которые относятся к категории тех, что требуют МСФО для всех или большинства национальных компаний с публичной отчетностью, включают Евросоюз в полном его составе. Довольно сильный общественный резонанс породили европейские модификации к IAS 39 “Финансовые инструменты: признание и измерение”. Однако они затрагивают отчетность менее 20 банков из 8000 организаций на МСФО, чьи акции торгуются на регулируемых рынках Европы. Другими словами, 99.8% компаний с листингом на европейских биржах по факту используют МСФО именно в том их виде, в каком они были выпущены Советом по МСФО.

Среди 116 юрисдикций значатся три, которые приняли у себя относительно новые, но при этом отнюдь не последние версии МСФО: Македония (версия 2009 г.), Мьянма (2010 г.) и Венесуэла (2008 г.). В настоящее время все они работают над обновлением действующих версий своих стандартов.

Также среди этих 116 юрисдикций, требующих МСФО для всех или большинства национальных компаний с публичной отчетностью, значатся семь, где биржи отсутствуют вообще, однако международные стандарты все равно обязательны для финансовых институтов (Афганистан, Ангола, Белиз, Бруней, Косово, Лесото, Йемен). Всего есть 109 стран, где организованные рынки присутствуют, и среди этих стран 6 не требуют МСФО от финансовых институтов с листингом (Аргентина, Эль-Сальвадор, Израиль, Мексика, Перу и Уругвай), хотя при этом они требуют МСФО от прочих компаний с листингом. Все прочие требуют МСФО от всех национальных компаний с листингом.

Большинство (60%) из 116 стран, требующих МСФО для всех или большинства национальных, публично торгуемых компаний, также требует МСФО от компаний, чьи акции не обращаются на публичных рынках – как правило, от финансовых институтов либо просто крупных компаний. Более 90% из этих 116 юрисдикций, требующих МСФО для всех или большинства национальных, публично торгуемых компаний, также разрешают либо требуют МСФО от всех или большинства не торгуемых публично компаний.

В таблице внизу приводится анализ применения МСФО в 140 юрисдикциях с разбиением по регионам

Принятие МСФО по регионам:

Регион

Число юрисдикций

Требуют МСФО от всех или большинства национальных компаний с публичной отчетностью

Как доля (%) от всех юрисдикций в регионе

Разрешают/требуют МСФО от некоторых (хотя не от всех и даже не от большинства) национальных компаний с публичной отчетностью

Не требуют и не разрешают МСФО ни для кого из своих национальных компаний с публичной отчетностью

Европа

43

42

98

1

0

Африка

19

15

79

1

3

Ближний восток

9

8

89

1

0

Азия и Океания

32

24

75

3

5

Сев. и Юж. Америки

37

27

73

8

2

Всего

140

116

83

14

10

В процентах

100%

83%


10%

7%

Обвинения в засилье “национальных вариаций” МСФО беспочвенны

140 юрисдикций в действительности внесли не так много модификаций в МСФО, и даже в их случае это, как правило, было временным решением в процессе внедрения. Например, ЕС сам описывает добавленные им модификации к IAS 39 в качестве временных и затрагивающих очень небольшое число компаний. Модификации (или отсрочки), кстати, довольно тесно связаны с недавно завершенными проектами IASB, в том числе по темам создания резервов под плохие долги, использованию метода долевого участия для учета дочерних предприятий в отдельной финансовой отчетности, сельскохозяйственных активов с несколькими производственными циклами и тарифному регулированию.

Юрисдикции уже начали постепенно устранять у себя все модификации и отсрочки с применением отдельных требований. Некоторые страны отложили у себя переход на отдельные стандарты (в качестве примера которых можно назвать IFRS 10 “Консолидированная финансовая отчетность”, IFRS 12 “Раскрытие информации о долях участия в других компаниях”, IFRIC 15 “Соглашения на строительство объектов недвижимости”), но во многих случаях эти отсрочки уже и так истекли. Прочие модификации имеют относительно небольшое значение:

  • Например, Пакистан не принял у себя IFRS 1 “Первое применение МСФО”, IFRIC 12 “Концессионные соглашения” и IFRIC 15 “Соглашения на строительство объектов недвижимости”. Банки Пакистана не используют IAS 39, IAS 40 “Инвестиционная собственность” и IFRS 7 “Финансовые инструменты: раскрытия”.
  • Шри-Ланка внесла дополнительные модификации в IAS 34 “Промежуточная финансовая отчетность”, IAS 40 “Инвестиционная собственность” и IFRS 7 “Финансовые инструменты: раскрытия”. Интерпретацию IFRIC 15 вроде бы приняли, но отложили по ней дату вступления в силу для обязательного применения.

