Прогрессивная шкала НДФЛ со следующего года – что это нам несет? Мнение специалистов

Статьи и аналитические...
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 7 Августа 2015


С 2016 г. в России может заработать прогрессивная шкала налогообложения. Мы задумались, насколько в действительности это будет отвечать замыслам авторов законопроекта, которые, можно предположить, хотят стимулировать инвестирование прибылей в дальнейшее развитие бизнеса. Также стало очень интересно послушать оценки экспертов относительно того, каков, по их примерным прикидкам, окажется результирующий эффект для бюджетных налоговых доходов с учетом снижения доходов россиян в последнее время (известно, что прогрессивная шкала коснется тех, у кого доход превышает 24 млн. р. в год). Благодарим всех, кто поделился мнением!


Людмила Сапронова, Старший менеджер, Human Capital group, EY Moscow

На наш взгляд, повышение налоговых ставок с высоких доходов потенциально может снизить размер выплат физическим лицам, то есть в некоторой степени послужит сдерживающим механизмом для вывода денежных средств из бизнеса. Однако, скорее всего, положительный эффект с точки зрения стимулирования направления прибыли на развитие предприятий может быть ограниченным, поскольку в данном случае вопрос будет зависеть от собственников и стоящих перед ними задач.

Безусловно, если основываться на официальных данных о доходах, рост налоговых поступлений в бюджет будет немалым. Однако следует учитывать потенциальный размер снижения выплат физическим лицам, который может существенно ограничить данный эффект.


Антон Толмачев, генеральный директор юридической компании "ЮрПартнерЪ"; dev@jurpartner.ru

Смысл прогрессивного налогообложения состоит в том, что чем больше доход лица, тем больше налоговая ставка. Медаль прогрессивной ставки, как обычно, имеет две стороны, и у нее есть и плюсы, и минусы. В современных правовых системах прогрессивная ставка налогообложения дохода граждан довольно успешно применяется, например, в Китае, Германии и Японии.

Прежде всего, отмечу, что такое изменение может негативно отразиться на инвестиционном климате России. Результатом реализации прогрессивного налогообложения может стать отток инвестиционного капитала, что, в свою очередь, может повлечь такие социальные последствия как снижение уровня производства и рост безработицы.

Более того, пока нет полной ясности, как будет технически применяться новая шкала. Придется ли гражданам самостоятельно погружаться в бумажную волокиту, либо же этот процесс будет каким-либо образом автоматизирован - пока непонятно.

С другой стороны, введение в Российской Федерации прогрессивного налогообложения положительно скажется на государственном бюджете. Не сомневаюсь, что доходы государства от НДФЛ увеличатся минимум в 1,5 раза. Но не стоит забывать и о том, что уклонение от налогов у нас достаточно популярно, и, учитывая данный фактор, однозначно спрогнозировать рост доходов государства от налогообложения, конечно, непросто.

Законодатель планирует применять прогрессивную систему налогообложения к тем гражданам, чей доход в год составляет более 24 млн. рублей, таким образом обезопасив менее состоятельные слои населения от налоговой кабалы. На мой взгляд, такой ценз вполне адекватен. Как результат, можно ожидать незначительного выравнивания социального неравенства среди населения страны.


Анна Сатдарова, эксперт сервиса Контур.Бухгалтерия компании СКБ Контур:

Цели авторов законопроекта понятны и объективно хороши: снизить разрыв в уровне доходов граждан и простимулировать инвестирование прибыли в развитие бизнеса. Но представляется, что отмена плоской шкалы налогообложения даст обратный результат: бедные станут беднее, инвесторы осторожнее, судебные издержки вырастут, а налогоплательщики начнут уклоняться от уплаты налога.

Вспомним: в России уже применялись прогрессивные ставки подоходного налога. Но неспроста в 2001 году снова ввели плоскую шкалу НДФЛ: зарплаты массово «переехали в конверты». Их удалось оттуда извлечь, когда для всех налогоплательщиков установили ставку 13%, а собираемость налогов выросла.

Что будет, если сейчас ввести прогрессивную шкалу НДФЛ для людей с высокими доходами? Они, как правило, высококвалифицированны и образованны, а значит, найдут возможность избежать повышенного налогообложения. Например, в принципе откажутся получать доходы в России. По разным оценкам, нововведения коснутся 0,2 - 1% населения, на которых приходится 30 - 40 % доходов. Доходы этих людей уйдут в тень, и бюджет не получит тех денег, на которые рассчитывают инициаторы законопроекта.

Повышение ставки увеличит налоговую нагрузку на бизнес и это в такое трудное время! Большим и средним предприятиям понадобятся схемы для минимизации налогообложения: они начнут переводить доходы в тень и использовать офшорные зоны. Малые предприниматели будут регистрировать сотрудников как ИП и нанимать их по договору гражданско-правового характера.

Увеличатся затраты на администрирование налогообложения и судебные издержки. Ожидаемы и политические последствия: вырастет недовольство и недоверие к власти. Законопроект нацелен на то, чтобы прибыли инвестировались в развитие бизнеса. Но кажется, что мы скорее увидим не активных, а напуганных инвесторов. А это означает снижение уровня производства и уменьшение числа рабочих мест.

Защитники законопроекта апеллируют к тому, что шкала прогрессивного налога успешно применяется в ряде стран. Но в России не умеют администрировать прогрессивный НДФЛ! А главное, у людей нет уверенности в том, что налоги пойдут на улучшение качества жизни. И, в конечном итоге, бюджет получит значительно меньше того, что получает при действующих сейчас ставках НДФЛ.


