Публичная нефинансовая отчетность в области устойчивого развития как источник информации и объект аудиторских услуг в условиях цифровой экономики

Международные стандарты...

Автор:
Источник: Журнал “АУДИТОР” №12-2019
Опубликовано: 15 Января 2020

В статье проанализированы тенденции формирования публичной нефинансовой отчетности компаний в аспекте повышения требований к информационной прозрачности бизнеса. Обобщены особенно­сти нефинансовой отчетности как объекта аудиторских услуг, а также имеющиеся проблемы выполнения аудиторских заданий по нефинансовой отчетности.

Тенденции развития публичной нефинансовой отчетности в обеспечении прозрачности бизнеса в условиях цифровой экономики

Процессы глобализации экономики и раз­витие единого информационного пространства требуют более широкого внедрения публичной нефинансовой отчетности для обеспечения устойчивого развития экономики.

Согласно Директиве председателя Прави­тельства РФ от 30.03.2012 № 1710п государственные компании, а также 22 компании с государственным участием обязаны публи­ковать нефинансовые отчеты. В 2017 г. рас­поряжением Правительства РФ от 05.05.2017 № 876-р утверждена Концепция развития пуб­личной нефинансовой отчетности, которая направлена на повышение информационной открытости и прозрачности деятельности рос­сийских компаний в сфере социальной от­ветственности и устойчивого развития.

Вопросами формирования различных видов корпоративной или нефинансовой отчетности занимались многие российские ученые и прак­тики [2-8]. В частности, И.В. Алексеева и Р.Г. Осипова рассматривали ее с позиции зна­чимости в период перехода к информационно­му обществу, основанному на знаниях, нема­териальных потоках информации, интеллек­туальной собственности и финансах, что при­водит к так называемой «дематериализации хозяйственной деятельности». Н.А. Казакова, Л.Б. Трофимова, Е.А. Федченко акцентировали внимание на содержательной, аналитической составляющей нефинансовой отчетности, пред­ставляя ее как систему комплексной релевант­ной информации о бизнесе, на основе которой можно судить об уровне его экономической устойчивости с учетом институциональных особенностей компании, кроме того, собствен­ники, менеджмент и бизнес-партнеры на основе анализа такой отчетности могут принимать обоснованные управленческие решения [9].

Позитивные тенденции и повышение качества отчетности в области устойчивого развития в Российской Федерации подтверждаются ре­зультатами исследований общественных орга­низаций, прежде всего, Российского союза про­мышленников и предпринимателей (РСПП) — в части устойчивости, ответственности и от­крытости предоставляемой компаниями информации; Российской региональной сети по интегрированной отчетности (РРСИО) — в части оценки прозрачности крупнейших рос­сийских компаний; Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Ин­тернешнл — Р» — по оценке прозрачности ком­паний в области противодействия коррупции и организационной прозрачности.

По данным Национального регистра не­финансовых отчетов, опубликованного на сайте РСПП, по состоянию на 24 октября 2019 г. Отчеты в области устойчивого развития составляют 34% от общего количества опу­бликованных нефинансовых отчетов, 36% которых приходится на отчетность компаний нефтегазового сектора.

На рис. 1 представлено распределение не­финансовых отчетов по отраслевой принад­лежности компаний. Наибольшее количество отчетов представ­лено компаниями: энергетического сектора — 190 шт. (21%), нефтегазовой отрасли — 159 шт. (18%), металлургической и горнодобывающей отраслей — 113 шт. (13%), финансового сек­тора — 94 шт. (10%), химической отрасли — 87 шт. (10%).

Концептуальная специфика формирования публичной нефинансовой отчетности в области устойчивого развития

Термин «устойчивое развитие» (Sustainable development) впервые был упомянут в 1987 г. в докладе «Наше общее будущее», который подготовила Международная комиссия по окружающей среде и развитию, в котором под «устойчивым развитием» понимается способ­ность удовлетворения потребностей настоя­щего времени, при этом не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетво­рять свои собственные потребности [11].

Адаптация целей устойчивого развития ООН в российском контексте возможна и на уровне нормативно-правового регулирования. В качестве нормативно-правовой базы для раз­работки долгосрочных документов в Россий­ской Федерации выступает Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом пла­нировании в Российской Федерации», который определяет достижение стратегических целей и решение приоритетных задач государствен­ной политики в сфере социально-экономиче­ского развития и национальной безопасности. Документы стратегического планирования включают Стратегию социально-экономиче­ского развития Российской Федерации, Стра­тегию национальной безопасности Российской Федерации, Стратегию научно-технологиче­ского развития Российской Федерации.

