О некоторых проблемах образования бухгалтера и аудитора. Рейтинг учебно-методических центров

Системы профессионального образования в России, В...

Автор:
Источник: Журнал “Аудитор” №4-2014
Опубликовано: 6 мая 2014

В статье рассматриваются современные проблемы профессионального образования. Приводит­ся рейтинг учебно-методических центров по обучению профессиональных бухгалтеров и ауди­торов.

Общее состояние сферы образования в последние годы вызывает большой по­ток критических замечаний, который исхо­дит практически от всех заинтересованных лиц, начиная с работодателей, обучающих­ся, представителей различных учебных заведений, академии наук и заканчивая зако­нодательной и исполнительной властью. От­ечественная система образования в 1990-е гг. пропиталась духом периода «дикого капи­тализма», коррупции, профанации образо­вательного процесса, желанием получить все и сразу, позабыв об одном из основных принципов образования – «сеять разумное, доброе, вечное», что в целом за последние 20 лет привело к общей деградации системы образования и снижению уровня квалифика­ции как преподавателей, так и обучающихся, а также попыткам необоснованного увеличе­ния набора обучаемых, которые в дальнейшем как правило, не работают по специаль­ности, впустую потратили годы на обучение и не принесли пользы ни себе, ни обществу.

Поскольку послевузовское дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации и переподготовка являются пожизненным продолжением процесса обучения специалистов, то они соответственно так­же несут в себе эти перманентные проблемы, а также противоречия, возникающие в части обеспечения квалифицированными кадрами постоянно изменяющегося бизнеса и экономи­ки страны в целом и тщетных попыток фор­мирования инновационного пути развития.

К счастью, поскольку система дополни­тельного профессионального образования и повышения квалификации всегда была ближе к интересам работодателей, то ей удалось избежать многих проблем вузовского образования, связанных с отрывом учебного процесса и преподавателей от реальных по­требностей работодателей. В основном преподаватели в системе профессионального образования и повышения квалификации являются специалистами, практикующими в своей сфере деятельности, непосредственно связанными с данными направлениями профессиональной деятельности и постоянно повышающими уровень своей квалификации.

Однако и в этом направлении в Россий­ской Федерации по-прежнему присутствует разрыв между спросом и предложением. Ра­ботодатели готовы платить за квалифицированные кадры, но система образования пока еще недостаточно ориентирована на потребности современного рынка труда в целом и бизнеса в частности. Далеко не все учебные центры способны на тесное взаимодействие с бизнесом для развития своих образовательных программ.

В настоящее время работодатели в недо­статочной степени вовлечены в процесс разработки программ как высшего, так и допол­нительного профессионального образования, что не лучшим образом отражается на каче­стве профессионального образования.

Как правило, во всем мире, да и в совре­менной РФ также, дополнительное профессиональное образование решает задачи ка­рьерного роста специалиста и повышения его квалификации в соответствии с требова­ниями профессиональных стандартов, с уче­том того, что этот процесс должен быть не­прерывным в течение всей профессиональ­ной карьеры специалиста.

Происходящая в последние годы тенден­ция самоорганизации профессиональных сообществ во многих отраслях экономики тянет за собой и повышение требований к уровню квалификации специалистов, ее обязатель­ное соответствие требованиям профессио­нальных стандартов, обеспечение постоян­ного повышения квалификации в соответ­ствии с изменяющимися под воздействием внешних и внутренних факторов условиями деятельности специалиста. Благодаря разви­тию саморегулирования в стране постепенно формируется система общественно-профес­сиональной аккредитации. И здесь влияние работодателя, бизнеса на обеспечение про­цесса и результата дополнительного про­фессионального образования должно играть ведущую роль в организации эффективной системы обеспечения специалистов знани­ями, навыками и постоянном повышении их квалификации. В этом случае учебным за­ведениям отводится роль квалифицирован­ных посредников, обеспечивающих как сам процесс обучения, так и эффективное взаи­модействие работников и работодателей.

Министерство образования и науки РФ обозначило смену парадигмы образования в РФ — уход от контрольных цифр приема абитуриентов в вузы и переход на работу системы образования по запросам рынка и бизнеса. Перспективы дальнейшей работы в данном направлении как в сфере высшего профессионального образования, так и си­стеме дополнительного профессионального образования и повышения квалификации выражаются в более активном привлечении работодателей к разработке и аттестации образовательных программ.

