“Налоговый маневр” на следующий год: повысить НДС, понизить налог на прибыль

Статьи и аналитические материалы по Налогам
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 18 января 2016

Мы поинтересовались у российских экспертов, каким им представляется идея налогового маневра, предложенного на будущий год заместителем министра финансов Сергеем Шаталовым. Какими видятся последствия – приведет ли это к дальнейшему повышению цен? Маневр будет проведен в том случае, “если не будет иного выхода” - а интересно, на собственный субъективный взгляд, не будет ли выхода на самом деле, кроме как реализовать этот план, с учетом растущего бюджетного дефицита?

Анатолий Чургель, директор Некоммерческого Партнерства “ТОЛЕРАНТНЫЙ МИР”:

Уважаемые коллеги! Прошедшим летом один из наиболее авторитетных экономистов России, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик РАН, директор Института экономики УрО РАН Александр Татаркин сказал (дословно) следующее: “Сегодня науки боятся руководители регионов, потому что люди неподготовленные приходят к руководству регионов. Боятся министры, потому что они из руководителей малого ООО стали министром. Мантуров, допустим. Да его в Челябинске никто не знал как бизнесмена. Вытащили – министр. На него смотришь, и его жалко. Что он может принять, какое умное решение? На Дворковича. Высшее образование в Америке – это ведь не большой коридор, который может дать простор для принятия грамотных решений”. Можно, конечно, и не согласиться с ученым. Но как работать в реальной экономике, если бизнес все время оказывается в положении футболиста, которому постоянно меняют правила игры? То на одной правой ноге можно прыгать, то только левой пяткой бить. Но, что замечено, правила не меняются в пользу облегчения жизни игроков. Если конкретнее, то в условиях кризиса получить прибыль - уже подвиг, а НДС можно начислить и при убытках. Более того, НДС платит практически каждый гражданин России. Так что “маневр” в данном случае равносилен силовому изъятию – “продразверстке”.

Было бы целесообразнее искать не возможности узаконенного отбора денег у и без того нищающего населения и у падающей экономики, а наметить пути радикального реформирования курса. Есть же, например, предложение Столыпинского клуба о безинфляционной денежной эмиссии. Почему бы не прислушаться? Да и академика А. Татаркина стоило бы пригласить и послушать.

Но я не уверен, что предложение Сергея Шаталова было озвучено без предварительного одобрения лиц более высокого ранга. Разведка боем, это называется. Промолчим, будет еще один “Платон”, причем существенно более серьезный - общегосударственного масштаба.

Георгий Юрьевич Солдатов, партнер компании Лаето Консалтинг, член Ассоциации Независимых Директоров, член Национальной Ассоциации Корпоративных Директоров:

Добрый день! Налог на добавленную стоимость - это налог, с помощью которого государство изымает в бюджет часть стоимости товара/работ/услуг на всех стадиях процесса создания этой стоимости. Т.е. так или иначе его платят все (кроме освобожденных, например, на УСНО). Соответственно, повышение этого налога приведет к тому, что стоимость товара/работ/услуг повысится, что приведет к росту цен. Очень важно отметить, что есть ли у организации прибыль или нет - это не важно. НДС платят все равно.

Налог на прибыль уплачивается с прибыли. А прибыль нужно еще получить. В текущей ситуации на рынке существует множество компаний, которые выживают. Их прибыль на уровне нуля, а иной раз эти компании проедают предыдущие запасы с надеждой на скорый выход из штопора. Конечно, руководство и акционеры таких компаний не сидят сложа руки и делают все возможное, чтобы спасти компании. Они так же надеются на помощь государства. Маневр с НДС просто убьет данные компании.

“А зачем нам нужны такие компании? У них и прибыли-то нет, или она мизерная. Налог на прибыль не платят...”. Это самое большое обывательское заблуждение. Каждая такая компания может быть крупным плательщиком налогов и сборов. Кроме НДС, который уплачивается, данные компании обеспечивают рабочие места, платят зарплаты, а следовательно - освобождают государство от обременения социальными выплатами для безработных. Но кроме этого уплачивается ЕСН, сотрудники уплачивают НДФЛ, а еще возможно, таможенные пошлины, если данные организации занимаются внешнеэкономической деятельностью. Какие-то компании получают от них логистические заказы, заказы на канцтовары и т.д. и т.п. Соответственно, увеличение нагрузки приведет к очередному витку сворачивания экономики, росту безработицы и снизит поступления в бюджет от налогов.

