Совершенствование системы государственных (муниципальных) закупок

Российский бухучет

Автор:
Источник: Журнал «Госуслуги: планирование, учет, налоги» №9 – 2012
Опубликовано: 18 октября 2012

Вопросы совершенствования системы государ­ственных (муниципальных) закупок активно об­суждаются специалистами различных ведомств и органов власти. Планируется к принятию за­кон о контрактной системе. Какова роль в раз­витии сферы госзаказа Казначейства России, и может ли данное ведомство повлиять на рост эффективности закупок? Об этом наш диалог с экспертом.

 – Какие механизмы используют­ся Казначейством для повышения качества системы госзакупок?

 – С целью совершенствования си­стемы государственных закупок, по­вышения ее эффективности, а также развития функциональности сайта zakupki.gov.ru Казначейство России организовало проведение экспериментального мониторинга бюджет­ных обязательств получателей бюд­жетных средств. Возможности для выполнения мониторинга у Казна­чейства имеются. Ведомство распо­лагает разветвленной сетью террито­риальных органов, наши специалисты не понаслышке знают и понимают необходимость обеспечения эффек­тивного расходования бюджетных средств. И, что очень важно, при воз­ложении данных полномочий на Каз­начейство организация этой работы не потребует существенных расходов.

Проводимый мониторинг позволил выявить «слабые места» и понять, с чем нужно работать в настоящий момент.

Например, одна из проблем при размещении заказов – отсутствие подробного каталога товаров, поставляемых для государственных и му­ниципальных нужд, и детального классификатора работ и услуг. Существующие классификаторы не адапти­рованы для использования в сфере размещения заказов, в связи с чем у государственных и муниципальных заказчиков имеются определенные проблемы в части обеспечения публикации качественной информации о размещении заказов на официальном сайте zakupki.gov. Соответственно и участникам размещения заказа не просто ориентироваться в огромном массивеинформации. Над этой проб­лемой работают соответствующие фе­деральные органы власти.

 – В чем заключаются функции ведомства при обеспечении рабо­ты сайта zakupki.gov.ru?

 – Казначейство России является оператором официального сайта для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, вы­полнение работ, оказание услуг (zakupki.gov.ru). Соответственно мы должны обеспечивать полноту и про­зрачность сведений, публикуемых на этом интернет-ресурсе.

 – Над сайтом трудится и Минэ­кономразвития. У вас разные зада­чи или вы совместными усилиями выполняете одну и ту же работу?

 – И Казначейство России, и Минэко­номразвития России участвовали в создании официального сайта. Оба ве­домства согласно Федеральному зако­ну от 21.07.2005 № 94-ФЗ являются уполномоченными органами исполни­тельной власти по ведению, развитию и обслуживанию названного ресурса.

Минэкономразвития осуществляет ведение сайта, в т. ч. регистрацию и обслуживание пользователей, а также формирование функциональных тре­бований. Казначейство обеспечивает функционирование интернет-ресур­са, выдачу сертификатов ключей элек­тронных подписей представителям организаций, работающих на сайте, его развитие в части функциональных доработок в соответствии с требова­ниями Минэкономразвития.

 – С какими трудностями при­шлось столкнуться при запуске сайта?

 – Опытная эксплуатация сайта zakupki.gov.ru началась осенью 2010 г. Пилотными регионами выступили Татарстан и Бурятия. Тогда мы столкну­лись с проблемой отсутствия должного механизма регистрации организаций в масштабе всей страны. В декабре 2010 г. Казначейством совместно с Минэко­номразвития был разработан Порядок регистрации пользователей на офици­альном сайте в сети Интернет для рамещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выпол­нение работ, оказание услуг.

С 1 января 2011 г. сайт начал полно­ценную работу. К этому времени Каз­начейством уже была организована распределенная структура по реги­страции заказчиков и выдаче пользо­вателям сертификатов электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Отмечу, что при запуске и реали­зации проекта территориальными управлениями Казначейства России была проделана огромная работа. Уже в первые два месяца функционирова­ния сайта было зарегистрировано по­рядка 77% организаций и 59% пользо­вателей от их общего количества, зафиксированного по итогам 2011 г.