Кира Гин-Барисявичене, управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний "СБП":

На первый взгляд, замысел авторов законопроекта странный, так как совершенно не понятно, на какой бизнес он рассчитан. Сегодня каждый разумный и серьезный бизнесмен способен сам принять решение: распределять прибыль и выплачивать дивиденды или направить прибыль на дальнейшее развитие своего предприятия.

Мне, например, зная, как работает российский бизнес, сложно поверить в то, что такое искусственное стимулирование будет стимулировать предприятия к развитию. Скорее эта мера будет раздражать, т.к. отнимет у руководителя бизнеса свободу выбора, как ему распорядиться заработанными деньгами.

На мой взгляд, результирующий эффект будет только от больших зарплат госкорпораций и зарплат в иностранных компаниях, у остального среднего и малого бизнеса доход не превышает 24 млн. в год. По крайней мере, доля тех, кто имел доход в 2 млн. рублей в месяц, в современных экономических условиях сильно уменьшилась. Более того, я не вижу оснований, что в ближайшие несколько лет доходы будут расти.

Однако не исключаю, что если введут контроль за соответствием расходов доходам, тогда больше граждан будет вынуждено обелять доходы, и в этом случае, возможно, эта прогрессивная шкала по НДФЛ сможет заработать и даст результат в виде роста поступлений в бюджет.

На сегодняшний день эта шкала вряд ли затронет действительно состоятельных людей в нашей стране: ни для кого не секрет, что они знают и умеют защищать свои доходы, поэтому по всем официальным документам иногда они бедны как церковные мыши.


Александр Пятинский, к. э. н., главный бухгалтер ГК «ЛАНИТ Образование»:

У любого законопроекта есть как положительные, так и отрицательные моменты. Счетным работникам и специалистам по налогообложению не привыкать к регулярным изменениям законодательства и новым правилам учета. Всегда будут те, кому выгодны изменения, и те, кто ощутит на себе все отрицательные последствия нововведений. Для России развитие налогового законодательства начинает приобретать ярко выраженную историческую цикличность. Наверняка многие помнят о том, что до 2001 года в нашей стране уже действовала прогрессивная шкала НДФЛ, и переход к плоской шкале был признан большинством экспертов достаточно успешным.

Наметившаяся сейчас тенденция к «обелению» заработной платы в связи с введением прогрессивной шкалы НДФЛ будет трансформирована в поиски новых способов налоговой оптимизации. И, как следствие, очевидно порождение новых форм проявления коррупции. Как вы понимаете, о привлечении инвестиций, притоке капитала и развитии бизнеса в таких условиях говорить не приходится.

Предполагается, что с введением прогрессивной шкалы бюджет страны будет пополнен новыми налоговыми доходами. С точки зрения бюджетного процесса, в связи с прогнозируемым увеличением НДФЛ мы увидим существенную реструктуризацию федерального бюджета, при этом об изменениях в БК РФ на данный момент речи нет. К тому же увеличение налогового бремени в кризисный период противоречит основным экономическим принципам и законам. В погоне за увеличением доходной части бюджета теряется идеологический смысл поддержки и развития бизнеса во время экономического кризиса.

В стране, где большая часть граждан привыкла к тому, что все налоги исчисляют налоговые агенты, просто нет устойчивого и надежного фундамента, для того чтобы экономически активное население самостоятельно декларировало свои доходы.


Светлана Романова, генеральный директор ГК «Нексиа Пачоли»

Мы отрицательно относимся к предложениям ввести прогрессивную шкалу подоходного налога. С нашей точки зрения, именно плоская и низкая шкала налогообложения, действующая в нашей стране уже около 10 лет, доказала свою эффективность: собираемость подоходного налога существенно возросла как раз после внедрения плоской шкалы. Эффект от перехода к прогрессивной шкале будет быстрый и отрицательный: зарплаты опять уйдут в «серую» зону, и бюджет от этого только потеряет. Более приемлемым решением может стать незначительное увеличение самой ставки налога, например, до 15 процентов, но и это, с нашей точки зрения, крайне нежелательно.


Елена Корнетова, руководитель Управления бухгалтерского и налогового консалтинга, ФинЭкспертиза:

Как указано в пояснительной записке к новому законопроекту, внесенному депутатами от “Справедливой России”, известными приверженцами прогрессивной шкалы налогообложения, он создает условия, стимулирующие направление прибыли предприятий не на личное обогащение владельцев бизнеса, а на развитие этих предприятий.

Между тем, эта логика не вполне понятна. Зарплату свыше 2 млн. рублей в месяц получает топ-менеджмент предприятий. Вряд ли эта категория налогоплательщиков откажется от ранее получаемого нетто-дохода, поэтому увеличение для них ставки НДФЛ будет лишь формальным. Если отбросить сейчас возможный увод зарплат в тень и исходить из оптимистических соображений, предприятие просто отдаст в бюджет больше НДФЛ, сохранив уровень чистого дохода руководителей, и заплатит больше социальных отчислений, соответствующим образом увеличив свои расходы. Поэтому источник для собственного развития – прибыль – очевидно, уменьшится, а не увеличится, как утверждается в пояснительной записке. Хотя одновременно бюджеты получат больше доходов. Но, поскольку НДФЛ зачисляется в бюджеты субъектов РФ, получится некоторый перекос по налоговым доходам в разных регионах России: весь эффект будет наблюдаться в традиционно успешных регионах с наибольшим сосредоточением рабочей силы и заработков, а это, в свою очередь, потребует корректировки плана бюджетного распределения налоговых поступлений между субъектами Российской Федерации.

Теги: повышение налоговых ставок  прогрессивная шкала НДФЛ  прогрессивная шкала налогообложения  развитие бизнеса  снижение доходов  налоговые доходы  прогрессивная шкала  прогрессивное налогообложение  налоговая ставка  прогрессивная ставка налогообложения  ин