Анастасия Дронова, начальник юридического управления ЗАО «Газпром инвест Юг»:
Все налоги, собираемые на территории Российской Федерации, формируют доходную часть бюджета, которая распределяется по расходным статьям. Нельзя четко установить, на какую статью расходов направляется, например, НДС или налог на имущество с физических лиц. Контролировать целевое использование от поступлений какого-либо налога возможно только в том случае, если он уплачивается в специальный фонд. В идеале, конечно налог на выбросы должен стать основой для создания экологических разработок и программ, однако не думаю, что это возможно.
Александр Козлов, коммерческий директор, Politech-Plus JSC (машиностроительное предприятие):
Налог, в основном, коснется гигантских предприятий с объемом выбросов от 150 тыс. тонн CO2 в год, предприятий размера Нижнекамскнефтехима или Омского НПЗ. Отмечу, что 50 тыс. тонн выбросов диоксида углерода - это очень много, столько за год выбрасывает, к примеру, город Волжск, в котором базируется более 100 крупных и средних промышленных предприятий.
Фильтрационные системы существуют и широко применяются, но стоят дорого. Без государственного регулирования
предприятия не заинтересованы их использовать. Какую прибыль я получу, оснастив свою мини ТЭЦ фильтрационной установкой? К сожалению, в российском обществе пока не сформирован запрос на устойчивое развитие и экологическое благополучие, поэтому есть очень большие сомнения, будут ли средства от взимания дополнительного налога на промышленные предприятия использоваться на развитие природоохранных технологий.
В текущих экономических реалиях мы не готовы брать на себя бремя дополнительных налогов и сборов. У крупных промышленных предприятий, вероятно, альтернативы нет, так как рано или поздно все равно будет необходимо соответствовать более жестким экологическим нормам в интересах общества.
Несмотря на то, что наше машиностроительное предприятие - это далеко не химический завод, но нас периодически проверяет Росприроднадзор на предмет того, правильно ли мы размещаем и утилизируем отходы, превышаем ли мы нормативы ПДВ (предельно допустимых выбросов). Основную часть выбросов в атмосферу составляют: тонкодисперсная пыль и пары масел, которые образуются при работе с металлами, и токсичные газы (CO, NO2, NF), которые образуются при сварочных работах. Загрязняет воздух диоксидом углерода CO2 довольно энергоэффективная котельная, которую мы используем для отопления цехов в зимний период. Примерно такая же ситуация на всех сборочных производствах.
Сергей Дайман, старший менеджер, отдел услуг в области устойчивого развития EY:
Практически все развитые и многие развивающиеся страны уже ввели систему отчетности о выбросах парниковых газов, приняли или вводят сейчас юридические и экономические механизмы ограничения выбросов промышленности и других отраслей. Признавая важность проблемы изменения климата и риски для экономики и населения, которые с ним связаны, России предстоит проделать подобный путь.
Сейчас определенная степень уверенности есть только в предлагаемых Правительством механизмах учета и отчетности о выбросах парниковых газов (ПГ) российскими компаниями. Хотя в последнее время возникли разговоры о введении платы за выбросы ПГ, это только одно из возможных решений.
В случае если Россия остановится на подобном механизме, плата за выбросы ПГ будет введена, вероятнее всего, аналогично действующим экологическим платежам и с точки зрения законодательства, и с точки зрения правил бухгалтерского учета, то есть будет обязательным неналоговым платежом. Один из альтернативных вариантов — введение налога на топливо. В этом случае, правда, часть нагрузки попадет на социальную сферу, население, что в текущих условиях делает подобное решение маловероятным. Другой, более вероятный вариант — введение квот, часть которых может выдаваться за плату или в рамках аукциона. В зависимости от того, какой вариант или комбинация будут выбраны, доходы бюджета и их источники будут различными. Также могут разными могут быть и льготы для предприятий.