Также в конце 2010 г. остро встал вопрос о механизме информационно­го взаимодействия сайта и внешних си­стем размещения заказов. Сложность заключалась в том, что организация та­кого механизма должна быть открытой и понятной для всех участников про­цесса. В 2011 г. эта задача была решена с помощью интерфейсов обмена дан­ными с внешними региональными си­стемами размещения заказов. Благода­ря этому сайт стал единым источником информации о заказах и обеспечил возможность свободной интеграции. По результатам обращений пользовате­лей были приняты меры по увеличению производительности сайта, которая в среднем увеличилась на 20-25%.

 – При этом пришлось решать и такую непростую задачу, как элек­тронный документооборот…

 – Безусловно, обеспечение юридиче­ски значимого электронного документооборота между лицами, размещающими информацию о закупках, и официальным сайтом, а также между сайтом и элек­тронными торговыми площадками -стало одной из важнейших задач.

Трудность состояла в огромном ко­личестве участников электронного документооборота – сотни тысяч. При этом все они «разбросаны» по различ­ным регионам Российской Федера­ции. А для полноценного взаимодей­ствия на интернет-ресурсе участники системы госзакупок должны обладать сертификатами ключей ЭЦП.

Средняя стоимость такого серти­фиката на рынке составляет порядка 6000 руб. в год. Очевидно, что если бы заказчиков отправили за сертифика­тами на рынок, бюджетные затраты были бы чрезвычайно высоки – ежегодные расходы составили бы милли­арды рублей.

Между тем в Казначействе с 2005 г. действует удостоверяющий центр (УЦ ФК), который изначально предназ­начался для организации юридически значимого электронного документо­оборота ведомства с бюджетополуча­телями всех уровней.

Удостоверяющий центр представля­ет собой территориально распреде­ленную инфраструктуру, включающую 85 региональных центров регистра­ции участников электронного доку­ментооборота и около 2000 тысяч пунктов выдачи сертификатов, разме­щенных в районных центрах.

Казначейство предложило для раз­мещения заказов на официальном сайте использовать возможности УЦ ФК, что и было сделано.

В 2010 г., с августа по декабрь, выда­но более 500 000 сертификатов ключей ЭЦП. Конечно, потребовалась чрезвы­чайно напряженная работа всех терри­ториальных управлений ведомства, но задача успешно решена.

Среднегодовое количество серти­фикатов ключей ЭЦП, выдаваемых в на­стоящее время Казначейством России, составляет порядка 800 000 единиц (для сравнения – в 2009 г. было 300 000 единиц), а общее количество выданных нами сертификатов за восемь лет со­ставляет порядка 2 500 000 единиц.

 – Что вы думаете по поводу вне­дрения контрактной системы гос­закупок?

 – Введение в правовую и управлен­ческую структуру России нового ин­ститута – Федеральной контрактной системы – предполагает создание вза­имосвязанных мероприятий правово­го, организационного и экономиче­ского характера. Осуществление этих мероприятий направлено на повыше­ние эффективности и результативно­сти закупок, предупреждение корруп­ционных проявлений, а также на устранение недостатков действующе­го Закона № 94-ФЗ.

Решение этих задач возможно пу­тем последовательной системной мо­дернизации сферы обеспечения нужд публично-правовых образований как за счет развития уже существующих стадий закупочного цикла, так и за счет создания недостающих элемен­тов управления «контрактуемыми» расходами и их общей увязки.

Федеральная контрактная система позволит повысить качество и снизить издержки при исполнении функций и задач публично-правовых образований и бюджетных учреждений. Кроме того, жесткие условия планирования заку­пок, всеобщая доступность сведений о таких планах способствуют большей открытости публичной деятельности. 

