Напомним некоторые базовые нормы законодательства
Для начала обратимся к Федеральному закону от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Федеральный закон № 307-ФЗ), согласно которому аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Закон называет следующие ситуации, в которых проводится обязательный аудит (ст. 5 Федерального закона № 307-ФЗ):
- если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
- если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
- если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
- если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
- если организация представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
- в иных случаях, установленных федеральными законами.
Заниматься проведением обязательного аудита могут только аудиторские организации и аудиторы.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 307-ФЗ аудиторская организация—коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее — реестр аудиторов и аудиторских организаций), членом которой такая организация является.
Коммерческая организация, сведения о которой не внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций в течение трех месяцев с даты внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц, не вправе использовать в своем наименовании слово «аудиторская», а также производные слова от слова «аудит».
Аудитор (ст. 4 Федерального закона № 307-ФЗ) — это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций.
Аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией, вправе участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности, а также в оказании прочих услуг, предусмотренных ст. 1 Федерального закона № 307-ФЗ.
Таким образом, аудит, предусмотренный законодательством, проводимый специализированными организациями с привлечением труда аттестованных аудиторов, является обязательным и проводится ежегодно.
Итогом обязательного аудита, помимо письменной информации, является аудиторское заключение. Согласно ст. 6 Федерального закона № 307-ФЗ это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
Эффект аудиторской проверки
Обязательный аудит позволяет выявить недочеты в работе компании, их своевременно устранить, что повышает эффективность бизнеса.
Так, например, внешние аудиторы должны привлекаться к проведению инвентаризации перед составлением годовой отчетности. В одном из проектов по проверке производства спиртных напитков наши аудиторы участвовали в проведении инвентаризации, по итогам которой была выявлена недостача оборотной тары, а дальнейшие разбирательства сложившейся ситуации помогли выявить значительные хищения готовой продукции.
В ходе обязательного аудита специалист вникает в происходящие технологические или бизнес-процессы у заказчика, т. к. практически любая операция должна найти свое отражение в бухгалтерском учете организации. Сопоставление фактических процессов бизнеса и бухгалтерского учета позволяет определить, имеются ли «узкие места» в системе внутреннего контроля и деятельности организации в целом.
В ходе обязательного аудита проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности компании. Применяемые показатели и расчеты, как правило, приводятся в письменной информации. Данные анализа позволяют сделать выводы об уровне рентабельности компании, оценить ликвидность, платежеспособность, деловую активность и т. д. Также в процессе анализа аудитор должен обратить внимание на наличие признаков банкротства компании и указать на них в письменной информации и при необходимости — в аудиторском заключении.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности необходим не только аудитору для оценки непрерывности деятельности компании; он позволяет руководителям компании принять меры по улучшению финансового состояния.
В процессе аудита аудиторы также изучают, например, состав и структуру дебиторской и кредиторской задолженности, наличие просроченных задолженностей, порядок ведения договорной работы, своевременность погашения задолженностей, порядок ведения претензионной работы, основания и своевременность списания просроченных задолженностей. На первый взгляд может показаться, что аудитор занимается «не своим» делом и мешает юристам и прочим сотрудникам компании. Однако для проверки достоверности отражения в учете и отчетности операций компании аудитор должен провести экономическую и юридическую квалификацию операции. Одним из источников информации и является договор с контрагентом. Также в процессе аудита аудитор обязательно проводит процедуры, указанные ранее.
Какую пользу это дает компании, помимо подтверждения достоверности отчетных данных? Во-первых, позволяет оценить порядок и эффективность взаимодействия подразделений. Во-вторых, расчет фактической оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности и сопоставление с рекомендуемыми показателями позволяют установить причины отклонения фактических данных от рекомендуемых по отрасли и выявить возможные скрытые резервы компании, в т. ч. для повышения эффективности деятельности.
В рассматриваемой ситуации (при анализе задолженности) практически всегда присутствует человеческий фактор, который влечет за собой несоблюдение сроков платежей. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на показатели оборачиваемости дебиторской задолженности, которые характеризуют деловую активность компании.
Аудитор начинает проверку с изучения бизнес-процессов компании, т. к. практически все операции подлежат отражению в бухгалтерском учете и отчетности. Это помогает аудитору оценить достоверность формирования системы учета и отчетности, в т. ч. с использованием информационных бухгалтерских систем. Часто на практике компании ориентируются на управленческий учет, МСФО, при этом забывают про бухгалтерский учет по российским стандартам. Соответственно, и программные продукты приобретаются без ориентации на российские стандарты бухгалтерского учета. И главный бухгалтер ведет бухгалтерский учет в таблицах Excel. К чему это приводит? К искажению данных отчетности, формированию недостоверной бухгалтерской и налоговой отчетности, принятию решений пользователя на основании данных недостоверной отчетности!
