Последствия ухода "Большой тройки"

Теория аудита,...
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 14 Марта 2016


Мы попросили экспертов прокомментировать последствия ухода международных рейтинговых агентств (уже точно известно об уходе Moody’s, две другие компании под вопросом) для российских внутренних рейтингов по национальной шкале (возрастет доля рейтингов от российских игроков, но при этом они, наверное, не имеют такой же годами выработанной репутации, и т.д.). Также, что Вы можете сказать о строгости закона, принятого в июле прошлого года – возможно, он с самого начала имел ярко выраженную политическую подоплеку, и уже тогда стоило ожидать, что рейтинговые агентства терпеть не станут?


Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий “Гордейчик и партнеры”:

Безусловно, что на момент принятия закона от 13 июля 2015 г. №222-ФЗ было очевидно, “Большая тройка” не будет отступать от собственных стандартов в угоду жестким внутригосударственным правилам. С другой стороны, такой уход придаст новый импульс развитию национальных рейтинговых агентств, которые, как свидетельствует опыт КНР, могут “худо-бедно” безальтернативно существовать на внутреннем рынке.


Владислав Гинько, экономист, преподаватель Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС):

В ситуации с возможным уходом международных рейтинговых агентств я бы подчеркнул, что в таком случае это будет их добровольный шаг.

Соблюдение законодательства России — это абсолютное требование для любых таких организаций, и наличие у Банка России функций контроля за их работой не должно никак беспокоить кого-либо. Действительно, если у рейтингового агентства деятельность абсолютно прозрачна, независима, то контроль только подтвердит это.

Более того, в интересах российской финансовой сферы поддерживать систему прозрачных и независимых рейтингов. Если кто-то не будет их составлять, то, по законам рынка, данную услугу будут поставлять другие. Российская экономика сейчас живет не в ситуации готовности “закрыться или отгородиться”, а, наоборот, ориентирована на активное развитие финансового рынка, на увеличение финансовых связей с максимально возможным числом стран.

Возможный уход некоторых игроков с внутреннего рынка России, так же как и санкции в отношении российской финансовой системы, принципиально не изменят вектор развития страны.


Цай Гуйжу, президент МТВК "Гринуд", глава Союза Китайских Предпринимателей в России:

Стоит понимать, что даже в случае ухода “Большой тройки” из России кредитование на иностранных рынках капитала останется на том же уровне, ведь присвоение международных рейтингов российским компаниям этими агентствами не прекратится. Просто осуществляться оно будет из зарубежных офисов, находящихся вне российской юрисдикции. Впрочем, в таком случае для российских компаний все равно встанет необходимость получения рейтингов по национальной шкале.

Очевидно, эту нишу займут российские рейтинговые агентства. Вполне вероятно создание единого национального рейтингового агентства, обслуживающего интересы отечественного бизнеса. Впрочем, практика показывает, что создание подобных институтов сталкивается со значительными трудностями. Похожие процессы мы наблюдали в последние два года с замещением платежных систем VISA и MasterCard. Изменения в данном направлении идут медленно, однако значительная часть операций уже проводится с использованием НСПК. Весьма вероятен и какой-то аналогичный симбиоз отечественных и иностранных рейтинговых агентств.


Иван Шаров, генеральный директор кредитного брокера “ФИНАНСОВОЕ АГЕНТСТВО”:

Вопрос присвоения рейтингов участникам банковской отрасли лежит, в первую очередь, в последующей возможности привлечения заемного финансирования, в том числе и на зарубежных рынках. Однако, этот рынок был фактически почти полностью закрыт для российских коммерческих структур с конца 2014 года, когда резкие скачки курсов иностранных валют привели к существенному изменению ключевой ставки Центральным Банком, а внешняя политическая ситуация в значительной мере была дестабилизирована.

Таким образом, полный уход одного или нескольких ведущих мировых рейтинговых агентств из России, в первую очередь, может негативно сказаться на возможностях внешних заимствований у самого государства и государственных финансовых структур. С учетом регулярного увеличения дефицита бюджета подобная мера может быть достаточно критичной, что потребует от министерства финансов и Правительства РФ более кардинальных действий для стабилизации ситуации, среди которых, например, могут быть частичная приватизация государственных компаний и собственности или усиление налоговой нагрузки на бизнес.


