Ошибки эмитентов при раскрытии информации на рынке ценных бумаг

Рынок ценных бумаг

Автор:
Источник: Журнал “Акционерное общество: вопросы корпоративного управления” №11-2013
Опубликовано: 25 ноября 2013

Вопросы раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, несмотря на много­численные публикации по данной теме, а также наличие обширной судебной практики, остаются актуальными и в настоящее время.

Безусловно, благодаря активной деятельности ФСФР России и ее территориальных органов, а также вышеперечисленным факторам общая ситуация раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг значительно улучши­лась. Все больше эмитентов раскрывают инфор­мацию с соблюдением сроков, объема и поряд­ка, установленных нормативными правовыми ак­тами.

Однако количество возбуждаемых РО ФСФР Рос­сии в ЦФО (с 01.09.2013 г. — МУ СБР в ЦФО (г. Мо­сква)) административных дел по ч. 2 ст. 15.19 Ко­декса Российской Федерации об администра­тивных правонарушениях (далее — КоАП РФ) по-прежнему остается значительным.

Хочется обратить внимание на то, что состав админи­стративного правонарушения, ответственность за со­вершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 15.19 Ко­декса Российской Федерации об административных правонарушениях, возникает и в том случае, если из всего огромного списка документов и информации, подлежащих раскрытию, эмитентом не раскрыт толь­ко один документ или представлена недостоверная/ вводящая в заблуждение информация только в одном пункте ежеквартального отчета или другого раскры­ваемого документа.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ошиб­ки эмитентов, допускаемые ими при раскрытии ин­формации, повторение которых может служить ос­нованием для привлечения к административной от­ветственности.

Раскрытие информации о стоимости изготовления копий документов общества

В соответствии с п. 1.11 Положения о рас­крытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 04.10.2011 г. № 11-46/пз-н (далее — Положение), эмитент должен опу­бликовать на странице в сети Интернет бан­ковские реквизиты своего расчетного сче­та (счетов) для оплаты расходов по изготов­лению копий документов, указанных в п. 1.11 Положения, и размер (порядок определения размера) таких расходов. В настоящее вре­мя у большого числа эмитентов на странице в сети Интернет выявляется отсутствие такой информации.

При этом необходимо учитывать, что, если копии поименованных выше документов пре­доставляются бесплатно, это обстоятельство обязательно должно быть указано на страни­це в сети Интернет.

Указание «копии документов предоставляют­ся за плату, не превышающую расходы по их изготовлению», по мнению автора, не может считаться надлежащим определением по­рядка, так как не позволяет заинтересован­ному лицу оценить расходы, которые могут возникнуть в связи с заявленным им требо­ванием по предоставлению копий.

Анализируя страницы раскрытия информа­ции эмитентов в сети Интернет, зачастую сталкиваешься с указанием на то, что стои­мость изготовления копий составляет конкретную денежную сумму с учетом НДС. Вме­сте с тем, в соответствии со ст. 91 Федераль­ного закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготов­ление. Аналогичная норма содержится также и в п. 1.11 Положения. Заработная плата работника, осуществляющего изготовление ко­пий, а также отчисления в социальные фон­ды, налог на добавленную стоимость, расхо­ды на электричество относятся к расходам, которые общество несет вне зависимости от обращения акционеров о предоставлении ко­пий документов. Поэтому эти расходы, в том числе и НДС, не подлежат включению в состав стоимости изготовления копий документов по запросу акционера. Такая позиция неод­нократно высказывалась в предписаниях РО ФСФР России в ЦФО, а также судами (Поста­новление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.07.2009 г. № Ф04-3846/2009(9720-А45-16) по делу № А45-19649/2008, Постановление ФАС Московского округа от 03.10.2011 г. по делу № А40-99535/10-148-572).

