Отчетность устойчивого развития как ее видит руководство Фонда МСФО

Расширенная корпоративная...
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 9 Ноября 2020


По материалам: IFRS

Председатель Фонда МСФО Эркки Лииканен (Erkki Liikanen) выступил недавно с речью перед членами межправительственной рабочей группы экспертов по международным стандартам учета и отчетности в составе ЮНКТАД (Конференции ООН по торговле и развитию), представляя им вышедший в самом конце сентября консультационный документ по теме отчетности устойчивого развития. Совсем скоро, 17 ноября, Фонд проведет два вебинара по этой как никогда актуальной теме, на которых будет возможность получить ответы на все вопросы, если таковые остались.


Фото: www.ifrs.org

Изменение климата и прочие вопросы долгосрочной устойчивости давно приобрели глобальный характер, поэтому нет ничего удивительного в том, что столько внимания сегодня уделяется тому, как они раскрываются в корпоративной отчетности. Так что корпоративная отчетность просто обязана была рано или поздно стать “расширенной” – то есть именно той отчетностью устойчивого долгосрочного развития, которая приобрела такую большую важность в глазах столь многих стейкхолдеров. Невзирая не некоторые отличия в сферах их интереса в ней и корневых причинах этого интереса, подавляющее большинство стекхолдеров сходится на том, что сегодня необходимо улучшать последовательность в “устойчивой” отчетности – подчеркивает ключевой момент Эркки Лииканен.

Чтобы сделать отчетность более последовательной, иначе говоря – обеспечить возможность сравнения между собой отчетности одной организации за разные отчетные периоды, а равным образом и отчетности разных организаций за один и тот же отчетный период, необходимо обеспечить следование единым стандартам, вызывающим доверие и у бизнеса, и у широкого круга пользователей его отчетности - например, инвесторов, которым улучшенная прозрачность намного облегчит принятие деловых решений о распределении капитала.

Крупные институциональные инвесторские группы требуют улучшенных раскрытий по климатическим рискам и данных по используемым показателям устойчивости. Климатические изменения стали глобальной проблемой в последние годы, сказываясь в очень значительной степени на деятельности многих организаций. Но и самим организациям (например, страдающим от продолжительных засух представителям сельскохозяйственной отрасли) необходима такая отчетность, иначе в сегодняшнем меняющемся мире они становятся объектными и перестают на что-либо влиять. Можно сказать, что это две основные силы, которые вдвоем стоят за этим глобальным запросом на прозрачную, последовательную и сопоставимую информацию об устойчивом развитии.

Все большее число организаций во всем мире решают следовать определенным стандартам, вписывающимся в рамки действующего национального законодательства и отвечающим прочим внешним факторам: потребительскому поведению, запросам инвесторов, степени влияния качества управления рисками устойчивости на долгосрочное создание стоимости, и не только. Многие при этом считают действующую практику раскрытия устойчивой информации недостаточно эффективной из-за отсутствия общепризнанных стандартов и неспособности вследствие этого проводить сопоставление отчетности. Организациям также недостает четкости понимания того, как именно им раскрывать в своей отчетности влияние на них климатических изменений, и как рассказать там о своем переходе на “зеленые” основы ведения бизнеса.

Центральные банки во многих странах мира являются очень важными участниками работы по обеспечению долгосрочной финансовой устойчивости, а обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости в современном мире уже невозможно в отрыве от устойчивости в более широком восприятии – с принятием в расчет, в том числе, климатических рисков. Поэтому пруденциальное регулирование начинает все активнее вовлекать анализ климатических рисков в стресс-тестирование, и разрабатываемые для банковских и страховых организаций стресс-тесты в итоге все чаще включают оценки влияния климатических изменений.

Но участие органов финансового регулирования в становлении отчетности устойчивого развития определяется государственной политикой, определяемой правительством. Вот почему в разных странах мира она далеко не одинаковая. В отдельных регионах, таких как Европа и отчасти Китай, вопросы устойчивости стоят на переднем плане и воспринимаются как очень актуальные, поэтому банковские регуляторы и регуляторы рынков ценных бумаг в этих странах являются в глазах всего мира едва ли не лидерами по числу реализуемых инициатив. В других странах скорее ориентируются на опыт других и предпочитают применять что-либо у себя с некоторым запозданием. А если говорить о международных инициативах, то здесь в первую очередь на ум приходит Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO), которая сегодня изучает возможности расширения участия своих собственных членов в отчетности устойчивого развития (а их, если вспомнить, очень немало, и Банк России – в том числе).

