Об отдельных вопросах разработки нового Плана счетов бухгалтерского учета

Российский бухучет

Автор:
Источник: Журнал “Аудит” №3-2015
Опубликовано: 2 апреля 2015

В последние годы активно ведутся разговоры о необходимости разработки нового Плана счетов бухгалтерского учета взамен утвержденного Минфином России 31 октября 2000 г. Не оспаривая необходимость обновления некоторых положений в перечне счетов и пояснений по их применению, считали бы необходимым остановиться на отдельных вопросах его построения и содержания.

Первой причиной порочности действующего Плана счетов отдельные специалисты считают невозможность напрямую из данных представленных в нем счетов заполнить статьи (показатели) бухгалтерского баланса и других форм бухгалтерской (финансовой) отчетности. Не обсуждая спорность высказанного предположения, данный недостаток в случае его попытки реализации очень трудно устранить, т.к. перечень статей (показателей), подлежащих раскрытию в бухгалтерской отчетности, бесконечен в силу особенностей деятельности экономических субъектов, зависящих от вида деятельности, отраслевой принадлежности, структуры организационного построения и условий управления, других факторов, а также требований по раскрытию информации в бухгалтерской отчетности, закрепленных Минфином России в положениях по бухгалтерскому учету. Недаром Минфин России придерживается курса утверждения не типовых форм бухгалтерской отчетности, а их формата, который наполняется каждым экономическим субъектом исходя из требования возможности оценки заинтересованными пользователями финансового состояния, финансовых результатов и движения денежных средств, т.е. путем раскрытия существенной информации (в качестве справки необходимо вспомнить, что во времена централизованно-планируемой экономики ежегодно утверждались типовые формы бухгалтерской отчетности предприятий, представлявших несколько десятков отраслей (промышленность; капитальное строительство; сельское хозяйство; торговля; наука и т.д.). При этом отраслевые министерства и ведомства дополняли их показателями, необходимыми им для управления).

Поэтому входящие в План счетов бухгалтерского учета счета должны формировать информацию, необходимую для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности исходя из правил федеральных стандартов (положений по бухгалтерскому учету) и определяемых экономическим субъектом подходов наличия в ней существенной информации, необходимой для внешних пользователей.

В качестве второго недостатка отмечается невозможность с помощью действующего Плана счетов формировать информацию, необходимую для составления консолидированной финансовой отчетности по международным стандартам финансовой отчетности.

Не будем останавливаться о на эффективности принятия варианта включения всех правил формирования информации по МСФО в общий План счетов (пользователями Плана счетов являются около 800 тыс. юридических лиц и несколько сотен тысяч индивидуальных предпринимателей), тогда как консолидированную финансовую отчетность по подсчетам Минфина России составляют не более 2 500 организаций (в основном кредитные организации и профессиональные участники рынка ценных бумаг). В ежегодно составляемом рейтинге 400 крупнейших компаний России уже на протяжении трех лет только по трети компаний берутся данные из отчетности, составляемой по правилам МСФО, по остальным имеются данные только составленной по РСБУ. Это говорит о степени востребованности составления финансовой отчетности по требованиям МСФО. При этом отчетность по МСФО составляется методом трансформации, а не прямым путем, как предлагается некоторыми специалистами.

При формировании Плана счетов следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» большой круг экономических субъектов может применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая применение сокращенного перечня счетов бухгалтерского учета.

