Автор: Денис Лысенко, Президент НП “Ассоциация Профессиональных Бухгалтеров Содружество“, к.э.н.
Источник: НП «Ассоциация Профессиональных Бухгалтеров Содружество»
Дата публикации: 15 Июля 2013
В соответствии с п.3 ст.4 Федерального Закона от 21.11.1996г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» до 1 января 2013 года организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, были вправе не вести бухучет за исключением основных средств и нематериальных активов. Однако с 01.01.2013 года указанный Закон №129-ФЗ утратил силу в связи с введением Федерального закона от 06.12.2011г. №402-ФЗ, согласно которому данные организации обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме (п.6 Закона №402-ФЗ). От ведения бухучета освобождены только индивидуальные предприниматели (независимо от выбранной системы налогообложения) и представительства иностранных компаний.
Безусловно, те организации, которые находясь на упрощенке, вели бухгалтерский учет в полном объеме, спокойно восприняли поправки в законодательство, чего нельзя сказать об «упрощенцах», которые бухучет не вели.
Конечно, с нуля начать вести бухгалтерский учет не получится, поэтому придется его восстанавливать. Какие действия предпринять, и в каком порядке, мы постарались изложить в настоящей статье.
Согласно п.3 ст.10 Закона №402-ФЗ бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета. Исходя из этого организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, с 1 января 2013 г. должны вести бухгалтерский учет и, соответственно, представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке (письмо Минфина России от 23.10.2012г. №03-11-09/80).
Любая работающая организация имеет активы и обязательства, а значит, по состоянию на 1 января 2013 года необходимо определить входящие остатки по соответствующим счетам бухгалтерского учета и сформировать вступительное сальдо по соответствующим статьям Бухгалтерского баланса на 01.01.2013 года.
С этой целью проводится инвентаризация всех активов и обязательств компании, а именно:
После проведения инвентаризации активов и обязательств следует сформировать остатки по счетам бухучета по состоянию на 1 января 2013 года.
Важно отметить, что субъекты малого предпринимательства могут применять упрощенные правила ведения бухгалтерского учета. Согласно п.6 Приказа Минфина России от 02.07.2010г. №66н «О формах бухгалтерской отчетности» они вправе формировать отчетность по упрощенной системе.
Кроме того, малое предприятие может сократить количество синтетических счетов в своем рабочем плане счетов по сравнению с общим Планом счетов. Специалисты финансового ведомства рекомендовали таким компаниям упрощенный план счетов.
Как следует из п.3.1 Информация Минфина России от 19.07.2011г. №ПЗ-3/2010, упрощенцы могут использовать:
К указанным счетам бухучета организация может открывать отдельные субсчета. Например, к счету 10 могут быть открыты субсчета «Сырье и материалы», «Топливо», «Запасные части», «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» и др.
Для того чтобы отразить начальное сальдо по счетам бухгалтерского учета, следует сформировать проводки с использованием вспомогательного счета 00 и сделать в бухучете следующие проводки:
После разнесения всех остатков по счетам бухгалтерского учета, организация должна определить нераспределенную прибыль (непокрытый убыток). С этой целью рассчитывается кредитовый и дебетовый оборот по вспомогательному счету 00.
Порядок расчета нераспределенной прибыли можно представить так:
Если по результатам расчета компания получила нераспределенную прибыль, в бухучете будет сформирована такая проводка:
Дебет 00 Кредит 84 – сформирована чистая прибыль на конец отчетного года.
Соответственно, сумма убытка в бухгалтерском учете рассчитывается следующим образом:
При отражении убытка в бухгалтерском учете следует сделать следующую запись:
Дебет 84 Кредит 00 – отражен непокрытый убыток отчетного года.
Исходя из полученных данных организация сможет отразить вступительное сальдо на 1 января 2013 года в Бухгалтерском балансе.