Осторожно, компания под контролем государства

Российский опыт

Автор:
Источник: ИК «Первый доверительный управляющий»
Опубликовано: 8 сентября 2011

Приобретая акции, Вы можете преследовать разные цели. Если речь идет о миноритарном пакете, то ориентиром, скорее всего, является дивидендная и курсовая доходности. Если пакет велик – речь идет о контроле над акционерным обществом. Так или иначе, совсем не лишним будет знать, кто является Вашими «коллегами», то есть владельцами остальных акций этого общества. Для миноритария основные акционеры являются лицами, от которых напрямую зависит его будущий доход, для крупного акционера владельцы остальных пакетов станут либо единомышленниками, либо противоборствующей силой. Определяющим является размер пакета акций. Однако необходимо знать, что на рынке есть абсолютно специфический инвестор – государство. Насколько хорошо владеть компанией на пару с государством? Давайте разберемся.

Владение государством акциями нельзя рассматривать в отрыве от истории развития экономики нашей страны в последние три десятилетия. При административной экономике, существующей в Советском Союзе, государству, тому или иному его органу, принадлежало практически все – исключения составляли лишь профсоюзные объекты. С началом построения рынка начался активный процесс передачи всего, в том числе, предприятий и учреждений, в собственность частных лиц – приватизация. Те предприятия, которые частично или полностью в ходе этого процесса не были переданы в собственность населения, и составляют государственный портфель акций.

Компаний, акции которых в той или иной доле принадлежат государству, в настоящий момент насчитывается почти две с половиной тысячи. Многие из них привлекательны для инвесторов, их акции имеют ликвидный рынок. Однако надо понимать, что ценообразование таких бумаг отличается от формирования цен на акции других предприятий. С одной стороны, данные бумаги более надежны, ведь контроль над акционерным обществом со стороны государства предполагает стабильность его развития, во всяком случае, отсутствие резких изменений в бизнесе. Кстати, надо отметить, что малыми долями в уставном капитале государство не владеет – как минимум, ему принадлежит в обществе блокирующий пакет акций. Оборотная сторона медали, плата за такое «спокойствие» – это, что на большие прибыли рассчитывать не приходится. Дивиденды в таких обществах выплачиваются крайне редко, а рынок бумаг менее волатилен, чем рынок акций в целом – таким образом, много заработать не так уж и просто.

В зависимости от уровня важности предприятия часть его акций принадлежит самой Российской Федерации иди ее субъектам. Управление государственной собственностью, в том числе акциями, принадлежащими государству, осуществляет Росимущество. Надо понимать, что представитель Росимущества, участвующий в собраниях акционеров, в качестве цели ставит себе достижение предприятием тех результатов, которые необходимы государству. Практически всегда это стабильный или увеличивающийся уровень производства, причем достаточно часто – тех товаров, которые экономически не выгодны. Однако не о какой переориентации речи быть не может – государству требуются эти изделия, и именно для обеспечения их производства государство и владеет акциями предприятия. Даже если владельцы всех акций, которые не принадлежат государству, объединятся в своем желании повысить эффективность предприятия или изменить направление его развития, если это не направлено на соблюдение государственных интересов, представитель Росимущества никогда не встанет на их сторону. Это – риск, свойственный вложению в такие бумаги.

Вообще, какими предприятиями и почему владеет государство? Как мы уже говорили выше, государственный портфель акций – это те акции, которые принадлежали государству и не были переданы в частные руки. Почему, избавившись от акций десятков тысяч предприятий, некоторые акции государство все же оставило себе? Дело в том, что существует целый ряд предприятий, участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан нашей страны. Такие компании существуют и в форме унитарных предприятий, и в форме акционерных обществ. Таких акционерных обществ насчитывается на сегодняшний день пятьсот сорок девять. В государственном портфеле, как мы помним, акции почти двух с половиной тысяч компаний. Почему? Дело в том, что передача предприятия в частные руки – процесс не быстрый, ведь он требует больших организационных и финансовых затрат. Важно знать, что не могут быть переданы в частные руки стратегические предприятия, остальные же в обязательном порядке включатся в государственный план приватизации.

Таким образом, акционерные общества с участием государства как объект инвестирования делятся на две категории – стратегические и не стратегические. Акции первых являются достаточно высоконадежным, стабильным инструментом с малой волатильностью и невысокой доходностью. Акции вторых компаний на текущем этапе практически такие же, но их отличает ожидаемый в ближайшее время выброс на рынок основного – государственного – пакета этих бумаг. Понятно, что это сильно снизит рыночную цену пакетов акций, принадлежащих иным акционерам, но, с другой стороны, на упавшем рынке легче докупить акции и завладеть контролем в обществе. Такой вариант подходит для тех, кто от инвестирования стремится перейти к ведению бизнеса. Следовательно, для инвестирования средств в компании, в какой-то мере принадлежащие государству, нужно пристально наблюдать за перечнем стратегических предприятий и текущим государственным планом приватизации.

