Признание выручки по новым правилам US GAAP: случай компаний в отрасли авиаперевозок

Сравнительный учет: IAS & US GAAP
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 15 Ноября 2017

Источник: FASB

Американский Совет по стандартам финансовой отчетности (FASB), как и Совет по МСФО, с недавних пор проводит вебинары, на которых рассказывает об особенностях признания выручки по американским кодифицированным стандартам из раздела (Topic) 606 в различных отраслях. Относительно недавно речь шла об индустрии здравоохранения, сегодняшняя тема – авиаперевозки.


- (J.Brkmn.) Привет, и добро пожаловать на вебкаст, посвященный влиянию нового стандарта по признанию выручки на индустрию авиаперевозок. Меня зовут Джефф Брикман (Jeff Brickman), я руководитель департамента по связям с инвесторами в Совете по стандартам финансовой отчетности. Спасибо, что вы с нами. Сегодня здесь со мной член FASB Марк Сигель (Marc Siegel) и член рабочей группы FASB Джейсон Бонд (Jason Bond). Мы представим краткий обзор модели признания выручки наряду с некоторыми специфическими для отрасли авиаперевозок эффектами, которых мы ожидаем. По ходу обсуждений на слайдах будут приведены примеры, которые дадут представление об эффектах. Но сначала, прежде чем мы начнем, я хотел бы всем напомнить, что изложенные в рамках данного вебинара мнения принадлежат его авторам. Официальная же позиция FASB определяется в рамках расширенной стандартной процедуры и обсуждений. Давайте начнем… Марк, не могли бы Вы дать краткий обзор новой модели признания выручки?

-(M.S.) С удовольствием, Джефф. Прежде всего, хотел бы отметить, что мы здесь, в FASB, очень рады помочь инвесторам с пониманием нового стандарта по признанию выручки. Поэтому мы решили, что будет правильным провести данный вебинар сейчас, поскольку компании начнут использовать стандарт со следующего года. Надеемся, что это позволит инвесторам четко понять все влияние стандарта на авиаперевозки и определить вопросы, которые им бы хотелось задать своим компаниям о специфических фактах и обстоятельствах.

Еще до записи сегодняшнего вебкаста мы провели сессии вопросов и ответов с исполнительными лицами компаний в нескольких других отраслях – аэрокосмической отрасли и обороны, производстве программного обеспечения (“SaaS”). Просим обратить внимание на архивные записи этих вебкастов на нашем сайте www.fasb.org, в секции образовательных материалов для инвесторов.

Как вы можете видеть на слайде, новый стандарт оговаривает всеохватывающие основы по признанию выручки, которые применяются в отношении практически любой выручки по договорам с клиентами, за исключением нескольких отраслей, где в US GAAP уже действуют другие модели (например, страховые компании, лизинг, банки). Руководство в целом прошло конвергенцию с МСФО, поэтому большая часть компаний по всему миру далее будет следовать одному и тому и тому же набору правил.

Новый стандарт оговаривает пять шагов по признанию выручки, которые приведены на слайде. Компания идентифицирует договор со своим клиентом, чтобы убедиться, что такой договор “по существу” имеется. Далее она определяет обязательства перед клиентом по договору и те из них, которые нужно учитывать отдельно. Затем она определяет общую цену транзакции, которую мы называем “вознаграждением”, ожидаемом компанией к получению за все эти обязательства перед клиентом, в том числе проводит оценку любых переменных величин. Далее компания относит эту общую величину оцененного вознаграждения на каждое из принятых обязательств перед клиентами, которые были определены на втором шаге. И наконец, на последнем шаге она признает выручку – либо в определенный момент времени, либо на протяжении определенного периода времени, по мере того как продавец выполняет обязательства перед клиентами.

Влияние данного стандарта будет отличаться от одной отрасли к другой (а на самом деле даже в пределах одной отрасли оно потенциально может варьироваться от одной компании к другой). Причина, почему оно может варьироваться от одной компании к другой даже в пределах одной индустрии частично заключается в том, что не все договоры в одной отрасли имеют одну и ту же экономическую сущность. Кроме того, влияние нового стандарта будет прямо связано с тем, как компания признает выручку сегодня, поэтому в той мере, в какой различные компании применяют разные подходы к признанию выручки сегодня, изменения, которые у них произойдут в результате нового стандарта, также могут быть разными.