Например, в случае введения платежей по аналогии с экологическими, вполне вероятно, что для стимулирования снижения выбросов ПГ может применяться вводимый с 1 января 2016 года механизм зачета платежей за загрязнение окружающей среды в счет затрат предприятий на мероприятия по снижению негативного воздействия и внедрению наилучших доступных технологий (далее – НДТ). В идеальном случае плата за загрязнение окружающей среды или выбросы парниковых газов должны Государством направляться на компенсационные мероприятия, например, восстановление лесов, обеспечивающих поглощение углерода из атмосферы, или адаптацию инфраструктуры к критическим изменениям параметров климата. Адресное распределение таких средств возможно при создании специального внебюджетного фонда или строгом контроле за распределением поступающих средств на охрану окружающей среды со стороны законодательных органов.
В 1992 году такой фонд — Федеральный внебюджетный экологический фонд — был создан в России, а уже в 1995 году он был консолидирован в федеральный бюджет и окончательно был ликвидирован в 2001 году. Дискуссии о создании подобного фонда на федеральном уровне ведутся с тех пор, но пока никаких планов на этот счет нет, и в связи с общим дефицитом бюджета рассчитывать на адресное направление поступающих средств на охрану окружающей среды, сокращение выбросов углерода или адаптацию к изменению климата не приходится.
В случае если основным механизмом регулирования выбросов будет рыночный — на основе квот и механизмов торговли ими, на что надеются многие крупные российские компании - вполне вероятно, что существенных доходов бюджета не будет вообще. Одна из причин агитировать за этот механизм — надежда на то, что международная интеграция рынка квот позволит предприятиям, наоборот, продавать излишки квот, получая средства из-за рубежа.
Пока никаких критериев, которые бы определяли цели или объемы квот на выбросы ПГ для конкретных предприятий, нет. Они могут быть привязаны к характеристикам НДТ, но могут устанавливаться независимо, и их достижимость будет зависеть не столько от возможностей полной реконструкции и внедрения определенных современных технологий, сколько от доступности низкоуглеродных энергетических ресурсов и уровня энерго- и ресурсоэффективности предприятий. Хотя затраты на изменение конкретной, устаревшей технологии на современную и более эффективную могут быть значительны, низкие цены на мировых рынках ресурсов и глобальная конкуренция так или иначе потребуют таких мер для поддержания конкурентоспособности. Вводимые с 2020 года стимулы — повышающие коэффициенты платы за загрязнение окружающей среды в случае нарушения разрешенных уровней воздействия, и нулевой коэффициент, если НДТ внедрены — должны способствовать модернизации. Трудная ситуация в экономике сейчас, когда современные технологии уже должны внедряться, может потребовать некоторой отсрочки, но общее обновление мощностей ресурсной экономики необходимо и уже идет.
Эффективность бизнеса и его подверженность рискам в долгосрочной перспективе — основные критерии выбора для стратегических инвесторов. Во всем мире и практически для всех отраслей ключевым показателем для инвесторов становится объем выбросов парниковых газов. Так, инициатива CDP собирает и публикует данные компаний о выбросах парниковых газов и действиях в сфере изменения климата по запросам инвесторов с активами более 95 трлн. долл. США. Сейчас уже 62,5% крупнейших международных инвесторов учитывают риски, связанные с изменением климата, при принятии решений (Tomorrow’s Investment Rules 2.0, EY, 2015).
Ряд исследований уже доказал прямую зависимость капитализации и факта раскрытия сведений о выбросах ПГ. Коэффициент корреляции тем выше, чем больше объемы выбросов. Также подтверждается обратная корреляция валовых выбросов парниковых газов и капитализации (таким образом, снижение выбросов способствует росту капитализации). Таким образом, крупным компаниям можно рекомендовать оценивать выбросы парниковых газов и принимать меры для управления ими, рассказывать об этом в отчетах в области устойчивого развития и в анкетах CDP вне зависимости от законодательных требований и ограничений в России.