Особенности Vendor Due Diligence сельскохозяйственных предприятий

Теория аудита,...

Автор:
Источник: Журнал "Финансовый Директор ISSN 1680 – 1148" №7-8 - 2010
Опубликовано: 20 Января 2011

Несмотря на снижение притока прямых инвестиций в Украину, предприятия сельского хозяйства пользуются повышенным спросом у иностранных инвесторов. В случае успешного решения вопросов по квотированию экспорта зерновых культур и возврату аграриям долга по бюджетному возмещению НДС, объем ежегодных инвестиций в сельское хозяйство, по мнению экспертов, может увеличиться до 1200 млн. долларов США.

Собственники аграрных компаний, в течение последних нескольких лет неоднократно получавшие предложения о продаже бизнеса, как правило, принимали следующие стратегические решения.

1. Продажа бизнеса в срочном порядке. Наиболее распространенными причинами продажи были – высокая кредитная нагрузка компании и/или непрофильный характер сельскохозяйственного направления в основном бизнесе собственника.

В большинстве случаев предприятия не были подготовлены к продаже, и сделки купли-продажи корпоративных прав (акций) заключались в срочном порядке.

Инвестор, как правило, имел доминирующую позицию в проведении переговоров по цене, продавца больше интересовали сроки получения оплаты. Проведение расчетов обычно включало в себя два платежа: первый платеж от 25 до 60 % стоимости бизнеса выплачивался в течение месяца после подписания договора купли-продажи корпоративных прав (акций) (далее Договор). Второй платеж от 40 до 75 % выплачивался в течение года по результатам проверки выполнения гарантий, прописанных в Договоре.

2. Консолидация сельскохозяйственного направления и подготовка предприятия к продаже. В данном случае стратегия собственников направлена на укрупнение действующего аграрного бизнеса: заключение новых договоров аренды земли, приобретение мелких аграрных предприятий и т. д. Цель – повышение стоимости бизнеса для последующей продажи стратегическому инвестору.

3. Поиск источников финансирования для развития сельскохозяйственного направления. В связи с ограниченными возможностями привлечения заемного финансирования собственник готов привлечь инвестиции путем продажи части бизнеса (не более 40 %). Его прежде всего интересует сохранение контроля и спешное развитие предприятия. В некоторых случаях собственники оговаривают процесс обратного выкупа доли у инвестора.

Следует отметить, что продажа бизнеса или привлечение инвестиций достаточно трудоемкий и долгосрочный процесс. Специфика данных проектов в сельскохозяйственном бизнесе связана с:

  • сложной корпоративной историей (большинство текущих сельхозпредприятий были преобразованы из бывших колхозов и совхозов);
  • наличием большого количества договоров аренды земли/земельных паев с физическими лицами;
  • высокой степенью износа основных средств;
  • сезонностью бизнеса;
  • специфическими активами (земля, биологические активы);
  • чрезвычайными расходами (потери урожая и т. д.);
  • слабой автоматизацией учета;
  • специальным режимом налогообложения.

Льготы в системе налогообложения сельхозпредприятий являются дополнительным позитивным фактором для потенциальных инвесторов.

В случае достижения предварительных договоренностей между покупателем и продавцом первым шагом в процессе инвестирования или приобретения бизнеса является проведение процедуры Due Diligence.

Due Diligence, дью-дилидженс (проверка должной тщательности) — всесторонняя проверка деятельности компании, её финансового состояния и положения на рынке с целью определения ключевых рисков предстоящей транзакции. Процедура Due Diligence не предполагает выражения мнения о финансовой отчетности, как в аудите. Ее основная цель – сбор информации об объекте и оценка потенциальных рисков, связанных с ним.

Средний срок Due Diligence сельскохозяйственного предприятия составляет 4–8 недель в зависимости от размера компании и автоматизации учета. Выявленные в результате этой процедуры риски часто приводят к снижению стоимости бизнеса, затягиванию переговорного процесса и включению дополнительных гарантий в Договор, поэтому к этому этапу сотрудничества с инвестором необходимо готовиться заранее.

Предприятиям, избравшим вторую и третью стратегию развития, а именно ориентацию на продажу бизнеса или привлечение инвестиций, необходимо провести предпродажную подготовку бизнеса. Данная процедура, как правило, начинается с этапа Vendor Due Diligence (проверка в интересах продавца).