Существенные факты

Наиболее часто встречающаяся ошибка эми­тентов заключается в том, что раскрывается информация не обо всех существенных фактах, раскрытие которых предусмотрено п. 6.1.7 Положения, либо нарушаются сро­ки их раскрытия. Безусловно, перечень подлежащих раскрытию сведений настолько ве­лик, что акционерные общества зачастую не успевают их отслеживать. Кроме того, про­блема может осложняться тем, что лицо, ответственное в акционерном обществе за раскрытие информации, не всегда в макси­мально короткие сроки, установленные для раскрытия сообщений о существенных фак­тах, получает необходимую информацию.

Так, например, пп. 44 п. 6.1.7 Положения предусмотрено раскрытие сообщения о следующем существенном факте — «о спо­ре, связанном с созданием эмитента, управ­лением им или участием в нем». Как прави­ло, подобная информация концентрируется в юридическом управлении, сотрудники ко­торого не всегда взаимодействуют с лицом, ответственным за раскрытие информации. При этом акционер, предъявивший подобные исковые требования к обществу, про­сматривая страницу раскрытия информа­ции акционерного общества в сети Интернет и не находя соответствующего сообщения о существенном факте, обращается в уполно­моченный орган для рассмотрения вопроса о привлечении акционерного общества к от­ветственности, установленной КоАП РФ.

Для решения указанной проблемы я бы ре­комендовала выстроить такую систему передачи информации в акционерном обществе, при которой лицо, в должностные обязанно­сти которого входит работа с информацией, включенной в перечень существенных фак­тов, должно в максимально короткие сро­ки передавать такую информацию уполно­моченному лицу, отвечающему за раскры­тие информации. Обязанность по передаче данной информации следует внести в круг должностных обязанностей таких лиц, а так­же прописать в должностной инструкции ответственность за ее невыполнение.

Ежеквартальный и годовой отчет

Что касается раскрытия ежеквартальных и годовых отчетов, то основной проблемой остается их содержание. Зачастую эмитенты формально подходят к их составлению, ко­пируя соответствующие пункты предыдущих отчетов. Иногда информация скрывается намеренно. При этом хочется обратить внима­ние, что все больше жалоб со стороны акци­онеров поступает именно на содержание таких отчетов, раскрытие в них недостоверной или вводящей в заблуждение информации.

Типичной является ситуация, когда в еже­квартальном отчете различными способами (фразами) эмитент пытается уйти от раскры­тия информации о размере вознаграждения, льгот и/или компенсации расходов по каждо­му органу управления эмитента (п. 5.3 При­ложения № 3 к Положению). Многие эмитен­ты объясняют, что такие сведения являются конфиденциальной информацией. При этом пунктом 5.3 Приложения № 3 к Положению определено, что в ежеквартальном отчете «по каждому из органов управления эмитента описываются с указанием размера все виды вознаграждения, включая заработную плату членов органов управления эмитен­та, являющихся (являвшихся) работниками эмитента, в том числе работающих (работав­ших) по совместительству, премии, комиссионные выплаты, льготы и/или компенсации расходов, вознаграждения, отдельно выпла­чиваемые за участие в работе соответству­ющего органа управления, а также иные ви­ды вознаграждения, которые были выплаче­ны эмитентом в течение соответствующего периода, а также сведения о существующих соглашениях относительно таких выплат в те­кущем финансовом году».

Здесь же установлено, что «указанные сведения не могут являться предметом соглашения о конфиденциальной информации, препятствующего их раскры­тию в ежеквартальном отчете, за исключени­ем информации о размере вознаграждения физического лица, осуществляющего функ­ции единоличного исполнительного органа управления эмитента».

При этом необходимо помнить, что в соот­ветствии с пунктом 1.15 Положения в случае, если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, раскрытие которой требуеся в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации, Положением и иными нормативными правовыми актами, эмитент должен указать основание, в силу которого такая информация эмитентом не раскрыва­ется. Таким образом, в п. 5.3 ежеквартально­го отчета эмитент может не раскрывать толь­ко информацию о размере вознаграждения физического лица, осуществляющего функ­ции единоличного исполнительного орга­на управления эмитента, в случае если такая информация согласно соответствующим документам эмитента относится к конфиденци­альной. При этом в ежеквартальном отчете эмитент обязан указать основание, в силу ко­торого информация им не раскрывается. От­сутствие такого указания может явиться основанием для привлечения эмитента к адми­нистративной ответственности.