В такой ситуации аудитор всегда дает рекомендацию по автоматизации бухгалтерского учета.
Как это повлияет на эффективность деятельности компании? Можно элементарно просчитать трудоемкость работы бухгалтера при ведении учета практически вручную и при автоматизации учета. Естественно, автоматизация учета позволит сэкономить рабочее время, например, на совмещение процедур бухгалтерского и управленческого учета, а также при необходимости — МСФО. Кроме того, единую систему автоматизации можно наладить таким образом, чтобы при однократном введении того или иного документа сведения отражались не только в форме отчетности по РСБУ, но и в форме управленческой отчетности и отчетности по МСФО. Это важно, в частности, для принятия оперативных управленческих решений, когда необходимы своевременные и достоверные данные управленческой отчетности.
О забалансовом учете
Интересной ситуацией в аудиторской практике является отсутствие ведения в организации забалансового учета.
Ни для кого не секрет, что забалансовым счетам не уделяется столько внимания, сколько основным счетам бухучета, поскольку при составлении баланса они не влияют на формирование активов и пассивов, а к налогам вообще не имеют никакого отношения. Исходя из этого, некоторые бухгалтеры делают вывод, что вести забалансовый учет не нужно и никаких негативных последствий это не повлечет. Однако, как минимум, возможны последствия в виде штрафных санкций за отсутствие забалансового учета.
Возникает стандартный вопрос: «А каким образом забалансовый учет влияет на эффективность бизнеса?». Все достаточно просто. Для формирования достоверной информации и принятия на ее основании правильного управленческого решения важны не только достоверное формирование отчетности в части активов и пассивов, но и отражение данных по забалансовым счетам. Проиллюстрируем эту мысль примерами из практики.
В ходе одной из проверок мы обратили внимание организации на отсутствие забалансового учета выданных обеспечений. Организация регулярно и на большие суммы получала кредиты банка под залог собственного имущества — товаров в обороте и основных средств. Тут надо учитывать следующее обстоятельство: если, например, выданные залоги и поручительства существенно превышают величину не только чистых активов, но и величину валюты баланса, то возникает риск нарушения принципа непрерывности деятельности организации. Ведь в случае предъявления требований о погашении обязательств у компании отсутствует возможность для их удовлетворения. И часто организации начинают обращать на это внимание и оценивать негативные факторы и возможность дальнейшего существования лишь после получения аудиторского заключения с подобной оговоркой. Судьба данной компании оказалась печальной — потребовалось возвратить кредиты, но возможность их погашения у нее отсутствовала, результатом стало банкротство организации.
Часто бухгалтеры не считают необходимым отражать на забалансовом учете арендованные основные средства, объясняя это тем, что стоимость арендованного имущества не согласована сторонами и не указана в договоре.
Однако отсутствие информации об арендованных основных средствах в финансовой (бухгалтерской) отчетности не дает пользователям этой отчетности полного представления об имущественном положении общества. И, судя по такой отчетности, производство существует без производственных помещений, офис для управленцев отсутствует, а торговое предприятие не имеет складских помещений. Могу предвидеть ваше удивление и вопрос «Ведь есть же расходы в виде арендных платежей?» Однако чтением отчетности и ее анализом занимаются не только аудиторы, но и налоговые органы… А отсутствие необходимой и достоверной информации — это, как минимум, привлечение внимания к компании со стороны контролирующих органов. И еще раз вернемся к залогам и поручительствам. Как правило, залоги и поручительства используются при получении кредитов и займов. Если сделки по привлечению кредитов и займов крупные, то они должны пройти особый порядок одобрения. Проверка аудитором соблюдения всех необходимых процедур по одобрению сделки и получению кредита или займа может выявить злоупотребления полномочиями со стороны менеджеров компании.
Аудит документооборота
В процессе аудита всегда обращается внимание на организацию документооборота компании. Можно сделать самый простой тест — запрос документов для проверки, своевременность их предоставления и качество оформления предоставленных документов.
Как правило, на практике предоставление документов у многих компаний вызывает затруднения. Сотрудники объясняют это по-разному — кто-то не знает, где лежат документы, что-то не подписано, что-то не вернул клиент и т. д. Вопросы по оформлению документов тоже вызывают массу отговорок.
Необходимо отметить, что аудит проводится, как правило, по завершении отчетного периода; соответственно, все документы должны быть давно подписаны, сшиты и храниться в отведенных для них местах. Таким образом, самый маленький и не значительный тест говорит о порядке взаимодействия внутри компании, о наличии либо отсутствии плана-графика документооборота, о его соблюдении, наконец, об эффективности работы специалистов компании и трудоемкости бизнес-процессов.