- (J.Brkmn.) Это было полезно, Марк… Джейсон, какое влияние ожидается для отрасли авиаперевозок?

-  (J.Bnd) Джефф, для этой отрасли ожидается нескольких существенных эффектов, которые мы хотели бы выделить по ходу сегодняшнего вебкаста, однако, как только что сказал Марк, учет для каждой авиакомпании может отличаться в зависимости от того, как эти элементы учитываются сегодня.

Первый изображенный на слайде эффект касается баллов лояльности – или “миль авиакомпании”, как люди часто называют их сегодня. Сегодня авиакомпании следуют одному из двух подходов к учету своих “миль”: либо методу прироста издержек (incremental cost method), либо методу отложенной выручки (revenue deferral method). Новый стандарт по выручке требует применения второго метода – метода отложенной выручки – поэтому у использующих его авиакомпаний не будет никаких изменений во времени признания выручки после принятия стандарта. Согласно нему, авиакомпания относит часть цены авиабилета на мили на основе относительной стоимости миль для конкретного рейса. Признание отнесенной на мили части цены билета откладывается и признается тогда, когда клиент использует мили.

Что касается авиакомпаний, применяющих метод прироста издержек, то они сегодня признают обязательства в момент, когда пассажир получает мили, в размере дополнительных расходов на будущие привилегии, которые пассажир сможет использовать в качестве миль. Поскольку дополнительные издержки накапливаются и списываются по мере зарабатывания миль пассажирами, в случае использования бесплатного полета влияния на выручку или расходы не происходит. В рамках нового стандарта по выручке данный метод более не будет разрешен.

-(J.Brkmn.) Вполне разумно, Джейсон. По сути, новый стандарт устранит различия между тем, как авиакомпании учитывают свои мили сегодня. Похоже на то, однако, что вне зависимости от подхода, применяемого авиакомпаниями сегодня, у них признается обязательство – или накопленные издержки, или отложенная выручка. Каким будет изменение в обязательствах для компании, вынужденной переходить с метода прироста издержек после перехода на новый стандарт по выручке?

- (J.Bnd) Хороший вопрос, Джефф. В рамках подхода отложенной выручки часть стоимости билета относится на мили на основе индивидуальной стоимости данного авиабилета. Таким образом, необходимо будет определить индивидуальную стоимость авиабилета – как вариант, на основе стоимости использования одной мили. Такая оценка потребует существенных суждений.

Обязательство в рамках метода прироста издержек может основываться на дополнительной стоимости предоставления бесплатного полета в будущем. Поскольку издержки многих авиакомпаний фиксированы, обязательства, отраженные по каждой миле в рамках метода прироста издержек, с большой вероятностью значительно ниже, чем индивидуальная цена продажи одной мили авиакомпанией. Мы заметили, что некоторые компании отразили у себя увеличение обязательств с новым стандартом по выручке, которые могут быть в несколько раз выше по сравнению с отраженными ранее обязательствами по методу прироста издержек.

-(J.Brkmn.) Это может быть очень существенным изменением для некоторых авиакомпаний, Джейсон.

- (J.Bnd) Совершенно верно.

-(J.Brkmn.) Марк, есть ли еще какие-то области учета для авиакомпаний, которые, по Вашему мнению, могут испытать существенное влияние в результате принятия нового стандарта по выручке?

-(M.S.) Да. Еще один такой существенный эффект относится на дополнительные услуги, проиллюстрированные на слайде. Дополнительные услуги включают в себя, например, услуги по багажу, приоритетную посадку, забронированные заранее места, еду и развлечения на борту. В рамках нового стандарта большая часть этих услуг будет учитываться вместе с общей выручкой от рейса. Стандарт вряд ли изменит время признания выручки по большей части этих дополнительных комиссий, поскольку в основной массе все эти услуги предоставляются в то же самое время, что и сам полет. Однако несколько компаний уже показали у себя, что выручка по дополнительным услугам будет отражаться в составе общей выручки по пассажиру, и больше не будет показываться отдельно как “прочая выручка”. Инвесторам после внедрения нового стандарта придется принять во внимание эти изменения, когда они будут рассчитывать ключевые использующиеся в отрасли показатели – такие, например, как выручка по пассажиру в расчете на милю.