Vendor Due Diligence – это всесторонний аудит компании или группы компаний (юридический, финансовый, налоговый, технический и т. д.) с целью выявления рисков, препятствующих продаже бизнеса.

Обычно Vendor Due Diligence проводится инвестиционными консультантами компании и позволяет решить следующие задачи:

  • повышение прозрачности бизнеса для будущего инвестора;
  • подготовка бизнеса к проведению Due Diligence со стороны покупателя;
  • подготовка инвестиционной документации (бизнес-план, инвестиционный меморандум);
  • сопровождение продавца в переговорах с будущим покупателем, сокращение сроков переговоров;
  • подготовка различных вариантов структурирования сделки по продаже бизнес (юридические, финансовые и налоговые аспекты).

При проведении предпродажной подготовки бизнеса часть работ может быть выполнена специалистами компании, что позволит сократить сроки проверки и бюджет затрат на консалтинговые услуги.

Далее в статье представлены рекомендации по подготовке информации и исправлению ошибок в ходе подготовки к Due Diligence со стороны продавца.

Юридический Due Diligence

Основные вопросы, рассматриваемые в юридическом Due Diligence, связаны с проверкой:

  • регистрации предприятия в государственных и контролирующих органах;
  • состава действующих акционеров (участников);
  • соблюдения законодательных норм при переходе права собственности на акции (доли) за последние пять лет или с начала деятельности и проведения расчетов по данным операциям;
  • протоколов общих собраний;
  • формирования уставного капитала;
  • права собственности на ключевые активы (недвижимость, оборудование) и их обременения;
  • договоров аренды земли/земельных паев;
  • ключевых договоров с основными поставщиками и покупателями продукции;
  • кредитных договоров, договоров финансового лизинга, договоров поручитель-
  • судебных исков;
  • соблюдения норм трудового законодательства и т. д.

Исходя из опыта проведения Due Diligence в сельскохозяйственных предприятиях, среди наиболее трудоемких вопросов следует выделить: анализ корпоративной истории предприятия, подтверждение оплаты уставного капитала и анализ договоров аренды земли/земельных паев.

Как правило, на предприятии, арендующем 5000–10 000 га, количество договоров аренды земельных паев превышает 2000. Поэтому для ускорения процедуры проверки сотрудникам предприятия необходимо подготовить реестр данных договоров. Форма реестра представлена в [таблице 1]. Данные реестра могут быть дополнены информацией по проведению расчетов с арендодателями и оплате подоходного налога по операциям аренды с физическими лицами.

В ходе проведения Due Diligence предполагается выборочная проверка договоров аренды земли/земельных паев на предмет наличия существенных условий. Типовая форма договора аренды земли утверждена Постановлением Кабинета Министров № 220 от 03.03.2004 г., существенные условия и документы, являющиеся неотъемлемой частью договора, представлены в ст. 15 Закона Украины № 161-XIV от 06.10.1998 г. «Об аренде земли». Обращаем внимание, что Законом № 2469-VI от 08.07.2010 г. вносятся изменения в Закон «Об аренде земли», а именно: право аренды земельного участка возникает со дня государственной регистрации этого права. Данная норма вступает в силу с 01 января 2012 года.

При проведении Vendor Due Diligence сотрудниками компании могут быть выполнены следующие задачи:

 – систематизация документов по регистрации предприятия и корпоративной истории перехода права собственности. По сделкам, связанным с переходом права собственности, необходимо предоставить оригиналы договоров купли/продажи корпоративных прав (акций), уставы предприятия, начиная с первой редакции,согласие супругов на отчуждение имущества, проверить соблюдение преимущественного права участников (акционеров), а также желательно провести проверку расчетов поданным договорам.

 – подготовка документов, подтверждающих оплату уставного капитала. В случае отсутствия первичных документов в связи с их истекшим сроком хранения подготовить бухгалтерскую справку, подтверждающую проведение оплаты, также могут быть использованы данные выписки из Единого государственного реестра юридических и физических лиц.

 – запрос выписок из Единого государственного реестра юридических и физических лиц, Государственного реестра отягощений движимого имущества, Единого реестра запретов отчуждения недвижимого имущества. Данные выписки в дальнейшем могут быть использованы при проведении проверки со стороны покупателя.