В 84 юрисдикциях аудиторское заключение подтверждает соответствие отчетности требованиям МСФО. Еще в 33 юрисдикциях аудиторское заключение подтверждает соответствие отчетности МСФО в том виде, в каком они приняты к использованию в ЕС (среди них 31 государство ЕС/Европейской экономической зоны, ЕС как отдельная юрисдикция плюс еще одна страна Албания – кандидат на вступление). Как уже объяснялось выше, почти все компании в этих юрисдикциях в полной мере следуют международным стандартам финансовой отчетности в оригинальном варианте от IASB. В 23 оставшихся странах аудиторское заключение – да, определяет соответствие национальным стандартам, не МСФО.

Частные компании

В июле 2009 года IASB представил Международные стандарты финансовой отчетности для малых и средних предприятий (IFRS for SMEs”). Сегодня их используют уже миллионы малых и средних компаний: 73 юрисдикции из 140 приняли их у себя, и еще 14 находятся в раздумьях. Кроме того, Фонду МСФО известно, что есть еще 10 стран, чьи профили пока не готовы, но они, оказывается, также уже приняли у себя IFRS for SMEs”.


Несколько слов о Соединенных Штатах

На протяжении многих лет с момента образования IASB в 2001 году заинтересованность в том, чтобы разрешить или даже обязать компании в США применять МСФО, сначала росла и накалялась, а потом остыла. Период с 2001 по 2008 год можно, в целом, назвать периодом растущего интереса к МСФО в Америке:

  • 2000 г. – SEC публикует концептуальный релиз по теме МСФО
  • 2002 г. – пять экс-председателей Комиссии по ценным бумагам и биржам выражают публичную поддержку идее МСФО для национальных компаний США
  • 2002 г. – FASB и IASB запускают совместные проекты конвергенции
  • 2007 г. – Комиссия публикует “дорожную карту” перехода и еще один концептуальный релиз по МСФО
  • 2007 г. – SEC устраняет необходимость для иностранных компаний на МСФО, чьи акции торгуются на американских рынках, дополнительно приводить свою отчетность в соответствие с US GAAP (проводить “реконсиляцию”)
  • 2008 г. - FASB и американский Фонд финансового учета (FAF) выражают поддержку МСФО в своем письме Комиссии по ценным бумагам и биржам. Там, в частности, говорится следующее: “Инвесторы получили бы лучшее обслуживание, если бы все американские публичные компании начали использовать стандарты учета, продвигаемые одним-единственным глобальным разработчиком в качестве базиса для подготовки отчетности <…> Мы, SEC и другие вовлеченные стороны должны работать вместе над планом - или “шаблоном” – перехода американских компаний на МСФО
  • 2008 г. – SEC публикует новую “дорожную карту” на пути к МСФО в качестве обязательных основ отчетности

Однако вот период с 2009 года уже нельзя охарактеризовать ничем иным кроме снижения интереса к МСФО:

  • 2009 г. – Новая председательница SEC высказывает свои сомнения перед Конгрессом
  • 2009 г. – Суть заключения FASB и FAF по поводу второй “дорожной карты” SEC можно сформулировать как “подождем и изучим”
  • 2011 г. – Члены SEC пишут о многочисленных недостатках МСФО
  • 2012 г. – SEC публикует давно ожидаемое заключение, но без ключевого момента – без своих рекомендаций относительно принятия МСФО, положительных или нет
  • 2012 г. – Теперь уже экс-председатель SEC Кристофер Кокс, когда-то бывший активным сторонником МСФО, констатирует весьма ограниченный интерес к международным стандартам в США

В то же самое время МСФО уже и так нарастили свое присутствие в Соединенных Штатах. Американские инвесторы владеют обширными портфелями акций зарубежных компаний, многие из которых придерживаются международных стандартов финансовой отчетности. По состоянию на конец декабря 2013 года американские инвесторы владели иностранными акциями общей стоимостью $6.5 триллионов, и еще $2.7 триллионами – в долговых инструментах. Со своей стороны иностранные инвесторы владели, по данным на июнь 2014 года, $6.4 триллионами американских акций и $9.2 триллионами американского корпоративного долга.

Более 500 иностранных компаний с регистрацией в SEC представляют американским инвесторам свою отчетность, составленную по МСФО без дополнительной реконсиляции с US GAAP. Американские банкиры видят отчетность по МСФО каждый день, рассматривая заявки иностранных фирм на получение кредита (а также американских дочерних подразделений иностранных компаний и наоборот, иностранных дочерних подразделений американских компаний). Аудиторы США, соответственно, вынуждены проводить проверки такой отчетности.

