Медицинский туризм: растущий рынок больших инвестиционных возможностей

Личные финансы

Автор:
Источник: ИК "Первый доверительный управляющий"
Опубликовано: 8 июля 2013

Говорят, что счастье на деньги не купишь. Возможно это так, а возможно и нет – тут каждый решает сам. А вот здоровье за деньги купить все-таки можно, поскольку именно от наличия денег в большинстве стран мира зависит качество медицинского обслуживания.

Мировая индустрия услуг в сфере здоровья и долголетия (wellness) на текущий момент имеет оборот около 2 триллионов долларов США, при этом в ней существуют как уже вполне зрелые сегменты (например, анти-возрастная медицина), так и стремительно растущие высокодоходные сегменты, одним из которых является медицинский туризм (рис. 1).

Рис. 1. Структура мировой Wellness-индустрии. Источник: Global Spa Summit, USA.

Только единицы стран (например, такие как Дания) могут похвастаться бесплатным и высококачественным здравоохранением, в то время как для остальных жителей нашей планеты всегда существует дилемма – либо слишком дорого, либо не слишком качественно.

И именно желание получить наиболее качественную медицинскую помощь привело к появлению огромной транснациональной индустрии международного медицинского туризма.

В той или иной степени международный медицинский туризм существовал всегда, поскольку во все времена жили те, кто готов был искать лекарство от своей болезни не только у себя на родине, но и в далеких краях, однако только в сегодняшнем мире в экономически развитых странах международный медицинский туризм стал нормой, без которой подчас в принципе невозможно оказать пациенту полноценную медицинскую помощь, сформировав новую концепцию современного здравоохранения: «пациенты без границ».

По мнению экспертов Всемирной Организации Здравоохранения дальнейшее развитие медицинского туризма и формирование единого международного медицинского пространства уже сегодня способно ежегодно предотвратить смерть 36 миллионов человек, в том числе на 10% снизить смертность от рака и болезней сердца, а также сократить расходы на медицинское обслуживание на 10,4 млрд. долларов США.

В тоже время, причины приводящие к существованию потока людей ищущих излечения в чужой стране могут быть совершенно разные.

Например, в Соединенных Штатах Америки, имеющих самый большой в мире бюджет на здравоохранение и мощнейшую систему ДМС, рост цен на медицинские услуги привел к тому, что американская медицина стала излишне элитарной: не смотря на то, что именно в США расположены многие ведущие мировые клиники, стоимость лечения в них такова, что оплатить его большинство американцев не способно, и в результате более ста миллионов граждан США вынуждены получать медицинскую помощь в странах с более дешевой медициной (рис. 2).

Рис. 2. Снижение расходов американских граждан при лечении в отдельных странах мира. Источник: отчет «Medical Tourism – Profit from Global Health Care», VIVAI Software AG Dortmund, Germany.

И, наоборот, – на территории постсоветского пространства основной причиной поиска пациентами помощи за пределами своих стран является чудовищное отставание национальных систем здравоохранения от действующих мировых стандартов, как по уровню подготовки медицинского персонала, так и по техническому оснащению поликлиник и больниц. К примеру, российская система здравоохранения в рейтинге ВОЗ заняла позорное 130-е место (рядом с Гондурасом) и если сравнивать смертность от сердечнососудистых заболеваний в России и во Франции, занимающей в рейтинге ВОЗ первое место по качеству здравоохранения, то разница окажется не много ни мало в семь (!) раз.

Условно рынок международного медицинского туризма можно подразделить на три больших сегмента: лоукостеров (low cost – низкая цена), хайдевелопентов (highly developed – высокоразвитый) и общеоздоровительного туризма.

Сегмент лоукостеров представлен туристами, заинтересованными в получении медицинской помощи по сравнительно невысокой цене. На работе с таким туристами специализируются клиники Индии, Турции, Таиланда, Сингапура, Южной Кореи и многих других стран. Основная идея, получившая реализацию в этом рынке состоит в том, чтобы предоставить возможность пациентам из развитых стран купить по более дешевой цене стандартные медицинские услуги, в том числе, такие крупные хирургические вмешательства, как операции на сердце, почках и других органах. Например, лечение в Индии в среднем в 4-10 раз дешевле, чем аналогичное лечение в США, поэтому индийская медицина существенно более доступна для пациентов, чем американская.

