Прохождение экзаменов Института сертифицированных финансовых аналитиков (CFA Institute) для получения заветного сертификата – сложный и стрессовый процесс. Сам экзамен – это не только проверка интеллекта и знаний, но также выдержки, усердия, креативности, силы воли. Все сделано таким образом, чтобы кандидат действительно продемонстрировал свое желание и стремление стать обладателем сертификата. И, как и в случае со многими стандартизированными экзаменами, учиться сдавать здесь столь же важно, сколько знать сам материал. В этой небольшой статье – общий обзор всего того, что потребуется для успешного прохождения экзамена. В самом низу Питер Мэки (Peter Mackey), глава экзаменационного направления CFA Institute, лично дает свои наставления кандидатам.
Общие рекомендации
Все три экзамена в рамках программы CFA спроектированы как курс для самообучения, и неважно, будете ли вы проходить его самостоятельно, с помощью репетиторов или на специальных курсах - в любом случае есть определенные вещи, на которые стоит обратить внимание для наиболее эффективной подготовки.
Во-первых, нужно понимать, что подготовка занимает довольно много времени. Каждый экзамен сдается, по меньшей мере, один раз в год: в первую субботу июня для каждого из трех уровней и дополнительно в декабре для первого уровня (Level I). Поэтому разумно допустить, что программу теоретически можно пройти не менее чем за 18 месяцев, однако статистика показывает, что даже это далеко от истины.
За 10 лет наблюдений средний проходной балл в период 2007 - 2016 гг. составил 42% для каждого из трех уровней (Level I, Level II, Level III), самый нижний – на первом уровне. Но пусть это не служит вам поводом расслабиться. Ключ к успеху в том, чтобы психологически и стратегически настроить себя и преодолеть этот пусть небольшой, но необходимый барьер, который отделит вас от отсеявшихся кандидатов.
Вот что, по мнению CFA Institute, любой кандидат может ожидать от обучения:
- В среднем четыре года на завершение программы
- Шесть месяцев на подготовку к каждому экзамену
- Минимум 250 часов на обучение - это 10 часов в неделю. Однако если ориентироваться на собственные оценки кандидатов, у них в среднем уходило 308 часов
Усердность и целеустремленность в завершении программы обучения – неотъемлемая составляющая успеха. Программа очень интенсивная и требует столько времени и энергии, что необходимо иметь действительно мощную мотивацию, чтобы дойти до конца.
Разработка стратегии обучения
В дополнение к специфическим навыкам обучения вам придется выработать целую стратегию, с помощью которой возможно эффективное управление временем, применение навыков и тренировка на примерах экзаменов прошлых лет.
Управлять придется как временем на обучение, так и на прохождение экзамена. Например, трехчасовой экзамен со 120 возможными баллами означает, что каждый бал, условно говоря, зарабатывается за полторы минуты. То есть когда пройдет один час, вы должны в идеале быть на 40-м вопросе, а все время, потраченное сверху, будет означать меньше времени на другие вопросы. Однако экзамен начинается с вопросов по теме профессиональной этики, а это значит, что они требуют больше времени на чтение, поэтому не нужно паниковать, если вы по истечении часа еще не на 40-м вопросе. Понимание этих тонкостей приходит вместе с сотнями решенных практических задач.
Оценка навыков относится к определению того, какие темы у вас наиболее сильные, а какие – самые слабые. Это важно знать, чтобы больше времени выделить на изучение тех тем, где вы слабее всего, и меньше – на изучение тем, где у вас и так неплохие шансы на сдачу. Если рассматривать секцию вопросов множественного выбора, то тут нужно понимать, какие вопросы вам лучше сразу пропустить, чтобы вернуться к ним позже, если останется время. Отвечайте на вопросы, которые вы понимаете, вместо того чтобы тратить свое время на те, где вы не очень хорошо ориентируетесь.
Помимо большей уверенности в себе на настоящем экзамене периодическое прохождение пробных экзаменов поможет вам определить области, где нужно позаниматься дополнительно. Также это отточит качество вашего тайм-менеджмента, о котором говорилось выше, и позволит понять, как нужно сдавать экзамен помимо простого ответа на вопросы. Главная рекомендация: если время позволяет, пройдите как можно больше экзаменов по ходу обучения.