-(J.Brkmn.) Таким образом, по дополнительным услугам, похоже, общая выручка не изменится в большинстве случаев, но само представление выручки и, возможно, связанные с этим метрики могут быть другими. Определенно, об этом стоит помнить… Вы также упомянули комиссии за замену рейса – как они будут учитываться по новому стандарту?

-(M.S.) У некоторых авиакомпаний здесь могут произойти изменения. Согласно новому руководству по признанию выручки, если пассажир делает замену рейса и платит за это комиссию, авиакомпания не предоставляет в этом случае клиенту дополнительных услуг. Обязательство авиакомпании – это сам полет, как и раньше. В результате комиссия за замену рейса не будет учитываться отдельно, но будет признаваться как часть выручки по билету, когда пассажир садится на рейс – что, по сути, удовлетворяет обязательство перед клиентом. Здесь изменения будут актуальны для авиакомпаний, которые сегодня признают комиссии за замену рейса в момент их выставления.

-(J.Brkmn.) То есть в отличие от дополнительных услуг, по новому стандарту могут возникнуть изменения во времени признания комиссий за замену рейса. Все правильно, Марк?

-(M.S.) Абсолютно точно.

-(J.Brkmn.) Джейсон, есть ли еще какие-либо области, которые Вы хотели бы затронуть в рамках сегодняшнего вебкаста?

- (J.Bnd) Конечно, Джефф. Последний эффект, которые мы хотели бы рассмотреть на слайде – это учет неиспользованных билетов типа кредита за авиаперелет (flight credit). Если я аннулирую ранее приобретенный рейс, авиакомпания предоставляет мне кредит за авиаперелет, использовать который необходимо в течение определенного периода времени. Мы знаем, что авиакомпании обычно предполагают, что какая-то часть этих предоставленных кредитов не будет использована пассажирами и просто прекратит свое действие. В авиаиндустрии такая ситуация обычно именуется термином “breakage”.

Сегодня авиакомпании учитывают неиспользованную часть кредитов за авиаперелет одним из двух способов. Одни авиакомпании признают выручку в тот момент, когда по кредитам истекает срок действия. Другие авиакомпании оценивают ожидаемую долю кредитов, которые использованы не будут, и признают эту величину в качестве выручки пропорционально использованию кредита. По новому стандарту, если организация ожидает определенного неиспользования кредитов (а в отрасли авиаперевозок это обычно дело), авиакомпания обязана оценить объем неиспользованных кредитов согласно своим ожиданиям и признать эту величину в качестве выручки пропорционально, вместе с использованием оставшейся части кредитов за авиаперелет. Это полностью отвечает второму методу, который я только что описал. Авиакомпании не смогут просто подождать истечения срока действия кредита, чтобы признать выручку по неиспользованной их части (в предположении, что они ожидают какую-то определенную долю “breakage”).

-(J.Brkmn.) Можете привести нам пример, как это работает?

- (J.Bnd) Конечно. На слайде приведен пример. Предположим, что я получаю от авиакомпании кредит за авиаперелет в размере $4,000 за перелет бизнес-классом, который я отменил. На основе своего исторического опыта общения с аналогичными клиентами авиакомпания знает, что я, скорее всего, не использую $800 из этого кредита. Сегодня некоторые компании пока что могут признать в качестве выручки $ 3,200 вместе с использованием мной этого кредита, а затем признать $800 как выручку по неиспользованному кредиту в момент истечения срока действия. Однако с новым стандартом этого больше нельзя будет делать, если авиакомпания ожидает определенный процент неиспользования. Авиакомпании придется признавать $800 выручки по неиспользованному кредиту пропорционально использованию мной $ 3,200. Иными словами, за каждый доллар кредита, который я использую, авиакомпания будет признавать выручку в размере $ 1.25. По этому методу авиакомпания признает в качестве выручки $ 4,000, когда я использую $ 3,200 кредита.

-(J.Brkmn.) Спасибо за пример. Марк, одно из преимуществ нового стандарта для инвесторов заключается в расширенных раскрытиях, которые нужно будет делать компаниям. Не могли бы Вы поделиться, что включат в себя отдельные раскрытия, в том числе в момент, когда компании будут переходить на новый стандарт?

