Образование аудиторов и бухгалтеров в условиях саморегулирования

Аналитические статьи, рейтинги

Автор:
Источник: Журнал “АУДИТОР” №4-2013
Опубликовано: 6 мая 2013

Рейтинг учебно-методических центров

В статье рассматриваются вопросы аккредитации учебных центров, стандартизации про­цессов обучения и повышения квалификации специалистов, приводится рейтинг учебно-методи­ческих центров.

Механизм саморегулирования в профес­сиях аудитора и бухгалтера постепен­но приживается в российской действитель­ности. После перехода аудита на саморегулирование профессиональной деятельности этим же путем начинают продвигаться и дру­гие сферы интеллектуальной деятельности, в которых высока степень профессиональ­ной ответственности (профессиональные бух­галтеры и налоговые консультанты). В нашей стране этот процесс происходит, следуя об­щим тенденциям, имеющим место во всем ци­вилизованном мире.

Несмотря на определенные сложности с перестройкой сознания профессионалов в области учета и аудита, отсутствие бы­стрых результатов от проявляемых про­фессиональным сообществом инициатив, утомительных дискуссий с государственным регу­лятором, в последние годы стали заметны внутренняя ответственность и желание сохранить авторитет про­фессии. Стала проявлять­ся более активная пози­ция аудиторов, вступивших в саморегулируемые орга­низации, особенно в части обсуждения вопросов обуче­ния, аттестации и повыше­ния квалификации. При этом наибольшее внимание как в обсуждениях внутри СРО, так и на совместных встречах, мероприяти­ях, в Совете по аудиторской деятельности и его Рабочем органе стало уделяться обе­спечению качества подготовки специали­стов и повышению их квалификации.

Можно по-разному относиться к дея­тельности Единой аттестационной комис­сии в прошедшие два года ее активной рабо­ты. Но поставленная задача по очистке ря­дов аудиторов была во многом выполнена. Возможно, методы, использованные АНО «ЕАК» [2], были чрезмерно жесткими и не совсем оправданными. Тем не менее, прове­денная работа и позиция государственно­го регулятора в определенной степени спло­тили аудиторское сообщество и заставили обсуждать имеющиеся проблемы в сфере аудиторской деятельности в целом и в секто­ре дополнительного профессионального об­разования и повышения квалификации спе­циалистов в частности.

С.С. Суханов, член Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности при Минфине России, руководитель Учебного центра «СТЕК»

Стоит отметить большую работу, которая шла очень непросто и до­статочно долго, – это подготовка новой редакции Кодекса профессио­нальной этики аудиторов. В марте 2012 года Кодекс был одобрен Сове­том по аудиторской деятельности и вступил в силу с 1 января 2013 года. Комиссией по аттестации и повышению квалификации рабочего органа САД подготовлены рекомендации для всех СРО аудиторов по организа­ции обучения и типовые программы повышения квалификации, разра­ботанные в соответствии с Кодексом профессиональной этики аудито­ров и Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций.

Современное состояние рынка услуг в сфере бухгалтерского учета, аудита и кон­салтинга свидетельствует о том, что профессиональная деятельность учетно-контрольного направления прошла период адаптации к рыночным условиям хозяй­ствования, укрепилось понимание необхо­димости механизма саморегулирования профессиональной деятельности, очищения своих рядов от случайных людей в профес­сии. Настало время кропотливой работы над стандартизацией своей профессиональ­ной деятельности, обеспечением необходи­мой квалификации специалистов, занимаю­щихся как ведением бухгалтерского учета, так и аудитом.

Стандартизация процесса обучения и аккредитация

Во многом сложности с адаптацией сис­темы образования к новым условиям жиз­ни в России в целом и в сфере бухгалтерско­го учета, аудита, в частности, связаны с недостаточным пониманием как сообществом, так и отдельными руководителями и ответственными исполнителями (в т.ч. и в государ­ственных регулирующих органах, а зачас­тую и в судебных органах) роли саморегули­руемых организаций в процессе организации и контроля сфер профессиональной деятель­ности и их прямой ответственности за обе­спечение качества оказываемых членами сообщества услуг, а соответственно и обе­спечение их качественной подготовки и сво­евременного повышения квалификации.