Сами по себе эти данные свидетельствуют о серьезной потребности в единой системе учетных стандартов в США и во всем остальном мире. Ближайшие соседи уже приняли МСФО. Канада обязала почти всех из 4000 своих публичных компаний использовать международные стандарты с 2011 года. В июле 2013 года FEI Canada (“FEI” - Международная ассоциация финансовых руководителей, Financial Executives International) провела исследование и обнаружила, что издержки перехода с канадских стандартов на МСФО оказались умеренными. А если смотреть к югу от США, то в Мексике регуляторы ценных бумаг приняли МСФО для всех 480 своих компаний с биржевым листингом (кроме банковский организаций), сделав их обязательными начиная с 2012 года. Досрочный переход разрешили с 2007 года.


Карманное руководство

В апреле 2015 года Фонд МСФО представил второе издание своего “Карманного руководства” по МСФО. 204-страничная цветная брошюрка представляет собой краткое изложение практики МСФО во всех юрисдикциях – такая себе сжатая версия “Профилей” юрисдикций на МСФО на сайте IFRS. Кроме того, там содержатся ответы на ключевые вопросы:

  • Что такое МСФО?
  • Почему вдруг отдельные страны и юрисдикции (а также компании в этих юрисдикциях) вдруг могут захотеть принять у себя МСФО, т.е. в чем ожидаемые преимущества такого решения
  • История МСФО
  • Как осуществляется разработка МСФО?
  • Основные требования каждого ныне действующего стандарта
  • Ссылки на другие источники

Последовательность в применении МСФО

Фонд МСФО одобрил для себя стратегические цели на 2015 и 2016 гг., изложенные в его последнем годовом отчете. Не вызывает особого удивления тот факт, что в качестве таких целей значится продолжение работы над единым набором качественных глобальных стандартов финансовой отчетности и содействие их глобальному принятию. Это две, скажем так, ключевые цели.

Что также очень важно, хотя и не так очевидно, так это то, что Фонд МСФО стремится не просто к глобальному применению МСФО, но применению последовательному. Эта задача отражает, в том числе, и необходимость для IASB оперативно реагировать на проблемы с интерпретацией стандартов, возникающие в процессе внедрения. Кроме того, это отражает необходимость снабжать пользователей стандартов дополнительными разъяснениями. Для достижения этих целей Фонд МСФО и Совет по МСФО уже предприняли ряд шагов:

  • Например, был подписан Меморандум о взаимопонимании между Фондом МСФО и Международной организацией регуляторов рынков ценных бумаг (IOSCO), создавая основы для более полноценного сотрудничества и оказания помощи комиссиям по ценным бумагам стран-членов IOSCO с применением МСФО и обеспечением соответствия их требованиям;
  • Похожее соглашение было подписано с Европейской организацией по ценным бумагам и рынкам (ESMA), панъевропейским регулятором финансовых рынков;
  • Специальные рабочие группы перехода - Transition Resource Groups (TRG) – были созданы для облегчения внедрения стандартов IFRS 9 “Финансовые инструменты” и IFRS 15 “Выручка по договорам с клиентами”, чтобы вовремя и оперативно реагировать на возникающие проблемы с внедрением;
  • Практически для всех самых крупных проектов стало обязательной нормой проведение исследования их качества уже после начала фактического использования на практике – это так называемые “Post-implementation Reviews”;
  • В настоящее время Фонд МСФО проводит исследование качества и эффективности своей работы и интересуется мнением всех, кто может дать дельный совет относительно следующих шагов по повышению последовательности применения МСФО в глобальном масштабе.

Уже не просто цель, но реальность

США стали одной из девяти стран, которые разделили видение единой глобальной системы стандартов отчетности в далеком 1973 году, подписав соглашение о создании Комитета по международным стандартам отчетности (IASC). Сегодняшнее исследование Фонда МСФО показывает, что мечты уже стали реальностью. В самом деле, из 140 стран 116 требуют МСФО для компаний с листингом и финансовых институтов, а еще 14 требуют их хотя бы для определенных компаний, что уже неплохо.

Нет, отнюдь не будет преувеличением сказать, что прогресс на пути к единой системе учетных стандартов уже сейчас является колоссальным, что это успех, и что это несет огромную пользу глобальной экономике.

______________

Теги: МСФО  Пол Пактер  Совет по МСФО  Фонд МСФО  международные стандарты финансовой отчетности  IASB  IASC  Совет по международным стандартам финансовой отчетности  конвергенция  глобальные стандарты  финансовая отчетность  консолидированная отчетность  станда