Документом, регламентирующим формиро­вание отчетности в области устойчивого раз­вития, является Руководство по отчетности в об­ласти устойчивого развития GRI (версия G4) — независимые стандарты, позволяющие компаниям формировать нефинансовые показатели по таким вопросам, как влияние на изменение климата, управление кадровыми ресурсами и оценка коррупционной составляющей [12].


Рис. 1. Распределение отчетов по отраслевой принадлежности компаний (2018 г.), шт. [10]

С 2016 г. используются Модульные стан­дарты GRI, которые состоят из трех универ­сальных стандартов (Universal Standards) и 33 специфических стандартов (Topic-specific Standards). В соответствии с требованиями стандартов компаниям необязательно публи­ковать полный отчет, достаточно раскрыть только информацию, необходимую стейкхолдерам (стандарт GRI (версия G4): расширен­ный вариант; стандарт GRI SRS: основной вариант; стандарт GRI SRS: расширенный ва­риант; элементы стандарта GRI).

Руководство по отчетности в области устой­чивого развития G4 раскрывает принципы подготовки отчетности и стандартные элемен­ты отчетности. Отчетность в области устойчи­вого развития составляется в соответствии с принципами, отраженными на рис. 2.

Выделяются два вида стандартных элемен­тов отчетности: общие и специфические.

Общие стандартные элементы отчетности включают следующие разделы:

  • «Стратегия и анализ», в котором рас­крываются стратегические приоритеты и клю­чевые проблемы на краткосрочный и средне­срочный периоды, влияющие на устойчивое развитие (макроэкономические или полити­ческие тенденции, события, успехи, конку­рентные преимущества, недостатки органи­зации в увязке с целями бизнеса, описывается бизнес-модель компании);
  • «Профиль организации», в котором опи­сываются виды и организационно-правовые аспекты деятельности, характер собственности, регионы, в которых компания осуществляет деятельность, рыночная география, смежные отрасли, потребители, цепочки поставок и т.д.;
  • «Аспекты и границы», где дается инфор­мация о наиболее существенных аспектах экономического, экологического и социаль­ного воздействия бизнеса для оценки и реше­ний заинтересованных сторон;
  • «Взаимодействие с заинтересованными сторонами», в котором приводится описание заинтересованных сторон и выстраивание взаимоотношений с ними;
  • «Общие сведения» об отчетном периоде, за который предоставляется информация и о периодичности ее составления в компании;
  • «Корпоративное управление» раскрывает информацию об особенностях корпоративного управления, целях, ценностях и подходах к фор­мированию стратегии; компетентности и оценке деятельности высшего органа корпоративного управления, в том числе в управлении рисками, подготовке отчетности в области устойчивого развития и оценке экономических, экологических и социальных результатов деятельности, а также вознаграждениях и поощрениях;
  • «Этика и добросовестность» содержит информацию о принципах, стандартах и эти­ческих нормах поведения, а также механизмах борьбы с корпоративным мошенничеством.

Специфические стандартные элементы от­четности включают раздел с описанием «Све­дений о подходах в области менеджмента», а также раздел «Показатели», где раскрыва­ются методы управления, подходы к оценке и показатели экономического, экологического и социального воздействия бизнеса на обще­ство и окружающую среду в целом.

Особенности аудиторских услуг по публичной нефинансовой отчетности в области устойчивого развития

В соответствии с приказом Минфина России от 09.03.2017 № 33н выражение мнения аудитора относительно нефинансовой информации является сопутствующими аудитор­скими услугами [13]. Подчеркнем, что ауди­торская деятельность на территории Россий­ской Федерации осуществляются в соответ­ствии с Международными стандартами аудита, разрабатываемыми Международной федера­цией бухгалтеров и признанными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


Рис. 2. Принципы подготовки нефинансовой № 12 (декабрь), 2019. 62 : 22-28 - отчетности в области устойчивого развития

В этой связи законодательной базой для выражения мнения относительно нефинансовой отчетности является Между-

народный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ) 3000. Приказом Мин­фина России от 09.01.2019 № 2н утверждена новая версия МСЗОУ 3000, вступившая в дей­ствие с 12 февраля 2019 г. [13]. Наиболее зна­чимыми отличиями от ранее действовавшей версии является добавление раздела «Плани­рование и выполнение заданий» и дополнение раздела «Прочие обязанности по информаци­онному взаимодействию» положениями о пре­доставлении информации о выявленном не­соблюдении или подозрении в несоблюдении законов и нормативных актов соответствую­щему уполномоченному органу, стороннему по отношению к организации (в том числе о несоблюдении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем).

В контексте обеспечения уверенности поль­зователей в достоверности нефинансовой ин­формации наиболее существенной методоло­гической проблемой является повышение ка­чества раскрытия информации и предоставле­ние доказательств надежности показателей нефинансового отчета. Данные изменения будут способствовать дальнейшему развитию по­нятийно-категориального аппарата, однако не являются исчерпывающими и достаточны­ми для обеспечения подходов к оценке деятель­ности и социальной ответственности бизнеса.

