Автор: Том Томас (Tom Thomas), директор Института Коммерческого Менеджмента (ICM)
Источник: Институт Коммерческого Менеджмента Великобритании
Дата публикации: 24 Ноября 2011
Фото: http://news.icm.ac.uk
Кратко об авторе. Том Томас (Tom Thomas) занимает пост Директора Института Коммерческого Менеджмента (ICM) – расположенной в Великобритании крупной всемирно известной организации, имеющей официальное право на выдачу документов об образовании. Профессор Томас имеет опыт работы в руководстве образовательных учреждений университетского уровня, а также большой опыт в разработке учебных курсов для учреждений специального среднего образования и обучения аспирантов. В последнее время на посту исполнительного директора ICM Т. Томас участвует в решении вопросов аккредитации и расширения сферы признания на национальном и международном уровне постоянно растущего перечня профессиональных квалификаций.
ICM в России и странах СНГ: сайт www.icmrussia.ru , Директор – Русакова Анастасия Сергеевна rusakova@icmrussia.ru
Введение
В настоящее время во всех крупных странах мира разрабатываются квалификационные системы. Разработка подобных систем представляет собой реакцию на воздействие многих факторов, в том числе: признание того факта, что трудовая деятельность сегодня принимает международный характер; постоянное увеличение подвижности высококвалифицированных трудовых ресурсов; потребность в системе «переноса» профессиональной квалификации через границы государств. В настоящей статье рассматриваются некоторые факторы, влияющие на процесс профессионального образования, и проводится сравнение национальных и международных систем, разработанных в последнее время.
Сравнение национальных экономических факторов
Вопрос о влиянии и степени важности профессионального образования в определенном регионе очень тесно связан с процессом экономического развития этого региона. В этой связи интересно сравнить некоторые аспекты национальной экономики Великобритании и России (см. Рис. 1). Великобританию можно считать страной со сравнительно небольшой численностью населения (63 млн. жителей), в частности, по сравнению с Россией, численность населения которой более чем в два раза выше.
Рис. 1. Сравнение экономики Великобритании и России
В Великобритании существует установившаяся система образования; расходы на образование составляют порядка 5,5% ВВП. Однако из-за текущей ситуации в национальной и международной экономике правительство Великобритании все более склонно к сокращению расходов на образование. Например, в настоящее время планируется сокращение финансирование университетского сектора и резкое повышение размера платы за обучение, вносимой самими учащимися. В России расходы на образование ниже, однако, в отличие от Великобритании, объем этих расходов в ближайшие годы, скорее всего, возрастет. Интересно также сравнить размер ВВП Великобритании и России. Как видно на Рис. 1, ВВП обеих стран практически равны, при этом Россия занимает 7-е место в мире по размеру ВВП. Ситуация с занятостью населения в Великобритании и России обстоит сравнительно благополучно: уровень безработицы в обеих странах слегка превышает 7%, в то время как по Европе в целом он составляет почти 10%.
Профессиональное образование и национальная экономика
Общепризнанный факт: между повышением квалификации и производительностью труда существует сильная зависимость. Соответственно, профессиональная подготовка и профессиональное образование играют важную роль в повышении уровня производительности труда на общенациональном уровне и очень важны для обеспечения экономического роста. В развитых странах, например, в России и Великобритании, этот факт учитывается. Как следствие, в обеих странах сильно стремление к улучшению системы профессионального образования. В сочетании с повышением уровня занятости улучшение системы профессионального образования даст региону определенные конкурентные преимущества. На Рис. 2 в форме диаграммы показано, как повышение производительности труда и занятости ведет к улучшению конкурентных позиций и социальной сплоченности (источник: Конкурентные позиции Великобритании. Переходнаследующийуровень (UK Competitiveness: Moving to the Next Stage), DTI, 2003). Важно отметить, что показанные на рисунке экономические факторы (Предприятие, Умения, Инновации, Конкуренция, Инвестиции) представляют собой области, развитие которых зависит от качества профессионального образования и подготовки.
Рис. 2. Экономические факторы улучшения конкурентных позиций страны
Системы профессионального и высшего образования в Великобритании
В сфере профессионального образования в Великобритании имеется ряд направлений. Существует более 130 университетов, активно работающих в сфере профессионального образования, более 150 профессиональных организаций и более 190 общепризнанных организаций с правом выдачи документов об образовании, в том числе и ICM. Эти организации часто объединяют свои усилия в рамках определенных образовательных программ и обеспечивают весь спектр профессиональной квалификации – от базовых навыков и умений до эквивалентов докторской степени. В Великобритании часто проводится различие между профессиональным и академическим образованием, причем профессиональное образование рассматривается как менее престижное и менее важное. В этом Великобритания резко отличается от других стран (например, Франции), в которых не проводится столь резкого различия между «профессиональным» и «академическим» образованием. Действительно, подобное разделение искусственно. Конечно, многие согласятся с тем, что термин «профессиональное образование» относится к развитию навыков и умений, необходимых для выполнения какой-либо определенной работы, а программы «академического образования» подразумевают изучение теоретической базы для этих навыков и умений. В действительности же большинство «академических» курсов в Великобритании предназначено для подготовки к определенному роду деятельности, например, в сфере проектирования, права, медицины и коммерции. Таким образом, нет смысла пытаться разделить эти два подхода в образовании, в особенности на высоких уровнях.