Самообучение – хорошо, но не полагайтесь на него полностью
Многие действительно сдали экзамены, подготовившись к ним самостоятельно, однако - все всяких сомнений – это самый трудный подход. Объем информации, которую нужно переварить кандидату, настолько большой, что голова может натурально пойти кругом. Стратегия самообучения дает кандидату больше свободы в управлении своим временем и ресурсами, однако те, у кого проблемы с усидчивостью, кто не может заставить себя день за днем заниматься в течение шести месяцев перед сдачей экзамена, рискуют выпустить очень большой объем информации за довольно короткое время.
В обучающих материалах от CFA Institute недостатка нет, а сторонние авторы предлагают материалы по многим связанным темам – например, как подходить к сдаче экзамена. Эта тоже стратегия, но нужно понимать, что кандидат здесь сам отвечает за собственную интерпретацию качества информации и наилучшего способа ею воспользоваться.
Учебные курсы
Немало и других возможностей пройти программу – от еженедельных занятий до интерактивных курсов. Многие объединения CFA организуют такие курсы, и есть схожие предложения от третьих сторон. Преимущества учебного курса в том, что он в своем роде принуждает кандидата регулярно сосредотачиваться на определенных темах экзамена в рамках подготовки. Кроме того, многие проводят пробные экзамены для кандидатов, о важности которых говорилось выше, и студенты могут сразу осознать свои слабости. Не стоит забывать и о преимуществах обучения в группе, позволяющего недоступные на индивидуальной основе возможности для распределения ресурсов наиболее эффективным образом.
Чтобы учебный курс стал для вас наилучшим выбором, потрудитесь провести небольшое исследование, прежде чем выбирать обучающую организацию. Преимущества местных объединений в том, что вас на самом деле обучают обладатели сертификатов CFA и объясняют вещи, в которых они являются экспертами. Однако недостаток этого в том, что, несмотря на знание преподавателями материала, качество обучения может варьироваться, ведь обучение – это не совсем их профиль. А если обратиться к третьей стороне в роли обучающей организации, то здесь – да, это их “конек”, они могут использовать широкий инструментарий в том числе статистической информации, оперируя средним проходным баллом студентов и предсказывая с большой вероятностью появление тех или иных вопросов на экзамене.
Если повезет, с помощью преподавателей студенты получат доступ к самым последним экзаменам, как только те будут опубликованы, и тогда они всегда будут в курсе последних трендов и направлений развития структуры экзаменационных вопросов. Такие преподаватели – бесценный источник знаний о том, как сдавать экзамены, на информации какого типа лучше всего сосредоточиться, потому что высока вероятность повторного ее появления на экзамене, и т.д. Кроме хорошей информированности о текущих трендах, они также могут показать, как нужно сдавать экзамен, чтобы не просто его сдать, но заметно оторваться от других кандидатов.
Если вдруг у вас есть данные по нескольким альтернативным курсам, сравните их между собой и выберите тот, где больше всего времени уделяют именно сложным для вас темам. Ниже в таблице приводятся ключевые темы и ориентировочная доля времени (в %), которая уделяется каждой из них в ходе подготовки к экзаменам CFA.
Тема |
Level I |
Level II |
Level III |
Этика и профессиональные стандарты |
15 |
10-15 |
10-15 |
Количественные методы |
12 |
5-10 |
0 |
Экономика |
10 |
5-10 |
5-15 |
Финансовая отчетность и анализ |
20 |
15-20 |
0 |
Корпоративные финансы |
7 |
5-15 |
0 |
Капитальные инвестиции |
10 |
15-25 |
5-15 |
Фиксированный доход |
10 |
10-20 |
10-20 |
Производные финансовые инструменты |
5 |
5-15 |
5-15 |
Альтернативные инвестиции |
4 |
5-10 |
5-15 |
Портфельный менеджмент и управление собственным капиталом |
7 |
5-10 |
40-55 |
Всего (%) |
100 |
100 |
100 |
Источник: The CFA Institute (Примечание: эти ориентировочные доли времени призваны служить образцом для программы подготовки и в процессе разработки экзаменационных вопросов, в то время как фактические доли могут незначительно варьироваться каждый год. Также имейте в виду, что в экзаменационных целях некоторые темы были объединены)
Еще одной очень эффективной стратегией поиска возможных способов получить дополнительные баллы для экзаменов является общение по возможности с более широким кругом обладателей сертификатов CFA. В любом профессиональном объединении найдутся такие, кто активно участвует в экзаменационном процессе, и многих приглашают принять участие в выставлении оценок после проведения экзаменов. И хотя некоторые это делали лишь раз (а кто-то не делал вообще), можно найти и таких, кто занимается выставлением оценок каждый год. Как правило, если кого-то привлекают к выставлению оценок, они работают именно с теми секциями экзамена, которые по тем или иным причинам представляют для них особый интерес. Поэтому – общайтесь с обладателями сертификатов и другими кандидатами!
