О некоторых практических аспектах таможенного оформления образцов морского грунта

Российский бухучет

Автор:
Источник: Журнал “Финансовые и бухгалтерские консультации (электронный журнал)” №11-2013
Опубликовано: 12 декабря 2013

На практике возникает немало вопросов, связанных с таможенным оформлением различных категорий товаров. В настоящей статье авторы делятся опытом практического решения вопросов, возникающих при оформлении образцов морского грунта, полученных в ходе морских инженерных изысканий в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах других государств.

Законодательные требования по декларированию образцов морского грунта, полученных в ходе морских инженерных изысканий в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах других государств

Согласно п. 1 ст. 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС.

В связи с этим ответ на вопрос о необходимости таможенного декларирования зависит от того, являются ли образцы морского грунта товаром и помещаются ли они под определенную таможенную процедуру. По нашему мнению, такие образцы являются товаром в понимании ТК ТС. Обоснование указанного вывода, а также порядок таможенного оформления образцов и помещения их под таможенную процедуру приведены далее.

Квалификация полученного в ходе морских инженерных изысканий морского грунта в качестве товара

В соответствии с определением, содержащимся в ст. 4 ТК ТС, под товаром понимается любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств — членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

Морской грунт (образец морского грунта), на наш взгляд, соответствует указанным признакам товара как движимого имущества. Более того, анализ действующего законодательства не выявил норм, позволяющих не относить морской грунт (образец морского грунта) к товару в понимании ТК ТС.

Анализ судебной практики не выявил судебных актов, в которых морской грунт (образец морского грунта) относился бы к товару, но в то же самое время не выявил актов, в которых бы делался обратный вывод. При этом существуют судебные акты, свидетельствующие о том, что иные виды грунта являются товаром в понимании таможенного законодательства (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 26 июля 2010 г. по делу № А52-166/2010 (косвенно), ФАС Волго-Вятского округа от 1 сентября 2008 г. по делу № А11-1541/2008-К2-20/72, ФАС Поволжского округа от 29 июня 2007 г. по делу № А55-17500/2006-11). Указанные обстоятельства в совокупности являются доводом в пользу того, что морской грунт (образец морского грунта) является товаром.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, утвержденная Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 (далее — ТН ВЭД), не содержит непосредственного указания на такой товар, как «морской грунт» («образец морского грунта»). При этом морской грунт, по нашему мнению, содержательно схож с товарами, указанными в группе 25 «Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент» ТН ВЭД, что, в свою очередь, также позволяет расценивать его как товар.

Каких-либо положений законодательства, позволяющих исключить грунт из числа товаров и избежать декларирования грунта, авторами не выявлено, в связи с чем полагаем, что отсутствие декларирования грунта может привести к негативным последствиям.

Алгоритм действий при таможенном оформлении образцов грунта, полученных в ходе морских инженерных изысканий в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах

Согласно п. 1 ст. 173 ТК ТС таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются в порядке и на условиях, определенных таможенным законодательством Таможенного союза, а в случаях, установленных ТК ТС или иными международными договорами государств — членов Таможенного союза, — законодательством государств — членов Таможенного союза. Помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру в случаях, предусмотренных ТК ТС (п. 1 ст. 174 Кодекса).

Поскольку законодательство не содержит специальных правил в отношении образцов морского грунта, полученных в ходе морских инженерных изысканий в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах, к указанным товарам применяются общие правила таможенного оформления. В связи с этим для таможенного оформления образцов морского грунта таможенному органу представляется декларация на товары. Сведения, подлежащие включению в декларацию, указаны в п. 2 ст. 181 ТК ТС. К декларации на товары должны быть приложены документы, перечень которых установлен в ст. 183 и 184 ТК ТС.

Как уже отмечалось, с момента подачи таможенному органу таможенной декларации начинается помещение товаров под таможенную процедуру. Ввиду отсутствия каких-либо специальных правил к образцам морского грунта, на наш взгляд, подлежит применению таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления.

В соответствии со ст. 209 ТК ТС выпуск для внутреннего потребления — таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено ТК ТС. При выполнении условий, предусмотренных п. 1 ст. 210 ТК ТС, товар приобретает статус товаров Таможенного союза. Более детально таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления регламентирована главой 30 ТК ТС.

Метод определения таможенной стоимости образцов морского грунта

Таможенная стоимость товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее — Соглашение).

Соглашение устанавливает следующие методы определения таможенной стоимости товаров (при этом каждый последующий метод применяется, если невозможно определить стоимость на основании предыдущего метода):

· метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1);

· метод по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2);

· метод по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3);

· метод вычитания (метод 4) и метод сложения (метод 5) — последовательность применения указанных методов определяется декларантом;

· резервный метод (метод 6).

При выборе метода определения таможенной стоимости, который будет применяться к образцам морского грунта, необходимо учитывать следующие моменты.