Следующий вопрос, возникший при разработке нового Плана счетов, который необходимо решить: что раньше утвердить План счетов или федеральные стандарты бухгалтерского учета? От решения этого вопроса будет зависеть объем пояснений по каждому счету, включаемый в разрабатываемый в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» федеральный стандарт «План счетов бухгалтерского учета и порядок его применения». Действующий План счетов был значительно упрощен в части пояснений в связи с наличием утвержденных на момент его разработки положений по бухгалтерскому учету. По нашему мнению, это было спорное решение, которые мы приняли в 2000 г. во многом из-за недостатка времени для подготовки качественных пояснений к каждому синтетическому счету и их субсчетам, а также организации надлежащего аналитического учета. Практика применения счетов бухгалтерского учета и формирования рабочих планом счетов показывает, что большинство главных бухгалтеров недостаточно полно знает правила, заложенные в положениях по бухгалтерскому учету и других нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету, которые, например, необходимо знать при совершении разноски фактов хозяйственной жизни по счетам бухгалтерского учета (контировке).

В связи с изложенным считаем необходимым при подготовке пояснений по каждому счету скрупулезно подойти к вопросу организации сбора информации, рекомендации по составу субсчетов первого порядка, детализации вопросов организации аналитического учета фактов хозяйственной жизни. Это особенно важно, если вдруг будет принято решение о формировании информации на счетах бухгалтерского учета по требованиям МСФО.

Следующим вопросом, который необходимо решить – это сколько цифр должно содержаться в номере счета. В действующем Плане счетов их две, что явно недостаточно для построения гармоничного перечня счетов бухгалтерского учета, когда в угоду десятичному построения номера пришлось резко сократить количество счетов по учету расчетов. Необходимо обсудить вопрос о включении резерва номеров счетов для сбора информации, которые не типичны для большинства экономических субъектов, но явно необходимы для учета специфических объектов бухгалтерского учета и фактов хозяйственной жизни, возникающих в практике деятельности   отдельных организаций, особенно по учету финансовой деятельности (операций). Видимо, необходимо восстановить счета для агропромышленной деятельности в силу наличия не только биологических активов, но и других специфичных для этой деятельности активов.

Особой проблемой остается вопрос учета затрат на производство продукции (работ, услуг). В действующем Плане счетов остались непроработанными вопросы организации их учета на счетах 30-39. Как известно, по ним отсутствуют минимально необходимые пояснения, что привело к затуханию практики ведения учета затрат на производство и калькулированию, школа которой сложилась в централизованно планируемой экономике (в 70-80-е годы прошлого века). Вследствие этого новации, связанные с организацией новомодного управленческого учета в России, не нашли применения или не дали такого результата, на который можно было рассчитывать при организации управленческого учета.

Острой проблемой при подготовке предложений по новому Плану счетов должен стать способ ведения бухгалтерского учета. В настоящее время абсолютное большинство экономических субъектов организует ведение бухгалтерского учета с помощью программных продуктов, особенности которых надо также учитывать при разработке перечня счетов, пояснений по их применению и возможностям организации дальнейшего подразделения по субсчетам и аналитике.

Среди обсуждаемых предложений выделяются предложения по объединению потребностей построения динамических и статических балансов в новом Плане счетов, что, по мнению их авторов, должно облегчить составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. По нашему мнению, это довольно трудная задача (если вообще осуществимая на практике) исходя из необходимости соблюдения разработчиками Плана счетов требования рациональности для пользователей нового документа.

В заключение необходимо сказать, что формируемая на счетах бухгалтерского учета информация используется не только для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, но и иной отчетности (внутренней (управленческой); налоговой; статистической; представляемой в порядке надзора и др.).

Автор в настоящей статье уделил внимания не всем вопросам, которые следует учитывать при разработке нового Плана счетов бухгалтерского учета, а только наиболее важным, и надеется, что они будут рассмотрены разработчиками этого очень нужного федерального стандарта бухгалтерского учета для практикующих бухгалтеров экономических субъектов, их руководителей и других специалистов, использующих формируемую на счетах бухгалтерского учета информацию.   

Автор:

Теги: План счетов  бухгалтерский учет  Минфин  бухгалтерский баланс  бухгалтерская отчетность  финансовая отчетность  формы бухгалтерской отчетности  раскрытие существенной информации  положения по бухгалтерскому учету  международные стандарты финансовой отчетн