В качестве отдельной ветви сегмента лоукостеров можно выделить стоматологический туризм, который уже длительное время популярен среди жителей Европы, США и Японии. В роли основных центров дешевой стоматологии успешно зарекомендовали себя Мексика, Коста-Рика, Таиланд, Венгрия и Польша, а среди жителей России и Украины в последние годы начал расти внутренний стоматологических туризм: учитывая, что в этих странах разница в стоимости лечения в крупных городах и в регионах подчас достигает нескольких тысяч долларов, а найти в столице хорошего стоматолога с каждым годом становится все сложнее, многие русские и украинские пациенты предпочитают обращаться за стоматологической помощью в региональные стоматологические клиники.

Сегмент хайдевелопентов представлен пациентами заинтересованными в получении высококвалифицированной помощи с применением наилучших современных технологий и разработок в области лечения заболеваний. Как правило, это состоятельные жители стран третьего мира или стран с переходной экономикой, для которых это единственный шанс получить достоверный диагноз и пройти эффективную терапию. Не секрет, что многие заболевания, которые в странах СНГ считаются смертельным приговором, уже давно лечатся врачами из Европы и Северной Америки. В сегменте хайдевелопентов работают клиники из Германии, Израиля, Франции, Швейцарии, Японии и т.д., оказывая помощь больным кардиологического профиля, онкологическим больным, больным с нарушениями опорно-двигательного аппарата, аутоиммунными и другими заболеваниями.

Сегмент оздоровительного туризма является наиболее массовым и распространенным, как в мире, так и среди граждан СНГ: например, согласно результатам ВЦИОМ за последние 20 лет процент россиян приобретающих туры с целью укрепления здоровья стабильно составляет 27-28%.

Сегодня к классическим курортам, специализирующимся на климатическом, бальнеологическом, и грязевом оздоровлении, добавились SPA, wellness и fitness – курорты, предлагающие не только оздоровительные, но и антистрессовые и косметологические процедуры, что послужило мощным толчком для увеличения популярности этого вида туризма.

К основным центрам современного оздоровительного туризма можно отнести Чехию (в первую очередь – знаменитые на весь мир Карловы Вары), Францию (курорты Виши и Эвиан), Швейцарию, Германию, Австрию, США. Бурно развивается оздоровительный туризм в ряде стран Восточной Европы, в первую очередь в Польше, Венгрии, Словакии и Румынии, а также в Индии и в странах Юго-Восточной Азии (Китай, Таиланд, Сингапур, Малайзия).

В России еще во времена СССР была создана мощная индустрия центром оздоровительного туризма, часть из которой успешно действует и до сих пор: по данным Росстата на текущий момент в стране действует почти 1300 санаториев, в которых ежегодно отдыхает более 4 миллионов взрослых и детей. И учитывая, что общее число россиян выезжающих с оздоровительными и лечебными целями за рубеж составляет около 100-150 тысяч человек в год, можно утверждать, что именно отечественные курорты являются для россиян основным и привычным местом лечения и восстановления сил.

С принятием Федерального закона Российской Федерации № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», вступившего в силу 22ноября 2011г., санаторно-курортное лечение работающих граждан и членов их семей более не финансируется государством (за исключением отдельных категорий граждан, таких как инвалиды, дети и др.), произошло резкое увеличение оборотов организаций работающих на этом рынке, поскольку отдыхать и лечиться россияне с принятием 323-ФЗ не перестали и начали активнее тратить на эти цели собственные средства.

С инвестиционной точки зрения эта ситуации, положительно повлиявшая на доходность и окупаемость данного вида бизнеса, сделала санатории и курорты России и Украины (составляющие, по сути, единый рынок) существенно более привлекательными для инвесторов.

Впрочем, наиболее привлекательным, хотя и практически полностью «сырым», рынком в российском медицинском туризме является вовсе не рынок санаторно-курортного лечения.

Существенно больший результат сегодня может получить инвестор, вложившийся в вывод российской медицины в сегмент мировых медицинских лоукостеров, в котором российские клиники могут составить серьезную конкуренцию специалистам из Индии и Турции и дает реальную возможность создания рынка с оборотом до миллиарда долларов США при сравнительно небольшом объеме первоначальных инвестиций.

Несмотря на то, что такой проект требует глубокого знания современных международных методов и стандартов здравоохранения, в России уже существуют нужные специалисты, силы и средства необходимые для успешной реализации подобного проекта, что создает уникальную инвестиционную возможность, которой, к сожалению, пока не хотят воспользоваться отечественные инвесторы.

Автор:

Теги: инвестиционные возможности  медицинский туризм  wellness  Всемирная Организация Здравоохранения  лоукостеры  low cost  хайдевелопент  highly developed  инвестиционная возможность