В соответствии с законодательством о са­морегулировании профессиональной деятель­ности в России, уставами саморегулируемых организаций подтвержденный в соответствии с установленными процедурами уровень ква­лификации специалиста является обязатель­ным требованием для допуска к аудиторской, строительной, проектной и другим видам деятельности. Пункт 6 статьи 6 Федерального закона от 01.12.07 № 315-ФЗ «О саморегулиру­емых организациях» вменяет в обязанность СРО организацию профессионального обуче­ния, аттестацию работников членов саморегу­лируемой организации [1].

Поэтому важным направлением в дея­тельности СРО является обеспечение стан­дартизации обучения и повышения квали­фикации входящих в них представителей профессионального сообщества. О между­народном опыте и необходимости стандар­тизации программ обучения специалистов уже упоминалось во многих публикациях, в т.ч. в октябрьском номере журнала «АУДИ­ТОР» за 2012 год об этом рассказал ректор ИПК «Постгрэдюэйт-РАУ» И.Б. Журавлев. Как показывает практика, наиболее важ­ным и действенным механизмом реализации этой функции является процесс аккредита­ции учебных центров при профессиональ­ных саморегулируемых организациях, кото­рые предъявляют требования к стандартам обучения и повышения квалификации своих представителей и контролируют этот процесс в силу закона. И надо заметить, что решение этого вопроса находится именно в сфере, ре­гулируемой законодательством о саморегулируемых организациях, и напрямую связано с требованиями по обеспечению качества ока­зываемых профессионалами услуг.

В этом секторе системы профессиональ­ного саморегулирования особая роль отво­дится аккредитованным учебно-методичес­ким центрам по подготовке и повышению квалификации аудиторов и профессиональ­ных бухгалтеров.

В учебных центрах, проходящих про­цесс аккредитации при саморегулируе­мых организациях аудиторов и бухгалте­ров, вся методическая работа и система обучения построены по стандартам, предъ­являемым СРО к процессу обучения, и наце­лены на соответствие довольно жестким тре­бованиям как к содержанию программ об­учения, так и к получаемому результату по окончании курса обучения. Необходимо отметить, что в специализированных учеб­ных центрах в обязательном порядке (через применение системы стандартов и контро­ля их выполнения) учитывается специфика деятельности аудитора, профессионального бухгалтера или налогового консультанта.

Если говорить об уровне подготовки в ак­кредитованных при саморегулируемых организациях учебных центрах, то он намного выше, чем в неаккредитованных, т.к. построен на обеспечении выполнения стандартов, предъявляемых не только к процессу обу­чения, но и к квалификации специалистов определенной профессии. Кроме того, совершенно очевидным является тот факт, что методическая работа в аккредитованных центрах находится на более высоком уров­не, т.к. они имеют многолетний опыт работы с СРО и их предшественниками — некоммер­ческими профессиональными организаци­ями, а в более ранние периоды — с государ­ственным регулятором в лице Департамен­та государственного финансового контроля и ЦАЛАК Минфина России.

Таким образом, совершенно понятно, что аккредитованные УМЦ являются важ­ной частью системы подготовки и повыше­ния квалификации специалистов, от которых требуется высокий уровень профессиональ­ных знаний и ответственности в ежеднев­ной работе (аудиторы, бухгалтеры, оценщи­ки, налоговые консультанты, конкурсные управляющие и др.), кро­ме того, квалификация дан­ных специалистов является одним из основных критериев при вступлении в саморе­гулируемую профессиональ­ную организацию и получе­нии разрешения на занятие определенным видом про­фессиональной деятельности.