Для повышения понимания сути образовательных программ и квалификационных требований в настоящее время в Великобритании применяются три основных системы. Это:
В таблице на Рис. 3 показано, как соотносятся различные степени и звания с уровнями Национальной системы квалификаций (NQF). Для полноты картины в таблице также представлены, с привязкой к NQF, академические степени низких уровней (3 уровня и ниже), не включаемые в HEFQ. Важно отметить, что степени уровня бакалавра в Великобритании, как правило, присуждаются после трех лет обучения; в этом случае первый год обучения соответствует уровню 4 на шкале NQF (что эквивалентно Сертификату о высшем образовании). Аналогичным образом, второй год обучения по программе бакалавра эквивалентен уровню 5 на шкале NQF (или Диплому о высшем образовании), а третий год эквивалентен уровню 6. Аспирантские и кандидатские степени эквивалентны уровню 7 и выше.
Рис. 3. Сравнение NQF, QCF и HEFQ
Путаница на рынке образования
В Wolf Report, опубликованном в Великобритании в 2011 г., приведен обзор профессионального обучения граждан Великобритании в возрасте от 16 до 19 лет. Одна цитата из этого отчета вкратце описывает существующую в настоящий момент путаницу на рынке образования и указывает на чрезмерную сложность, свойственную британским системам. «По европейским и международным стандартам система британского профессионального образования чрезмерно сложна и непрозрачна». (Wolf Report, Обзорсистемыобразования, март 2011 г. (Review of Education, March 2011)). Конечно, этой чрезмерной усложненности находится очень много обоснованных объяснений. Одной из основных причин видятся различные образовательные системы, складывавшиеся в течение веков в соответствии с частными представлениями представителей этих систем. В частности, результатом подобного развития системы образования стал огромный ряд противоречащих друг другу, а то и прямо вводящих в заблуждение титулов.
В таблице на Рис. 4 показана часть из множества титулов, в настоящее время применяющихся в Великобритании. Различия между степенями могут быть неочевидными даже на высоких уровнях этой шкалы. Например, даже такая общепризнанная и четко определенная степень как бакалавр может присуждаться как на уровне 6, так и на уровне 7. Система квалификаций в профессиональном образовании запутана еще больше. Например, практически на любом уровне системы может вручаться Сертификат или Диплом. Так что работодатель практически полностью лишается возможности получить однозначную информацию о фактическом уровне квалификации претендента, а также провести различие между квалификацией кандидатов по какому-то единому стандарту.
Рис. 4. Чрезмерное количество квалификаций
Сравнение с российской системой образования
Рассмотрим некоторые основные степени, в настоящее время присуждаемые в России, а также попробуем увязать их с системой, используемой в Великобритании. На Рис. 5 представлены российские степени в привязке к уровням британской системы квалификаций (NQF). Источником для составления таблицы без привязки к уровням NQF послужила работа Nuffic, TheHague, 2010 (Голландская организация международного сотрудничества в сфере высшего образования). Многие российские программы идеально вписываются в систему. Однако некоторые степени требуют более четкого определения и для отнесения их к определенному уровню требуется дополнительный анализ. Например, программа для Специалистов (обучение по которой продолжается 5-6 лет) предполагает получение профессиональной степени (бакалавр), но также может включать и курсы уровня магистратуры.
Рис. 5. Российская система квалификаций в сравнении с NQF
Сравнение международных систем
Огромное количество видов квалификации на самых разных уровнях – сильнейший стимул для того, чтобы национальные и международные организации признали и учли необходимость в выработке определенных стандартов в этой области. В частности, необходимо повысить прозрачность этой системы квалификации, чтобы получить возможность четко определить предметное содержание курса обучения и уровень квалификации и обеспечить принятие этой квалификации в разных странах. Подобная система могла бы использоваться для поддержания стандартов и повышения уровня понимания (например, организациям-работодателям – в процессе отбора и найма сотрудников, образовательным учреждениям – в разработке курсов повышения квалификации). В идеале необходима система, включающая как программы профессионального образования, так и программы обучения.
