Признание выручки по новым правилам US GAAP: случай компаний в отрасли здравоохранения

Сравнительный учет: IAS & US GAAP
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 26 Октября 2017

Источник: FASB


Американский Совет по стандартам финансовой отчетности (FASB) перенял опыт своих заокеанских коллег из IASB и также запустил серию вебкастов, по ходу которых члены Совета рассказывают о тонкостях признания выручки по американским кодифицированным стандартам из раздела (Topic) 606. Хотя изначально стандарты были представлены как прошедшие полную конвергенцию с IFRS 15, на деле американская отчетность имеет свои уникальные особенности, и даже принадлежность к той или иной индустрии накладывает на нее свою специфику. По ходу сегодняшнего вебинара, например, признание выручки разбирается на примере компаний в отрасли здравоохранения. Предлагаем взглянуть, так ли много здесь отличий. 

-(J.B.) Здравствуйте, и добро пожаловать на вебкаст для инвесторов, который фокусируется на теме влияния нового стандарта по признанию выручки на отрасль здравоохранения. Меня зовут Джефф Брикман (Jeff Brickman), я руководитель департамента по связям с инвесторами в Совете по стандартам финансовой отчетности. Спасибо что вы с нами. Сегодня здесь со мной член FASB Марк Сигель (Marc Siegel) и старший управляющий проектами в FASB Мэри Мазелла (Mary Mazella). Мы дадим вам краткий обзор модели признания выручки наряду с некоторыми специфическими для отрасли здравоохранения соображениями. По ходу обсуждений на слайдах будут приведены примеры, которые дадут вам представление об эффектах влияния, которые мы ожидаем. Но сначала, прежде чем мы начнем, я хотел бы всем напомнить, что изложенные в рамках данного вебинара мнения принадлежат его авторам. Официальная же позиция FASB определяется в рамках расширенной стандартной процедуры и обсуждений… Марк, не могли бы Вы дать краткий обзор новой модели признания выручки?

-(M.S.) Конечно, Джефф. Прежде всего, позвольте для начала отметить, что данный вебкаст – часть серии вебкастов в помощь инвесторам, чтобы те понимали, чего ожидать от принятия публичными компаниями новых правил признания выручки, самое позднее – уже в следующем году. На самом деле некоторые компании уже приняли их в третьем квартале текущего года. Если вас интересуют не только компании в отрасли здравоохранения, вероятно, будет полезным зайти на www.fasb.org, в раздел c доступными для инвесторов образовательными материалами, в том числе с вебкастами по другим отраслям, которые мы уже охватили. Например, ранее мы уже записывали вебкасты, включающие, в том числе, вопросы и ответы для исполнительных лиц в компаниях аэрокосмической отрасли и обороны, а также для исполнительных лиц в отрасли производства программного обеспечения (в форме услуг – SaaS, “Software-as-a-Service” – GAAP.RU).

Что касается новой модели – как вы можете видеть на слайде, новый стандарт оговаривает новый всеохватывающий принцип признания выручки. Он применяется практически ко всем видам выручки, признаваемым по договорам с клиентами, за исключением нескольких областей, где в US GAAP предусмотрены другие модели – например, страховые компании, лизинг или финансовые инструменты. Одной из ключевых задач, однако, для нас остается устранение специфических отраслевых различий, где это только возможно, поскольку это, на самом деле, не отвечает долгосрочным устойчивым целям FASB – обновлять правила признания выручки отдельно по секторам, особенно с учетом постоянного возникновения новых отраслей вследствие развития технологий и других факторов и размытия границ между ними. Также важно помнить, что новые правила для признания выручки в US GAAP в целом прошли конвергенцию с требованиями МСФО, поэтому большая часть публичных компаний во всем мире скоро будет следовать одному и тому же набору требований. Вместе с тем не вызывает сомнений, что влияние нового стандарта будет отличаться в зависимости от конкретной индустрии.