Обобщая совокупность проанализирован­ных особенностей формирования публичной нефинансовой отчетности в области устойчи­вого развития и рассматривая ее в качестве объекта аудиторских услуг, можно сделать вывод о том, что целесообразно применять термин «аудит» в отношении выражения мнения аудитора о достоверности данных в не­финансовых отчетах компании. Существенной предпосылкой к этому считаем тот факт, что на практике профессиональные аудиторы ис­пользуют методический инструментарий аудита финансовой отчетности с целью под­тверждения уверенности в достоверности не­финансовой информации компаний.

В то же время между финансовой и нефи­нансовой отчетностью существуют и различия, которые обобщены нами в табл.

Для оценки практической составляющей в данном исследовании были проанализированы отчеты об устойчивом развитии двух строитель­ных компаний ПАО «Группа Компаний ПИК» и ПАО «Группа ЛСР» [14, 15], так как строитель­ная индустрия в России становится социально ответственным бизнесом, их деятельность входит в сферу интересов широкого круга пользователей, а практика публикации нефинансовой отчет­ности в строительном секторе стала объективной необходимостью. ПАО «Группа ЛСР» — первая российская компания в строительной отрасли, опубликовавшая отчет об устойчивом развитии в 2017 г.

Таблица

Сравнительная характеристика аудита публичной финансовой и нефинансовой отчетности

Критерий различия

Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности

Аудит нефинансовой отчетности

Пользователи

Владельцы / акционеры, инвесторы, другие поставщики финансового капитала

Владельцы / акционеры, инвесторы, сотрудники, бизнес-партнеры, органы власти и другие заинтересованные стороны

Регулирование

Императивные требования национального законодательства

Диспозитивные требования международных стандартов, наиболее используемыми из которых являются GRI

Форма отчетности

Определена национальным законодательством

Отсутствует четкая, нормативно определенная структура и содержание

Объект исследова­ния

Финансовое состояние, финансовые результаты, движение денежных средств

Экономические, экологические и социальные аспекты деятельности компаний

Объект аудиторской оценки

Финансовые показатели, их достоверность и соответствие государственному, отраслевому и организационному регулированию (внутренней учетной политике)

Финансовые и нефинансовые показатели

Периодичность составления

Ежегодно

Периодичность жестко не определена, как правило, ежегодная и полугодовая

Методический инструментарий

Определен внешними нормативными документами и внутренними локальными документами аудиторских организаций

Четко не определен. Требует научного обоснования и практической апробации


Нефинансовая отчетность данных строитель­ных организаций подготовлена в соответствии с рекомендациями Руководства по отчетности в области устойчивого развития СМ (версия С4), однако недостатком всех отчетов является от­сутствие аудиторского мнения в части оценки выбранных показателей для раскрытия инфор­мации об устойчивости развития групп. Данный факт объясняется достаточно новой практикой аудиторских услуг по подтверждению достовер­ности нефинансовой отчетности. Аудиторские услуги по подтверждению достоверности пуб­личной нефинансовой отчетности активизиро­вались в Российской Федерации с 2018 г. и на­правлены на обеспечение уверенности заинте­ресованных пользователей в информации о биз­несе с позиции его устойчивого развития и влияния на общество.

В этой связи в целях формирования мето­дологической базы для практикующих ауди­торов обобщим аудиторские процедуры, при­меняемые к аудиту нефинансовой отчетности.

На профессиональное суждение аудитора о достаточности, приемлемости и обоснован­ности доказательств влияют источники и на­дежность информации. В частности, нами вы­делены следующие факторы, которые помогут аудитору сформировать мнение относительно достоверности нефинансовой отчетности:

  • характер нефинансовой информации и методы, используемые для определения, вы­числения и оценки данных, влияющих на точ­ность и полноту показателей;
  • состояние и подходы к управлению про­цессами подготовки информации и подготов­ку отчетности;
  • качество внутренних нормативных доку­ментов в сфере социальной ответственности;
  • состояние системы внутреннего контроля;
  • отсутствие значительного опыта аудита социально ответственной практики;
  • вероятность существенного искажения элементов отчета вследствие мошенничества или ошибки;
  • прочие.

Надлежащая подготовка информации поз­волит аудитору получить уверенность в не­обходимости проведения исследования опре­деленных аспектов деятельности компании.

Повышение эффективности аудита нефи­нансовой отчетности требует создания адек­ватного учетно-информационного обеспече­ния нефинансовой отчетности на основе учет­ной структуризации его показателей и ис­пользования методических приемов сбора и регистрации данных. Это позволит более широко использовать традиционные приемы аудита для выражения более высокого уровня уверенности и предоставления гарантий за­интересованным сторонам.