Что касается раскрытия в годовом отчете ин­формации о вознаграждении органов управ­ления акционерного общества, предусмо­тренной пп. 2 п. 8.2.3 Положения, то в годо­вом отчете должны быть указаны критерии определения и размер вознаграждения (компенсации расходов) лица, за­нимающего должность единоличного исполнительного органа (управляющего, управля­ющей организации) акционерного общества, каждого члена коллегиального исполнитель­ного органа акционерного общества и каж­дого члена совета директоров (наблюдатель­ного совета) акционерного общества или об­щий размер вознаграждения (компенсации расходов) всех этих лиц, выплаченного в те­чение отчетного года.

При этом Положением, в отличие от норм, регулирующих раскрытие такой информации в ежеквартальном отчете, не устанавливает­ся возможность нераскрытия такой инфор­мации в годовом отчете в связи с ее конфи­денциальностью.

Одновременно необходимо помнить, что пп. 11 ст. 5 Федерального закона от 29.07.2004 г № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» установлено, что режим коммерческой тайны не мо­жет быть установлен лицами, осуществляю­щими предпринимательскую деятельность, в отношении, в том числе, сведений, обяза­тельность раскрытия которых или недопусти­мость ограничения доступа к которым уста­новлена иными федеральными законами.

Таким образом, сведения о размере возна­граждения, которые должны быть раскрыты в годовом отчете, не могут быть отнесены к коммерческой тайне, поскольку обязанность по раскрытию данной информации следует из ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 г № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и предусмотрена Положением. Такая же пози­ция изложена и в Постановлении ФАС Мо­сковского округа от 29.05.2013 г по делу № А40-119148/12-139-1142.

О раскрытии бухгалтерской отчетности

Очень часто встречающимся нарушением яв­ляется несоблюдение требований к соста­ву раскрываемой бухгалтерской отчетности, определенному пунктом 8.3.3 Положения. В соответствии с указанной нормой помимо бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках раскрытию подлежат приложения к ним, предусмотренные законодательством, аудиторское заключение (если отчетность подлежит обязательному аудиту) и поясни­тельная записка. Аналогичный состав бух­галтерской отчетности предусматривался и ранее действовавшим Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссион­ных ценных бумаг, утвержденным Приказом ФСФР РФ от 10.10.2006 г. № 06-117/пз-н.

Наибольшее количество ошибок эмитен­тов связано с нераскрытием всех либо ча­сти приложений к бухгалтерской отчетно­сти, а также пояснительной записки. В связи с тем, что срок, в течение которого раскрыва­емая эмитентами годовая бухгалтерская отчетность должна быть доступна в сети Интер­нет, составляет три года, рассмотрим состав приложений к годовой бухгалтерской отчетности по итогам 2010-2012 года.

По действовавшему до 01.01.2013 г. Феде­ральному закону от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность акционерных обществ состояла из:

  • бухгалтерского баланса;
  • отчета о прибылях и убытках;
  • приложений к ним, предусмотренных норма­тивными актами;
  • аудиторского заключения (если отчетность подлежит обязательному аудиту);
  • пояснительной записки.

Для годовой бухгалтерской отчетности акци­онерных обществ по итогам 2010 года пунктом 1 Приказа Минфина РФ от 22.07.2003 г № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» был установлен следующий состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках бухгалтер­ской отчетности:

  • отчет об изменениях капитала (форма № 3);
  • отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  • приложение к бухгалтерскому балансу (фор­ма № 5).