Интересно отметить число систем квалификации, создаваемых в других странах. Разработка национальной системы – очень трудоемкий процесс, требующий много времени. Фактически, даже регионам Великобритании не удалось согласовать единую систему квалификации. Например, система, принятая в Шотландии, включает двенадцать уровней, а система, действующая в остальных частях Великобритании – девять уровней. Как видно на Рис. 6, «британская» система (фактически принятая в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии) очень близка к Европейской квалификационной системе (EQF), и, с небольшими изменениями, согласуется с Международной системой (ISCED), разработанной Организацией объединенных наций (ЮНЕСКО) (ссылка: Международная стандартная классификация образования 2011, Институт статистики ЮНЕСКО, 2011 г.).
Рис. 6. Сравнение международных систем
Европейская квалификационная система (EQF) внедрена с целью внедрения определенных стандартов и обеспечения применимости степеней в границах Европы. В России разрабатывается национальная система, которая, как ожидается, будет в общих чертах аналогична EQF. Как уже говорилось выше, в странах за пределами Европы имеются системы, связанные с системой, разработанной ООН – ISCED. Государствам, организациям и отдельным лицам оказывается содействие и поддержка в процессе привязывания определенных уровней квалификации к общепринятым образовательным уровням. Например, ENIC (European Network of National Information Centres, Европейская сеть национальных информационных центров) и NARIC (National Recognition Information Centres, Национальные информационные центры подтверждения) дают консультации и оказывают поддержку в процессе сравнения академических званий в рамках Болонского процесса. Другой организацией, способствующей сотрудничеству между странами, является EURASHE (European Association of Institutions in H.E., Европейская ассоциация учреждений высшего образования), действующая в более чем 47 странах. В организацию входят более 800 высших учебных заведений.
Британская Кредитно-квалификационная система (QCF)
Кредитно-квалификационная система (QCF) разрабатывается и внедряется в Великобритании с 2010 г. Уровни, используемые в QCF, эквивалентны уровням действующей Национальной системы квалификаций. Одним из существенных преимуществ новой системы является стандартизация квалификационных званий, причем фактическое звание зависит не от уровня, а от объема программы обучения. В этом основное отличие новой системы от общепринятой методики определения ученых степеней в Великобритании. Несмотря на наличие описанных выше многочисленных исключений, как правило, предполагается, что фактическое звание отражает место на шкале обучения. Например, после Сертификата получается Диплом, после которого получается Диплом высшей степени, после которого получается Степень и так далее. В отличие от этого подхода, в QCF используются звания, привязанные к объему программы обучения.
К примеру, в новой системе официально разрешены только три степени, которые определяются по числу набранных баллов. Три разрешенных степени таковы:
Таким образом, рекомендованные звания отражают объем программы обучения в предметной области и четко указывают на уровень подготовки. Например, в QCF допустимо такое звание как «Свидетельство 6 уровня по маркетингу» (Level 6 Award in Marketing). В этом звании четко указывается объем программы («Свидетельство/Award» соответствует максимум 6 баллам ECTS), предметную область (в данном случае – маркетинг), а кроме этого – четко обозначается уровень квалификации.
В QCF имеется множество других факторов, направленных на повышение гибкости в получении квалификации, позволяющих учащимся накапливать баллы (возможно, даже во время работы в различных компаниях) до достижения полного объема программы обучения. Еще одним существенным аспектом новой системы является возможность распределения элементов программы по присуждающим организациям. К примеру, в ICM разработаны элементы программы обучения, которые могут использоваться другими присуждающими организациями в Великобритании в рамках их собственных программ.
Как уже говорилось ранее, в настоящее время в Великобритании в используются две системы оценки квалификации в сфере профессионального образования: NQF и QCF. Гибкость, свойственная этим системам, требует дополнительных ресурсов от присуждающих организаций. Конечно, присуждающие организации часто неохотно делятся своими материалами, хотя именно это требуется в рамках новой системы – QCF. Традиционные квалификационные звания были устранены, уступив место более последовательному и предположительно более информативному подходу. Однако это может привести к путанице и непониманию среди работодателей, организаторов обучения и учащихся, знакомых только с существующими традиционными квалификационными званиями. Кроме этого, очень многие считают, что Великобритании необходимо более тесно интегрировать свою систему в международные системы, хотя и маловероятно, что другие государства пожелают использовать весьма жесткие критерии присуждения квалификационных званий, используемые в новой системе QCF.
Заключение
Таким образом, сегодня существует насущная потребность в высококачественном профессиональном образовании. Эффективная система образования жизненно важна для непрерывного развития любой страны и обеспечения процветания общества в долгосрочной перспективе. В условиях возрастающей трансграничной мобильности трудовых ресурсов возникает потребность в стандартизации международных систем, что, однако, ни в коем случае не подразумевает отказ от существующих эффективных методов работы. Страны европейского региона все больше концентрируют внимание на Европе, от которой ожидают дальнейших шагов на пути стандартизации квалификационных требований, создания условий для пересечения границ при одновременном сохранении лучших аспектов отдельных государственных систем.
Дополнительная литература и ссылки