Данное направление работы проходит при активной поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей, обще­ственных организаций бизнес-сообщества, основных бизнес-структур и должно обе­спечить системе образования мобильность и живой отклик на изменения рыночной конъюнктуры и потребностей работодате­лей. Естественно, обучающиеся по програм­мам, созданным при сотрудничестве с представителями профессионального сообщества и бизнеса, получают наиболее востребован­ные знания и навыки, необходимые на прак­тике на современном этапе, что должно по­ложительно сказаться на взаимодействии работодателей и работников, а также обе­спечить практическую направленность профессиональных стандартов и обеспечить ка­чественную аттестацию работников.

Конечно, на фоне этих процессов выделя­ются образовательные учреждения, идущие на шаг впереди, отдающие приоритет совре­менным формам бизнес-образования и развивающие направления международных профессиональных сертификаций, а также практическую направленность образова­тельного процесса.

Сергей Пятенко, генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК:

«Практически все современные компании, даже если они об этом не подозревают, конкурируют друг, с другом стремясь обладать наибольшим объемом хорошо структурированных знаний. Качество нашего бизнес-образования растет, и оно эволюционирует в рамках общемировых тенденций. Квалификация, подтвержденная дипломом международной профес­сиональной организации, сегодня является прагма­тичной альтернативой МВА и другому дорогостояще­му долгосрочному универсальному обучению».

Естественно, дальнейшее развитие систе­мы образования в таком русле потребует от учебных заведений, объединений работода­телей и профессиональных объединений проведения на постоянной основе мониторинга потребностей рынка в специалистах соответ­ствующего профиля и изменения требований к их квалификации, а также совместной ра­боты работодателей и представителей бизне­са по подготовке технических заданий и про­фессиональных стандартов, определяющих структуру и состав образовательных про­грамм, привлечение к этому процессу веду­щих ученых и специалистов отрасли для под­готовки программ и соответствующих ме­тодик, более эффективного использования технических средств в образовательном про­цессе, формирования механизмов обществен­но-профессиональной аккредитации. И тогда, по прошествии нескольких лет можно будет рассчитывать на создание качественных, своевременно обновляемых образовательных программ, удовлетворяющих интересы обще­ства и бизнеса в соответствии с общими по­требностями рынка. Во всяком случае, можно с уверенностью сказать, что прошел период массового профессионального обучения, ко­торый осуществлялся в режиме «ликвидации безграмотности», и теперь наступают времена целевого профессионального обучения с уче­том индивидуальных возможностей специа­листов, в соответствии с профессиональными стандартами и требованиями конкретных ра­ботодателей, а также развития системы «кор­поративных университетов» с системами об­учения, основанными на модульном принципе образовательного процесса.

О бухгалтерах и аудиторах

12 марта текущего года в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» по инициативе Совета по аудиторской деятельности прошел «круглый стол» на тему «Консолидация профес­сиональной деятельности в сфере бухгалтер­ского учета и аудита», где обсуждался вопрос: бухгалтер и аудитор — одна или две профес­сии?. Несмотря на живую дискуссию по дан­ному вопросу, к единому мнению участники «круглого стола» так и не пришли, но с необ­ходимостью единого национального дня бух­галтера и аудитора все-таки согласились.

Конечно, однозначно ответить на данный вопрос невозможно, поскольку и бухгалтерский учет, и аудит в нашей стране разви­ваются своим уникальным путем. Но изна­чально специальность «Бухгалтерский учет и аудит» является единой образовательной базой и для бухгалтера, и для аудитора, а далее в системе общественных отношений роли бухгалтера и аудитора разделяются, поскольку они выполняют различные функ­ции и становятся разными направлениями профессиональной деятельности, т.е. базовая специальность одна общая, а профессиональ­ные обязанности и специализация разные.

Поэтому мы считаем, что едиными атри­бутами данных профессий могут быть толь­ко общие образовательные стандарты, базо­вые подходы к профессиональной аттеста­ции и профессиональной этике и, возможно, общие профессиональные институты. Законодательство, а также правила и процедуры профессиональной аттестации, професси­ональная этика и стандарты, не могут быть едиными для этих двух профессий в силу различного места и роли их в системе обще­ственных отношений.

Обучение и повышение квалификации

Следует отметить, что в 2013 г. Советом по аудиторской деятельности и его Рабочим органом, Комитетами саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов по профессиональному обучению была проведена опре­деленная работа по стандартизации тре­бований к процессу обучения и повышения квалификации аудиторов. Обращено внима­ние на разработку программ подготовки пре­подавателей по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Значитель­но увеличилось число программ обучения, утвержденных СРО для своих членов, в том числе и за счет корпоративных программ об­учения и курсов по Международным стандартам аудита (табл. 1).