В ответ на различного рода общественные инициативы по решению проблемы изменения климата, организациям и сами приходится адаптировать свои бизнес-модели к новой реальности, чтобы продолжать свою работу в условиях последовательного снижения углеродных выбросов – с долгосрочным ориентиром на углеродную нейтральность к 2050 году. Регуляторы ныне ожидают от организаций, что те в своей отчетности будут принимать в расчет все эти инициативы в связи с проблемой глобальных климатических изменений.

В свою очередь, аудиторские и консалтинговые организации также играют большую роль в этом процессе. До аудиторов, впрочем, дело дойдет чуть-чуть позднее, когда отчетность устойчивого развития станет по-настоящему стандартизированной, и необходимо будет предоставлять гарантии соответствия этим стандартам.

Как хорошо известно, за прошедшие годы было запущено очень много инициатив в сфере отчетности устойчивого развития, и новые продолжают возникать. Многие имеют при этом региональный характер и даже могут оставаться слабо известны за пределами той или иной юрисдикции. Но если проблема глобальная (а она именно что глобальная), оптимальное ее решение также обязано носить общемировой характер, но при этом, где возможно, пребывать в гармонии с региональными инициативами.

Отовсюду ныне поступают призывы к стандартизации и повышению сравнимости отчетности по ключевым вопросам устойчивости, включая климатические риски. Распространена точка зрения, что именно Фонд МСФО должен сыграть во всем этом ключевую роль, и на то есть множество причин – взять хотя бы то, что входящий в его состав Совет по МСФО является автором международных стандартов финансовой отчетности, обязательных более чем в 140 мировых юрисдикциях.

В Фонде МСФО за определение долгосрочной стратегии на ближайшие несколько лет (обычно пересматриваемой раз в пятилетку) отвечают попечители. Время очередного такого пересмотра как раз подошло, – напоминает Эркки Лииканен, - так что это, вероятно, лучшая возможность на ближайшие годы, какая только может быть, для того чтобы вписать “устойчивый” аспект в стратегию развития.

Глава попечителей Фонда МСФО напоминает, что они решили выделить это в отдельную тему устойчивости, вследствие чего относительно недавно запустили консультации, которые продлятся до самого конца года. Один из ключевых вопросов там – это нужны ли уже сегодня международные стандарты устойчивого развития? И если ответ на него более-менее очевиден, тогда необходимо понять, какую роль в этом может и должен сыграть Фонд МСФО.

В консультационном документе, мы помним, рассматривались три различных варианта, но самый основной все-таки заключается в максимально активном участии, предполагающем образование на базе Фонда МСФО еще одной структуры, аналогичной Совету по МСФО. Этот подход представляется более реалистичным еще и позиции простой логики: тема устойчивости уже очень глубоко проникла в финансовую отчетность организаций. К тому же известно, что во многих странах национальные регуляторы уже прямо требуют раскрывать климатическую информацию в дополнение к чисто финансовым данным на обязательной основе. Хотя оба разработчика будут разрабатывать свои стандарты на независимой основе, у них будет очень большое взаимное влияние.

Однако это пока что прогноз, а не реальность. Чтобы таковой стать, необходимо выполнение нескольких условий, среди которых – поддержка со стороны общественных организаций, мировых регуляторов и других ключевых групп стейкходеров. Новый совет после своего формирования будет отнюдь не изолированной ото всех, автономной организацией. Напротив, для него предполагается активнейшее сотрудничество с национальными органами регулирования в целях обеспечения глобальной последовательности и простоты итоговой системы стандартов. Одним из проявлений такой поддержки станет достаточный уровень финансирования новой организации и наличие человеческих ресурсов, обладающих необходимой квалификацией.

Становление новой системы стандартов устойчивого развития будет постепенным - начиная с климатических раскрытий, с принятием в расчет уже разработанных к сегодняшнему дню систем стандартов и ключевых показателей. Известно, что пять ключевых международных разработчиков стандартов “ESG” уже подтвердили свое намерение участвовать в работе над поиском оптимального решения буквально в первые же дни после выхода консультационного документа.

Эркки Лииканен в заключение подчеркивает (как подчеркивал ранее уже не раз) важный момент: все определяет спрос. Потому что предложение уже давно есть, и оно огромное. Если окажется, что и спрос велик, тогда нужно будет уже думать, как действовать дальше. А если окажется, что спроса в действительности нет, а все поступавшие запросы были хоть и многочисленными, но единичными, то и делать тогда они ничего не станут помимо того, что уже делается сейчас. До конца года этот ключевой пункт будет прояснен.

Теги: отчетность устойчивого развития  Фонд МСФО  Эркки Лииканен  Erkki Liikanen  ЮНКТАД  изменение климата  долгосрочная устойчивость  корпоративная отчетность  климатические риски  климатические раскрытия  показатели устойчивости  управление рисками  риски ус