Иные формы аудита
Отдельно хотелось бы отметить, что помимо обязательного аудита существует инициативный аудит и экспресс-аудит. В перечне терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности, дается следующее определение инициативного аудита:
«Инициативный аудит может проводиться в любое время и в тех объемах, которые будут установлены самостоятельным решением органа управления экономического субъекта, являющегося юридическим лицом, либо решением физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью (инициаторов аудита)».
Экспресс-аудит иногда является одной из разновидностей инициативного аудита, когда есть ограничение во времени выполнения проекта и задачи поставлены точечно. Эти виды аудита, так же, как и обязательный аудит, могут быть проведены внешними аудиторами согласно целям, поставленным клиентом. По итогам аудита клиент получает письменную информацию, содержащую ответы на его вопросы и предлагающую пути решения проблем. В практике довольно часты случаи обращения с целью проведения аудита, например, перед налоговой проверкой или ее сопровождения. Налоговый аудит позволяет оценить существующие у компании риски, получить профессиональные рекомендации по их исправлению, и также практическую помощь по реализации рекомендаций.
Одному из наших клиентов проведение налогового аудита и сопровождение налоговой проверки, а также помощь в реализации рекомендаций, помогли сэкономить порядка 30 000 000 руб. в виде необоснованных претензий налоговых органов. Другому клиенту оценка налоговых рисков помогла снизить стоимость приобретаемой компании на сумму около 10 000 000 руб. Сумма, возможно, незначительная, но тем не менее…
Многие клиенты, заказывая налоговый аудит, как правило, говорят о том, что знают свои риски и примерно понимают их размер. Но все-таки хотят иметь детальное описание рисков и рекомендации по их снижению. В процессе налогового аудита мы практически всегда стараемся оценить риски в суммовом выражении — в рублях.
И, несмотря на то, что клиент, по его словам, понимает величину рисков, приводимые расчеты и суммы повергают иногда его в шок и заставляют задуматься. Как правило, реальная картина, представленная профессионалом, отличается от представлений клиента — суммы значительно выше, а риски масштабнее.
Так, например, при оценке рисков по статье 40 НК РФ при осуществлении сделок между взаимозависимыми лицами для организаций оптовой торговли по 1 наименованию товара за 1 месяц были выявлены риски доначисления НДС и налога на прибыль на сумму около 32 000 000 руб. Данная сумма была существенна для клиента, т. к. обороты незначительны, и доначисление налогов в процессе проверки налоговыми органами привело бы к разорению.
О внутреннем аудите
Отдельно хотелось бы остановиться на внутреннем аудите. Он имеет специфику и решает несколько иные задачи, чем внешний аудит.
Понятие внутреннего аудита приведено в п. 3 Правила № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» Постановления Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696 «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (далее — Правило № 29): внутренний аудит — это контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением — службой внутреннего аудита; функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля.
Далее Правило № 29 определяет объем и цели внутреннего аудита. Они в каждом случае различны и зависят от размера и структуры аудируемого лица и требований его руководства. Обычно функции службы внутреннего аудита включают:
- мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля (постановка необходимых систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля входит в обязанности руководства, и этому следует постоянно уделять соответствующее внимание, а на службу внутреннего аудита обычно возлагаются обязанности по проверке этих систем, мониторингу эффективности их функционирования, а также представлению рекомендаций по их усовершенствованию);
- исследование финансовой и управленческой информации (включает обзорную проверку средств и способов, используемых для сбора, измерения, классификации этой информации и составления отчетности на ее основе, а также специфические запросы в отношении отдельных ее составляющих частей, включая детальное тестирование операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и других процедур);
- контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля аудируемого лица;
- контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, нормативных актов и прочих внешних требований, а также политики, директив и прочих внутренних требований руководства.
Роль службы внутреннего аудита определяется руководством аудируемого лица. Цели внутреннего аудита отличаются от целей внешнего, который назначается для представления независимого аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица. Цели службы внутреннего аудита меняются в зависимости от требований руководства. В свою очередь, основная цель внешнего аудитора — получить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений.
Таким образом, внешний аудит не заменяет внутренний, и наоборот.
И в завершение хотелось бы отметить, что какой бы вид аудита вы ни выбрали — внешний обязательный, инициативный, экспресс, внутренний аудит — практически каждый вид аудита может выявить проблемные места в деятельности организации и помочь в решении проблемных вопросов, тем самым повысив эффективность бизнеса. Чтобы аудит оказался для вас эффективным, необходимо правильно организовать взаимодействие с аудитором.