-(M.S.) Конечно. Новый стандарт включает в себя набор обязательных раскрытий (показаны на слайде), разработанный при активном участии инвесторов и призванный предоставить им больше информации по контрактам, выручке, по тому, как она признается, в том числе по дезагрегированию информации. Раскрытия также включают данные по существенным суждениям и оценкам, по тому, когда именно и как именно компания признает выручку, по выручке, которая только будет признана по контрактам, активным на конец каждого квартала в течение года (что близко, но необязательно идентично дополнительным раскрытиям, которые сегодня можно найти в составе пресс-релизов вне основной финансовой отчетности).

Что касается перехода, то данный слайд иллюстрирует требования. Публичные компании должны будут принять новые требования в течение годового периода-2018, начиная с первого квартала. Публичным компаниям разрешено перейти на новый стандарт раньше – уже в 2017 году, если угодно. Однако на основе изучения раскрытий, сделанных крупнейшими авиакомпаниями США, мы не можем утверждать, что кто-либо из них уже перешел или планирует перейти на новый стандарт досрочно.

Стандарт оговаривает два метода перехода для компаний, однако вне зависимости от подхода, который выберет компания, ей придется предоставить своим инвесторам хоть какую-то сравнительную информацию. Таким образом, вы сможете понять все влияние нового стандарта на выручку компаний в течение первых четырех кварталов того года, когда будет внедряться стандарт.

-(J.Brkmn.) Марк, есть ли информация, какой метод перехода выберут компании?

-(M.S.) Авиалинии, так же как и большинство публичных компаний, уже предоставили информацию в своих формах 10-K и 10-Q – обсудили свои планы по внедрению и ожидаемое влияние нового стандарта на их отчетность. На основе изученных нами отчетов, которые были представлены в SEC, можно сделать вывод, что основные авиакомпании США в настоящий момент планируют перейти на стандарт с использованием полностью ретроспективного метода перехода. Если они в самом деле воспользуется этим подходом, в их отчетных формах 10-K и 10-Q после перехода вы увидите, что данные за все кварталы и за все предыдущие годы будут выглядеть, как если бы стандарт уже использоваться ранее в каждом промежуточном или годовом периоде. Другими словами, финансовая информация за 2016, 2017 и 2018 годы будет представлена по новому стандарту.

-(J. Brkmn.) Спасибо, это полезная информация. Очень важно для инвесторов помнить о ключевых изменениях, которые мы сегодня обсудили, но у каждой отдельной авиакомпании могут быть свои изменения. Инвесторам следует обращать внимание на любые упоминания ожидаемого влияния стандартов в отчетных формах 10-K и 10-Q. Чтобы подвести итог сегодняшнему вебкасту, я хотел бы еще раз выделить ключевые моменты и наблюдения по ходу обсуждений.

  • Во-первых, инвесторам нужно четко понимать, как авиакомпании сегодня учитывают мили, комиссии за изменение рейса и неиспользованные авиабилеты, чтобы понять, каким окажется влияние нового стандарта на каждую конкретную авиакомпанию. Компаниям разрешается сегодня применять разные подходы, поэтому влияние нового стандарта будет отличаться от одной компании к другой
  • Во-вторых, могут возникнуть различия в представлении выручки в отчете о доходах, поэтому инвесторам стоит помнить об этом при расчете показателей эффективности
  • В-третьих, хотя некоторые различия в сегодняшнем учете и будут устранены после принятия нового стандарта, авиакомпаниям по-прежнему придется применять существенные суждения в оценке индивидуальной цены продажи авиабилета и доли кредитов за авиаперелет, которые не будут использованы. Эти суждения могут быть очень субъективными. Новый стандарт по выручке требует от компаний раскрывать информацию по сделанным ими существенным суждениям, поэтому эти раскрытия должны стать для инвесторов полезной информацией по оценкам, в том числе по тому, как эти оценки меняются с течением времени… Спасибо что были с нами

Теги: US GAAP  выручка по договорам с клиентами  признание выручки  авиаперевозки  FASB  стандарт по признанию выручки  МСФО  цена транзакции  авиакомпании  баллы лояльности  мили  метод прироста издержек  incremental cost method  метод отложенной выручки  reve