Автор:

Теги: Казначейство России  государственные (муниципальные) закупки  госзакупки  Минэкономразвития  Федеральная контрактная система 

Все статьи цикла «Бюджетный учет в России»

(состоит из 38 статей)

Об уменьшении размера родительской платы в бюджетном учреждении на сумму частичной компенсации (14 мая 2012)

К какой статье КОСГУ относятся затраты на приобретение USB-модема? (14 мая 2012)

С крайнего севера – за границу: компенсация расходов за проезд в отпуск сотрудникам учреждений Крайнего Севера (4 июня 2012)

Как отразить в учете: начисление и перечисление арендной платы и НДС казенным учреждением? (21 июня 2012)

Составляем отчет (ф. 0503737): особенности составления Отчета об исполнении плана ФХД для бюджетных и автономных учреждений (25 июня 2012)

Подразделение обособленное – проблемы общие (28 июня 2012)

Отражение в учете алиментов, удержанных с пособий по безработице (30 января 2013)

Оплата имущества по статье 310 КОСГУ или статье 340 КОСГУ: материалы или основные средства (30 июля 2012)

Расходы на представительские мероприятия в автономных учреждениях: как запланировать и учесть (30 июля 2012)

Компенсация стоимости путевки для детского отдыха за счет бюджетных средств: отражение в учете (2 августа 2012)

Как правильно отразить в учете казенного учреждения перерасход месячного лимита на использование услуг сотовой связи? (6 сентября 2012)

Как бюджетному учреждению правильно относить расходы, осуществляемые за счет средств субсидии, если организация не ведет приносящую доход деятельность (10 сентября 2012)

Тонкости учета в учреждениях: вкратце об основном. Интервью с Вероникой Литвиновой (8 октября 2012)

«На ближайшие 3 года у Казначейства России много масштабных проектов» (11 октября 2012)

Как оформить движение и списание материалов в казенном учреждении (11 октября 2012)

Заполнение квартальной отчетности в государственном (муниципальном) учреждении: отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737), сведения об остатках денежных средств учреждений (ф. 0503779) (18 октября 2012)

Совершенствование системы государственных (муниципальных) закупок (18 октября 2012)

Систему контроля приблизят к международным стандартам (12 ноября 2012)

Расчет базы по страховым взносам в государственных (муниципальных) учреждениях (22 ноября 2012)

Отражения расходов на покупку автомобильных покрышек в учете бюджетного и автономного учреждения (6 декабря 2012)

Имущество бюджетных или автономных учреждений, относящееся к основным средствам (7 декабря 2012)

Учет канцелярских принадлежностей в бюджетном и автономном учреждении (7 декабря 2012)

Особенности учета сувенирной продукции, фотоальбомов, грамот и подарочных папок в бюджетном и автономном учреждении (20 декабря 2012)

Учет расходов на приобретение бланочной продукции и служебных удостоверений в бюджетных и автономных учреждениях (20 декабря 2012)

Страховой случай ОСАГО в казенном учреждении: отражение в учете (21 декабря 2012)

Учет затрат на подключение приборов мобильной связи в бюджетном и автономном учреждении (21 января 2013)

Отражение результатов переоценки НМА в отчетности бюджетного и автономного учреждения (21 января 2013)

Учет операций по переоценке основных средств бюджетных (автономных) учреждений (24 января 2013)

Какие документы можно принять от сотрудника, вернувшегося из командировки, для подтверждения оплаты услуг гостиницы? (30 января 2013)

Учет расходов на приобретение топливных карт в бюджетном и автономном учреждении (6 февраля 2013)

Отражение затрат на ремонт основных средств в учете бюджетного и автономного учреждения (7 февраля 2013)

Новое в бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений (28 февраля 2013)

Отражение транспортно-заготовительных расходов в бюджетном или автономном учреждении (6 марта 2013)

Учет и отчетность бюджетной организации нового типа (22 июля 2013)

Нормирование расходов по ГСМ (26 сентября 2013)

Бухучет и отчетность в госсекторе: переходим на новые стандарты (8 декабря 2014)

Учет реструктуризации суверенного долга по стандартам IPSAS (25 мая 2015)

Учет недвижимого имущества в бюджетном учреждении (7 июля 2015)