Согласно ч. 1 ст. 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, по методу 1 является стоимость сделки с ними, т.е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2012 г. № 283 утверждены Правила применения данного метода. Согласно п. 3 Правил продажа товаров для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза означает, что товары являются предметом купли-продажи в соответствии с внешнеэкономическим договором (контрактом).

Авторы исходят из того, что образцы морского грунта являются товаром (в понимании таможенного законодательства), который ввозится на территорию Таможенного союза в качестве результата выполнения морских геотехнических инженерных изысканий. В связи с этим представляется необоснованным полагать, что в отношении такого товара установлена стоимость по сделке, поскольку он не продается на основании договора купли-продажи, а передается в рамках договора на выполнение научно-исследовательских работ для последующего изучения свойств грунта. Кроме того, в таком договоре, как правило, не указывается стоимость продажи единицы морского грунта.

Таким образом, метод 1 к рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, не применяется.

Однако следует иметь в виду, что, если в соответствующем договоре на выполнение научно-исследовательских работ стороны прямо предусмотрели продажу образцов морского грунта по определенной цене, данный вывод может быть скорректирован в пользу применения к стоимости рассматриваемого товара метода 1.

Чтобы определить, применяются ли к рассматриваемой ситуации метод 2 и метод 3, необходимо установить, возможно ли определить стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, проданными для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и ввезенными на таможенную территорию Таможенного союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (ввозимые) товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров (п. 1 ст. 6 и п. 1 ст. 7 Соглашения).

При условии, что на практике указанные сделки, как правило, не совершаются, полагаем, что метод 2 и метод 3 к рассматриваемой ситуации также неприменимы. Если же такие сделки в отдельно взятом случае совершались, данный вывод может быть скорректирован.

Далее необходимо установить, может ли в рассматриваемой ситуации применяться метод вычитания (метод 4) или метод сложения (метод 5). Метод вычитания также базируется на продажах оцениваемых, идентичных или однородных товаров, что в отсутствие соответствующей информации не позволяет применить его к рассматриваемой ситуации.

Метод сложения заключается в том, что при определении таможенной стоимости товаров в качестве основы принимается расчетная стоимость товаров, которая определяется путем сложения указанных в ст. 9 Соглашения расходов.

На наш взгляд, данный метод применим к определению таможенной стоимости образцов морского грунта, поскольку концептуально основан на расходах на его добычу. При этом необходимо документально подтвердить указанные расходы. Перечень подтверждающих документов приведен в Решении Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров».

При этом не стоит исключать то обстоятельство, что в договорах на выполнение научно-исследовательских работ может быть указана совокупная стоимость именно научно-исследовательских работ без указания на расходы по добыче морского грунта. В связи с этим вывод о применимости метода сложения (метод 5) может быть скорректирован. В этом случае оставшимся методом, который можно применить в рассматриваемой ситуации, будет резервный метод (метод 6), указанный в ст. 10 Соглашения.

Отметим, что судебная практика по вопросу о методе определения таможенной стоимости образцов морского грунта или схожих с ним товаров не выявлена.

Таким образом, наиболее применимым для декларанта методом определения таможенной стоимости товара является метод сложения (метод 5) либо резервный метод (метод 6).

Определение кода ТН ВЭД и страны происхождения товара

Как уже говорилось, ТН ВЭД не содержит непосредственного указания на такой товар, как «морской грунт» («образец морского грунта»). По нашему мнению, указанный товар относится к группе 25 ТН ВЭД. Поскольку отсутствуют специальные указания или рекомендации, определить точный код товара в рамках указанной группы в рассматриваемой ситуации не представляется возможным без получения соответствующей консультации таможенного органа.

В силу ч. 1 ст. 109 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» определение страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, при их ввозе в Российскую Федерацию осуществляется на основании Соглашения о единых правилах определения страны происхождения товаров и главы 7 ТК ТС. Согласно п. 1 ст. 58 ТК ТС страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. Определение страны происхождения товаров осуществляется на основании международных договоров государств — членов Таможенного союза, регулирующих правила определения страны происхождения товаров (п. 3 ст. 58 ТК ТС).

Так, согласно п. 2 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г., товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются (применительно к рассматриваемой ситуации):

· полезные ископаемые, добытые из недр страны, в ее территориальном море (водах) или на дне этого моря;

· продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря (вод) данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку ресурсов этого морского дна или этих морских недр.

Таким образом, страной происхождения морского грунта может являться страна, из недр, в территориальном море или со дна моря которой он был добыт, либо страна, с морского дна или из морских недр которой за пределами территориального моря (вод) данной страны он был добыт, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку ресурсов этого морского дна или этих морских недр.

Автор:

Теги: таможенное оформление  морской грунт  Таможенный кодекс  Таможенный союз  таможенное декларирование  ТК ТС  таможенная стоимость