 – подготовка реестра договоров аренды земли/земельных паев. Проведение выборочной проверки существенных условий договоров с физическими лицами, сквозной проверки договоров с государственными администрациями районов и документов, являющихся неотъемлемой частью данных договоров (план или схема земельного участка, передаваемого в аренду; акт приема передачи объекта аренды, акт определения границ земельного участка в натуре).

 – подготовка документов, подтверждающих право собственности на объекты недвижимости и ключевые объекты оборудования и транспортных средств, наличие обременений и проведение оплаты. Желательно подготовить ксерокопии данных документов.

 – проведение анализа рисков по договорам с ключевыми контрагентами, разработка мероприятий по снижению рисков, подготовка реестра договоров с ключевыми поставщиками и покупателями продукции, договоров страхования ключевых активов и будущего урожая, кредитных договоров и договоров поручительства. Желательно подготовить ксерокопии договоров с ключевыми контрагентами.

 – проведение работ по взысканию дебиторской задолженности. По результатам совместной работы юридического отдела и бухгалтерии необходимо подготовить список контрагентов с указанием сумм дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату и срока просроченной оплаты. Руководство компании должно выбрать конкретных контрагентов для проведения претензионно-исковой работы.

 – систематизация информации по судебным спорам. Информация по всем судебным спорам должна быть систематизирована в разрезе контрагентов. Желательно для руководства подготовить обобщающую информацию по стадии рассмотрения наиболее существенных судебных споров и оценке потенциальных рисков для компании в суммовом выражении, связанных с решением спора не в пользу компании. Данная информация может существенно повлиять на показатель цены бизнеса по результатам Due Diligence со стороны покупателя, поэтому собственник должен быть готов к обсуждению этих вопросов.

Финансовый Due Diligence

По результатам проведения финансового Due Diligence потенциального инвестора прежде всего интересует:

 – описание бизнес-схемы работы предприятия по состоянию на сегодняшний день с детальным представлением движения товарных и денежных потоков, а также механизмов системы внутреннего контроля.

 – экспресс-проверка финансовых результатов деятельности компании за последние 2-3 года, которая включает в себя детальный анализ выручки от реализации и себестоимости животноводства и растениеводства;

 – анализ эффективности бизнеса, в растениеводстве необходимо проанализировать площади посевов различными культурами, показатели урожайности за последние 2-3 года, соответственно в животноводстве – показатели прироста живого веса и средний уровень надоя. При анализе эффективности желательно провести сравнение со среднеотраслевыми или средними для данного региона показателями. Иностранных инвесторов может также заинтересовать сравнение со средними показателями аналогичных хозяйств в других странах. Как правило, данная работа не выполняется в ходе Due Diligence и может быть реализована в рамках отдельного консалтингового проекта. Полученные рекомендации по повышению эффективности и их успешное внедрение позволят сократить сроки окупаемости инвестиций покупателя.

 – проверка ключевых активов бизнеса и определение их справедливой стоимости. В юридическом Due Diligence основное внимание уделялось подтверждению права собственности на ключевые активы, финансовый Due Diligence нацелен на проверку их физического наличия и отражения в учете. Как правило, в ходе проверки не предполагается полноценная инвентаризация основных средств и биологических активов,обычно проводится выборочная проверка ключевых активов.

 – проверка состояния расчетов с основными контрагентами является одним из ключевых вопросов при согласовании стоимости бизнеса. В условиях кризиса могут быть рассмотрены схемы выкупа банковских кредитов с дисконтом. Также необходимо отдельно раскрыть информацию по расчетам со связанными компаниями продаваемого предприятия.

При подготовке к проведению финансового Due Diligence сотрудники компании могут выполнить следующие виды работ:

Описание бизнес-схемы работы предприятия. Четкое описание бизнеса и взаимоотношений с основными контрагентами позволит значительно сократить время проверки и определить возможности оптимизации схемы работы для инвестора с учетом потенциальных возможностей вертикальной и горизонтальной интеграции.

Ключевых контрагентов необходимо разделить на 2 категории:

 – внешние контрагенты (ключевые покупатели и поставщики, с описанием схемы договорных отношений, как-то: договор купли-продажи, договор переработки сельскохозяйственной продукции по давальческой схеме, форвардные договора на поставку продукции, комиссионные договора, договора аренды земли и т. д.);

 – внутренние контрагенты (связанные лица компании с описанием договорных отношений, компании, которые, в соответствии с требованиями налогового законодательства, не являются связанными, однако предприятие-продавец опосредовано контролирует их деятельность или находится под их контролем).