При этом необходимо отметить, что времена фор­мального получения дипло­мов и сертификатов о про­хождении обучения и повы­шении квалификации ушли в прошлое, и это во многом связано с повышением общих квалификационных требова­ний к специалистам и высо­кой конкуренцией на рынке труда. Поэтому аккредита­ция учебных центров при саморегулируемых профессиональных объединениях являет­ся не только фактом признания профессио­нальным сообществом необходимого уровня подготовки специалистов в учебном центре, но и определенной мерой ответственности УМЦ за процесс обучения и его результат, критерием открытости для контроля обуче­ния со стороны саморегулируемых профес­сиональных организаций, а для специали­стов, являющихся членами СРО, своевремен­ное прохождение повышения квалификации в аккредитованных учебных центрах должно быть просто обычаем делового оборота и пра­вилом «хорошего тона».

Аттестация и повышение квалификации аудиторов

Министерство финансов и Совет по ауди­торской деятельности в прошедшем году не оставляли без внимания сферу обучения и повышения квалификации аудиторов, да­вая разъяснения по вопросам аттестации аудиторов и полномочий аудиторов с раз­ными аттестатами в ходе аудиторских про­верок. В конце года Минфином были подго­товлены два документа координирующего характера: «Рекомендации саморегулируе­мым организациям аудиторов по организа­ции обучения аудиторов в связи с принятием Кодекса профессиональной этики аудиторов и Правил независимости аудиторов и ауди­торских организаций» и «Рекомендации саморегулируемым организациям аудиторов по разработке специальных программ повышения квалификации аудиторов, желающих заниматься аудитом бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов».

И.Б. Журавлев, ректор ИПК «Постгрэдюэйт-РАУ», вице-президент IFA и IAB

В настоящее время по-прежнему существует необходимость в сохра­нении набранных в последние годы темпов подготовки как специалис­тов-профессионалов, так и тренеров-преподавателей, способных распро­странять передовые знания и практические навыки на основе отвечаю­щих требованиям времени высокопрофессиональных программ. Именно высокопрофессиональных, т. к. мода на западные «красивые» сертифи­каты иногда отвлекает от фактического отсутствия в ряде программ не­обходимого содержания, проработанного учебного материала, а также качественного преподавания дисциплин и итогового тестирования.

Предостеречь специалистов от ошибок, приводящих к потере вре­мени и денег, могли бы российские и международные профессиональ­ные сообщества бухгалтеров и аудиторов.

Признаны ли IFAC, признаются ли наиболее авторитетными профес­сиональными объединениями и друг другом, соответствуют ли требова­ниям международных законов и каких именно законов? Лицензирова­ны ли программы в стране происхождения? Кем разработаны и разра­ботаны ли вообще учебники и кто преподает соответствующие курсы? Вот вопросы, которые специалистам целесообразно задать до того, как заплатить за учебу.

В 2012 году завершился период, отведен­ный аудиторам Минфином для сдачи экзаме­на на новый аттестат в упрощенном порядке. В январе текущего года ЕАК отчиталась о выполненной работе за 2012 год. Общая статистика сдачи пре­тендентами экзамена на новый аттестат аудитора явно не впечатляет: из 24-тысяч­ной армии аудиторов атте­стат нового образца имеют только 3 тысячи человек.

Общий процент сдачи эк­замена за весь период рабо­ты ЕАК (2011—2012 годы) так и не превысил 25%. Сообще­ство два года говорило о пред­взятости и неоднозначном толковании вопросов экза­мена и тестов, а представи­тели ЕАК твердили о низком уровне подготовки претен­дентов. В результате двух­летних споров с регулятором представителям СРО аудиторов удалось доказать недо­статочность проработки экза­менационной базы и добиться доработки вопросов и тестов с учетом здравого смысла и практического опыта ауди­торской деятельности.

Судя по сложившейся си­туации, состояние дел в ча­сти аттестации аудиторов в общем порядке по резуль­татам за 2012 год серьезных перспектив роста не обещает. При этом становится очевидным, что ин­терес к профессии аудитора в России стал значительно снижаться вместе с уменьше­нием возможности больших заработков и ро­стом ответственности аудиторов.

