Налоговые преференции для малого бизнеса

Практические советы

Автор:
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 17 июня 2014

Фото: http://www.pressfoto.ru

В апреле 2014 года Минфином был опубликован проект «Основные направления налоговой политики на 2015-2017 годы»*. Так, одним из основных векторов развития налогообложения в России определено налоговое стимулирование малого бизнеса. Поговорим, о каких налоговых преференциях идет речь.

Как известно, в настоящее время налогообложение малого бизнеса осуществляется с использованием трех специальных режимов: упрощенная система налогообложения (УСН), система единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и патентная система налогообложения (ПСН).

При этом ЕНВД – это система налогообложения, которая, как известно, с 1 января 2018 года не будет применяться**. УСН действует в нашей стране уже более 10 лет (УСН введена с 1 января 2003 года), поэтому является достаточно проработанной и с юридической и с экономической точек зрения системой налогообложения.

В связи с этим главным направлением совершенствования налогообложения малого предпринимательства в ближайшие три года будет ПСН. При этом планируется либерализация налогообложения малого бизнеса.

Так, в частности, одним из предполагаемых направлений изменения ПСН – это включение в перечень налогоплательщиков, применяющих ПСН, самозанятых граждан –физических лиц, не имеющих наемных работников, получивших патент на один из видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться ПСН. Такие самозанятые граждане будут ставиться на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщиков ПСН и в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП) на основании заявления на получение патента, и сниматься с учета в качестве налогоплательщиков и ИП по истечение срока действия этого патента. Патент, выдаваемый самозанятому гражданину, будет действовать только на территории соответствующего муниципалитета. Речь идет о таких категориях граждан как: швеи-надомницы, репетиторы, таксисты, экскурсоводы и др.

Это, безусловно, с одной стороны, упростит и облегчит налогообложение так называемого микробизнеса, а, с другой, – позволит выйти из «тени» целому сектору самозанятых граждан.

Высказывается и пессимистичное мнение по данному вопросу

Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев Групп»:

«Эта мера не позволит вернуть утраченное доверие граждан к действиям государства. Для многих повышение налоговой нагрузки в 2013 году стало последней каплей, но лишь для некоторых ее снижение станет стимулом зарегистрироваться в качестве предпринимателя, т.к. существует еще много других барьеров и сложностей. На мой взгляд, большая часть «ИП», например, слесари, носильщики, экскурсоводы, по сути предпринимателями не являются – это ремесленники, точнее, самозанятые граждане. И не стоит их «загонять» в прокрустово ложе ИП с присущим этой форме деятельности риском безакцептного взыскания недоимок, другими требованиями и многочисленными обязанностями. Нужно поскорее решить вопрос о введении патентов на осуществление деятельности без регистрации в качестве предпринимателей» (http://www.garant.ru/article/542010).

Вторым направлением стимулирования малого бизнеса является наделение российских регионов правом предоставлять для впервые зарегистрированных ИП, перешедших на УСН и ПСН и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, «налоговые каникулы» в виде налоговой ставки в размере 0%, которые будут действовать в 2015-2018 годах.

При этом регионы вправе будут также установить ограничения на применение налоговой ставки в размере 0%, в том числе в виде предельного размера доходов ИП, количества наемных работников и иных показателей, превышение которых за налоговый период является основанием для лишения права применения указанной нулевой налоговой ставки.

Соответствующий законопроект Минфина по внесению изменений в часть вторую НК РФ уже разработан. Предполагается вначале реализовать данные нововведения в масштабе пилотных регионов. Среди них планируются: Татарстан, Калужская и Ульяновская области.

Большой оптимизм в связи с данной налоговой преференцией высказывает президент «ОПОРЫ России», сопредседатель Центрального штаба ОНФ Александр Бречалов.

На вопрос: «Ждете всплеска регистрации производственных компаний?» Он отвечает:

«Важнее дать положительный месседж попробовать людям себя в качестве предпринимателей в легитимном поле. Об этом и губернаторы говорят. Но, тем не менее, я считаю, что прирост мы увидим буквально сразу после введения этих налоговых каникул. Да еще и территории будут заинтересованы показать хороший результат» (http://pravcons.ru/analisnews-14-05-14-2.php)

Однако также есть и отрицательное мнение по данному вопросу

Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев Групп»:

«Полагаю, что это скорее изображение деятельности по поддержке малого бизнеса и серьезного эффекта оно не даст. Во-первых, большинство регионов испытывают серьезные трудности с наполнением своих бюджетов – их совокупный дефицит составляет почти 1,5 трлн. руб. – а значит, не имеют реальных возможностей для введения новых льгот. Во-вторых, круг получателей серьезно ограничен (http://www.garant.ru/article/542010).

Исходя из декларируемых Минфином направлений реформирования налоговой системы России в ближайшие три года, можно сделать следующие выводы. Будет происходить снижение налоговой нагрузки предпринимательской активности, в первую очередь, малого и среднего бизнеса. И, вместе с этим, налоговое бремя увеличится в сторону акцизного налогообложения социально вредных товаров (сигареты, алкоголь и т.п.), личного имущественного налогообложения граждан, а также офшорного сектора экономики. В целом же налоговая нагрузка на экономику, как уверяют специалисты Минфина, в ближайшей и среднесрочной перспективе увеличиваться не будет.

________________________________

* – Официальный сайт Минфина России. http://www.minfin.ru/ru/ (через форму поиска).

** – Федеральный закон от 29.06.2012 № 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Автор:

Теги: налоговые преференции  малый бизнес  Минфин  развитие налогообложения  налоговое стимулирование  упрощенная система налогообложения  УСН  система единого налога на вмененный доход  ЕНВД  патентная система налогообложения  ПСН  индивидуальные предпринимате