Александр Ковалев, советник адвокатского бюро DS Law:

С моей точки зрения, скорее всего произойдет некий раздел рынка. Moody’s свернуло деятельность дочернего общества, а два других участника Большой тройки” вряд ли будут создавать свои “дочки” в России только для того, чтобы иметь возможность присваивать рейтинги по национальной шкале.

При этом у участников российского рынка есть потребность в национальном рейтинге в силу требований российского законодательства. По этой причине спрос на услуги российских рейтинговых агентств может вырасти. Однако на эту услугу спрос будет только от тех компаний, которые не планируют выход на международные рынки. Международные же рейтинговые агентства будут по-прежнему присваивать рейтинги по международной шкале, и здесь российский регулятор мало что может сделать.

Вопрос: Что Вы можете сказать о строгости закона, принятого в июле прошлого года – возможно, он с самого начала имел ярко выраженную политическую подоплеку, и уже тогда стоило ожидать, что рейтинговые агентства терпеть не станут?

В России сложилась неоднозначная ситуация. С одной стороны, на территории нашей страны действуют международные компании, которые обязаны подчиняться требованиям законодательства тех стран, где они учреждены. Поэтому в определенных случаях рейтинговое агентство вынуждено отзывать присвоенный рейтинг.

С другой стороны, в России сложилась определенная зависимость от деятельности таких международных агентств. В этой зависимости нет ничего плохого, когда страна интегрирована в мировой рынок, но в период изоляции и санкций возможны национальные проблемы, связанные с ограничением деятельности международных корпораций. Так было, например, при ограничении обслуживания карт Visa и MasterCard.

Мы все понимаем, что частично такая реакция нашего государства вынужденная. Удастся ли ЦБ РФ договориться с международными агентствами о порядке ведения их деятельности в России, будет зависеть от двух факторов: будет ли российский рынок все еще привлекательным для рейтинговых агентств, а также смогут ли международные рейтинговые агентства соблюсти требования российского закона без нарушения зарубежного законодательства.


Давид Кицмаришвили, старший юрист Московской коллегии адвокатов "ГРАД":

Россия рискует попасть в полную изоляцию. На фоне кризиса и политических рисков доверие серьезных западных инвесторов к работе с Россией и так приближается к нулевой отметке, а теперь из страны уходят независимые рейтинговые агентства, которые устанавливают критерии надежности инвестиций. Международное рейтинговое агентство Moody's приняло решение ликвидировать в России свои рейтинги, присвоенные по национальной шкале, и закрыть свою российскую “дочку”“Мудис Интерфакс”.

Moody's в течение 2016 года отзовет около 150 рейтингов по национальной шкале, присвоенных российским эмитентам. Решение это принято в связи со вступлением в силу в 2017 году российского закона, согласно которому иностранные рейтинговые агентства могут работать в России либо через филиалы и присваивать международные рейтинги, либо создать в России “дочку”, которая будет соответствовать новым требованиям российского законодательства и присваивать рейтинги по национальной шкале.

Ранее о подобном решение уйти из России заявили другие западные агентства, Fitch Ratings и S&P. Комментарий представителя S&P: “Мы как глобальная компания, которая должна соблюдать законы США, поставлены в ситуацию, когда в случае введения санкций против российских клиентов нарушим либо российское, либо международное законодательство”, — сказал Линнелл в интервью Bloomberg. Закон, ничего напрямую не запрещая, поставил западные агентства перед необходимостью подчиниться российской юрисдикции, что несовместимо с независимостью.

Цель, в общем, возможно, благородная: укрепление суверенной финансовой системы, не зависящей от Запада. Вслед за прекращением рефинансирования у западных банков, созданием независимой платежной системы “Мир”, закрытием десятков банков - снижение зависимости от оценок западных агентств. Однако в данный момент для страны гораздо важнее была бы система мер, направленных на привлечение инвестиций, а не на создание железного занавеса, на оживление делового климата. Россия должна оставаться полноправным членом мирового сообщества, а не пугающей черной овцой. Национальная экономика совершенно не готова к таким мерам и не может быть самодостаточной.

Теги: привлечение инвестиций  суверенная финансовая система  Fitch Raings  S&P  “Мудис Интерфакс”  “Большая тройка”  рейтинговые агенства  Moody’s  №222-ФЗ  национальные рейтинговые агентства  международные рейтинговые агентства  международные рейтинги  национа