Четкое понимание взаимоотношений с внутренними контрагентами является крайне важным для потенциального инвестора, так как, исходя из практики, после приобретения компании отношения с ними пересматриваются.

Экспресс-проверка финансовых результатов деятельности. Анализ выручки от реализации сельскохозяйственной продукции необходимо провести за 2-3 года в разрезе контрагентов и видов продукции. Если в выручке от реализации продукции значительный удельный вес приходится на внутренних контрагентов, необходимо будет раскрыть информацию о крупных конечных покупателях.

Также при анализе выручки особое внимание необходимо уделить доле сельскохозяйственной продукции в общем объеме реализованной продукции и услуг. В соответствии с законодательством Украины, налоговые льготы могут применяться только теми предприятиями, у которых удельный вес сельскохозяйственной продукции в течение предыдущих двенадцати последовательных отчетных налоговых периодов совокупно превышает 75 % стоимости всех товаров (услуг). Более подробная информация о классификации продукции как сельскохозяйственной представлена в письме Министерства аграрной политики Украины № 3.7-14-4-15/14210 от 26.08.2010 г. Данным письмом еще раз подтверждено, что продукция переработки собственной сельхозпродукции на давальческих условиях признается сельхозпродукцией. Анализ выручки сельхозпредприятия может быть предоставлен в следующем виде [см. таблицу 2].

При анализе затрат особое внимание необходимо уделить анализу в разрезе элементов затрат (материальные затраты, затраты на труд, социальные начисления, амортизация и т. д.), особое внимание также следует уделить чрезвычайным расходам, связанным с потерей урожая.

Основные средства и биологические активы. В ходе проведения проверки ключевых активов сельхозпредприятий в большинстве случаев были выявлены высокий износ основных средств, формальный подход к проведению инвентаризации, использование устаревших норм при определении прироста живого веса в животноводстве.

Поэтому при подготовке к продаже или привлечению инвестиций необходимо:

  • провести полноценную инвентаризацию основных средств и биологических активов;
  • оценить активы по справедливой стоимости в соответствии с требованиями ПСБУ № 7 «Основные средства» и ПСБУ № 30 «Биологические активы»;
  • разделить биологические активы на долгосрочные биологические активы (рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения) и текущие биологические активы (животные на выращивании и откорме и биологические активы в состоянии биологических преобразований), корректно отобразить данные активы в балансе.

Информация по активам может быть представлена в следующем виде [см. таблицу 3].

Проверка состояния расчетов с основными контрагентами. Бухгалтерия компании должна подготовить и получить акты сверки расчетов с основными контрагентами. Как правило, перед приобретением компании инвестор настаивает на закрытии расчетов с внутренними контрагентами. Поэтому рекомендуется разработать наиболее эффективные варианты проведения расчетов для обеспечения прозрачности финансовой отчетности.

Сложности проведения финансового Due Diligence cвязаны с отсутствием полноценной автоматизированной системы учета, в некоторых компаниях учет полностью не автоматизирован и ведется с использованием бумажных носителей. В случае принятия решения о продаже или привлечении инвестора необходимо предусмотреть бюджет на автоматизацию учета, на начальных этапах данные частично могут быть перенесены в электронные таблицы, такие как Excel.

Налоговый Due Diligence

При подготовке рекомендаций по проведению налогового Due Diligence будем исходить из того, что большинство сельхозпредприятий являются плательщиками фиксированного сельскохозяйственного налога.

В соответствии с законодательством Украины специальный режим налогообложения применяется к сельхозпроизводителям, у которых сумма, полученная от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки, за предыдущий (текущий) налоговый год превышает 75 % общей суммы валового дохода. Данные производители могут работать по упрощенной системе фиксированного сельскохозяйственного налога (ФСН), который рассчитывается исходя из площади сельскохозяйственных земель и их нормативной оценки. Оплата ФСН предусматривает освобождение от оплаты налога на прибыль, налога на землю, коммунального налога, сбора за ГРР и платы за приобретение торговых патентов. Основные положения Закона Украины «О фиксированном сельскохозяйственном налоге» № 320-XIV от 17.12.1998 г. были перенесены в проект Налогового Кодекса.