Новый стандарт оговаривает пять шагов признания выручки, которые показаны на слайде. Сначала компания будет оценивать свои договоры с клиентами, чтобы идентифицировать среди них те, которые можно назвать договорами “по существу”. Далее она будут идентифицировать свои обязательства перед клиентами в рамках контракта, которые учитываются по отдельности. Третий шаг предполагает определение общего размера вознаграждения, по сути своей представляющего собой цену покупки и всего прочего, что компания ожидает получить в ответ на выполнение своих обязательств (в том числе оценку того, что можно отнести к условным типам вознаграждения). Далее компания отнесет эту оцененную величину общего вознаграждения на каждое принятое на себя обязательство перед клиентами – это четвертый шаг. Наконец, на последнем шаге она признает выручку либо в определенный момент времени, либо на протяжении определенного периода времени по мере выполнения обязательств перед клиентами.

-(J.B.) Очень иллюстративно, Марк… Мэри, каково влияние нового стандарта, которое мы ожидаем увидеть в отрасли здравоохранения?

- (M.M.) Джефф, хотелось бы на следующем слайде выделить области наибольших изменений в отрасли здравоохранения, и эти области включают учет резервов под плохи долги (или “расходы под плохие долги”, как некоторые любят это называть). Для сравнения, US GAAP сегодня требует от компаний в отрасли здравоохранения учитывать выручку на основе плана оказания услуг, даже если они не ожидают получить выручку за эти услуги, как может оказаться, например, в случае с пациентом без медицинской страховки.

От поставщика услуг также требуется отражать соответствующий резерв под плохие долги, а резервы под плохие долги у отдельных поставщиков медицинских услуг могут быть весьма значительными из-за незастрахованных пациентов или пациентов, для которых предусмотрены существенные скидки. Сегодня поставщики услуг обязаны показывать резервы под плохие долги отдельной строкой на лицевой стороне отчета о доходах в качестве составляющей чистого дохода. Такое представление является для отрасли здравоохранения уникальным. Как уже упоминал чуть ранее Марк, данное специфическое для данной отрасли требование (оговаривающее, среди прочего, тему плохих долгов) больше не будет применяться после перехода компаний на новый стандарт по признанию выручки.

Новый стандарт потребует от компании признавать выручку в размере, отражающем вознаграждение, которое она ожидает получить. При определении этой суммы организация обязана принять в расчет явные и скрытые ценовые уступки и скидки. И явные, и скрытые ценовые уступки и скидки снижают размер выручки, которая будет признана.

GAAP.RU: Ценовые уступки (price concessions) представляют собой корректировки к первоначально согласованной цене, которые имеют место до фактического завершения транзакции. Обычно это снижение цены, но иногда бывает и наоборот – повышение. Возможные причины, по которым они могут иметь место: 1) в процессе обдумывания условий соглашения обнаруживаются обстоятельства, способные повлиять на будущую выручку компании (например, факт судебных разбирательств), 2) прежнее допущение, использованное для первоначальной оценки, оказалось неверным, 3) стоимость оборотного капитала, капитальных активов или недвижимости привязана к определенному значению, которое ниже предусмотренного ранее. Источник: Divestopedia

-(J.B.) Не могли бы Вы уточнить, что Вы имеете в виду под явными ценовыми уступками, и что имеете в виду под скрытыми ценовыми уступками?

- (M.M.) Конечно. В качестве примера явных ценовых уступок представьте себе поставщика медицинских услуг, назначающего цену в $1,000 за каждую процедуру. Некоторые страховые компании могли заранее согласовать с данным поставщиком услуг цену в $800 за определенную процедуру, и если оказывается, что пациент застрахован в одной из этих страховых компаний, поставщик медицинских услуг сталкивается с явной ценовой уступкой – или скидкой для пациента величиной в $200. Поэтому размер выручки для признания в данном случае - $800. Явные ценовые уступки сегодня учитываются частью операционной выручки с обратным знаком и идут в резервы под плохие долги.

