Учетная политика: типовая структура

Российский бухучет
Источник: Электронная система «Госфинансы»
Опубликовано: 28 февраля 2013

В соответствии Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» независимо от организационно правовой формы и формы собственности каждая организация должна разработать и принять Учетную политику.

Типовая структура учетной политики включает общие положения, порядок составления и утверждения смет доходов и расходов, план финансово-хозяйственной деятельности, организацию бухгалтерского (бюджетного) учета, порядок и сроки проведения инвентаризации, порядок и сроки представления бюджетной и иной отчетности и учетную политику в целях налогообложения.

1. Общие положения

Данный раздел может содержать:

  • законодательные и нормативные документы, применяемые при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета;
  • задачи и функции структурного отдела (бухгалтерии), на который возложено ведение бюджетного учета и составление отчетности;
  • общие направления и принципы по ведению документооборота и составлению первичных документов;
  • принципы отражения учета исполнения бюджетной сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Кроме того, следует описать принципы осуществления мероприятий по автоматизации бюджетного учета, указать наименование программного продукта, выбранного учреждением для комплексной автоматизации бухгалтерского учета, а также раскрыть причины обусловленности выбора програмного обеспечения.

2. Порядок составления и утверждения бюджетных смет (плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения для бюджетных и автономных учреждений соответственно)

Здесь раздельно приводится порядок и локально-нормативный акт, которым закреплено составление бюджетной сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности.

3. Организация бюджетного учета (методология учета)

В данном разделе желательно пояснить специфику бюджетного учета, отразить:

  • общие принципы учета, с раскрытием информации в части организации бухгалтерской службы, порядка документооборота, перечня лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, технология обработки учетной информации в условиях комплексной автоматизации бюджетного учета. Следует отразить особенности бюджетного учета в учреждении (например, в части внутриведомственных расчетов);
  • учет нефинансовых активов (в разрезе основных средств и материальных запасов). Кроме того, можно утвердить структуру инвентарного номера основных средств нематериальных и непроизведенных активов;
  • порядок учета и списания топлива и ГСМ;
  • порядок учета и списания материальных ценностей, числящихся на забалансовых счетах;
  • учет расчетов с подотчетными лицами (в том числе в части хозяйственных операций и порядка оплаты при нахождении в служебной командировке);
  • учет расчетов с дебиторами и кредиторами, а также порядок контроля за указанными операциями;
  • учет расчетов по оплате труда;
  • учет кассовых операций;
  • санкционирование расходов бюджета по принятию бюджетных (денежных) обязательств;
  • учет доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

4. Порядок и сроки проведения инвентаризации, а также состава инвентаризационной комиссии по видам инвентаризуемого имущества

Согласно Закону № 402-ФЗ устанавливает нам следующие правила: случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются учреждением, за исключением обязательного проведения инвентаризации.

В настоящее время порядок проведения инвентаризации регламентирован Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» .

Проведение инвентаризаций обязательно:

  • при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки – передачи дел);
  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации.

Важно

При смене материально ответственных лиц инвентаризация проводится только в части имущества, закрепленного (числящегося) за соответствующим должностным лицом.

5. Порядок и сроки предоставления бюджетной и иной отчетности

6. Учетная политика в целях налогообложения

Раздел должен содержать особенности учета по тем налогам (обязательным платежам в бюджет), плательщиками которых является учреждение, в т.ч.:

  • налог на доходы физических лиц и страховые взносы во внебюджетные фонды;
  • транспортный налог;
  • налог на прибыль;
  • налог на добавленную стоимость;
  • налог на имущество;
  • земельный налог, и др.

Теги: учетная политика  бухгалтерский учет  бюджетный учет  финансово-хозяйственная деятельность  бюджетные и автономные учреждения  методология учета  бухгалтерская служба  политика в целях налогообложения  Минфин