Регулирование финансового рынка: перезагрузка

Коротко о главном

Автор:
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 24 декабря 2013

Совет директоров Центробанка принял решение о ликвидации Службы Банка России по финансовым рынкам (СБРФР) с 3 марта 2014 года и о создании в составе центрального аппарата Банка России 9 новых структурных подразделений, в компетенцию которых будет входить развитие и функционирование финансовых рынков.

Банк России надеется, что данные преобразования позволят в полной мере использовать синергетический эффект, опираясь на многолетний опыт, значительный кадровый и технический потенциал, а также на широкую региональную сеть Банка России.

По мнению регулятора, данное решение позволит обеспечить выполнение задач в сфере качественного повышения уровня развития финансовых рынков и надзора за ними. Инвестиционный холдинг «ФИНАМ» оценивает данную инициативу Центробанка позитивно, «Большинство крупных российских финансовых компаний, так или иначе, подпадали под регулирование и со стороны ЦБ и со стороны ФСФР. От того, что теперь регулирование и надзор будут осуществляться из единого центра, по единым требованиям и комплексно, все только выиграют, поскольку это будет требовать меньших трудозатрат, будут исключены противоречия и нестыковки», – заявили в пресс-службе инвестиционного холдинга «ФИНАМ»

Однако по мнению председателя правления ОАО «ПРБ» Олега Курбатова, Банк России еще не полностью вник во все проблемы, которые накопились у ФСФР, и понадобится длительное время для отладки всех механизмов по взаимодействию между банковской системой, финансовыми и страховыми компаниями.

По данным пресс-службы Банка России, вместо СБРФР планирует создать 6 департаментов, 2 главных управления и службу:

  • Департамент развития финансовых рынков;
  • Департамент допуска на финансовые рынки;
  • Департамент сбора и обработки отчетности некредитных финансовых организаций;
  • Департамент страхового рынка;
  • Департамент коллективных инвестиций и доверительного управления;
  • Департамент рынка ценных бумаг и товарного рынка;
  • Главное управление рынка микрофинансирования;
  • Главное управление противодействия недобросовестным практикам поведения на финансовых рынках;
  • Служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.

Председатель совета НПФ «Согласие» Евгений Добровольский считает, что выделение нескольких департаментов вместо единой службы требует максимально точного определения границ секторов ответственности каждого из департаментов. В том случае, если границы секторов ответственности будут пересекаться – именно в этих вопросах могут возникнуть проблемы из-за отсутствия понимания, к чьей компетенции относится данный вопрос, разных трактовок этого вопроса, и т.д. Так же возможна ситуация, когда некоторые вопросы не попадут в сектор ответственности ни одного из структурных подразделений и останутся неурегулированными.

Сегодня в состав СБРФР входят следующие структурные подразделения: управление лицензирования и ведения государственных реестров; управление регулирования деятельности на финансовом рынке; управление корпоративных отношений, раскрытия информации и эмиссионных ценных бумаг; управление организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг; управление мониторинга и анализа финансового рынка; управление регулирования деятельности на рынке страхования, микрофинансовой деятельности и кредитной кооперации; управление экономического анализа и контроля достоверности отчетности субъектов страхового дела; управление страхового надзора и контроля процедур восстановления платежеспособности; управление стратегического планирования и организационно-контрольной деятельности; управление финансов, бухгалтерского учета и отчетности; юридическое управление; административное управление; управление делами и архив; первый отдел; территориальные подразделения.

Преобразование СБРФР происходят в контексте реформы российского финансового сектора. Первый этап реформы завершился в 2011 году, когда Минфин получил законодательную инициативу, а Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) – надзорные полномочия. ФСФР осуществляла надзор за рынком страхования, микрофинансовыми организациями, пенсионными фондами и биржами. Второй этап реформы совпал с упразднением ФСФР. В конце 2012 года создается мегарегулятор, а в июле 2013 года вместо ФСФР создается Служба по финансовым рынкам Банка России.

Работа как ФСФР, так и СБРФР не была идеальной, так как иногда, по данным участников рынка, они могли трактовать те или иные положения законодательства на свое усмотрение, а потом менять трактовку в зависимости от какого-либо внешнего события или изменения мнения конкретного человека по этому вопросу. Также некоторые законодательные документы не стыковались с положениями Банка России, что затрудняло работу банков на финансовых рынках.

Участники финансового рынка надеются, что новая служба будет проводить более формализованную политику, в рамках которой основные «правила» игры и их трактовки, будут известны заранее и не будут меняться в зависимости от тех или иных мнений и (или) событий. Однако в свете последних сообщений о предстоящем сокращении штата сотрудников Банка России на 30% всех волнует вопрос: какие именно подразделения будут сокращены.

Преобразование СБРФР в несколько структур позволит более четко обозначить центры ответственности и повысить эффективность работы. Председатель совета НПФ «Согласие» Евгений Добровольский добавил, что в рамках отдельного направления деятельности (департамента) работа будет вестись более эффективно за счет линейной структуры департамента и четко определенного сектора ответственности департамента. А в случае, когда департаменты будут иметь необходимость взаимодействовать друг с другом, возможны ситуации, когда из-за равного статуса подразделение и отсутствия одного руководителя, к компетенции которого относится решение того или иного вопроса, его решение может быть затруднено.


Автор:

Теги: Центробанк  Служба Банка России по финансовым рынкам  Банк России  СБРФР  финансовые рынки  ФИНАМ  ЦБ  ФСФР  микрофинансовая деятельность