Дополнительные рекомендации
- Для вопросов в форме эссе: очень важным является четкий и разборчивый почерк. Преподаватели “сканируют” ваш ответ на ключевые слова и фразы, а затем выставляют балл. Если они не могут прочитать, что вы написали, то вы не получите баллов, даже если ответили правильно
- Начинайте каждый вопрос с плана, а затем в соответствии с ним стройте ответ. В отдельных случаях хороший, продуманный и подробный план уже позволяет получить почти все баллы за вопрос, и экзаменатор будет только рад, если ему не придется читать весь ответ в форме эссе
- Никогда не оставляйте ни одного вопроса в форме эссе без ответа. Если даже вы не знаете ответа, накидайте туда ключевых слов, которые, по вашему мнению, относятся к предмету вопроса. Напишите о логике поиска ответа. Во многих случаях хоть какие-то баллы вы получите и за это, а если сложить несколько таких неудачных ответов и баллы за них, то иногда они могут означать разницу между “сдал” и “провалился”
- Имейте хорошие знания о профессиональной этике! Именно этика используется для определения итогов экзаменационных работ, которые балансируют на грани провала. Если оказывается, что с вопросами в секции по профессиональной этике вы справились плохо, почти наверняка вам засчитают поражение. И наоборот, если вы на грани, но в этике показали себя асом, то перед вами с радостью зажгут зеленый свет
Эти рекомендации универсальны на все времена, но есть и такие, которые меняются по мере эволюции самих экзаменов. Возникают новые тренды, инструменты и методы; каким-то темам уделяется больше внимания, поскольку они стают неотъемлемым стандартом практики. Чтобы создать для себя дополнительное конкурентное преимущество перед другими кандидатами, очень важно искать источники наиболее актуальной информации.
Профессиональные объединения время от времени проводят деловые завтраки, на которых спикеры рассказывают, например, о перспективных инвестиционных стратегиях. Можно воспользоваться этой возможность, чтобы выйти на контакт с обладателями сертификатов CFA и получить “из первых рук” ценную информацию.
Подытожим
По причине продолжительности и сложного характера программы обучения CFA, успешное прохождение всех трех экзаменов потребует не только стремления к самому обучению, но и понимания, как именно нужно сдавать экзамен, и какие вопросы там, скорее всего, появятся. Но помимо выявления своих сильных и слабых сторон кандидаты также должны выработать для себя стратегию обучения и прохождения экзаменов, которые позволят им выступить лучше среднего – лучше той довольно широкой прослойки кандидатов, которая находится на границе между провалом и успешной сдачей.
“Я Питер Мэки, и я возглавляю разработку экзаменов в CFA Institute. Должен отметить, что сотрудники [Института] на самом деле не пишут эти вопросы. У нас есть, я думаю, 9 или 10 профессиональных инвесторов в штате, но мы пользуемся преимуществами членства: у нас 106 членов, которые пишут вопросы к экзаменам CFA. У них большой разброс как с точки зрения географии, так и функциональной экспертизы. И они применяют свой реальный опыт в разработке вопросов экзаменов – особенно на Level II-III – которые могут встретиться кандидатам <…>
[Что самое важное для кандидата?] Я думаю, это способность синтезировать и понимать важность формул и концепций. И я думаю, что нельзя не упомянуть этику – мы действительно хотим, чтобы кандидаты и наши члены фокусировались на вопросах этического поведения в профессии”.
По материалам: Investopedia