Стивен Джобс, «Apple»: история компании

Интервью, материалы прессы

Автор:
Источник: CEO
Опубликовано: 20 октября 2010

Стивен Джобс, «Apple»: история компании

Сорвав яблоко с древа познания и став одним из отцов-основателей компании Apple, а также всей современной компьютерной индустрии, он создал целую религию вокруг своего высокотехнологичного яблочного бренда, который в новом тысячелетии расцвел еще более пышным цветом.

Его обожают – словно он не менеджер, а звезда шоу-бизнеса, какой-нибудь Мик Джаггер или Элвис Пресли. «Он знает, чего хотят люди, пока они сами еще этого не понимают», – твердят его поклонники. «Высокомерный сукин сын! Тиран!», – восклицают его противники. В последнее время совершенно распустился. Цинично выкачивает деньги из поклонников. Вышел iPad — а прошивка сырая. Нет функций, которые уже сто лет как имеет iphone. Система пока однозадачна. И все аксессуры — наушники там, провод для соединения с компьютером — отдельно. За деньги. Что ж, Стив Джобс — гений, великий и ужасный. А за гениальность можно многое простить.

1984

«Я бы никогда не переспала с парнем, у которого PС», – говорит героиня фильма MacHeads. Смешно, но это не такая уж шутка. Потому что именно Джобс прочертил двойную сплошную линию между «писюками» и «маками». Он придумал не только операционную систему, утонченный дизайн, но и целую философию, идеологию. Точнее – религию.

Стив Джобс — великий революционер рынка персональных компьютеров, который всегда все делает вопреки. Почему-то считается, что бытовая техника должна быть серебристой или черной. Джобс первым (и последним) нарушил эту традицию, выпустив соблазнительные, как леденцы, розовые, оранжевые, синие, фиолетовые и голубые моноблоки. Он шлифовал Mac OS, пока она не стала совершенным инструментом, который не нуждается в том, чтобы пользователь все время им занимался – что-то устанавливал и удалял, подключал, дефрагментировал и прочее, прочее.

Компьютер Macintosh получил свое название в честь любимого сорта яблок одного из ведущих разработчиков Apple Джефа Раскина. Презентацию стильного по тем временам моноблока с удобной операционной системой и неслыханной новинкой — графическим интерфейсом (и мышью) предварял видеоролик, снятый знаменитым голливудским режиссером, постановщиком таких блокбастеров как «Чужой» и «Бегущий по лезвию бритвы» Ридли Скотт. Ролик назывался «1984». Это год выпуска первого «Мака», а также название классического романа-антиутопии Джорджа Оруэлла, написанного в 1948 году и предсказывавшего Англии беспросветное тоталитарное будущее в 1984-м. Ридли Скотт изображает это будущее – толпы, марширующие в серых робах, Большой Брат, вещающий с экрана: «Сегодня мы празднуем первую годовщину введения новых законов об очищении информации. Впервые в истории мы разбили сад чистой идеологии, где каждый труженик может расцвести, не опасаясь вредителей». В серой толпе возникает яркое пятно – весьма сексуальная спортсменка в оранжевых шортах и белой майке, метательница молота. Она бежит к экрану, за ней гонится полиция. Она пробегает между рядами в серых робах к экрану, раскручивает молот и запускает им прямо в лицо Большого Брата. Экран разбит, в зал, к людям в робах, врываются свежий ветер и ослепительный свет. Финальный титр: «24 января 1984 года компания Apple представит компьютер Macintosh. И вы поймете, почему 1984 год не будет похож на роман «1984». Этот ролик демонстрировался на главном смотре всех рекламных роликов года – во время телетрансляции финала американского футбольного Суперкубка (сейчас ролик можно посмотреть в YouTube). Ридли Скотт не преувеличивал. Стив Джобс действительно совершил великий прорыв в деле информационных технологий.

Гений маркетинга

В те годы слоган Apple звучал так: «Безумно восхитительный!». Порой кажется, что это не о компьютере, а о Джобсе. Он восхитительно самонадеян. До сих пор у компании нет никаких фокус-групп — Стив доверяет только себе и тем, кто способен придумать что-то радикально новое.

Когда у Apple к 1983 году начались проблемы и нужен был толковый управляющий, Стив сказал Джону Скалли из компании Pepsi: «Ты собираешься до конца жизни торговать газировкой или присоединишься ко мне и попробуешь изменить мир?». И мир действительно изменился. Джобс представил миру компьютерную мышку. Изменил облик РС, доказав, что рабочая лошадка может быть красивой. Именно он первым заявил, что дискеты 3,5 дюймов отжили свое и навязал покупателям компьютеры без соответствующих дисководов, объяснив, что файлы скоро будут пересылать только по электронной почте. Он был одним из первых энтузиастов беспроводного Интернета.

В 1985 году его выжили из созданной им же компании Apple. Тогда он взял и придумал студию мультфильмов Pixar. «История игрушек», «Корпорация монстров» – слышали, наверное? Многие называли Джобса не более, чем маркетологом — пусть и гениальным. Мол, за него всегда работали другие люди, вроде технического гения Возняка. Есть и еще более бессмысленный упрек — дескать, Apple пользуется не только собственными разработками, но скупает все лучшее, что придумывают в мире.

Но разве быть гением маркетинга проще, чем техническим гением? Да, у Джобса непростой – как у всех гениев – характер. Он может быть жутко неприятным типом, он вынудил уволиться многих талантливых людей, вроде Джефа Раскина, который и разработал первый «Мак». Но его рыночная дальнозоркость просто завораживает. Стив Джобс – гений стратегического маркетинга.