По всей видимости, наиболее упорная и це­леустремленная часть аудиторов, имеющих аттестаты старого образца и не сдавших упро­щенный экзамен в 2011—2012 годах постара­ется сдать экзамен в общем порядке в 2013— 2014 годах. Остается надеяться, что они лучше подготовились к сдаче экзамена и в текущем году большая их часть достигнет заветно­го успеха, и ряды аудиторов, имеющих право проводить аудит общественно значимых орга­низаций, немного пополнятся.

С. С. Суханов, член Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности при Минфине России, руководитель Учебного центра «СТЕК»

Рабочий орган Совета по аудиторской деятельности очень мно­го внимания на своих заседаниях уделяет вопросам аттестации ауди­торов, анализирует отчеты о работе Единой аттестационной комиссии.

2 апреля 2013 года были подведены итоги сдачи упрощенного экза­мена за весь период его проведения и заслушаны доклады ЕАК и Ко­миссии по аттестации и повышению квалификации. Вот некоторые ста­тистические результаты. На начало 2013 года в России было 24 146 аудиторов, из которых 3148 человек успешно сдали упрощенный экзамен, т. е. чуть более 13% аудиторов имеют новый аттестат. Всего упрощенный экзамен пытались сдавать 6543 аудитора, а попыток сда­чи было 14 762, т.к. многие сдавали экзамен не по одному разу. Та­ким образом, средний процент успешной сдачи составил 21%. При этом на разных экзаменах процент успешной сдачи колебался от 46 до 3,5%.

Доклады вызвали бурную дискуссию и много вопросов. Такой боль­шой разброс в процентах успешной сдачи экзаменов говорит в т. ч. и о разном уровне сложности экзаменационных вопросов на разных экзаменах, который устанавливается и контролируется только ЕАК. При столь низком проценте сдачи экзаменов (существенно ниже ана­логичных мировых) практически нет обратной связи от ЕАК к претен­дентам. Была отмечена необходимость обеспечения большей прозрач­ности процедуры проведения экзамена, его проверки и публикации ре­зультатов.

Это в полной мере относится и к основному (неупрощенному) экза­мену. На сегодняшний день не публикуются тесты, которые в процес­се ротации были исключены из экзаменационной базы. Не проводят­ся анализ экзаменационных работ и разбор типичных ошибок, допу­щенных на экзаменах, с размещением этой информации на сайте ЕАК. Не публикуются критерии и принципы оценки письменных работ. Необ­ходимо менять экзаменационную программу. Процедура проведения экзаменов и система аттестации аудиторов в целом требуют серьезно­го совершенствования.

По состоянию на 1 апреля 2013 года, по данным Министерства финансов, аудиторов в России стало меньше 24 069 человек, а общее количество аудиторских организа­ций, работниками которых являются ауди­торы, сдавшие квалификационный экзамен на получение квалификационного аттеста­та аудитора в упрощенном порядке (в 2011—2012 годах), по состоянию на 18 февраля 2013 года, составило 1682 организации [3], т.е. около 35% от общего количества действую­щих аудиторских организаций.

Если кратко сказать о сфере бухгалтерско­го учета в нашей стране, то в последние годы она развивается естественным, эволюцион­ным путем, без потрясений и «шоковой тера­пии», применяемой регулятором к аудитор­скому сообществу, поэтому и каких-то серьез­ных изменений в этом секторе не будет до тех пор, пока регулятор не загорится снова идеей аттестовать всех главных бухгалтеров в стра­не. Современная ситуация в сфере бухгалтерского учета сложилась во многом благодаря работе по аттестации профессиональных бух­галтеров, проводимой Институтом профес­сиональных бухгалтеров России с 1997 года. При этом ИПБР значительно укрепил свои позиции, став в 2001 году членом Междуна­родной федерации бухгалтеров (IFAC).