Для бухгалтерской отчетности акционерных обществ по итогам 2011 года пунктами 2 и 4 Приказа Минфина РФ от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности орга­низаций» был установлен следующий состав приложений к бухгалтерскому балансу и от­чету о прибылях и убытках бухгалтерской от­четности:

  • отчет об изменениях капитала;
  • отчет о движении денежных средств;
  • пояснения (их содержание определялось ор­ганизациями самостоятельно с учетом

При­ложения № 3 к Приказу, требований Феде­рального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положения по бухгал­терскому учету «Бухгалтерская отчетность ор­ганизации» (ПБУ 4/99), утвержденного Прика­зом Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н).

С учетом ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерных об­ществ состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и прило­жений к ним. Таким образом, в настоящее время пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчет­ности. Как указывается в Письме Минфи­на РФ от 23.05.2013 г. № 03-02-07/2/18285, в силу ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в отношении состава приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах продолжает действовать Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности орга­низаций». Согласно п.п. 3 и 4 данного При­каза в состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах входят отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и иные при­ложения (пояснения). Таким образом, пояс­нения входят в состав бухгалтерской (финан­совой) отчетности. В соответствии с п. 4 вышеупомянутого Приказа Минфина РФ № 66н такие пояснения оформляются в табличной и (или) текстовой форме. При этом содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятель­но с учетом Приложения № 3 к Приказу.

Кроме того, в силу ч. 1 ст. 30 Федерально­го закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» продолжает применяться раздел VIII ПБУ 4/99, утвержденного Прика­зом Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н (Ин­формация, сопутствующая бухгалтерской от­четности), а также п. 37 ПБУ 4/99, в соответ­ствии с которым при отступлении от правил, предусмотренных в пп. 32 – 35 ПБУ 4/99, су­щественные отступления должны быть рас­крыты в пояснениях к бухгалтерскому балан­су и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эти отступле­ния, и результата, который данные отступле­ния оказали на понимание состояния финансового положения организации, отражение финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.

Нормами, регламентирующими раскрытие информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, понятие пояснительной записки, упомянутой в п. 8.3.3 Положения, не раскры­вается. При этом п. 5 ПБУ 4/99 предусмотре­но, что приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснитель­ная записка именуются пояснениями.

В связи с изложенным, по мнению автора, из­менения в нормах, регулирующих состав бух­галтерской отчетности, требуют внесения со­ответствующих изменений и в п. 8.3.3 По­ложения в части требований о раскрытии пояснительной записки. В настоящее время автору представляется необходимым рас­крывать в соответствии с п. 8.3.3 Положения в составе годовой бухгалтерской отчетно­сти за 2012 год бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет об измене­ниях капитала, отчет о движении денежных средств, пояснения и аудиторское заключе­ние (в случае если отчетность подлежит обя­зательному аудиту).

Зачастую фиксируемые нарушения п. 8.3.3 Положения связаны с нераскрытием бухгал­терской отчетности и аудиторского заключения по причине того, что акционерное об­щество находится на упрощенной системе налогообложения и не осуществляет ведение бухгалтерского учета. При этом в соот­ветствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводит­ся, в том числе, в случаях, если организация имеет организационно-правовую форму от­крытого акционерного общества, а также ес­ли ценные бумаги организации допущены к обращению на организованных торгах.

Кроме того, как следует из Определения Кон­ституционного Суда РФ от 13.06.2006 г. № 319-О, освобождение от обязанности ведения бухгал­терского учета применительно к деятельности открытого акционерного общества не исклю­чает необходимость составления по данным об имущественном и финансовом положении и по результатам хозяйственной деятельности бухгалтерской отчетности в установленной зако­ном форме, в том числе, в целях обеспечения информационной открытости.

В определении Конституционный Суд РФ так­же указывает, что особенности открытого акци­онерного общества требуют публичного веде­ния дел, в том числе обязательной ежегодной открытой публикации для всеобщего сведе­ния годового отчета, бухгалтерского баланса и счетов прибылей и убытков, подтвержденных независимым аудитом. Содержащаяся в этих документах информация не является коммер­ческой тайной, а ее представление (как акци­онерам, так и прочим лицам) невозможно без составления бухгалтерской отчетности.

