Отечественный рынок аудита и консалтинга в 2012 году

Теория аудита,...

Автор:
Источник: Журнал “АУДИТОР” №5-2013
Опубликовано: 27 Мая 2013

В статье приводится обзор отечественного рынка аудиторско-консалтинговых услуг, осве­щаются проблемы в сфере аудита, публикуется рэнкинг аудиторско-консалтинговых компаний и групп по результатам их деятельности в 2012 году.

В последние годы общие процессы глоба­лизации мирового хозяйства вносят значительные изменения и в механизмы разви­тия экономики России. Происходит не только расширение пространства для ведения бизнеса как на внутренних, так и на внешних рынках, но и проявляется необходи­мость во внедрении современных технологий (инновационного уровня) и совершенствова­нии механизмов управления в организаци­ях, внедрении международных стандартов, что необходимо для повышения эффектив­ности их деятельности, качества производи­мой продукции и оказываемых услуг, а так­же их конкурентоспособности.

Следует заметить, что аудиторско-консалтинговый бизнес непосредственно свя­зан с этими событиями, а во многих случа­ях и имеет определенное влияние на них. Конечно, аудит и консалтинг не являют­ся драйверами роста рынков, но относят­ся к числу механизмов, обеспечивающих поддержку управленческой составляю­щей в компаниях, непосредственно разви­вающих рынки. Поэтому когда в экономи­ке в целом происходят рецессия или застой, то и у аудиторов, и у консультантов бизнес тоже не идет в гору.

Аудит

Несмотря на оптимистичные оценки экс­пертов, отечественный рынок аудиторских услуг в 2012 г. не проявил значимого роста и видимых драйверов развития. На это прямо указывают данные Министерства финансов о выручке аудиторских компа­ний за 2012 г. – всего 50,9 млрд руб. против 50,8 млрд руб. в 2011 г. [1].

В связи с недостаточным внимани­ем со стороны государства к необходимос­ти развития аудита, что проявляется в по­следние годы как на законодательном, так и на исполнительном уровне, застойные яв­ления в отрасли налицо. Несмотря на ажио­таж и дискуссии по поводу проведенной пе­реаттестации аудиторов, нельзя сказать, что процесс получения единого аттеста­та аудиторами сыграл какую-либо серьез­ную роль в изменениях на рынке аудитор­ских услуг. При отсутствии факторов роста рынка это только укрепило уже имеющее­ся на рынке аудита расслоение: крупнейшие и особо энергичные получают крупнейших клиентов и консультируют наиболее дина­мичный бизнес, остальным достаются остат­ки. Отсутствие в течение последних трех лет значительных изменений в сложив­шемся распределении аудиторских ком­паний на рынке по масштабам их деятель­ности свидетельствует о том, что рынок аудиторско-консалтинговых услуг находит­ся в состоянии застоя, и об отсутствии новых факторов роста (табл. 1).

Увеличение выручки аудиторских компа­ний за 2012 г. на 0,2% вряд ли можно считать ростом рынка, поскольку это несоизмеримо даже с темпами инфляции. По факту наблюдается серьезное снижение реальных объе­мов аудита.

Во многом этому способствует и общая си­туация на рынке интеллектуальных услуг, и аудита в частности. Во всем мире как по причине всеобщей информатизации, на­сыщения информационного пространства, так и наличия обширной базы знаний в сво­бодном доступе растет общий уровень запро­сов как клиентов аудиторских компаний, так и государственных регуляторов. Требования к деловым качествам аудитора и его квалификации постоянно повышаются, но не всег­да этот процесс происходит логически верно и конструктивно.

В последние годы часто проявляющие­ся проблемы двойных стандартов, нечистоплотности ведения бизнеса, отсутствия от­ветственности привели к тому, что предназначение аудитора как независимого эксперта в интересах общества в определенной степени нивелируется отдельными дей­ствиями регулятора – например, заста­вить аудиторов на общественных началах помогать неэффективно работающей налоговой системе государства и др. Грешат этим не только российские регуляторы рын­ка аудиторских услуг, определенные слож­ности с реализацией функций аудита присутствуют в экономиках государств Европы, США, в других развитых странах. Несмотря на солидный возраст аудита в Великобрита­нии, проблемы взаимоотношений аудиторов с бизнесом и властью там до сих пор не ре­шены, хотя причины проблем стары как мир и всем известны, и как модно сегодня гово­рить — «человеческий фактор», а если кон­кретнее – ограниченность ресурсов, жажда наживы и отсутствие ответственности и наказания за прегрешения перед обществом.