Я предлагаю другой вариант. Снизить НДС и увеличить налог на прибыль. Вот это действительно поможет!

Считаю, что данный вариант “маневра” - это недопустимый вариант. План этот может быть реализован в случае победы глупости. Очень надеюсь, что умные люди не дадут произойти такому убийственному маневру.

Максим Васин, начальник методического отдела НРА:

Я не считаю идею налогового маневра способной привести к решению проблемы бюджетного дефицита. В этой идее видится завуалированное повышение налогов, поскольку действительно прибыль компаний в условиях кризиса снизится, тогда как НДС зависит только от выручки и, соответственно, налоговая база будет расти вместе с инфляцией. Несомненно, маневр окажет негативное влияние на величину инфляции, так как рост НДС напрямую увеличит цены реализации продукции и услуг. На данный момент девальвация представляется более эффективным и, возможно, самым эффективным решением для проблемы дефицита бюджета. Я думаю, что девальвация при нынешнем тренде на рынке нефти неизбежна.

Крупский Андрей Константинович, управляющий партнер юридической компании “Лемчик, Крупский и Партнеры. Структурный и налоговый консалтинг”:

Нужно отметить тот факт, что для большинства компаний основную налоговую нагрузку составляет как раз НДС. Практически у каждого налогоплательщика есть существенный объем затрат без НДС (заработная плата сотрудников, расходы на исполнителей, применяющих УСН). Для того что бы оплатить данные затраты, компании необходимо создать наценку, подлежащую обложению НДС. При этом получается, что прибыль не формируется, а данный налог уже подлежит оплате. Поэтому реализация обсуждаемого налогового маневра повлечет рост экономических издержек для бизнеса в целом.


Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий ГК “Гордейчик и партнеры”:

Идея “налогового маневра”, сопряженного с увеличением НДС и уменьшением налога на прибыль, в целом, укладывается в общую парадигму “выхода из кризиса”, избранную Правительством РФ. Ее можно обозначить как отжим “всех соков” из экономики.

Очевидно, что результатом недавнего введения тотального контроля за входящим НДС на предприятиях станет кардинальное улучшение ситуации с собираемостью этого налога, а прибыль субъектов хозяйствования в нынешних социально-экономических реалиях будет еще долго стремиться к нулю.

Да простится мне вольное сравнение, бездорожье можно пытаться побыстрей преодолеть на новом джипе, выжимая из него сотни лошадиных сил, а можно, нещадно стегая старую клячу, но вероятность того, что во втором случае седок успешно достигнет финиша, чрезвычайно мала.

При этом иной “выбор” есть всегда. Другой вопрос, что его практическая реализация может потребовать изменения не только экономической, но и политической парадигмы в жизни страны.

Ольга Пономарева, управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний “СБП”:

Прежде всего, при оценке этого налогового маневра стоит вспомнить слова президента РФ о том, что налоги у нас повышаться не будут. Но человек предполагает, а решают по факту цены на нефть, так что с позиции государства повышение НДС - это мера оправданная. Бюджет страны пополнять надо, и с ростом НДС это в какой-то степени получится. Однако для бизнеса такое повышение во время кризиса будет иметь негативные последствия.

Как известно, на сегодняшний день администрирование НДС отлаженно очень хорошо, и в будущем ФНС остается эти навыки только совершенствовать. Я абсолютно уверена в том, что через какое-то время большинство наших предпринимателей поймут, что оптимизация именно этого налога чревата для них уголовной ответственностью. С учетом этого повышение ставки в пользу бюджета однозначно сработает в плюс. Но государству стоит помнить, что НДС - налог косвенный, поэтому его повышение в конечном счете будет отражаться на потребителе, что обязательно приведет к росту цен и увеличению бедности.

При этом “оригинальная” идея повысить НДС в кризис и одновременно снизить налог на прибыль, на мой взгляд - очень спорная мера. С прибылью сейчас у многих негусто; кроме этого существует много абсолютно законных методов оптимизации и снижения этого налога, в связи с этим эта мера участь предпринимателей не облегчит. Что касается бюджета государства, то он от этого нововведения гарантированно выиграет.

Если оценивать действия государства по латанию дыр в бюджете в целом, то иных путей кроме как привлечь к этому разными способами средства предпринимателей и граждан, у нашего правительства сегодня, к сожалению, нет. Но в какой-то момент, наполняя бюджет такими способами, государство должно остановиться, потому что это разрушает бизнес.