Предлагаемый методический подход к решению задач определения стоимости неинвентаризируемых и инвентаризируемых нематериальных активов предприятий

Оценка бизнеса

Автор:
Источник: Библиотека Ключевых Показателей Эффективности
Опубликовано: 22 сентября 2014

Обращаясь к той или иной теме в области оценочной деятельности в нашей стране, часто приходится сталкиваться с небрежным отношением к могучему русскому языку, которое проявляется, например, в неправильном подборе и употреблении синонимов к тем или иным словам. В соответствующей литературе, в журнальных публикациях, в интернете в качестве синонима к слову «нематериальные» применительно к термину «активы предприятия» можно встретить использование слова «неосязаемые» либо словосочетания «неосязаемые нематериальные».

До последнего времени автор этой статьи и сам считал, что нематериальные активы предприятий (НМАП) бывают осязаемыми (патент, товарный знак, лицензия, ноу-хау и т.д.) и неосязаемыми (деловая репутация, клиентела, многоопытность и креативность управленческого персонала и пр.).

Учитывая существующую ситуацию, пришлось отказаться от собственного понимания неосязаемости нематериальных активов в пользу других слов типа «неочевидные, неявные, завуалированные, закамуфлированные, неинвентаризируемые» и т.п.

К моменту написания этой статьи, вместо слова «неосязаемые» применительно к НМАП, было выбрано более правильное, более точно, на наш взгляд, отражающее суть наблюдаемого явления прилагательное «неинвентаризируемые» в смысле – те, которые не поддаются инвентаризации в учетно-отчетных системах хозяйственных объектов. Если кто-то предложит более подходящий термин для рассматриваемого понятия, с благодарностью соглашусь.

Принципиальное отличие неинвентаризируемых нематериальных активов предприятий (ННМАП) от очевидных, осязаемых, инвентаризируемых активов такого рода (ИНМАП) состоит в том, что они никоим образом не фигурируют в применяемых сегодня Правилах и стандартах бухгалтерского учета и отчетности организаций. Они не продаются и не покупаются, являются неотделимыми от хозяйственных объектов, на величину стоимости которых оказывают непосредственное, иногда весьма заметное влияние, т.е. ННМАП не принадлежат к категории товаров. Раз это так, тогда оценка стоимости этого показателя не имеет большого сугубо практического значения. Однако, некоторые научные работники, и я в их числе, пытаются хоть как-то эту умозрительную задачу решать, например, для того, чтобы сравнивать разные предприятия по удельному значению этого интересного в теоретическом плане и необычного по высокому уровню фактической информативности показателя.

Другим важным отличием ННМАП от ИНМАП является то обстоятельство, что их стоимость нельзя идентифицировать (дифференцировать) по разным отдельным видам таких активов.

К сожалению, даже денежное выражение синергетического эффекта от целенаправленного суммирования производственных, финансово-экономических, социальных и других ресурсов предприятий нельзя отделить от стоимости ННМАП (Сннмап).

Сннмап представляет собой общую стоимость всей имеющейся у предприятия совокупности активов такого рода. В многочисленных книжных и журнальных публикациях этот показатель называют стоимостью гудвилла или «ценой деловой репутации фирмы», «ценой деловых связей фирмы» либо просто «ценой фирмы». Об адекватности таких названий понятию Сннмап можно спорить бесконечно (к числу идеальных они явно не относятся).

Третье важное отличие: Синмап (стоимость инвентаризируемых НМАП) – структурный элемент как балансовой, так и реалистичной, установленной тем или иным методом затратного подхода, стоимости предприятия, тогда как Сннмап в его балансовую и реалистичную стоимости не входит и входить в них ни при каких условиях не может. Элементы Синмап по отдельным видам таких активов со временем амортизируются, а Сннмап амортизации не подвергается.

Сразу же нужно отметить, что величина показателя стоимости ННМАП находится, если такие активы существуют в действительности, только в составе пограничного (порогового) значения показателя реалистичной стоимости оцениваемого предприятия, определяемой обоснованно выбранным методом доходного подхода к решению поставленной оценочной задачи.

Трудно не заметить появление и использование в статье непривычного для всех читателей словосочетания «реалистичная стоимость предприятия».

В предыдущих статьях нерыночные достоверные стоимости экономически значимых предприятий назывались нами справедливыми либо экономически справедливыми, что по известным обстоятельствам вызывало заслуживающую понимания критику со стороны некоторых коллег. Для того, чтобы избавиться от двусмысленности и даже многозначности этого термина (см. МСО, МСФО, публикации В.М. Рутгайзера, мои тексты), в данной статье, вместо термина «справедливая стоимость предприятия», используется другой, более определенный, более четкий на наш взгляд, новый специальный термин – «реалистичная стоимость предприятия». Значения такой стоимости по определению не могут быть недостоверными. Однако всегда следует иметь в виду, что реалистичная, называвшаяся раньше справедливой, стоимость предприятия и его реальная, действительная, настоящая, истинная стоимость по объективным причинам далеко не одно и то же [1]. Истинная стоимость предприятий четкому, строго научному определению не поддается и с этим приходится смириться и считаться.

Из ряда приведенных выше соображений можно прийти к заключению, что ИНМАП, как правило, являются товарами, могут быть отчуждены от другого имущества предприятия и при необходимости могут участвовать в сделках купли-продажи таких активов, так как имеют вполне определенную, зафиксированную в бухгалтерском балансе предприятия стоимость. Кроме балансовой стоимости, в подавляющем большинстве случаев для них может быть установлена и рыночная либо реалистичная стоимость.