Ст. 8 Закона Украины «Об НДС» № 168 от 03.04.1997 г. предусматривает применение сельхозпроизводителями специального режима налогообложения, в соответствии с которым сумма НДС, начисленная на стоимость сельхозпродукции, не подлежит оплате в бюджет и полностью остается в распоряжении сельхозпредприятия. В данном случае при подготовке к проведению проверки необходимо выполнить следующие виды работ:

 – подтвердить статус плательщика фиксированного сельскохозяйственного налога (см. более подробную информацию по анализу выручки в разделеФинансовый Due Diligence).

 – проверить корректность расчета и своевременность оплаты данного налога. При проверке расчета необходимо использовать данные сводного реестра договоров аренды земельных паев и требования Законодательства.

 – подтвердить соответствие нормам специального режима налогообложения НДС. Деятельность компании должна соответствовать перечню видов деятельности, на которые распространяется действие ст. 8 Закона «Об НДС» и постановленияКабинета Министров Украины № 23 от 21.01.2009 г. Для компании данный перечень ограничивается специальным свидетельством, которое выдается при регистрации субъектомспециального режима налогообложения. Учет операций, связанный со специальнымрежимом налогообложения, должен вестись отдельно от других операций. Необходимопровести внутреннюю проверку данных операций.

 – проверить правильность начисления и оплаты подоходного налога по операциям аренды земли с физическими лицами. В соответствии с п. 9.1.1 ЗаконаУкраины «О налоге с доходов физических лиц» № 889-IV от 22.05.2003 г. Налоговымагентом плательщика налога – арендодателя является арендатор. Объект налогообложения определяется исходя из размера арендной платы, зафиксированной в договоре, ноне меньше минимальной суммы арендной платы, установленной законодательством. Всоответствии с данным пунктом сельскохозяйственные предприятия являются налоговыми агентами арендодателей – физических лиц. Таким образом, в ходе проведения DueDiligence особое внимание необходимо уделить определению годового арендного платежа, проведению расчетов за аренду и правильности начисления подоходного налога.Минимальная сумма арендной платы земель сельскохозяйственного назначения регулируется Указом Президента Украины № 92/2002 от 02.02.2002 г. и должна составлять неменьше 3 % стоимости земельного участка, определенной в соответствии с требованиямиЗаконодательства. Расчеты могут быть проведены в денежной и натуральной форме.Исходя из опыта, расчеты сельхозпродукцией составляют более 50 %. При проведениипроверки расчетов консультанты руководствуются письмами ГНАУ № 96/5/6/17-0716, №20314/7/17-0717 от 07.10.08 г. Информацию по арендным платежам необходимо подготовить в разрезе видов оплат: оплата денежными средствами и не денежные формы оплаты.

 – провести проверку начислений и удержаний из заработной платы. В большинстве предприятий данного сектора более 40 % заработной платы выплачивается сельхозпродукцией. Поэтому желательно проверить все документы, связанные с выплатой заработной платы в натуральной форме, начисления и выплаты по подоходному налогу, пройти проверку в Пенсионном фонде и налоговой инспекции.

Как правило, все налоговые риски за период деятельности Продавца должны быть компенсированы им в будущем по условиям Договора в случае возникновения налоговых споров у Покупателя, поэтому рекомендуется пройти комплексную налоговую проверку перед продажей бизнеса.

Таким образом, проведение Vendor Due Diligence является полезным этапом при подготовке к продаже бизнеса и привлечению инвестиций, так как позволяет посмотреть на деятельность компании со стороны, оценить юридические, финансовые и налоговые риски, а также разработать план мероприятий по их снижению. Значительный объем работ при подготовке может быть выполнен силами сотрудников. В компании необходимо назначить ответственного специалиста за процесс подготовки к продаже, который должен составить план мероприятий и еженедельно контролировать процесс его выполнения.

Однако если предприятие готовится к продаже в условиях жестких временных ограничений и потенциальным покупателем компании является инвестиционный фонд или иностранная компания, для обеспечения более успешных результатов в процессе переговоров желательно привлечь специалистов, специализирующихся на оказании услуг по привлечению инвестиций и продаже бизнеса.

Автор:

Теги: Vendor Due Diligence  Due Diligence  прямые инвестиции  иностранные инвесторы  НДС  продажа бизнеса  источники финансирования  дью-дилидженс  налоговый Due Diligence  финансовый Due Diligence