Необходимо обратить внимание на то, что общее количество аудиторов в РФ последние три года неуклонно снижается и, по данным Министерства финансов РФ (Минфин РФ) на 7 апреля 2014 г. составило 22 697 чел., 14% из которых (3 229 человек) имеют единый аттестат [2].

При этом общие результаты по проведению аттестации аудиторов также не прибавляют оптимизма в части дальнейшего развития профессии: так по данным, представленным на сайте Единой аттестационной комиссии, в 2013 г. сдали экзамен на получение единого аттестата аудитора всего лишь 122 чел.

По всей видимости, период расцвета ау­диторской деятельности как в РФ, так и во всем мире уже прошел. Все лавры и очки недоверия аудиторы заработали, и пришел период восстановления реноме, кропотливой работы над стандартизацией своей профессиональной деятельности, приведения в со­ответствие с требованиями международных стандартов, отечественного законодатель­ства и запросов рынка всех своих правил и процедур и очистки рядов от непрофессио­нальных и недобросовестных лиц.

По всей вероятности, бухгалтеров ждет приблизительно та же судьба, что и аудито­ров. Наблюдая за тенденциями развития аут­сорсинга бизнес-процессов в нашей стране в последние годы, в том числе и ростом попу­лярности бухгалтерского аутсорсинга, можно предположить, что количество сотрудников, занятых в сфере бухгалтерского учета, будет снижаться. Кстати сказать, распоряжени­ем Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. №162-р утвержден план мероприятий («до­рожная карта») «Совершенствование налогового администрирования», который ставит одной из основных задач снижение нагрузки на бизнес, и в первую очередь на бухгалтеров, по формированию и сдаче налоговой отчет­ности, и таким образом работы у бухгалтеров будет меньше, соответственно и потребность в бухгалтерских кадрах будет снижаться.

В частности, этим планом предусмотрен ряд мероприятий, которые направленны на:

  • сокращение временных и материаль­ных затрат предпринимателей на подготов­ку и представление налоговой отчётности, уплату налогов;
  • улучшение взаимоотношений налого­плательщиков и налоговых органов;
  • сближение правил налогового и бухгал­терского учета;
  • повышение эффективности механизмов администрирования налога на добавленную стоимость;
  • стимулирование перехода налогопла­тельщиков и налоговых органов на электрон­ный документооборот;
  • совершенствование администрирова­ния специальных налоговых режимов, при­меняемых отдельными категориями налого­плательщиков.

Реализация «дорожной карты» будет иметь следствием сокращение времени взаимодействия налогоплательщиков и нало­говых органов, упрощение правил ведения учёта налогоплательщиками, что позволит оптимизировать принятие инвестиционных решений участниками рынка.

Сергей Суханов, член Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности, руководитель Учебного центра «СТЕК»:

“Актуальность и профессионализм – основные кри­терии оценки преподавания в сфере обучения и по­вышения квалификации аудиторов и профессио­нальных бухгалтеров. Так, например, в УЦ «СТЕК» слушатели получают инновационные знания и са­мые актуальные практические навыки, которые по­зволяют идти на шаг впереди остальных и быть кон­курентоспособными на рынке аудиторских услуг. Именно поэтому, несмотря на общую тенденцию к спаду интереса к профессии аудитора в связи с ужесточением условий сдачи квалификационных экзаменов, УЦ «СТЕК» остается наиболее востре­бованным среди аудиторов. Так, 35% российских аудиторов, успешно сдавших квалификационный экзамен в 2013 г., проходили подготовку именно в УЦ «СТЕК».

Рынок аудиторских услуг и, как следствие, требова­ния к аудиторам постоянно меняются. Возникает потребность в новых направлениях обучения и по­вышения квалификации специалистов. Например, сегодня на первый план выходит освоение между­народной практики и расширение количества ауди­торских организаций, способных оказывать услуги в сфере применения МСФО. Соответственно, Со­вет по аудиторской деятельности рекомендует СРО аудиторов и учебным центрам использовать не только общие образовательные программы повы­шения квалификации аудиторов по МСФО, но и ак­тивно внедрять специализированные направления прикладного характера, цель которых – формирова­ние углубленных знаний и навыков по конкретным вопросам применения МСФО. Кроме того, в по­следнее время актуальным для аудиторских компа­ний становится вопрос прохождения внешнего кон­троля качества со стороны Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) и СРО. Как следствие, больший интерес вызывают у аудиторов программы повышения квалификации на тему организации внутреннего контроля и подго­товки к прохождению внешнего контроля качества”.