Аудит нефинансовой отчетности для предо­ставления заинтересованным сторонам уверен­ности в достоверности нефинансовой инфор­мации требует достаточно полной и выверен­ной информационной базы и научно обосно­ванного методического инструментария (формализации подходов к сбору аудиторских доказательств, унификации отчетов, разработ­ки регламентов контроля и др.). Существующие подходы, используемые для подготовки и ве­рификации нефинансовых отчетов компаний, из-за сложности подготовки данных и процедур их сбора и регистрации обеспечивают преиму­щественно ограниченный уровень уверенности пользователей относительно состояния соци­альной ответственности компаний.

Таким образом, обобщая тенденции в фор­мировании публичной нефинансовой отчет­ности в области устойчивого развития в Россий­ской Федерации, можно сделать вывод о том, что она, бесспорно, является источником ценной информации для принятия различных управ­ленческих решений и поэтому подлежит обяза­тельному аудиту в соответствии с Концепцией развития публичной нефинансовой отчетности и планом мероприятий по ее реализации в Рос­сийской Федерации на основе применения МСА и МСЗОУ 3000. При этом спрос на аудиторские услуги по подтверждению достоверности не­финансовой отчетности будет увеличиваться, что потребует развития аудиторских процедур в части имеющихся проблем, связанных со спец­ификой такой отчетности, а это в свою очередь позволит повысить эффективность аудиторских процедур для выражения обоснованного про­фессионального суждения о достоверности не­финансовой отчетности компаний.


Литература

1. Об утверждении Концепции развития публичной нефинансовой отчетности и плана мероприя­тий по ее реализации: [распоряж.: утв. Правительством РФ 5 мая 2017 г. № 876-р]. URL: http:// government.ru/docs/27645/ (дата обращения: 29.09.2019).

2. Global Reporting Initiative <GRI>. Available at: https://www.globalreporting. org/Pages/default. aspx/ (дата обращения: 04.01.2019).

3. Руководство по отчетности в области устойчивого развития G4 [Электронный ресурс]. URL: https://www.globalreporting.org/resourcelibrary/Russian-G4-Part-Two.pdf (дата обращения: 05.01.2019).

4. Казакова Н.А., Федченко Е.А. Институциональные аналитические аспекты и проблемы достовер­ности учетной информации о развитии бизнеса // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 35 (233). C. 2-12.

5. Казакова Н.А., Федченко Е.А., Черепанова Л.А. Информационно-аналитическое обеспечение системы контроллинга финансовой устойчивости // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 18 (156). C. 2-9.

6. Алексеева И.В., Осипова Р.Г. Развитие ключевых характеристик дефиниции «корпоративная отчетность» // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 12 (354). С. 25-34.

7. Национальный Регистр и Библиотека корпоративных нефинансовых отчетов // Российский союз промышленников и предпринимателей. 1991-2018. URL: http://rspp.ru/simplepage/157 (дата об­ращения: 15.02.2019).

8. Аналитический обзор GRI: «Устойчивое развитие и тенденции отчетности в 2025: готовимся к будущему». URL: https://www.globalreporting.org/information/Pages/Reporting-2025.aspx (дата об­ращения: 15.02.2019).

9. Казакова Н.А. Влияние цифровой экономики на образование и профессиональное развитие спе­циалистов финансового рынка // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2019. Т. 15. № 8. С. 1394-1405.

10. Казакова Н.А. Тренды образования аудиторов в цифровой экономике // Аудитор. 2019. Т. 5. № 9. С. 10-16.

11. Казакова Н.А., Федченко Е.А. Институциональные аналитические аспекты и проблемы достовер­ности учетной информации о развитии бизнеса // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 35. С. 2-12.

12. Казакова Н.А., Трофимова Л.Б., Федченко Е.А. Методология формирования релевантной инфор­мации в условиях глобализации экономических процессов. Москва, 2013. Сер. Научная мысль.

13. Приказ Минфина России от 09.03.2017 № 33н «Об определении видов аудиторских услуг, в том числе перечня сопутствующих аудиту услуг» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.05.2017 № 46643) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 30.09.2019).

14. Официальный сайт ПАО Группа компаний ПИК [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.pik.ru/ (дата обращения 30.09.2019).

15. Официальный сайт ПАО Группа ЛСР [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://lsrgroup. ru (дата обращения 30.09.2019).


Автор:

Теги: нефинансовая отчетность  отчетность в области устойчивого развития  аудиторские услуги  цифровая экономичка  аудиторские задания  нефинансовые отчеты  устойчивое развитие  GRI  МСЗОУ 3000