Таким образом, акционерное общество, обя­занное раскрывать информацию в соответствии с главой VIII Положения, в любом случае должно составлять и раскрывать бухгал­терскую отчетность.

О порядке и сроках раскрытия финансовой отчетности

В настоящее время существенные затрудне­ния возникают при определении порядка и срока раскрытия годовой бухгалтерской отчетности. Пунктом 8.3.4 Положения предусмотрено, что годовая бухгалтерская (финан­совая) отчетность акционерного общества раскрывается:

1) путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет:

  • не позднее 2 дней с даты истечения установ­ленного законодательством РФ срока пред­ставления годовой бухгалтерской (финансо­вой) отчетности;
  • не позднее 2 дней с даты составления годо­вой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества — если она состав­лена до истечения указанного срока;
  • не позднее 2 дней с даты составления ауди­торского заключения — в случае если годо­вая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества подлежит обяза­тельному аудиту;

2) в составе ежеквартального отчета акционер­ного общества – эмитента за первый квартал в соответствии с главой V Положения в слу­чае если акционерное общество – эмитент в соответствии с Положением обязано рас­крывать информацию в форме ежекварталь­ного отчета.

Для начала рассмотрим раскрытие годовой бухгалтерской отчетности эмитентами, не обязанными раскрывать информацию в фор­ме ежеквартального отчета. Точкой отсчета двух дней для раскрытия годовой бухгалтер­ской отчетности в данном случае является наступление одного из следующих событий: составление отчетности (ранее 31 марта), истечение установленного срока предостав­ления годовой бухгалтерской отчетности (31 марта), составление аудиторского заключения. При этом, если выбор из первых двух со­бытий очевиден, то выбор между первым и третьим, а также вторым и третьим события­ми представляется неоднозначным.

С одной стороны, можно было бы предпо­ложить, что норма, касающаяся раскры­тия годовой бухгалтерской отчетности, подлежащей аудиту, является специальной по отношению к нормам, касающимся срока раскрытия годовой бухгалтерской отчетности, не подлежащей обязательному аудиту. И в этом случае первые два случая относят­ся только к той раскрываемой отчетности, ко­торая не подлежит обязательному аудиту. Но такое предположение противоречит систем­ному толкованию пп. 6 п. 1 ст. 5 Федерально­го закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об ау­диторской деятельности», ст. 92 и п. 3 ст. 88 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», исходя из содержания которых обязательный аудит го­довой бухгалтерской отчетности, подлежа­щей раскрытию, проводится в любом случае.

Тогда опубликование годовой бухгалтерской отчетности, подлежащей обязательному ау­диту, сразу после ее составления невозмож­но, а относительно второго и третьего слу­чая можно предположить, что точкой отсчета срока раскрытия будет то из вышеперечис­ленных двух событий (31 марта или состав­ление аудиторского заключения), которое наступит раньше. Если аудиторское заклю­чение составлено до 31 марта, то точкой от­счета срока раскрытия будет дата его со­ставления. Если же аудиторское заключение до указанного срока не составлено, то точкой отсчета будет 31 марта.

Такая позиция, основанная, в том числе, на нормах утратившего силу Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», изложена в Письме ФСФР

России от 28.04.2012 г. № 12-ОП-10/19059, размещенном в правовых информацион­ных системах. ФСФР России указывает, что в случае если аудиторское заключение в отношении годовой бухгалтерской отчетности не передано акционерному обществу в срок, установленный законодательством РФ для представления годовой бухгалтерской отчет­ности, акционерному обществу не позднее 2 дней с даты истечения указанного срока сле­дует раскрыть годовую бухгалтерскую отчет­ность с указанием соответствующего осно­вания, в силу которого не раскрывается ау­диторское заключение, а не позднее 2 дней после получения аудиторского заключения в отношении годовой бухгалтерской отчетно­сти — раскрыть указанное аудиторское заключение.

