Источник: IFRS
Стало известно, что Совет по международным стандартам финансовой отчетности собирается опубликовать свой новый дискуссионный документ “Принципы раскрытий” в конце этого года. В рамках этого небольшого вебинара старший технический менеджер Сюзанна Морсфилд (Suzanne Morsfield) и ее ассистент Арджуна Дангалла (Arjuna Dangalla) дают краткий обзор “Инициативы по раскрытиям” и делятся деталями содержания грядущей публикации.
- (S.M.) Здравствуйте, и добро пожаловать на этот вебинар, который расскажет о последних новостях по проекту “Принципы раскрытий”. Меня зовут Сюзанна Морсфилд, и сегодня здесь со мной Арджуна Дангалла. Мы оба работаем над проектом “Принципы раскрытий”, который сам является частью “Инициативы по раскрытиям” от Совета по МСФО. К сожалению, записывать данный вебинар нельзя, поэтому мы не сможем отвечать на вопросы сегодня. Мнения, которые будут высказаны, принадлежат нам и вовсе необязательно отражают точку зрения IASB или Фонда МСФО.
Мы начнем с объяснения того, как проект вписывает в “Инициативу по раскрытиям” IASB, прежде чем вводить вас в курс детального содержания дискуссионного документа “Принципы раскрытий”. Далее мы обсудим расписание публикаций и следующие щаги “Принципов раскрытий” в целом. Итак, для начала – Арджуна, не могли бы Вы объяснить, в чем заключается так называемая проблема с раскрытиями, и как работа в рамках “Инициативы по раскрытиям” подходит к ее решению?
- (A.D.) Как вы видите, “Инициатива по раскрытиям” состоит из большого числа проектов по теме раскрытий, что отражает многостороннюю природу проблемы раскрытий. С одной стороны, составители отчетности ощущают перегрузку раскрытиями. С другой – пользователи считают, что в финансовой отчетности недостаточно важной информации, и они также отмечают, что доведение информации часто оставляет желать лучшего. Общей задачей “Инициативы по раскрытиям” является решение этой проблемы с раскрытиями и превращение финансовой отчетности вместо простого “упражнения на комплайенс” в нечто, что действительно нужно инвесторам, результативным и эффективным способом. К решению этой задачи мы подходим с двух сторон: давая составителям отчетности возможность для применение суждений и улучшая требования к раскрытию в стандартах МСФО.
Чтобы позволить делать суждения, мы завершили один проект, который покрыл 15 требований в IFRS 1 “Представление финансовой отчетности” по следующим темам: существенность, дизагрегирование данных, промежуточные показатели, учетная политика и последовательность примечаний к отчетности.
Также мы работаем над двумя проектами внедрения. Первый из них – это практическое руководство по применению суждений, второй – проект поправок к IAS 8 “Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки”.
Второй подход, который мы используем в решении этой проблемы с раскрытиями, заключается в, собственно, улучшении требований к раскрытиям. В данном контексте мы завершили проект изменений к IAS 7 “Отчеты о движении денежных средств”, который вводит новые требования к раскрытиям, позволяющие пользователям финансовой отчетности оценивать изменения в обязательствах, источником которых стала финансовая деятельность.
Также мы изучаем потребности в пересмотре требований к раскрытиям в наших действующих стандартах. Наконец, Совет осуществляет деятельность, направленную на то, чтобы финансовую отчетность можно представлять в электронном виде, через свою работу над цифровой отчетностью и Таксономией МСФО.
Проект “Принципы раскрытий” использует оба подхода: позволяет делать суждения и улучшает требования к раскрытиям. Он стал ответом на просьбу к Совету разработать принципы раскрытий, которые применяются во всех стандартах МСФО. Конечной целью проекта “Принципы раскрытий” является разработка новых либо пересмотренных общих стандартов по раскрытиям для составителей, применяющих IFRS 1, а также руководство по разработке для Совета, чтобы использовать их в определении требований по раскрытиям.
- (S.M.) Спасибо за прояснения, Арджуна. Давайте изучим дискуссионный документ “Принципы раскрытий” более детально. Какой именно теме он посвящен?
- (A.D.) Попытаюсь объяснить это через общий обзор дискуссионного документа. Грубо говоря, он вращается вокруг определения информации, требуемой к раскрытию в финансовой отчетности по МСФО, и того, как это делать наилучшим образом. Принципы и темы раскрытий должны оставаться применимы вне зависимости от способа раскрытия – неважно, идет ли речь о “бумажной” или же электронной отчетности.
Дискуссионный документ рассматривает все аспекты раскрытий. Первый аспект – это определение важной информации. Мы обсуждаем компоненты полного набора финансовой отчетности, различия между основными формами отчетности и примечаниями, различные проблемы в реализации основных задач финансовой отчетности. Кроме того, дискуссионный документ проясняет и унифицирует определение существенности.
Второй аспект – это доведение до сведения пользователей важной информации. Задача здесь – предоставить такие принципы доведения информации, чтобы это улучшило понимание информации в финансовой отчетности (например, использование особого форматирования или выделения), перекрестное связывание информации и обеспечение специфичности информации по отношению к организации. Мы также обсуждаем другие проблемы, относящиеся на расположение информации – например, использование перекрестных ссылок.
Третий аспект – это применение этих принципов в отношении специфических вопросов, например, раскрытие учетной политики и показатели эффективности. Раскрытия учетной политики часто критикуют за то, что они слишком длинные, трудны для понимания и плохо подходят для специфических обстоятельств, в которых оказывается отчитывающаяся организация. А показатели эффективности – это та тема, которая сегодня глобально обсуждается. Мы подумываем над руководством, которое обеспечит справедливое представление таких показателей.
Последний аспект, которому уделяет внимание дискуссионный документ – это то, как мы разрабатываем требования к раскрытиям. Мы хотим это реализовать, разработав единый набор целей раскрытий. Эти цели, в основном, будут служить ориентиром самому Совету в разработке требований к раскрытиям, но помогут также и составителям в применении самих требований. В дополнение, мы также изучаем возможности изменения наших требований к разработке. Эта часть публикации содержит пример нового подхода к разработке, созданного Новозеландским Советом по стандартам финансовой отчетности. Их метод дополняет собой единые требования к раскрытиям и состоит из двухуровневого подхода к определению целей и требований к раскрытиям на уровне отчетности отдельной организации. Он также предполагает большую роль суждений составителей отчетности и меньшую – строгих предписаний.
- (S.M.) А каковы следующие шаги в рамках данного проекта, Арджуна?
- (A.D.) IASB собирается опубликовать дискуссионный документ в третьем квартале 2016 года, после чего будет период комментирования протяженностью в пять месяцев, по ходу которого члены Совета будут активно участвовать в обсуждениях со всеми основными группами стейкхолдеров. Отклик, полученные по ходу обсуждений, затем будет использоваться в создании руководства по разработке, которое поможет Совету с разработкой новых требований к раскрытиям. Оно также будет применяться в пересмотре любых требований к раскрытиям на уровне отдельных стандартов.
- (S.M.) На этом мы хотели бы завершить вебинар. Надеемся, он был вам полезен. Более детальную информацию вы можете найти на странице сайта, посвященной данному проекту. Там же можно подписаться на электронные уведомления.