Таблица 1

Распределение аудиторских организаций по масштабам деятельности, %

По данным Министерства финансов РФ, в конт­рольном экземпляре реестра аудиторов и ауди­торских организаций саморегулируемых орга­низаций аудиторов по состоянию на 31 декабря 2012 г. произошли изменения количественного со­става участников рынка аудиторских услуг в Рос­сии. Так, число аудиторских организаций в Россий­ской Федерации составило 4,8 тыс., индивидуаль­ных аудиторов – 0,9 тыс., аудиторов – физических лиц – 24,1 тыс. чел., из них сдали упрощенный экза­мен и получили единый аттестат нового образца -3,2 тыс. чел., т.е. снижение количества участников рынка аудита по каждой позиции составляет 9-10%.

Очень хочется надеяться, что работа, про­веденная в течение двух лет саморегулируемыми организациями аудиторов по законо­дательному закреплению мер, обеспечива­ющих административную ответственность за непроведение обязательного аудита, не пройдет даром, и с завершением очеред­ного отчетного периода они реально будут действовать.

Во многом определяющим фактором от­сутствия положительной динамики на рын­ке аудиторских услуг является ежегодное уменьшение общего количества компаний, подлежащих обязательному аудиту. По дан­ным Министерства финансов, количество клиентов аудиторских организаций, бухгал­терская отчетность которых была проаудирована, ежегодно снижается (рис. 2).

Уже не первый год российский аудит под­держивается на плаву за счет сопутствующих аудиту услуг — оценки, консультиро­вания, бухгалтерского аутсорсинга. Хотя и в этой части деятельности аудиторско-консалтинговых компаний не все так гладко, но по-прежнему пользуются высоким спро­сом услуги консалтинга — юридического, на­логового, финансового и IT-консалтинга.

Положительный рост выручки аудитор-ско-консалтинговых компаний по итогам 2012 г. на 12%, по данным «Эксперт-РА» [2] и «Коммерсант-Деньги» [3], можно считать некоей иллюзией роста, поскольку данные этих исследований основаны на ограничен­ном сегменте рынка аудита и консалтинга — 50100 крупнейших компаний и групп компаний, которые, несмотря на масштабы сво­ей деятельности, не отражают полностью показатели всего рынка. А если сопоставить эти данные о росте выручки с весьма скромными официальными цифрами Минфина, то получается, что оставшиеся 4,7 тыс. ауди­торских организаций постигла участь зна­чительного падения выручки по сравнению с прошлым годом.

По отчету Министерства финансов, пуб­ликуемому ежегодно, также возникает мно­го вопросов.

Например, если берутся в качестве основ­ной выборки 50 первых (крупнейших) аудиторских организаций как основной объем рынка данного вида услуг, то получается, что основной массой аудиторских организаций на рынке можно пренебречь? Или, например, как можно выводить «типичную ауди­торскую организацию в других регионах, включая Санкт-Петербург»? Рынок аудита в Санкт-Петербурге имеет значительный объем, а аудиторские организации, работа­ющие на нем, как раз нетипичны для дру­гих регионов. В каждом регионе (а не в Фе­деральном округе) свой рынок аудита и консалтинга, и его необходимо анализировать отдельно. Конечно, проще всего дать общую оценку рынка по данным группы ведущих компаний, а остальных назвать «типичными средними и мелкими». Но это неполноцен­ный анализ рынка, а ошибочные или непол­ные данные, как правило, приводят к неэф­фективному управлению.

Поскольку застойная ситуация в сфе­ре аудиторской деятельности продолжается уже не первый год, то соответственно возни­кает вопрос: кому, кроме самих аудиторов, интересна их судьба? Регулятору или Росфиннадзору, а может быть, законодателям? Ответ очевиден.

Конечно, многолетние проблемы с раз­витием отечественного аудита усугубляют­ся «сложной кармой» регулятора — распо­рядителя и контролера по сути. Министер­ство экономического развития могло бы быть лучшим регулятором в данной ситуации, поскольку напрямую заинтересовано в раз­витии экономики России и объективной ее оценке.

Но что, например, мешает саморегули­руемым организациям аудиторов самостоя­тельно заняться объективным анализом и оценкой рынка аудиторских услуг в Рос­сии? Возможно, зная досконально ситуацию изнутри сектора аудиторских услуг и имея ее документальное подтверждение, у них было бы больше аргументов в общении как с законодательной, так и с исполнительной ветвями власти.

В настоящее время у СРО аудиторов есть все возможности для самостоятельного ана­лиза отечественного рынка аудита:

  • статистическая форма № 2-аудит как объективный источник данных;
  • желание аудиторов сохранить и разви­вать возможности профессиональной деятельности;
  • острая необходимость в исследовании своего поля деятельности и в справедливой оценке рынка аудиторских услуг.