Однако, как представляется автору, в этом случае акционерное общество может нарушить п. 3 ст. 88 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных об­ществах», указывающий на то, что перед опу­бликованием годовой финансовой отчетно­сти общество обязано привлечь аудитора, а также п. 10 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском уче­те», который предписывает в случае опубликования бухгалтерской отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, публиковать ее вместе с аудиторским заключением.

В связи с изложенным, с целью соблюдения указанных норм наилучшим вариантом пред­ставляется построить деятельность общества таким образом, чтобы аудиторское заключе­ние по годовой бухгалтерской отчетности в лю­бом случае составлялось не позднее 31 марта. При этом, если аудиторское заключение в отношении годовой бухгалтерской отчетности не передано акционерному обществу в срок, уста­новленный законодательством РФ для пред­ставления годовой бухгалтерской отчетности, акционерному обществу не позднее 2 дней с даты истечения указанного срока следует, как полагает автор, в соответствии с требованием п. 1.15 Положения раскрыть сообщение с ука­занием соответствующего основания, в силу которого не раскрывается годовая бухгалтер­ская отчетность. А не позднее 2 дней после по­лучения аудиторского заключения в отношении годовой бухгалтерской отчетности — осуще­ствить ее раскрытие.

Кроме того, раскрывая годовую бухгалтер­скую отчетность, эмитенты зачастую забывают опубликовать на странице в сети Интернет сообщение об утверждении (неутверждении) годовой бухгалтерской отчетности акционер­ного общества в соответствии с п. 8.3.5 По­ложения.

Рассмотрим теперь порядок и сроки раскры­тия годовой бухгалтерской отчетности эмитентами, обязанными раскрывать информа­цию в форме ежеквартального отчета.

По мнению автора, норма, касающаяся раскрытия годовой бухгалтерской отчетно­сти такими эмитентами (пп.2 п.8.3.4 Положения), могла бы рассматриваться как спе­циальная по отношению к нормам, касаю­щимся раскрытия годовой бухгалтерской отчетности акционерными обществами, на которые не распространяется обязан­ность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета (пп.1 п.8.3.4 По­ложения). В этом случае эмитенты, обя­занные раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета, раскрывают го­довую бухгалтерскую отчетность только один раз в составе ежеквартального отче­та за первый квартал в соответствии с гла­вой V Положения. Однако в таком случае акционерные общества, на которые в си­лу их большей открытости возлагаются до­полнительные более строгие требования к объему и срокам раскрытия информа­ции, в общем случае будут раскрывать го­довую бухгалтерскую отчетность минимум на 45 дней позднее всех других акционер­ных обществ. Последнее утверждение ста­вит под сомнение первое предположение. Все вышеперечисленное позволило неко­торым авторам утверждать, что общества, обязанные раскрывать информацию в фор­ме ежеквартального отчета, обязаны раскрывать годовую бухгалтерскую отчетность дважды: в составе ежеквартального отчета за первый квартал и в соответствии с пп.1 п.8.3.4 Положения [1].

Таким образом, считаем, что в связи с отсут­ствием судебной практики по данному вопросу, а также возможным неоднозначным толкованием данной нормы, акционерным обществам, на которые распространяется обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета, следует рас­крывать годовую бухгалтерскую отчетность дважды.

В связи с вступлением в силу Федераль­ного закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», не предусматрива­ющего обязательного составления и представления всеми хозяйствующими субъ­ектами квартальной бухгалтерской (финансовой) отчетности, возникает вопрос о необходимости составления и раскры­тия квартальной бухгалтерской (финансо­вой) отчетности акционерными общества­ми, на которые возлагается обязанность по раскрытию информации в форме еже­квартального отчета.