Однако контроль и участие государства в управлении отдельными обществами не может быть полностью осуществлен лишь за счет владения пакетами акций. Во-первых, доля государства в сочетании с нормами акционерного права далеко не всегда дает в полной мере контролировать работу того или иного предприятия, особенно если речь идет об оперативном контроле. Во-вторых, в отдельных, важных для экономики организациях, у государства нет акций – это может быть обусловлено либо коммерческим характером возникновения данной организации, либо упущениями, произошедшими во время повальной приватизации времен зарождения в России рыночной экономики.

Вот тут-то и идут в ход нерыночные механизмы управления. Их можно рассматривать как смешение государством своих функций на рынке ценных бумаг. С одной стороны, оно пытается в рамках корпоративных процедур достигать свои цели. С другой, если это не удается, выступает уже как регулятор. Один из нерыночных механизмов – прямое закрепление того или иного конкретного решения, к которому государство не может понудить предприятие через корпоративные процедуры, в нормативном или законодательном акте. Иной метод – установление необходимости согласования тех или иных действий с органами государственной власти. Простой пример. Далеко не каждый российский банк принадлежит государству. Назначение единоличного исполнительного органа – прерогатива собственников организации, в данном случае банка. Но не один руководитель банка не приступит к исполнению своих обязанностей, пока его кандидатура не будет согласована Центральным банком. Точно также без согласования не удастся стать и мажоритарным акционером в кредитной организации. Широко используется включение предприятий в различные программы, планы – хотя формально они и не обязаны этого делать, все упомянутые предприятия активно выполняют предписанную им в том или ином глобальном проекте государства роль. Самый разнообразный спектр мер нерыночного воздействия государства на отдельные предприятия имеет своей целью осуществление государственного контроля над всем, что может оказать влияние на мощь и стабильность страны. Поэтому, инвестируя средства в компании, бизнес которых социально важен, надо четко понимать, что доходность таких инвестиций может стать высокой, только если это не будет противоречить интересам страны, при рассмотрении некоторых таких компаний уместнее говорить о социальном инвестировании.

Стоит упомянуть и еще один законодательно защищенный нерыночный метод управления акционерным обществом государством, инструмент, представленный в международной практике – это золотая акция. В целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, Правительство России и органы власти субъектов федерации могут принимать решения об использовании специального права на участие в управлении открытыми акционерными обществами – золотой акции. Использовать золотую акцию может быть решено при принятии решения об исключении акционерного общества из перечня стратегических акционерных обществ независимо от количества акций, находящихся в государственной собственности. Таким образом, для закрепления контроля над обществом наличие у государства акций общества даже в каком-то минимальном объеме вовсе не обязательно.

В компании, в отношении которой применяется специальное право, государство имеет представителей в совете директоров (наблюдательном совете) и ревизионной комиссии. Общество обязано уведомлять о сроках проведения общего собрания акционеров и предлагаемой повестке дня этих представителей. Они имеют право вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров. В общем собрании акционеров представители участвуют с правом вето при принятии решений:

  1. о внесении изменений и дополнений в устав или об утверждении устава в новой редакции;
  2. о реорганизации открытого акционерного общества;
  3. о ликвидации общества, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
  4. об изменении уставного капитала открытого акционерного общества;
  5. о совершении открытым акционерным обществом крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

Золотая акция используется с момента отчуждения из государственной собственности семидесяти пяти процентов акций соответствующего открытого акционерного общества. Таким образом, с точки зрения состава владельцев неподконтрольное государству предприятие находится у него «под колпаком». Что это значит для инвестора? С одной стороны, вряд ли предвидятся «резкие движения». С другой стороны, разворота в сторону более эффективной с экономической точки зрения работы также ожидать не приходится. Полный контроль над обществом Вам не получить никогда, даже скупив все его акции, если только Правительство не примет решение о прекращении специального плана. Следовательно, акции таких обществ – маловолатильный низкодоходный актив, подходящий для консервативных инвесторов.

Мы рассмотрели особенности, с которыми Вам придется столкнуться при инвестировании средств в акции компаний с государственным участием или находящихся под контролем государства. Как мы видим, на ценообразование на этом рынке оказывает огромное влияние государство, действия которого тяжело предугадать. Нужно ли приобретать такие бумаги, получая акционерное общество в собственность на пару с самим государством? Решать Вам. Просто не забывайте про риски, которые Вам грозят при таком инвестировании.

Автор:

Теги: миноритарный пакет  компании под контролем государства  миноритарии  Росимущество  приватизация