Единственным препятствием явля­ется, пожалуй, то, что сбор и обработ­ка данных по форме федерального государ­ственного статистического наблюдения № 2-аудит «Сведения об аудиторской дея­тельности» (утвержденной приказом Росстата от 23.11.12 № 615) осуществляются толь­ко Минфином России, а не независимым от функции контроля за аудиторской дея­тельностью Росстатом, который, кстати, эту форму отчетности утвердил и вроде бы как по логике вещей должен заниматься сбором и обработкой такой информации.

С одной стороны, можно с пониманием от­нестись к тому, что в последние годы с лег­кой подачи регулятора российские аудиторы, уставшие от постоянного напряжения и неопределенности, переходят к менее затейли­вым видам деятельности на рынке интеллектуальных услуг — бухгалтерскому аутсор­сингу, налоговому консультированию и др. Но, с другой стороны, если уж аудиторы взя­лись самостоятельно регулировать свою про­фессиональную деятельность, то нужно под­ходить к этому грамотно и всесторонне, исхо­дя из реальной ситуации на рынке.

Консалтинг

2012 г. не показал большого разви­тия рынка консалтинга по причине влия­ния общих факторов снижения роста оте­чественной экономики, что является причи­ной отсутствия значимых факторов роста и связано с общемировыми кризисными яв­лениями. Во многом объемы на рынке кон­салтинговых услуг поддерживаются за счет информационно-технологического сегмента, доля которого составляет более 50% от всех консалтинговых услуг и ежегодно растет за счет постоянного развития технологий по обработке, анализу данных и коммуника­ционных решений.

Сектор рынка, связанный с применени­ем международных стандартов финансо­вой отчетности, постепенно увеличивается, но пока не очень высокими темпами. Как по­казала жизнь, вступление в ВТО и переход России на международные стандарты фи­нансовой отчетности пока еще рано считать решающими факторами роста для рын­ка аудита и консалтинга до тех пор, пока не произойдет значимого притока инве­стиций в отечественную экономику и се­рьезного роста ВВП, поскольку наиболь­шая потребность в консалтинге возникает в основном в рамках новых проектов и рас­ширяющегося бизнеса.

В последние годы стабильным спросом на рынке консалтинга пользуются услу­ги по оптимизации расходов и производ­ственных процессов, формированию сис­тем внутреннего контроля, управлению ри­сками. Сохраняется интерес к оптимизации управления персоналом (около 25%), что го­ворит о потребности у предприятий не толь­ко в снижении затрат, но и в росте произ­водительности труда. Стабильно растут объемы налогового и юридического консуль­тирования — более 20% за год, что связа­но как с постоянной необходимостью защи­ты компаний в отношениях с контрагентами, так и с отстаиванием своих интересов перед федеральной налоговой службой в судах.

Саморегулирование

Необходимо отметить, что в сфере само­регулирования аудиторской деятельности в России в 2012 г. произошли серьезные из­менения, выросли значимость и влиятель­ность аудиторских объединений. Прошед­ший год ознаменовался значительными изме­нениями в составе членов саморегулируемых аудиторских организаций. После исключения из государственного реестра НП «Гильдия аудиторов ИПБР» произошло перераспре­деление вышедших из него членов в остав­шиеся пять СРО аудиторов и соответствен­но их укрупнение. В результате, по данным на конец 2012 г., крупнейшей СРО аудиторов по количеству членов — аудиторских органи­заций является НП «Аудиторская Ассоци­ация Содружество» — 1310 аудиторских ор­ганизаций, а лидерство по количеству чле­нов — физических лиц (в т.ч. индивидуальных аудиторов) сохранила СРО НП «Аудиторская Палата России» — 6726 аудиторов. Общая структура состава саморегулируемых орга­низаций аудиторов и динамика ее изменения за последние 4 года представлены в табл. 2.

О том, что саморегулируемые ауди­торские организации постоянно работают над укреплением своего статуса и форми­рованием имиджа, свидетельствует факт их сотрудничества с международными про­фессиональными организациями бухгалте­ров и аудиторов и получения статуса чле­нов этих международных объединений (табл. 3). И этот процесс происходит неза­висимо от политики, проводимой государ­ственным регулятором, что свидетельству­ет о признании международным сообще­ством отечественных профессиональных, а в настоящее время уже и ставших саморе­гулируемыми аудиторских объединений.