В соответствии со ст. 30 Федерального за­кона от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» в состав ежеквартального отчета за первый квартал включаются промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность эмитента за завершенный отчетный период, состоящий из трех меся­цев отчетного года, а в состав ежеквартальных отчетов за второй и третий квар­талы — промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность эмитента за за­вершенные отчетные периоды, состоящие из шести и девяти месяцев отчетного года соответственно.

Вместе с тем, п. 4 ст. 13 Федерального зако­на от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность со­ставляется экономическим субъектом в слу­чаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми ак­тами органов государственного регулирова­ния бухгалтерского учета, договорами, учре­дительными документами экономического субъекта, решениями собственника эконо­мического субъекта установлена обязан­ность ее представления.

Таким образом, акционерные общества, на которые распространяется обязанность по раскрытию информации в форме еже­квартального отчета, обязаны в силу спе­циальных норм Федерального закона от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» составлять и раскрывать промежуточ­ную бухгалтерскую (финансовую) отчет­ность в составе ежеквартальных отчетов за первый, второй и третий кварталы. Такая по­зиция изложена также в Информации Мин­фина РФ № ПЗ-10/2012 «О вступлении в си­лу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтер­ском учете».

И в заключение рассмотрения вопросов о раскрытии бухгалтерской (финансовой) отчетности хотелось бы заметить, что в соот­ветствии с п. 11 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в отношении бухгалтерской (финан­совой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.

Раскрытие информации об аффилированных лицах

Основной ошибкой эмитентов при раскрытии информации в форме списка аффилирован­ных лиц является невключение в список аффилированных лиц сведений обо всех аф­филированных лицах, которые известны или должны быть известны этому акционерно­му обществу. Чаще всего эмитенты забыва­ют указывать тех аффилированных лиц, кото­рые признаются аффилированными в связи с принадлежностью к той же группе лиц, к ко­торой принадлежит данное юридическое ли­цо. Для того чтобы избежать подобных оши­бок, необходимо внимательно изучить ста­тью 9 Федерального закона от 26.07.2006 г № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и осу­ществлять регулярный мониторинг указан­ных в ней оснований.

При раскрытии изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, возникают неко­торые затруднения с определением даты насту­пления события, являющегося точкой отсчета срока раскрытия. В соответствии с п. 8.5.3 По­ложения акционерное общество обязано опу­бликовать на странице в сети Интернет тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, не позднее 2 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список. При этом срок, в течение которого общество должно внести указанные изме­нения в список аффилированных лиц с момен­та, когда оно узнало или должно было узнать о таких изменениях, действующими нормативными правовыми актами не установлен. По мнению автора, с учетом необходимости рас­крытия информации в максимально короткий срок тексты изменений, произошедших в спи­ске аффилированных лиц, должны публико­ваться не позднее 2 рабочих дней с даты, ког­да акционерное общество узнало о соответ­ствующих изменениях.

В заключение заметим, что частой ошибкой эмитентов также является нераскрытие дополнительных сведений, предусмотренных частью 8.7 Положения. Особых затруднений в понимании норм указанной части нет; такие ошибки связаны, прежде всего, с отсутстви­ем надлежащего внутреннего контроля за фактами, указанными в п. 8.7.1 Положения, и за своевременным раскрытием информации о них. Напомним также, что в соответствии с п. 8.7.6 Положения раскрытие дополнитель­ных сведений должно осуществляться как в ленте новостей, так и на странице акционерного общества в сети Интернет.

_______________________

[1] См., например: Вавулин Д.А. Раскрытие информации акционерными обществами. – М.: Юстицинформ, 2012. – параграф 10.

Автор:

Теги: раскрытие информации  рынок ценных бумаг  эмитенты  эмиссионные ценные бумаги  ФСФР  ошибки эмитентов  ежеквартальный отчет  конфиденциальная информация  нераскрытие информации  бухгалтерская отчетность  бухгалтерский баланс  отчет о прибылях и убытках  П