Кроме того, говоря о снижении админи­стративных барьеров для ведения бизнеса в РФ министр по вопросам Открытого пра­вительства Михаил Абызов приводил такие данные: «В Соединенных Штатах Америки при численности населения свыше 300 млн человек бухгалтеров и специалистов по нало­гам всего 1,25 млн, а в России их 3 млн при на­селении 143 млн.» [1]. Таким образом, совер­шенно ясно, что Правительство РФ активно изучает вопросы эффективности деятельно­сти бизнеса, снижения затрат и усокращения количества неэффективных рабочих мест, создания прибавочной стоимости для обеспе­чения роста валового внутреннего продук­та (ВВП), а не только работы бизнеса «себе на хлеб». Поэтому бухгалтерам уже в этом году нужно быть готовым к переменам и по­вышению требований к квалификации специ­алистов, которые останутся в этой сфере про­фессиональной деятельности, а также к само­регулированию в профессии бухгалтера.

Рейтинг учебно-методических центров

В качестве основного критерия при состав­лении рейтинга учебных центров по подготовке профессиональных бухгалтеров и ауди­торов за 2013 г. рассматривается количество слушателей за год, прошедших обучение в учебно-методических центрах. В рейтинге приняли участие 18 учебных центров, среди которых некоммерческие образовательные учреждения и центры при государственных учебных заведениях.

Следует отметить тот факт, что практи­чески все учебные центры — участники рей­тинга очень быстро адаптировались к новым условиям и современным тенденциям рын­ка и в 2013 г. активно проводили обучение по МСФО.

К сожалению, многие учебные центры по подготовке профессиональных бухгал­теров и аудиторов не проявляют информа­ционной активности, не создают для себя информационных поводов, не участвуют в рейтингах, работают по старинке, исполь­зуя электронные рассылки и листовки с ин­формацией о курсах. Однако, предоставляя информацию о себе в публикациях, которые в дальнейшем размещаются в крупнейших справочно-правовых системах «ГАРАНТ» и «КонсультантПлюс», они могли бы рассчи­тывать на расширение возможностей в при­влечении обучающихся.

Основными тенденциями в деятельно­сти учебных центров, традиционно зани­мающихся подготовкой профессиональных бухгалтеров и аудиторов, в 2013 г. стало развитие направлений по обучению налого­вых консультантов, обучение МСФО. Также необходимо отметить развитие многопрофильности в деятельности учебных центров, в том числе и за счет исполнения государ­ственного и муниципального заказа на подготовку специалистов в рамках расширения социальной направленности во внутренней политике государства.

По-прежнему являются востребованными программы корпоративного обучения, которые вслед за крупными учебными центрами стали осваивать и другие учебные заведе­ния. Приобретают популярность модульные программы обучения, которые позволяют специалистам постоянно повышать квали­фикацию в удобное для себя время и именно в том объеме, который им необходим в насто­ящее время, а учебным центрам развивать определенные направления обучения и вза­имовыгодно сотрудничать между собой.

Дистанционные формы обучения, несмо­тря на определенную популярность, не вытесняют традиционные виды общения препо­давателей и обучающихся, а только расширя­ют возможности для контингента, которому такая форма обучения видится более удоб­ной для экономии временных и финансовых затрат. Но традиционный процесс передачи знаний «из рук в руки» при живом общении с хорошими преподавателями никогда не за­менит общение в виртуальном пространстве.

С учетом снижения количества аудито­ров, проходящих обучение и повышение квалификации в учебных центрах, можно сде­лать вывод о том, что эта тенденция связана с множеством факторов, в том числе с общим снижением интереса к профессии аудито­ра, усилением требований к квалификации аудитора и профессиональным стандартам, а также появлением новых направлений в деятельности учебных центров, например, подготовка налоговых консультантов, про­граммы МСФО, которые пользуются боль­шей популярностью и др. По всей вероятно­сти, этот процесс будет продолжаться и ско­рее всего со временем приведет к некоторому снижению количества базовых учебных цен­тров, аккредитованных при СРО аудиторов.

Список литературы

  1. Корочкин В. Консультант уходит в отставку [Электронный ресурс]. URL: http://www. rg.ru/2013/10/15/uchet.html
  2. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс] : официальный сайт. Режим доступа: http:// www1.minfin.ru
  3. Обобщенный анализ результатов общих квалификационных экзаменов [Электронный ресурс]. URL: http://www.eak-rus.ru/rezultaty_ekzamenov/obobwennyj_analiz_rezul_tatov_kvalifikacionnyh_ e_kzamenov/

Автор:

Теги: образование бухгалтера и аудитора  УМЦ  профессиональное образование  повышение квалификации  профессиональные стандарты  бухгалтерский учет и аудит  профессиональное обучение  международные стандарты финансовой отчетности  СРО  саморегулируемые организац