Скрытые ценовые уступки рассматриваются в новом стандарте схожим с явными ценовыми уступками образом - они тоже снижают размер признаваемой выручки. Скрытые ценовые уступки – это не оговоренные договорами ценовые уступки, как в случае с $200 в примере выше. Вместо этого речь идет о ситуациях, когда деловая практика компании подразумевает принятие меньшей цены за свои товары или услуги. Мы ожидаем частого возникновения скрытых ценовых уступок в отрасли здравоохранения, поскольку отдельные компании здесь оказывают (а чаще – закон требует, чтобы они оказывали) свои услуги вне зависимости от итоговой величины вознаграждения. Для примера, незастрахованный пациент может выплатить лишь минимальную часть стоимости услуги. Стоит отметить, что пациенты благотворительных медицинских учреждений не будут служить источником скрытых ценовых уступок, поскольку обычно они не платят ничего за оказываемые им услуги, что означает, что в их случае не будет и никакого договора “по существу”, чтобы рассматривать его в рамках новых требований.

Однако переходя к пациентам обычных (не благотворительных) медицинских учреждений, следует отметить, что медицинским организациям придется оценивать величину вознаграждения, которое они по итогу ожидают получить за оказанные услуги, с учетом как явных, так и скрытых ценовых уступок. Эта оцененная величина и будет в дальнейшем признана в качестве выручки. Суммы выручки в будущие периоды могут быть скорректированы, если поставщик услуг получит больше или меньше того, что было оценено изначально. Эту корректировку необходимо будет отразить в качестве выручки не за текущий период (“out of period revenue”), если она производится уже в другом отчетном периоде по сравнению с тем, когда была оказана услуга.

Поскольку поставщик услуг оценивает сумму итоговой выручки к получению, вполне возможно, что у компании может по итогу и не оказаться существенных объемов расходов по плохие долги. Расходы под плохие долги (или, как говорилось выше, резервы под плохи долгиGAAP.RU) – это суммы к получению, которые будут признаны вследствие изменения фактов и обстоятельств относительно способности или намерений пациента выплатить оцененный размер вознаграждения. Например, это может быть ситуация, когда поставщику медицинских услуг становится известно, что пациент обанкротился или потерял свою работу. Касательно изменений в сегодняшнем порядке представления данных: после принятия нового стандарта любые резервы под плохие долги будут отражаться частью операционных расходов. Возможно, вы заметили, что поставщикам медицинских услуг придется применять существенное профессиональное суждение относительно того, стали ли изменения в их оценках следствием изменений специфических фактов и обстоятельств у пациента, приведших к расходам под плохие долги.

-(J.B.) Спасибо, Мэри. Здесь есть о чем подумать. По моему опыту, инвесторов очень интересуют ключевые области управления финансами, где менеджмент применяет существенные суждения. Возможно, будет полезным рассмотреть их на примере со скрытыми ценовыми уступками.


- (M.M.) Конечно, Джефф. На следующем слайде у нас заготовлен такой пример. Предположим, клиника оказывает услуги незастрахованному пациенту. Закон обязывает эту клинику оказывать медицинскую помощь всем пациентам с экстренными случаями, а пациент при этом не получает никаких правительственных субсидий и не является пациентом благотворительной медицинской организации. Обычно клиника берет $10,000 за оказываемые ею услуги такого рода. На основе исторических данных по скидкам и уступкам она оценивает, что данный пациент сможет заплатить ей лишь $1,000. На основе эти фактов клиника в момент оказания услуг экстренной медицинской помощи признает выручку, равную $1000, а не $10,000 в качестве выручки и $9,000 в качестве расходов по плохим долгам, как это было бы в рамках сегодняшних требований US GAAP.

-(J.B.) Спасибо, Мэри. На этом примере видно, что чистый размер выручки и по старым, и по новым требованиям одинаковый - $1,000. Разница лишь в том, что сегодня есть валовый размер выручки в $10,000 и плохие долги в $9,000, а с новым руководством будет выручка размером $1,000… Все так? И будет ли тот же самый результат во всех ситуациях без исключения?