По мере формирования в соответствии с действующим законодательством саморегулируемых организаций бухгалтеров, ско­рее всего, требования к подготовке и повыше­нию квалификации специалистов в ближай­шие годы будут стандартизованы и несколько повышены в связи с применением в россий­ской практике международных стандартов (МСФО). В настоящее время количество про­фессиональных бухгалтеров, по данным ИПБ России, составляет более 100 тысяч человек. Повышение квалификации ежегодно про­ходят около 70 тысяч специалистов, и около 10 тысяч человек сдают экзамен и вступают в члены профессионального бухгалтерского сообщества.

Рынок обучения в 2012 году

Наиболее востребованными направлени­ями обучения специалистов в 2012 году ста­ли различные программы по изучению меж­дународных стандартов (МСФО и МСА), трансформации российской отчетности в МСФО для бухгалтеров, аудиторов и фи­нансовых менеджеров, а также обучение и аттестация налоговых консультантов.

Акцент на корпоративные образова­тельные программы. Данные курсы обу­чения приобрели большую популярность, т.к. разрабатываются под определенные за­просы и внутренние требования конкрет­ных организаций, что позволяет проводить обучение более целенаправленно, обеспе­чивая общий корпоративный уровень под­готовки специалистов. Данная схема обуче­ния позволяет отечественным аудиторско-консалтинговых компаниям более успешно конкурировать с многочисленными между­народными организациями и сетями, работа­ющими на российском рынке.

Популярность корпоративных программ обучения развивается благодаря интере­су не только корпоративных заказчиков, но и самих учебных центров, что определя­ется возможностью некоторого снижения из­держек при проведении обучения на терри­тории, предоставляемой заказчиком.

В последние годы стало более заметным расширение рынка интеллектуальных услуг за счет цивилизованных форм консалтин­га (финансового, правового, бухгалтерского и налогового). Поэтому интерес к профессии налогового консультанта не случаен и во многом вызван потребностью рынка в таких услугах, становлением и ростом популярно­сти данного направления деятельности, свя­занного с постоянной необходимостью налого­вого консультирования в условиях часто ме­няющейся законодательной базы. Также этот сектор услуг стал расширяться и за счет от­тока определенной части аудиторов в сферу консалтинга и бухгалтерского аутсорсинга.

Кстати сказать, на прошедшем 19 марта 2013 года III Всероссийском форуме саморегулируемых организаций представителя­ми Федеральной налоговой службы в очередной раз была озвучена точка зрения о необходимости создания саморегулируе­мых организаций налоговых консультантов с целью не только поднять престиж данной профессии, но и повысить ответственность, обеспечить стандартизацию услуг в данной сфере деятельности, обеспечив грамотное и качественное оказание услуг налоговыми консультантами.

Л. Ш. Лозовский, профессор, директор Центра образования «ЭЛКОД»

Лет пять назад, когда профессиональному сообществу налоговых консультантов было всего пять годков от роду и известность новой про­фессии была не столь высокой, подобный вопрос становился предме­том обсуждения на многих интернет-форумах – там все искали смысл: становиться ли аудитору налоговым консультантом. Сегодня мы в шаге от принятия в нашей стране закона о налоговом консультировании. Па­лата налоговых консультантов с 2011 года стала членом Европейской конфедерации налоговых консультантов (CFE). В сентябре 2013 года впервые в России в Санкт-Петербурге состоится Международная ас­самблея налоговых консультантов – МАНК 2013, в работе которой бу­дут участвовать налоговые консультанты европейских стран (члены CFE), стран Азиатско-Тихоокеанского региона (члены AOTCA) и стран, не присоединившихся к этим профессиональным сообществам, в т. ч. США, Канады, СНГ. Аттестат налогового консультанта сегодня рассма­тривается не как «еще одна корочка» – это полноценное свидетельство причастности к представительному профессиональному сообществу. Таким аттестатом обладают сейчас больше 12 тысяч человек в России, а объективная потребность – вдвое-втрое выше. Поэтому прямая доро­га аудитору – становиться аттестованным налоговым консультантом -реальным помощником налогоплательщика!