Таблица 2

Динамика количественного состава саморегулируемых организаций аудиторов в 2009-2012 гг.*

* По данным Минфина России, без учета ликвидированной Гильдии аудиторов ИПБР.

Таблица 3

Членство российских саморегулируемых организаций аудиторов в международных организациях (по состоянию на 1 января 2013 г.)

Налицо тот факт, что саморегулируе­мые организации аудиторов постепенно становятся более самостоятельными и не­зависимыми от регулятора и уже имеют больше возможностей для формирования перспектив развития отечественного рынка аудиторско-консалтинговых услуг.

Рейтинги и рэнкинги

Несмотря на отсутствие единого мне­ния как у потребителей аудиторско-консалтинговых услуг, так и у самих ауди­торских компаний в отношении полезности рейтингов и рэнкингов, тем не менее, при их наличии пользователи информации по­лучают необходимые им данные, становят­ся более информированными, и это значи­тельно лучше, чем отсутствие информации. Чем больше открытых данных о компании, тем больше вероятность того, что к ней об­ратятся за консультацией или для прове­дения аудита, поэтому открытые источни­ки информации, в т.ч. рейтинги и рэнкинги, безусловно, дают необходимый информаци­онный эффект. Клиент, пришедший к кон­сультанту и аудитору в результате изу­чения и анализа открытых информацион­ных источников, будет совершенно иным. Если, придя к вам, он получает рост своего бизнеса, его защиту благодаря вашим зна­ниям, то это клиент на долгие годы.

Учитывая общее снижение интереса к рекламе у потребителей (сегодня она ста­ла слишком объемной и навязчивой, а выде­ляемые на рекламу средства перестали при­носить прежний эффект), приходит время открытых источников информации и совер­шенных поисковых систем, когда потреби­тель самостоятельно по мере необходимости может получить нужные ему данные и соот­ветствующие услуги.

Именно во многом благодаря развитию информационного пространства аудит и кон­салтинг выросли до современного уров­ня. Основная масса аудиторских компа­ний сегодня имеет свои официальные сайты в сети Интернет и ведет активную инфор­мационную деятельность. Вместе с тем, по-прежнему остается много небольших компаний в регионах, которые еще мало пользуются современными возможностя­ми дистанционного обучения и повышения квалификации, у которых нет собственно­го сайта и информацию о которых найти до­статочно непросто, а это потерянные воз­можности для дальнейшего развития. В та­кой огромной стране, как Россия, очень важно сохранить пока еще существующий в регионах, на местном уровне аудиторско-консалтинговый сектор услуг, поскольку расходы на обучение и повышение квалифи­кации местных специалистов будут всегда меньше транспортных расходов на доставку аудиторов из центра в регионы, что является одной из возможностей более объективного формирования стоимости аудиторских услуг в регионах.

Структура и содержание информацион­ного пространства в последние годы очень сильно изменились. Буквально 5 лет назад основной массив пользователей сети Интер­нет в России составляла возрастная кате­гория от 20 до 35 лет, сейчас уже нет такого узкого деления, и в число 70% входят пользо­ватели Интернета в возрасте от 25 до 55 лет, т.е. налицо не только насыщенность инфор­мационного пространства по количественным и качественным параметрам, но и изменение качественного состава пользователей информации — действующих и перспективных кли­ентов аудиторского и консалтингового бизне­са, которые вскоре придут к консультантам с новыми запросами, ведь период оптимиза­ции расходов и «топтания на месте» не может продолжаться долго, на смену ему обяза­тельно придет период роста с потребностью в создании новых продуктов, услуг и рынков.


Список литературы

  1. Основные показатели рынка аудиторских услуг в Российской Федерации в 2012 году [Элект­ронная версия] // Доступ: http://www1.minfin.ru/ru/accounting/audit/basics/programs/index. php?id4=19148
  2. Ханферян, В. Рост по затухающей [Электронная версия] // Доступ: http://expert.ru/expert/ 2013/13/rost-po-zatuhayuschej
  3. Рушайло, П. Счет в пользу крупных [Электронная версия] // Доступ: http://www.kommersant.ru/ doc/2175466
  4. Основные показатели деятельности саморегулируемых организаций аудиторов в 2012 году [Электронная версия] // Доступ: http://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2013/04/ Osn_pokazateli_deyat_SROA_v_2012_g.doc

Автор:

Теги: рынок аудита  рынок консалтинга  аудиторско-консалтинговые группы  аудит  аудиторско-консалтинговый бизнес  аудиторские компании  аудиторы  обязательный аудит  Министерство финансов  СРО аудиторов  аудиторские услуги  консалтинг  саморегулирование  Гильди