Другой очевидный, довольно не банальный вывод из вышесказанного состоит в следующем: общая стоимость НМАП (Сонмап) представляет собой сумму стоимостей ИНМАП и ННМАП, т.е.:

Сонмап = Синмап + С ннмап. (1)

Как указывается в многочисленной научной и учебной литературе (см., например, [2]), величину Сннмап (по другому, стоимость гудвилла) определяют как разницу между стоимостью предприятия, как целостного имущественного комплекса, и балансовой стоимостью всех имеющихся у него активов. Такая оценка Сннмап недопустимо груба, формальна, условна, призрачна. По подавляющему большинству оцениваемых таким образом предприятий значения Сннмап окажутся ошибочно отрицательными, иногда – нулевыми, что, как правило, не будет соответствовать действительности и вводить в заблуждение тех, кто наделен полномочиями принимать ответственные управленческие решения.

Предлагаемый нами методический подход к определению величины Сннмап, в отличие от приведенного выше традиционного «классического» подхода, состоит в том, что оцениваемое значение этой стоимости определяется по нижеследующей формуле:

Сннмап = [Сд – (Звп + Знз)] – Сз, (2)

где Сд и Сз – пограничные (пороговые) значения реалистичной стоимости оцениваемого предприятия, рассчитанные соответствующими методами доходного и затратного методических подходов, тыс. условных денежных единиц (у.д.е.) [3];

Звп – проектно-сметные затраты, необходимые для восстановления частично утраченных в процессе хозяйственной деятельности предприятия производственных, производительных и социальных возможностей, т.е. частично утраченного народнохозяйственного потенциала его производственно-технической и сервисно-сбытовой базы, если такая утрата действительно имела место, тыс. у.д.е.;

Знз – проектно-сметные затраты на обеспечение нормализации производственной загрузки

(уровня экономического развития) предприятия, с учетом расходов, необходимых для соответствующей профессиональной переподготовки – повышения профессиональной квалификации участников его управленческой команды и адекватного переобучения основных производственных рабочих, тыс. у.д.е. [4].

В частных случаях, если рассматриваемые предприятия работают на полную производственную мощность, т.е. когда Звп = Знз = 0, формула (2) принимает совсем простой вид:

Сннмап = Сд – Сз. (3)

Применение формулы (2) не вызывает больших сомнений в случаях, когда величина Сд существенно больше величины Сз. Соответствующие коррективы требуются в ситуациях, когда значения Сд и Сз примерно одинаковы или когда Сз заметно больше Сд . В таких случаях возникает необходимость нормализации неестественно повышенного значения Сз оцениваемого предприятия, т.е. обесценивания фактической величины Сз до среднеотраслевого либо до расчетного нормализованного значения этого показателя. В качестве нормализованной величины Сз целесообразно принимать значение стоимости замещения оцениваемого ппедприятия новоделом, при создании которого предусмотрено использование стандартных, серийных строительных конструкций и бюджетных строительных материалов.

Решение такой задачи существенно облегчается в тех случаях, когда разработаны и имеются действующие нормы удельных капитальных вложений в строительство и привязку к конкретному месторасположению тех или иных типов предприятий.

Если фактическая величина Сз противоестественно занижена для нормализации ее значения приходится решать задачу, обратную приведенной выше, т.е. задачу соответствующего удорожания этой величины до вышеуказанных пределов.

Величину Синмап предлагается определять по формуле:

Синмап = Сз х Сбинмап/Сбп, (4)

где Сбинмап – балансовая стоимость ИНМАП оцениваемого предприятия, тыс. у.д.е.;

Сбп – балансовая стоимость всех без исключения активов оцениваемого предприятия, тыс. у.д.е.

Отношение Сбинмап к Сбп характеризует долю балансовой стоимости ИНМАП в общей балансовой стоимости оцениваемого предприятия – Сбп. Эту долю можно назвать коэффициентом пересчета величины Сз в значение показателя Синмап и обозначить его как Кп.

Формализация выражений для определения величины показателей Синмап и Сннмап (формулы 2 и 3) позволяет написать практичную концептуальную расчетную формулу для установления реалистичной величины Сонмап:

Сонмап = Сз х Кп + [Cд – (Звп + Знз) – Сз] (5)

или в указанных выше частных случаях

Сонмап = Сз х Кп + (Сд – Сз). (6)

Таким образом, задачи по определению значений показателей Сннмап, Синмап и Сонмап предлагаемыми простейшими для овладения методами доведены до логического завершения и вполне применимы в практике оценочной деятельности профессиональных оценщиков.

Буду глубоко благодарен тем коллегам, которые захотят принять и примут участие в обсуждении моих скромных предложений по рассматриваемым в статье вопросам.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ревуцкий Л.Д. О «точности» и достоверности результатов определения справедливой стоимости экономически значимых предприятий. Электронный ресурс в интернете по адресу: http://www.audit-it.ru/articles/appraisal/a109/737541.html
  2. Должиков П.М., Величко Н.М., Должикова А.П. Основы экономики и управления горным предприятием. Учебное пособие. – Донецк, «Норд-пресс», 2009. 200 с.
  3. Ревуцкий Л.Д. Предлагаемый порядок выбора однозначного значения интервальной справедливой стоимости предприятий. Электронный ресурс в интернете по адресу: http://www.audit-it.ru/articles/appraisal/a108/751859.html
  4. Ревуцкий Л.Д. Уточненная формула для определения экономически справедливой рыночной стоимости предприятия. – М.: // «Вестник машиностроения», № 9, 2010. С. 83 – 87.

Автор:

Теги: определение стоимости  нематериальные активы предприятия  инвентаризируемые активы  неинвентаризируемые активы  активы предприятия  нематериальные активы предприятий  НМАП  деловая репутация  неинвентаризируемые нематериальные активы предприятия  ННМАП  И