Несмотря на то, что все большее развитие получают дистанционные формы обучения в виде интерактивных курсов и вебинаров, от классического — аудиторного — обучения в форме лекций и тренингов никто не отказы­вается, потому что привлекательной для обучающихся остается возможность живо­го контакта с преподавателями, возможность получить оперативный и грамотный ответ на возникающие вопросы. По-прежнему личность и авторитет, свобода общения препо­давателя с аудиторией остаются основными критериями при выборе специалистами кур­сов обучения и повышения квалификации.

Рейтинг учебно-методических центров профессиональных бухгалтеров и аудиторов

Несколько слов о рейтинге по резуль­татам деятельности учебно-методических центров за 2012 год. Основным критери­ем при составлении списка участников по-прежнему являлось количество слуша­телей за год, прошедших об­учение в УМЦ. Общее коли­чество участников рейтинга увеличилось за счет актив­ности региональных учеб­ных центров. В этом году мы условно разделили рейтинг на две части — учебные цен­тры при государственных учебных заведениях и не­государственные образова­тельные учреждения, чтобы показать принадлежность учебных центров к двум вет­вям российской системы образования — государствен­ной и негосударственной. При этом следует отметить, что в связи со стандартиза­цией процессов и программ обучения и аккредитацией при саморегули­руемых организациях качество образова­тельных программ и преподавания находит­ся на высоком уровне как в государственных учебных центрах, так и в негосударственных учебных заведениях дополнительного про­фессионального образования. Преподавате­ли, ведущие курсы повышения квалифика­ции, как правило, преподают в нескольких центрах одновременно, как в государствен­ных, так и в частных. И репутация учебных центров формируется не столько успешной маркетинговой политикой, сколько талантом и умением преподавателей донести необхо­димую информацию до слушателей.

Область дополнительного профессио­нального образования, в которой работают учебно-методические центры, — очень «не­легкий хлеб», т.к. основная масса слушате­лей — это профессионалы с большим прак­тическим и жизненным опытом, имеющие повышенные требования к получаемым зна­ниям. И в их требованиях есть основания, поскольку специалисты, постоянно работаю­щие в сфере интеллектуальных услуг (бух­галтерский учет, аудит, консалтинг) на соб­ственном опыте знают, что без глубоких знаний, понимания своей работы и постоян­ного повышения квалификации в профессии удержаться невозможно.

Мы неоднократно говорили о том, что рей­тинги и рэнкинги являются хорошей информационной базой для желающих прой­ти обучение и повышение квалификации. Информационная открытость участников и имеющиеся возможности по перепубли­кации рейтингов в партнерских изданиях, справочно-правовых системах и в сети Ин­тернет позволяют заинтересованным лицам шире увидеть свои возможности по обуче­нию и повышению квалификации. А учеб­ным центрам, в свою очередь, необходимо использовать данные возможности для по­пуляризации новых программ обучения и повышения квалификации специалистов.

Все участники рейтинга журнала «АУДИ­ТОР» — очень разные и по-своему уникаль­ные учебные центры. У каждого из них свои история и традиции, но объединяет их общая миссия, заключающаяся в обеспечении дина­мичного российского рынка интеллектуаль­ных услуг квалифицированными професси­оналами и постоянном повышении их ква­лификации в соответствии с современными требованиями.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 01.12.07 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (с изм. и доп.).
  2. Сайт ЕАК: http://www.eak-rus.ru/rezultaty_ekzamenov/obobwennyj_analiz_rezul_tatov_kvali-fikacionnyh_e_kzamenov/
  3. Сайт Минфина: http://www1.minfin.ru/ru/accounting/reestr_audit/

Автор:

Теги: аудиторы  бухгалтеры  саморегулирование  учебные центры  повышение квалификации специалистов  образование аудиторов  аудит  СРО  саморегулируемые организации  Единая аттестационная комиссия  аудиторская деятельность  ЕАК  Совет по аудиторской деятельности