- (M.M.) Да, все так. На основе отчетов ACC (American Campus Communities – американская университетская компания по жилищному строительству – GAAP.RU), которые мы проанализировали, в целом медицинские организации не ждут, что раскрываемые ими величины будут отражать существенные различия в результатах их транзакций после перехода на новый стандарт. Однако на отчетность организаций все-таки стоит взглянуть, чтобы разобраться, что именно там изменилось и почему.

-(J.B.) Мэри упоминала благотворительные медицинские учреждения. Марк, влияет ли новый стандарт по признанию выручки на отчетность и раскрытия по пациентам, относимым к пациентам благотворительных организаций?

-(M.S.) Думаю, Джефф, это довольно важный момент. Новый стандарт по выручке не влияет никак на руководство по раскрытиям, относящимся к благотворительным медицинским услугам. Благотворительные услуги по-прежнему не будут подпадать под требования для признания выручки. Поставщикам медицинских услуг, как и раньше, придется раскрывать свою политику в отношении оказания благотворительных услуг и объем оказываемых услуг.

-(J.B.) Спасибо, Марк. Думаю, инвесторам будет приятно услышать, что раскрытия по благотворительным услугам все так же будут осуществляться… До сих пор мы оговаривали в основном скрытые ценовые уступки. Но как медицинским организациям учитывать транзакции, в которых отсутствуют скрытые уступки?

-(M.S.) ОК, давайте рассмотрим это на следующем слайде. Как чуть раньше упоминала Мэри, скрытые ценовые уступки будут вполне обычными в отрасли здравоохранения, поскольку закон обязывает некоторые компании оказывать медицинские услуги без оглядки на то, может ли за них заплатить пациент. Однако поставщик медицинских услуг здесь не предоставляет никаких скрытых ценовых уступок при расчете с пациентом. Например, если от поставщика услуг не требуется принимать всех пациентов, и он ожидает при этом, что получение вознаграждения в полном размере все-таки вероятно, то неполученные по итогу величины в этом случае относятся на простой кредитный риск, который и так учитывается в контракте.

-(J.B.) Похоже, каждой компании придется оценивать уникальные для нее факты и обстоятельства, чтобы определить, что они учитывают – корректировку выручки или расходы по плохим долгам. Есть что-то еще, что Вы можете добавить, чтобы помочь с этим моментом?

-(M.S.) Да, Джефф. Как уже отмечалось, это станет областью, где поставщики медицинских услуг будут зависеть от уникальных фактов и обстоятельств. Позвольте разобрать все на примере на следующем слайде – он иллюстрирует ситуацию, когда поставщик услуг не получает скрытую ценовую уступку, и следовательно, ему следует отразить расход по плохим долгам.

В данном примере клиника оказывает пациенту услуги пластической хирургии, которые страховкой не покрываются. Клиника пытается оценить, может ли пациент заплатить $50,000 за услуги. На основе проведенной оценки она приходит к выводу, что пациент с высокой долей вероятности заплатит практически все, что должен. Это заключение предполагает, что клиника здесь не предоставляет никаких скрытых ценовых уступок данному пациенту. Однако важно отметить, что сама оценка в действительности спроектирована только для того, чтобы определить вероятность получения оплаты, и клиника знает на основе исторического опыта, что примерно 2% пациентов в аналогичных обстоятельствах не платят (это результат общего уровня кредитного риска среди ее пациентов). На основе этих данных клиника отразит все $50,000 за оказанные ей услуги, поскольку она не предоставила скрытых ценовых уступок по контракту и пришла к выводу, что шансы собрать выручку весьма велики. Далее эта больница оценит счета к получению и отразит расходы по плохим долгам на основе этой суммы.