Абсолютные продажи

Сенсационный первый «Maк» продавался с большим скрипом — из-за рекламных трат цена выросла вдвое, в то время как РС с Windows и без претензий стоили дешево. Джон Скалли был прав, упрекая Стива Джобса в непомерных амбициях, но без Джобса, без его идей, Apple медленно и печально шла ко дну.

Джобса позвали назад. Он тут же предложил компании линейку продуктов, включая Newton (дедушка iphone и любого смартфона) и iMac. Новый моноблок мгновенно сделался модным и популярным, доля рынка росла. Однако продажи все равно уступали PC — на 20 миллионов «маков» приходилось где-то 340 миллионов компьютеров с Windows.

И вот в 2001-м Стив Джобс выпустил ipod. Спустя три года гаджет занял в США 90% рынка цифровых плееров с жестким харддрайвом и 70% рынка обычных плееров. Само слово «плеер» вышло из обихода. Теперь есть только ipod. Открылся itunes store – самый знаменитый теперь интернет-магазин музыки и видео, хотя в США есть и более удобные и популярные серверы. За первые 18 часов магазин продал 275 тысяч треков, а после выпуска версии для Windows программу скачали миллион раз всего за три дня. В декабре 2003 в Apple сообщили, что продано 25 миллионов песен.

В 2007-м компания Apple опубликовала сенсационный ежеквартальный отчет: компания заработала $1,7 миллиарда, из которых 48% пришлись на долю ipod. К январю 2007-го было продано 100 миллионов гаджетов.

В том же 2007-м Стив Джобс представил iphone — революционный тач-скрин телефон, где, в отличие от других смартфонов, не было кнопочной клавиатуры. Iphone вызвал очередной психоз как у поклонников Apple, так и у противников, которые, как обычно, за свои деньги желали, чтобы телефон кормил их с ложечки и стирал белье. Гаджет тут же стал культовым. Только в США по неточным данным около 6 с половиной миллионов подключенных к оператору AT/T айфонов.

Пророк в любом отечестве

Некоторые наблюдатели считают, что после прохождения полугодового лечения от рака поджелудочной железы Стив Джобс стал мягче. Теперь он соотносит свои амбиции с реальностью — отсюда и процессоры Intel, благодаря которым «маки» совместимы с Windows-приложениями и новые, более гуманные цены.

Конечно, практичные сторонники Windows PC все равно считают, что платить за дизайн, за удобство — роскошь, если речь идет всего лишь о компьютере. Но адепты религии Apple уже жить не могут без «безумно восхитительных» «ай-маков» и «айфонов». Ну и «айпадов».

А дело вовсе не только в изысканном дизайне. Джобс, похоже, совершает очередную информационную революцию. Целые отрасли человеческой деятельности – вроде средств массовой информации – оказываются перед задачей тотального реформирования только потому, что зануда Джобс предложил рынку легкий и элегантный планшетный компьютер iPad, да еще и подключил его к «облаку» общемировой и вашей персональной информации.

Нет, не стоит думать, что гений стратегического маркетинга и пророк религии Apple Стив Джобс не ошибается. Выпущенный недавно «безумно восхитительный» MacBook Air, например, оказался дорогой и бессмысленной тратой алюминия. Стив Джобс — эксцентрик, темперамент в нем хлещет через край. Бывает, что и не в ту сторону. Не зря в журнале Fortune Стива Джобса назвали «одним из первых эгоманьяков Силиконовой долины». Он даже из собственной болезни сделал очередную рекламу Apple, объездив с исповедью («10 уроков») всю Америку.

Стив Джобс – главная звезда Силиконовой долины да, наверное, и всего международного бизнеса. Его встречают ревом, воплями, слезами восторга – как Мика Джаггера. Его биографы захлебываются от восторгов. Российские поклонники «айфонов» и «айпадов» идут на сложносочиненные ухищрения, чтобы добыть желанные гаджеты и подарочные карты.

Но ненужно быть ни адептом «яблочной религии», ни поклонником лично мистера Стивена Джобса, чтобы увидеть очевидное: фантастические продажи и рост капитализации компании Apple – за 10 лет в 12 раз! У кого еще такие результаты? Наверное, Стив Джобс – лучший менеджер первого десятилетия XXI века. Гений бизнеса – великий и ужасный.

СЕО-урок N
Для успеха крайне важно личное отношение к тому, что вы делаете. Сильная, искренняя, позитивная эмоция, заложенная вами в продукт, может стать по-настоящему заразительной и обратить покупателя в вашу веру, способствуя массовым продажам!


1955, 24 февраля. Родился в Сан-Франциско, Калифорния.

1976. Основывает компанию Apple – вместе с хакером Стивеном Возняком, с которым Джобс дружил с 1971 года.

1984. Выпуск компьютера Macintosh.

1985. Уволен из Apple. Основал компанию NeXT Computer.

1986. Купил у Lucasfilm за $10 млн графическую студию, впоследствии ставшую студией анимации Pixar. В 2006 году студия Pixar продана компании Disney за $7,4 млрд..

1996. Компания NeXT продана компании Apple за $429 млн.

1997. Стив Джобс назначен СЕО Apple.

1998. На рынок выводятся компьютеры серии iMac.

2001. Презентация цифрового аудиоплеера iPоd.

2007. Сенсационный Дебют революционного смартфона iPhone.

2010. Начало продаж планшетного компьютера iPad.

Автор:

Теги: Стивен Джобс  Apple