-(J.B.) Хорошо, Марк. Мы помним, что новый стандарт также содержит требования по раскрытию, отличающиеся от тех, которым медицинские компании следуют в рамках сегодняшних правил US GAAP. Не могли бы Вы рассказать о раскрытиях по новому стандарту, в том числе по тем, которые требуются в момент перехода на новый стандарт?

-(M.S.) Да, все так, Джефф. Новые требования к раскрытию – одни и те же для всех компаний любых отраслей, поэтому специфические для отраслей раскрытия, которые еще действуют сегодня и требуют от медицинских компаний показывать данные по плохим долгам отдельно по основным источникам дохода (а также рассказывать, как именно они определяют основные источники своего дохода), больше не будут актуальны после принятия нового стандарта. Однако, как я упоминал раньше, медицинским компаниям по-прежнему придется делать в отчетности раскрытия по благотворительным услугам.

Также новый стандарт содержит набор требований к раскрытиям, как это показано на слайде выше, который был разработан при активном участии инвесторов, чтобы они обеспечивали в отчетности больше информации о контрактах компании и признаваемой по ним выручки, в том числе в отношении дезагрегирования информации по выручке. Раскрытия также включат в себя данные о существенных суждениях и оценках, о том, как именно и почему организация признает выручку, плюс любую информацию о выручке, учтенной в данном периоде, но полученной в предыдущем периоде.

Вы также спросили о переходе. Слайд выше иллюстрирует требования на момент перехода. Публичным компаниям придется перейти на новый стандарт в 2018 году, начиная с первого его квартала. Стандарт оговаривает два возможных метода перехода, однако неважно, какой из них она выберет – ей все равно придется привести для своих инвесторов определенную сравнительную информацию. Поэтому вы (инвесторы) точно сможете понять влияние стандарта на выручку компании в течение первых четырех кварталов того года, когда был принят новый стандарт. Инвесторам следует обратить внимание на формы 10-K и 10-Q, которые компании выпускали раньше - до перехода на новый стандарт - чтобы узнать, какой именно метод перехода собирается использовать их компания, и каково будет ожидаемое влияние стандарта.

-(J.B.) Спасибо за полезную информацию, Марк. Инвесторам стоит помнить, что сегодня мы обсуждали самые серьезные изменения, о которых узнали, но вместе с тем также возможно, что будут и другие изменения, с которым столкнутся поставщики медицинских услуг, поэтому нет другой альтернативы полноценному изучению сделанных компанией раскрытий об ожидаемом влиянии нового стандарта. Чтобы подвести итоги этому вебкасту, хотелось бы перечислить ключевые выводы и наблюдения из сегодняшних обсуждений:

  • Прежде всего, расходы по плохим долгам больше не будут отдельной статьей на лицевой стороне отчета о доходах, идущей перед чистой выручкой. Во многих случаях по новому стандарту выручка компании уже будет включать величины, которые компания не ожидает получить. Следовательно, резервирование под плохие долги будет существенно меньше
  • Во-вторых, любое резервирование под плохие долги, имеющее источником специфическое для данного пациента уменьшение кредитоспособности, будет отражаться частью операционных расходов, а не как уменьшение выручки
  • Третье. Хочу еще раз подчеркнуть, что поставщикам медицинских услуг придется применять существенное суждение, чтобы определить, предоставляют ли они скрытую ценовую уступку, или же вместо этого берут на себя определенный кредитный риск – следовательно, должны ли последующие изменения в оценках отражаться в виде расходов по плохим долгам или же выручки. Новый стандарт по выручке требует от компаний раскрывать информацию по существенным суждениям и оценкам. Надеемся, что медицинские компании начнут раскрывать эту полезную дополнительную информацию, оговаривающую в том числе и то, как эти суждения и оценки меняются с течением времени.
Теги: признание выручки  US GAAP  отрасль здравоохранения  FASB  IASB  IFRS 15  сектор здравоохранения  модель признания выручки  МСФО  резервы под плохи долги  расходы под плохие долги  плохие долги  ценовые уступки  скрытые ценовые уступки  явные ценовые усту